"Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых имитационных упражнений"
материал на тему

Канунникова Ирина Михайловна

Выступление из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №33 «Радуга»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ИМИТАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Подготовил:

воспитатель

Канунникова И.М.

Губкин, 2015г.

Актуальность

В период модернизации дошкольного образования, поиска повышения его качества без потерь для здоровья детей не может оставаться без внимания процесс физического воспитания и такой его аспект, как подготовка к школе.

Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, для будущего первоклассника являются достаточное развитие сенсорного и моторного компонентов двигательного анализатора тела и готовность руки, как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Традиционно для подготовки руки ребенка к письму в дошкольном образовании используется изобразительная, продуктивная, бытовая, игровая деятельность прямо или опосредованно влияющая на развитие тонкой моторики.

В решении данной проблемы недостаточно используются возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в целом и спортивных игр, в частности. В научно-методической литературе явное предпочтение для развития мелкой моторики отдается пальчиковой гимнастике. Современные программы  дошкольного образования в разделе «Физическая культура» не выделяют средства развития тонкой моторики.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелость мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» не эффективно. Начинать надо с того уровня физических упражнений, которые доставляют удовольствие. Поэтому  в системе традиционных средств развития тонкой моторики шире должны использоваться имитационно - игровые упражнения. Мотивы игры придают смысл двигательной деятельности, они близки и доступны ребенку, захватывают его, связаны с конкретностью формы, в какой происходит овладение движением. Игровая форма физических упражнений помогает ребенку установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.

Очень важной частью работы по сопряженному развитию общей моторики и тонкомоторных действий   является утренняя гимнастика. Она представляет собой комплекс упражнений для рук, ног и туловища. Комплекс состоит из 5 – 6 упражнений, каждое из которых выполняется 6 – 8 раз. Продолжительность гимнастики до занятий 6 – 8 минут. В комплексы утренней гимнастики для дошкольников включаются такие движения, которые охватывают возможно большее количество мышечных групп и по сложности адекватны их возрастным особенностям.

Разработанные  комплексы утренней гимнастики с использованием  теннисных ракеток, мячиков, хоккейных клюшек, бит, увеличивают мышечное напряжение, влияют на формирование осанки. Разнообразные способы хвата клюшки, биты, теннисной ракетки, способствуют развитию силы и координации движений пальцев, а так же  повышает интерес детей к занятиям гимнастикой.

Комплексы предусматривают упражнения для развития мелкой моторики:

«Удержи мячик!»  (Удерживать мячик двумя пальцами с их сменой).

  • «Брось мячик в вертикальную или горизонтальную мишень».
  • «Почекань мячик ракеткой!» (Чередование правой и левой руки, вращение кистью).
  • «Кто скорее измерит биту?» (Перехват биты руками).
  • «Катаем бревнышко» (Катание городков пальцами).
  • «Подбрось – поймай!» (Уронить теннисный мяч на пол и поднять его после отскока ракеткой).
  • «Меткие стрелки». И.п. – сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч. Щелчком передавать мячик для пинг – понга.
  • «Кругосветной путешествие». (Вращение на 360 градусов мяча диаметром  20 см в разные стороны пальцами).
  • «Кулак, ребро, ладонь». И.п. – стоя или сидя. В одной руке ракетка (удерживаем горизонтально), второй рукой выполняются движения: «ребро, ладонь, кулак», затем смена рук.
  • «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее все!» (Катание мячика для пинг – понга в ладонях).

Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физминуток. Во время занятий у дошкольников значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении; мышцы кисти работающей руки.

Упражнения на развитие мелкой моторики мы включали в гимнастику после сна.

Пробуждение после дневного сна - серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. 

В условиях дефицита свободного времени в режиме дня дошкольника чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна оздоровительное направление Комплексы гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения упражнений, а благодаря частой смене комплексов поддерживается интерес к гимнастике.

В содержание гимнастики целесообразно включать следующие упражнения:                     

1. Гимнастика в постели (суставная гимнастика, упражнения для активизации кровообращения).

2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

3. Дыхательная гимнастика.

4. Водные процедуры в сочетании с самомассажем.

«Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Ведущее место в процесс овладении игровых упражнений отводиться имитации, так как подражаемость, легкая внушаемость - основные особенности нервно-психического развития дошкольника. Поэтому одно из основных условий успешного обучения дошкольника игровым упражнениям – многократное, совместно с педагогом и всеми детьми повторением действий.

Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем у детей появилась целенаправленность и осмысленность действий, что позволило достичь существенных результатов в развитии тонкой моторики и ручной ловкости; при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать сопряженно с развитием общей моторики. Типичные упражнения обеспечивающие сопряженное развитие тонкой и общей моторики:

  • Передай клюшку, городок, биту, ракетку» (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.).
  • «Положи – возьми биту, городок, ракетку» (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями).
  • «Измерь биту, клюшку» (хватательными движениями, плотно приставляя ладонь к ладони).
  • «Барабан» (наклониться к ракетке, бите, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться).          
  • «Кулак, ребро, ладонь». И.п. – стоя или сидя. В одной руке ракетка (удерживаем горизонтально), второй рукой выполняются движения: «ребро, ладонь, кулак», затем смена рук.

«Я катаю свой орех, чтобы стал круглее все!» (Катание мячика для пинг – понга в ладонях).

Успех в работе по развитию мелкой моторики может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те  навыки и знания которые ребенок получил в детском саду, должны подкрепляться в семье.

Таким образом, включение технологических блоков с направленностью на сопряженное развитие общей моторики и тонкомоторных действий, в систему физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения, интеграции усилий педагогов, родителей, направленная на их освоение и применение,  конкретность заданий и мотивация детей на их выполнение, позволили получить положительный результат.