Физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно – оздоровительной работы
консультация по физкультуре (средняя группа) по теме

Большакова Екатерина Алексанровна

Изучая вопрос физкультурных занятий на воздухе как эффективной формы физкультурно – оздоровительной работы, мы выделили ряд проблем возникших в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Физкультура на улице47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурные занятия как эффективное эффективная форма физкультурно – оздоровительной работы

Изучая вопрос физкультурных занятий как эффективной формы физкультурно – оздоровительной работы, мы выделили ряд проблем возникших в воспитании детей.

повышение образовательной нагрузки

пристрастие к компьютерным играм и телепередачам

у некоторых детей наблюдается негативное отношение к физической культуре

Все эти проблемы составляют одну наиболее общую и важную проблему как недостаточная активность детей.

К основным задачам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ относится:

-охрана и укрепление здоровья детей;

-совершенствовать физическое развитие детей;

-формировать у детей двигательных умений и навыков;

-системе знаний об организме, роли физических упражнений;

-воспитывать привычки соблюдать режим дня;

-воспитывать интерес к занятиям спортом.

Эти задачи решаются с помощью с помощью таких форм физкультурно-оздоровительной работы

  • НОД по физической культуре в спортзале
  • физкультурные занятия на воздухе
  • утренняя гимнастика
  • физкультминутки
  • гимнастика после сна
  • подвижные игры
  • физкультурные праздники
  • дни и недели здоровья

Одна из эффективных форм работы являются игровые физкультурные занятия на воздухе.

На занятиях данного типа решается задача совершенствования двигательных навыков, развития психофизических качеств, приобретённых детьми в процессе опосредованного обучения.

Структура занятий соответствует традиционной.

  1. Вводная часть, содержанием которой являются игры малой подвижности, направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их внимания, постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений и интенсивной работе в основной части занятия. Вводная часть может состоять из различных построений, разных видов ходьбы.
  2. Основная часть решает комплекс программных задач: совершенствование двигательных навыков и физических качеств, тренировку функциональных возможностей организма. В её содержание включены народные игры, игры – хороводы, игры – эстафеты, игры – соревнования, игры в парах, воспитывающие у детей чувство взаимопомощи.
  3. Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к её снижению, на снятие общей возбуждённости и приведению частоты сердечных сокращений ребёнка в норму, при этом сохраняя бодрое, жизнерадостное настроение. В эту часть занятия вошли игры малой подвижности: «Молчанка», «Узнай по голосу», «Потянемся к солнышку», «Лови – не лови» и др.

Физические упражнения, применяемые на занятиях, оказывают разностороннее влияние на организм детей: содействуют

развитию опорно-двигательного аппарата,

 формированию хорошей осанки,

 повышают дееспособность кардиореспираторной системы,

 стимулируют обмен в соответствии с потребностями растущего организма,

 укрепляют нервную систему.

Положительно влияют на эмоциональное состояние детей.

При выборе и проведении занятий на улице мы сталкиваемся с рядом особенностей физкультуры на воздухе:

  • Время года. Под разное время года подбираются разные виды подвижных игр и упражнений
  • Метеорологические условия. Осадки, гололед, сильный ветер, высокая низкая температура воздуха
  • Время проведения упражнений
  • Форма одежды

Физкультурные занятия лучше проводить перед прогулкой или В конце ее, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе. В дни физкультурных занятий воспитатель  должен правильно распределить двигательную деятельность детей. Если занятие проводится в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растерлись; переоделись и вышли на прогулку. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10-15 мин в помещении, а затем выйти на прогулку. После высокой двигательной активности на занятии в плане прогулки нужно предусмотреть спокойную деятельность детей. Но, как показали наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они  чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры.

 Если занятие проводится в конце прогулки, воспитатель должен предложить детям в эти дни на прогулке менее подвижные игры. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года. Это целесообразно потому, что дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении.

  В холодную погоду в начале занятий дается бег, который усиливает кровообращение и согревает детей, однако при этом нагрузка и темп движений должны быть умеренными, чтобы не вызвать сразу перегревания и потения детей. Слишком интенсивная нагрузка в начале занятия или даже в середине его с последующим ее снижением может вызвать, особенно в ветреную погоду, охлаждение. так как влажное тело быстрее и в большей степени отдает тепло, чем сухое. Поэтому в зимние месяцы нагрузка на занятии должна быть равномерной, с некоторым увеличением в конце основной части (при проведении подвижной игры). В связи с этим подвижные игры зимой должны строиться на доступных и знакомых детям движениях - бег, ходьба, прыжки, перемещения: они вовлекают в действие все мышечные группы и тем самым согревают весь организм. Содержание игр должно быть таким, чтобы все дети действовали активно; менее пригодны игры В которых подвижность ребенка зависит от его активности или правила предусматривают выход пойманного из игры на продолжительное время.

   В морозную погоду важно чередовать бег с ходьбой и в процессе занятий использовать различные виды бега - медленный и со средней скоростью. Большое внимание в зимнее время следует уделить эстафетам: при проведении эстафет дети оживлены, подбадри­вают товарищей, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши; задания в эстафетах не сложны, дети их выполняют быстро и не ждут долго своей очереди.

Виды физкультурных занятий на прогулке с детьми дошкольного возраста

1.Игровые занятия.

Построены на основе народных подвижных игр, игр-эстафет с включением игр-аттракционов и игр на основные виды движения.

2.Занятия-тренировки. Направлены на обучение спортивным играм и элементам легкой атлетики.

3.Прогулки-походы.  Это длительная спортивная ходьба по длительному маршруту. Воспитатель рисует несколько маршрутов. Детей знакомят со странами света. Протяженность каждого маршрута 4-5 км туда и обратно. Маршрут делится на несколько этапов. Первый – 200-300 м для малышей, 500-600 – для старших дошкольников. Постепенно расстояние увеличивается. Дети доходят до намеченной цели, освоив другой маршрут. Это занятие позволяет укрепить свое здоровье, увеличить знания по окружающему миру. У детей должно быть все необходимое: питье, игрушки, средства для оказания первой медицинской помощи. Дойдя до намеченной точки, детям дают отдохнуть и расслабиться. Подвижные игры не проводятся.

4.Сюжетно-игровые занятия. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.д.

5.Самостоятельные занятия. Собственно вся система физкультурных занятий должна быть направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно делать гимнастику, разминаться. Поэтому по мере накопления от возраста к возрасту двигательного опыта, таких занятий становится все больше.

Если чередовать все предложенные виды занятий, то план получается разнообразным по направленности  и интересным для детей.