Музыкально – ритмические упражнения как средство развития представления о себе у дошкольников.
статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

в статье раскрываются и проводится аналогия таких понятий как самооценка , представления о себе. раскрываются цели , задачи  применения музыкально - ритмических упражнений  у дошкольников. Также дана характеристика группам муз - рит упражений. Дано описание нескольких телесно - ориентированных игр. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – ритмические упражнения как средство развития представления о себе у дошкольников.

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов  деятельности и общения. Положительная самооценка основана на самоуважении, отрицательная -  выражает неприятие себя, самоотрицание. Как указывал Л.С. Выготский, самооценка формируется у детей на основе представлений о себе, своем месте в обществе, т.е. если у ребенка не сформировано  представление  о себе, о своих возможностях -     у него не может  развиться адекватная самооценка.  По мнению М.И. Лисиной,  в дошкольном возрасте  уже начинают формироваться отклонения в личностном и коммуникативном статусе. И  очень важно сформировать правильные представления о себе у ребенка в этом возрасте - основу для  дифференцированной адекватной самооценки. Поэтому развитие адекватного представления о себе актуально при реализации данной образовательной области.  

Представления о себе - это накапливаемые совокупные сведения о качествах, свойствах личности, результатах деятельности, отношения других людей.

На формирование  представления  о себе у детей  дошкольного возраста влияет ряд факторов:  

-отношение и оценка окружающих,

-  успешность \ неуспешность в деятельности

- и качество усвоения норм и правил поведения.

С давних пор музыка   и движения используются как лечебный фактор. Ритмическое движение дарит человеку здоровье - полноту и естественность жизни, самореализацию. Ритмическое движение способствует уменьшение локального мышечного напряжения - зажимов, оно тренирует равновесие и дыхание, улучшает подвижность и осанку - учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.  Ритмические задания по утверждению М.И.Чистяковой помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. А.И.Буренина отметила, что в 5-7 лет у детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации упражнений из области хореографии, гимнастики. Нормально развивающийся ребенок терпеливо и целенаправленно в дошкольном возрасте стремится овладеть движениями и действиями, наслаждаясь чувством освоения. При этом это чувство также является наградой за усердие.

Применение музыкально – ритмических упражнений  в работе с детьми дошкольного возраста:

- стимулируют развитие  всех психических и физических  процессов и межличностного общения, расширяют опыт положительных эмоций от выполненной деятельности;

- способствуют формированию представления о своем теле, положительно влияют на осознанное установление границ физического «Я»;

- побуждают ребенка к  активной организованной деятельности  в коллективе сверстников, стимулируя при этом такие важные для формирования представления о себе операции сравнения себя с другими и оценивание себя на основе действий  других.

   Заострим внимание на Правилах,  о  которых должен помнить педагог, при работе по формированию представления о себе у детей дошкольников средствами музыкально – ритмических упражнений.

  1. Проведение упражнений  должно проходить при демонстративно хорошем отношении взрослого к ребенку. Ребенок должен быть уверен в хорошем отношении к нему взрослых. Изменение оценки, происходящее при наказании или других прямых воздействиях взрослого, приводит к невротическим реакциям, к искажению представления о себе, своих возможностях.
  2.  Максимальное  использование тех возможностей (помещения, оборудования, специалистов  и т.д.), которые потенциально имеются в образовательном учреждении.
  3. При групповой работе с детьми необходимо осуществление индивидуального подхода, который может выражаться в дозировании нагрузки, неодинаковой  оценке деятельности, коррекции конкретного двигательного нарушения.
  4. Все упражнения  должны проводиться  с учетом ведущей деятельности дошкольников – игровой и должны мотивироваться в доступной для детей форме. Поэтому все упражнения  должны начинаться со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы с вами  отправимся в путешествие…» и т.п.
  5. Все  упражнения  должны проходить в   атмосфере, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать  себя, действовать по возможности на свое усмотрение, проявлять творческое самовыражение.

