Консультация для педагогов «Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
консультация по физкультуре

Сафарова Диана Радиковна

Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zanyatiya_na_vozduhe.dcx_.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад «Ромашка»


Консультация для педагогов

«Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Сафарова Д.Р.

инструктор по физической культуре

                                       г. Советский, октябрь 2017г.

Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физической культуре.

Одна из эффективных форм работы являются игровые физкультурные занятия на воздухе.  Занятия игрового характера отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями.

На занятиях данного типа решается задача совершенствования двигательных навыков, развития психофизических качеств, приобретённых детьми в процессе опосредованного обучения. 

Структура занятий соответствует традиционной.

На занятиях данного типа решается задача совершенствования двигательных навыков, развития психофизических качеств, приобретённых детьми в процессе опосредованного обучения.  Выбирая игры для занятий, следует руководствоваться такими требованиями такими требованиями:

  • Учёт возраста и физической подготовленности детей;
  • Учёт дидактических принципов: доступности, систематичности, повторности;
  • Учёт физических нагрузок (включение всех мышечных групп: включать игры с различными основными движениями);
  • Учёт интересов детей (при их желании игры заменять на полюбившиеся);
  • Ежедневное использование на прогулке хорошо знакомых игр.

При выборе игр нужно  учитывать сезонность, погоду, температуру воздуха. Планируя игровые занятия, следует помнить обо всём многообразии подвижных игр: по тематике, движениям, правилам. Подвижные игры и эстафеты следует подбирать так, чтобы дети могли применить приобретённые на физкультурных занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных движений.

Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Физическая нагрузка в игре регулируется расстоянием для пробежек, сложностью выполняемых заданий, числом повторений игры и продолжительностью остановок в игре. Для достижения достаточной нагрузки игры повторяются 3 – 5 раз с короткими перерывами  15 – 20 сек. При проведении игр эстафет в целях увеличения активности детей организуется от 3 до 5 команд, что также позволяет больше упражняться в закрепляемом движении.

Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.

 Начинать занятия на открытом воздухе лучше в тёплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся условиям внешних факторов, т.е. повышается закалённость детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это в полной мере относится и физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятие надо регулярно, а не от случая к случаю и стремиться, чтобы все дети их посещали.

Физкультурные занятия лучше проводить перед прогулкой или в конце ее, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе. В дни физкультурных занятий воспитатель  должен правильно распределить двигательную деятельность детей. Если занятие проводится в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растерлись; переоделись и вышли на прогулку. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10-15 мин в помещении, а затем выйти на прогулку. После высокой двигательной активности на занятии в плане прогулки нужно предусмотреть спокойную деятельность детей. Но, как показали наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они  чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры.

Если занятие проводится в конце прогулки, воспитатель должен предложить детям в эти дни на прогулке менее подвижные игры. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года. Это целесообразно потому, что дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные, рыхлые шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений. Летний сезон справедливо рассматривать как наиболее благоприятный период для укрепления здоровья и физического развития детей. В теплый период года предпочтительно обучение детей.  Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. элементам игры в бадминтон, настольный теннис, катанию на велосипеде и самокате отсутствуют упражнения из положения сидя  и лежа.

В холодную погоду в начале занятий дается бег, который усиливает кровообращение и согревает детей, однако при этом нагрузка и темп движений должны быть умеренными, чтобы не вызвать сразу перегревания и потения детей. Слишком интенсивная нагрузка в начале занятия или даже в середине его с последующим ее снижением может вызвать, особенно в ветреную погоду, охлаждение, так как влажное тело быстрее и в большей степени отдает тепло, чем сухое. Поэтому в зимние месяцы нагрузка на занятии должна быть равномерной, с некоторым увеличением в конце основной части (при проведении подвижной игры). В связи с этим подвижные игры зимой должны строиться на доступных и знакомых детям движениях - бег, ходьба, прыжки, перемещения: они вовлекают в действие все мышечные группы и тем самым согревают весь организм. Содержание игр должно быть таким, чтобы все дети действовали активно; менее пригодны игры, в которых подвижность ребенка зависит от его активности или правила предусматривают выход пойманного из игры на продолжительное время.

В морозную погоду важно чередовать бег с ходьбой и в процессе занятий использовать различные виды бега - медленный и со средней скоростью. Большое внимание в зимнее время следует уделить эстафетам: при проведении эстафет дети оживлены, подбадривают товарищей, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши; задания в эстафетах не сложны, дети их выполняют быстро и не ждут долго своей очереди. В зимний период времени на территории детского сада прокладывается лыжня в виде круга, на протяжении которой желательно сделать зрительные ориентиры в виде флажков, ленточек. Лыжня должна проходить на расстоянии 1-1,5 м. от выступающих из-под снега предметов. Особого внимания требует выбор склона для катания. Горка должна быть пологой. Нужно приучать детей скатываться осторожно, соблюдая очерёдность. Зимой дети катаются на санках (безопаснее использовать надувные мягкие сани, лёгкие пластиковые для соревнований и игр-эстафет), коньках, при наличии условий, осваивают скольжение по ледяным дорожкам. При обучении метанию на дальность и в цель можно использовать снежки, спрессованные кусочки снега. Для успешного проведения занятий очень важно заранее подготовить пособия и правильно разместить переносное оборудование. Затратив 2 - 3 мин на подготовку, можно в 2 раза больше времени выиграть для активной деятельности детей во время занятия. Спортивное оборудование размещается так, чтобы его как можно меньше пришлось переставлять во время занятия

Виды физкультурных занятий на прогулке с детьми дошкольного возраста

1. Игровые занятия.

Построены на основе народных подвижных игр, игр-эстафет с включением игр-аттракционов и игр на основные виды движения.

2. Занятия-тренировки. Направлены на обучение спортивным играм и элементам легкой атлетики.

3. Прогулки-походы.  Это длительная спортивная ходьба по длительному маршруту. Воспитатель рисует несколько маршрутов. Детей знакомят со странами света. Протяженность каждого маршрута 4-5 км туда и обратно. Маршрут делится на несколько этапов. Первый – 200-300 м для малышей, 500-600 – для старших дошкольников. Постепенно расстояние увеличивается. Дети доходят до намеченной цели, освоив другой маршрут. Это занятие позволяет укрепить свое здоровье, увеличить знания по окружающему миру. У детей должно быть все необходимое: питье, игрушки, средства для оказания первой медицинской помощи. Дойдя до намеченной точки, детям дают отдохнуть и расслабиться. Подвижные игры не проводятся.

4.Сюжетно-игровые занятия. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.д.

5.Самостоятельные занятия. Собственно вся система физкультурных занятий должна быть направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно делать гимнастику, разминаться. Поэтому по мере накопления от возраста к возрасту двигательного опыта, таких занятий становится все больше. Для успешного проведения занятий очень важно заранее подготовить пособия и правильно разместить переносное оборудование. Затратив 2 - 3 мин на подготовку, можно в 2 раза больше времени выиграть для активной деятельности детей во время занятия. Спортивное оборудование размещается так, чтобы его как можно меньше пришлось переставлять во время занятия.

Если чередовать все предложенные виды занятий, то план получается разнообразным по направленности  и интересным для детей.