Мастер-класс "КОМПЛЕКСЫ ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА"
методическая разработка по физкультуре на тему

Лаухина Татьяна Алексеевна

Коррекционная гимнастика после сна - это одна из форм оздоровительной работы, включающая в себя сочетание комплексов упражнений дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику и коррекцию нарушения осанки  плоскостопия, пальчиковой гимнастики, элементов самомассажа головы, рук и ног, закаливающие процедуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

            для педагогов дошкольных учреждений

КОМПЛЕКСЫ ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

ПОДГОТОВИЛ:

                                                                                        ИНСТРУКТОР ПО ФК ЛАУХИНА ТА

слайд2

Цель: - ознакомление с одной из форм оздоровительной работы — гимнастика после дневного сна.

слайд 3

Оборудование: массажные коврики, рельефные дорожки, дорожка из мешочков с    песком, кубики, магнитофон

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования

слайд 4

 План:

  • Теоретическая часть (Консультация)
  • Практическая часть (Занятие)

Слайд5

Коррекционная гимнастика после дневного сна как комплекс специальных упражнений, направленных на профилактику нарушений в развитии детей.

 Конкультация.

Коррекционная гимнастика после сна- это одна из форм оздоровительной работы, включающая в себя сочетание комплексов упражнений дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику и коррекцию нарушения осанки i плоскостопия, пальчиковой гимнастики, элементов самомассажа головы, рук и но., закаливающие процедуры.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.        ".        

Предметом нашего обсуждения станет такая форма оздоровительной работы, каг гимнастика после дневного сна. К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже  немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность. Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом  предъявляемых требований сложно. Группу посещают 17-25детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может. К  примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой часто болеет,  третий перешел из другого детского сада, где не проводились закаливания, четвертый вышел ослабленным после перенесенного заболевания.

            Если не учитывать индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т.д.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.

Методика проведения оздоровительной гимнастики

после дневного сна.

 Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения. Которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

           Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, Они выполняются в течении 2-3 минут.

Затем дети переходят вновь в холодную комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течении нескольких секунд.

Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут.

Затем проводятся индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми. В это время остальные дети с помощником воспитателя проводят водные процедуры:        умывание, обтирание. Общая  длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

Практическая часть

А сейчас мне бы хотелось вместе с вами провести комплекс оздоровительной гимнастики, так как это происходит в нашем детском саду.

   I. Давайте вместе представим, что мы только что сладко спали и услышали приятные звуки музыки. Я вас попрошу расслабиться, закрыть глаза.

  • Итак, вы проснулись, улыбнулись, сделали глубокий вдох, выдох.
  • Пошевелите пальцами рук и ног, сожмите пальцы в кулак.
  • Разотрите ладоши до появления тепла.
  • «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
  • Круговыми движениями по часовой стрелке погладьте живот.
  • Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
  • Прогнитесь.
  • Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладоши вверх.

Молодцы! Спасибо! Мы с вами проснулись и снова готовы продолжить работу.

        Гимнастика в постели также может включать такие элементы, как пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, элементы самомассажа.

Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления.

Длительность гимнастики пробуждения - около 2-3 минут.

II. Затем выполняем с детьми корригирующую ходьбу и '

комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия.

В детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем это может причинять много неприятностей и привести к искривлению позвоночника и снижению остроты зрения.

Детям (педагогам) предлагается:

  • Ходьба на носочках («лисичка»).
  • Ходьба на внешней стороне стопы («медведь»).
  • Ходьба с высоким подниманием колена («лось»).
  • Ходьба в полном приседе («ежик»).
  • Ходьба по корригирующим дорожкам (Вот шагаем по дорожке - укрепляем наши ножки)

        Ходьба по корригирующим дорожкам способствует развитию координации движений, чувства равновесия. Различный материал, из которого изготовляются дорожки, воздействуют на стопу ребенка, массажируют ее.

         Хочу познакомить вас с различными видами корригирующих дорожек, которые имеются в нашем саду. (Дорожки разложены).

        Также на этом этапе можно провести массаж ног, который дети делают сами под руководством воспитателя.

Цель массажа - воздействие на биологически активные точки, расположенные на подошвах ног.

Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, поэтому и массаж мы проводим в виде игры. В своей работе я использую элементы игрового массажа А.Уманской и К.Динейки. Также для профилактики плоскостопия можно использовать мячи - массажеры и ванночки с различным наполнителем (песком, крупой, мелкими шариками).( Массаж мячами –массажерами)

        Следующим этапом гимнастики после сна является выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки. Это не только задача физического воспитания, но важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки   снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения,  нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма.

Уважаемые коллеги, Вы все проводите на занятиях физкультминутки: для снятия усталости, перехода к другому виду деятельности и так далее.

     Предлагаю провести физкультминутку. Попрошу вас поучаствовать в этом:

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь.

Наклоняюсь, выпрямляюсь, поворачиваюсь.

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)

 Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте)

 Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать

 Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)

Спасибо!

Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, флажки, обручи, гантели и другое нестандартное оборудование.

III. Заключительным этапом оздоровительной гимнастики после сна является выполнение комплекса упражнений дыхательной гимнастики.

В своей работе я использую методику дыхательных упражнений, разработанную А.Н.Стрельниковой:

  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • улучшает дренажную функцию легких;
  • способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани;
  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус,
  • улучшает нервно-психическое состояние.        

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений и снова прошу вас помочь мне.

1. Упражнение «Ладошки»

И.П. - встать прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить.

Сделать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжать ладошки в кулачки. Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять вдохнули носом, звучно, на всю комнату и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулачки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.

Не следует расстопыривать пальцы при выдохе. Они также свободно расслабляются после сжатия.        

   Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух  в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный воздух».

 Сделав 4 коротких шумных вдоха носом и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу - отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких вдоха-выдоха.

2. Упражнение «Погончики»

        И.П. - встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать кпоясу.  В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. При этом во время толчка руки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну, пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернитесь в И.П.: кисти руке снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел. Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в И.П. - выдох уходит самостоятельно через рот., рот широко не открывается, воздух выходит абсолютно пассивно.

    Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки, затем

пауза 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений. Это упражнение можно делать сидя или даже лежа. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

3. Упражнение «Насос»

             И.П.- встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая, голова опущена (смотрит вниз в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Кисти рук во время наклона должны опускаться только до колен, не ниже.

Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через рот.

Сделайте подряд 8 наклонов-вдохов. После чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд - и снова 8 наклонов-вдохов.  Норма: 12 раз по 8 вдохов.

Спасибо.

Эти упражнения полезны не только для детей дошкольного возраста, но и для старших. Рекомендую использовать их.

          Еще раз хочу отметить, что все оздоровительные мероприятия. В том числе и гимнастику после сна, я провожу в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Принимая определенный игровой образ, дети лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, я одновременно решаю несколько задач: оздоравливаю детей, развиваю у них двигательное воображение, формирую осмысленную моторику. И все это доставляет им огромное удовольствие и радость.

Всем спасибо. Будьте здоровы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста"

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста"...

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста...

Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здо­ровья всего населения России, в том числе и детей. Прич...

Консультация для родителей "Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна"

Оздоровительная гимнастика после дневного сна. Включает в себя схему проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна, методику проведения, комплексы упражнений игровой оздоровительной гимнаст...

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей среднего дошкольного возраста

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный об...

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей, и важно к решению этой задачи ...