Главной целью всех занятий по развитию адекватного представления о себе у старших дошкольников посредством музыкально – ритмических упражнений  является: содействие созданию у дошкольника  собственного целостного представления о себе, своих возможностях  и получение им положительного опыта общения и практической деятельности.

Частными задачами  для реализации этой цели являются:

  1. Содействие развитию координации, пространственной ориентации, обогащению опыта детей путем создания образов представлений.
  2. Создание условий для развития коммуникативных навыков общения со сверстниками, умения вести себя в группе; обучение процессу сравнивания себе со сверстниками, умения действовать по образцу и самостоятельно.
  3.  Содействие развитию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях, потребности в самовыражении в движении под музыку.

Средствами  для реализации  данной цели и задач являются  игры и упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая её ритм, темп, характер с помощью движений. Это могут быть: свободные и тематические игры на заданный музыкальный материал; танцы, танцевально – ритмические композиции, ритмико–телесные упражнения, музыкально -  подвижные игры и телесно – ориентированные игры

Музыкальный репертуар для упражнений  содержит достаточно разнообразные по жанру и по характеру композиции.

Все  используемые на  средства можно условно подразделить на 5 групп:

Характеристика используемых  средств.

1.Игры и упражнения на подражание (имитацию) –  выполнение их стимулирует у детей создание  образов представлений, учит  перевоплощаться в сказочные или реальные персонажи, проявлять при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. Помогают создавать оригинальные двигательные образы  ребенка,  выполнять движения в соответствии с представленным образом и  сопоставлять свои движения с характером музыки, развивая тем самым способность к самовыражению в движении. Проводятся обычно в разминочной части занятия и служат подготовкой к основной части. Такие, например как: ходьба, бег, прыжки,  изображая животных (машину, самолет, и т.д.)  под соответствующее музыкальное сопровождение; музыкально-подвижные  игры «Веселый хоровод»; «Ходим кругом», «5 движений», «Зоопарк» и т.д.

2. Музыкально – ритмические композиции – разучивание и выполнение их в группе стимулирует развитие психических процессов (память, внимание и т.д.); учит детей действовать по образцу и вместе, согласовывать свои движения с действиями товарищей (процессы идентификации себя  со сверстниками, элементы саморефлексии); способствует развитию ощущения своего внутреннего ритма – «своей орбиты» через ощущение ритма группы в общем движении   со сверстниками; стимулирует развитие адекватного представления о своих возможностях.

3. Музыкальные телесно - ориентированные упражнения и  игры: способствуют формированию физического образа Я, развитию представления о «схеме» тела (н-р:  «ЛА-ВА-ТА», «Точка, точка, запятая»); помогают приобретать  положительный опыт взаимодействия с ровесниками ( н- р: «Ручеек», «Танцевальный квартет») и адекватно представлять и оценивать свою деятельность и возможности  (н-р: «Считалочка», «Зеркало», «Тень», «Игра со стульчиками» и т.д.)  Все предложенные игры и упражнения направлены также на создание условий для самовыражения и повышения уверенности в своих силах.

4. Релаксационные упражнения и расслабляющие  упражнения с элементами самомассажа: способствуют снижению уровня негативных отклонений (тревожности, страхов и т.д.);  снятию зажимов мышечного аппарата. Формируют у ребенка способность разбираться в сложной гамме собственных чувств и эмоций, ощущений. Учат управлять своим  состоянием, путем достижения внутренней гармонии и уравновешенности. Помогают прочувствовать свои физические ощущения, формируя тем самым представления о себе, своем физическом «Я». Примером могут быть  игры : «Волшебный сад», «Магниты», «Бабочка и ветерок»; комплексы  самомассажа («Буратино» ).

Продолжительность каждого занятия  варьируется от 25 до 35 мин, с учетом физической подготовленности и настроения детей. Занятия проводятся воспитателями, специалистами  по физическому воспитанию под руководством педагога – психолога. Структура  всех занятий    состоит из: разминки (вводная часть), основной  части, заключительной части, подведения итогов.

