Статья организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении
статья по физкультуре на тему

Феоктистова Ольга Викторовна

Статья на тему: организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении.

1. Основные цели здоровьесберегающей деятельности детского сада - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и спорностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения здоровья.

2. Принципы организации здоровьесберегающей деятельности:

  • принцип здоровьесбережения - основополагающий в работе ДОУ - целенаправленное использованиее здоровьесберегающих педагогических технологий для сохранения и формирования физического, психического, интеллектуального и социального здоровья всех участников педагогического процесса;
  • принцип природосообразности - определение содержания, выбор форм, средств образования дошкольников, стиля взаимодействия с каждым ребенком - на основе целостного педагогического знания о ребенке (его физиологических, индивидуально-личностных особенностях, состояния физического, психического и интеллектуального здоровья и др.);
  • принцип индивидуализации - всесторонний учет уровня развития, здоровья, индивидуальных особенностей и личностных возможностей каждого ребенка, формирование на этой основе программ стимулирования и коррекции развития дошкольников;
  • принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями;
  • принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов;
  • принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  • принцип адресности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, разноуровневого развития и состояния здоровья дошкольников;
  • принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение педагогической помощи и психолого-педагогической поддержки, гарантия положительного результата.
  1. Общие задачи в системе здоровьесберегающей деятельности.

В процессе здоровьесберегающей деятельности надо стремится решить следующие общие задачи:

  • Обеспечить условия для физического и психологического благополучия, здоровья всех участив воспитательно-образовательного процесса.
  • Сформировать доступные представления и знания о здоровом образе жизни, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
  • Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей.
  • Формировать основы безопасности жизнедеятельности.
  • Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
  1. Эффективные формы работы по здоровьесбережению дошкольников
  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
  • занятия, прогулки, походы;
  • совместные досуги с родителями и дошкольниками;
  • спортивные праздники и развлечения;
  • спортивные кружки и др. (подробнее в разделе III).
  1. Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению

Содержание работы по здоровьесбережению включает два основных направления:

  1. Профилактическое направление, предполагающее:
  • обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий;
  • выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий;
  • предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространена инфекционных заболеваний.
  1. Организационное направление, ориентированное на:
  • организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  • определение показателей физического развития и двигательной подготовленности;
  • разработку объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
  • составление индивидуальных планов оздоровления;
  • изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;
  • отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  • систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
  • пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
  1. Общие приоритеты оздоровительной работы с детьми
  • Активизация и развитие познавательных интересов к своему телу и его возможностям.
  • Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
  • Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых.
  • Воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в сильных для него формах.
  • Привитие детям доступных навыков «самоврачевания» - психологической самокоррекции, а та же психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях.
  • Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения.
  • Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
  1. Основные направления работы ДОУ по здоровьесбережению
  • Приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание потребности в движении и активном образе жизни.
  • Воспитание гигиенической (валеологической) культуры, осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, развитие умений оберегать его.
  • Обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребенка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.
  • Сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с требованиями и нормами использования медицинских средств.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация обучающего процесса в дошкольных учреждениях на занятиях по подгруппам."

«Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действий вообще невозможно развитие, - Отмечает Л.Ф.Обухова. – Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельно...

Рекомендации для воспитателей по организации детской деятельности в дошкольном учреждении на летний период

Данный материал будет полезен для воспитателей и педагогов дополнительного образования при организации детской деятельности в летний оздоровительный период в дошкольном учреждении....

«Организация инновационной деятельности в дошкольном учреждении»

В публикации представлен опыт работы по инновационной деятельности МАДОУ "Детский сад №18 "Ладушки" города Гая Оренбургской области. Также создана презентация,где можно увидеть  направления и фор...

Квест как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Квест- это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать о...

Статья. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации....

Статья "Организация клубной деятельности в дошкольной организации"

Цель: совершенствовать условия продуктивного сотрудничества педагогов детского сада и семьи.       Задачи:   активизировать и обогатить воспитательные умения родител...