Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»
    статья (конструирование, ручной труд) по теме

    Незнанова Оксана Валерьевна

    Консультация по  обучению детей конструированию из бумаги в технике квиллинг.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»

    Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы дошкольного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности.
    Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт. Говоря непосредственно о дошкольном возрасте, следует отметить, что именно развитие мелкой моторики рук способствует успешному становлению отдельных личностных и физиологических качеств ребенка.

    У многих детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью. Многие дети с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть-застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше. Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги.
    Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений. Одним  из видов конструирования из бумаги

    является конструирование в технике бумагокручения.. На английском языке техника бумагокручения называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако, эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Для работы в технике квиллинг

    понадобится небольшой набор инструментов, который не составит труда найти:
    1. Стержень небольшого диаметра. Используется для намотки спирали из бумажной полосы, при этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
    2. Пинцет. Кончики пинцета должны быть точно совмещенными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, так как могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для рук ребенка, обеспечивая надежный захват с наименьшим давлением.
    3. Ножницы. Для максимально точной нарезки бахромы.
    4. Клей. Особых рекомендаций нет. Он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Возможно ПВА.
    5. Простейшие чертежные инструменты: линейка, карандаш.
    6. Бумага.

    В чем же заключается техника «quilling»? Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль небольшого размера. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, а затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем. Дети всегда смогут придумать новые элементы для квиллинга.
    Освоение техники бумагокручение целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, но чтобы она не наскучила дошкольникам необходимо играть с цветом и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных ролов можно складывать элементарные цветы, один ролл – сердцевина цветка, еще пять – лепестки.
    После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.
    Далее следует приступить к изучению основных базовых элементов квиллинга. Перечислю основные из них: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, глаз, ромб, лист, треугольник, стрелка, полукруг, полумесяц, конус, птичья лапка, звезда.
    Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
    Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с ребятишками необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.
    В основном применение техники квиллинг целесообразно при изготовлении натюрмортов с цветами, роллы и получаемые из них формы способны точно передавать элементы цветковых растений. Но нет ограничений в использовании этой техники: мастера создают также пейзажи, произведения анималистического жанра (в основном это птицы), и другие композиции. Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться своей оригинальностью.
    Освоив основные элементы бумагокручения, ребятишки смогут создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции. Таким образом, техника квиллинг – эффективная техника для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие личности ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

    Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

    «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

    Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

    Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»/

    Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребе...

    Проект «Развитие мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»

    Проек в группе компенсирующей направленности с нарушением речи" Развитие мелкой моторики руки посредством разных видов деятельности."...

    Семинар на тему: "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности"

    Семинар является заключительным отчётом о проведённой работе по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук у детей способству...

    Семинар для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности».

    Здравствуйте уважаемые коллеги!Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образовани...