Важным моментом в организации занятий является проведение итоговой беседы. Она состоит из рефлексивных вопросов «Что понравилось?», «Что получилось?», «Какие эмоции и ощущения испытывали во время выполнения?». Такие небольшие беседы способствуют осознанию  детьми своих чувств, состояний, т.е. достигаемое ими представление  себя, возможностей своего тела и выражение их в вербальной форме.

Если кого - то заинтересовал данный вопрос, то у меня есть составленный комплекс из 13 занятий по формированию представлений о себе у детей дошкольного возраста  средствами музыкально – ритмических занятий, а также описание игр и музыкально – ритмических композиций.

А теперь я предлагаю вашему вниманию нескольких телесно – ориентированных игр, чтобы  на практике ощутить их благотворное влияние.

1.«Если нравиться тебе»  (приобретение  положительного опыта  взаимодействия с ровесниками, действие по общей образцу)

Дети стоят в кругу, с началом музыки (песня если нравиться тебе (--)) начинают проговаривать: «Если нравиться тебе, делай так (ведущий показывает несложное движение, например хлопки или прыжок на месте, а дети повторяют), если нравиться тебе, делай так (выполняют движение), если нравиться тебе, ты другому покажи, если нравиться тебе делай так (поворачиваются друг к другу и показывают движение)». Игра повторяется с другим ведущим.

2.Тень (приобретение  положительного опыта  взаимодействия с ровесниками, действие по образцу)

        Дети делятся на пары – один ведущий, другой его тень. Дети произносят слова: «Нам с тобой играть не лень, повтори за мною тень» С началом музыки ведущий свободно перемещается по площадке выполняя несложные разнообразные движения, другой ребенок должен в точности повторить его действия. С окончанием музыки дети меняются ролями и игра повторяется.

3.«Слепой танец» (Воспитание доверия друг к другу)

Дети разбиваются  на пары. Один  получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». С началом музыки дети берутся  за руки и танцуют  друг с другом под легкую музыку. Потом  меняются ролями. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно на пол и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук. Потом дети меняются ролями.

4. «Тряпичная кукла» (Развитие тактильного взаимодействия, создание атмосферы особой доверительности к партнеру)

Двое детей образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей "кукле".В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями. Характер взаимодействия с "куклой", может без слов воспитывать ребенка в духе партнерских взаимоотношений. Ведь "кукла" должна полностью положиться на своего партнера, довериться ему. Ребенок, играющий с "куклой" будет стараться не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.

5.Волшебный сад. (применяется как релаксационное упражнение  в конце занятия)

Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» – ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении  «цветы» должны снова закрыться в бутоны

«Ручеек» (приобретение  положительного опыта  взаимодействия с ровесниками)

Дети встают парами в колонну , сцепив руки так, чтобы получились «воротики»; один ребенок без пары встает лицом к колонне. С началом музыки (спокойная – «журчание ручья»)  ребенок – ведущий выбирает из первой пары  одного ребенка и проходит в конец колонны под всеми «воротиками». В конце колонны они образуют свою пару, а оставшийся ребенок становиться ведущим. Игра продолжается до тех пор пока не закончиться музыка.

  Литература:

 

  1. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. – СПб: Педагогика, 1999 – 320с.
  2. Буренина А.И. От игры до спектакля – СПб: ЛОИРО, 1995
  3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - СПб.: ЛОИРО, 2000-220с.
  4. Малкина – Пых И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога. – М: Эксмо, 2005.- 992с.
  5. Музыка и движение /  сост. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина – М: Просвещение, 1981 – 158с.
  6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М:  ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

Педагогический проект "Танцевальная и музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников"

данный проект помогает развить творческие способности детей через эффективное использование системы форм, методов и приемов хореографического обучения...

Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"

Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет...

«Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника».

laquo;Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника».Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в с...

Музыкально – ритмические упражнения как средство развития представления о себе у дошкольников.

Применение музыкально – ритмических упражнений  в работе с детьми дошкольного возраста....

Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в современном мире. В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенк...