Пальчиковые гимнастики
картотека по физкультуре на тему

Исильбаева  Юлия Игоревна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Веселые пальчики

Как у деда Ермолая                          две ладони перед собой,

Вся семейка небольшая:                  кончика пальцев соединены

Только сам, да сама,                               показывают большие пальцы на обеих руках

Только кум, да кума,        показывают указательные пальцы на обеих руках

Да два сына с усами,                          показывают средние пальцы на обеих руках

Да две дочки с косами                       показывают безымянные пальцы на обеих руках

Да две внучки на печи                     показывают большие пальцы на обеих руках        

Уплетают калачи                                руки в замок перед собой,                       покачивают вверх-вниз

«Капуста»

Мы капусту рубим,             Дети делают резкие движения     прямыми кистями сверху вниз.

Мы морковку трем,                    Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя.

Мы капусту солим,                        Имитируют посыпание солью из щепотки

Мы капусту жмем.                        Интенсивно сжимают и разжимают пальцы

В кадку все утрамбовали,      Потирают кулак о кулак.

Сверху грузиком прижали.   Ставят кулак на кулак.

Цветок

Утром рано он закрыт,            Кисти рук находятся в исходном  положении.

Но к полудню ближе           Ладони отходят друг от друга,                  

Раскрывает лепестки            подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон.

Красоту их вижу.                    Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

К вечеру цветок опять          Пальцы сомкнуты — нераскры-

Закрывает венчик                 вшийся цветок

И теперь он будет спать       То же.

До утра, как птенчик.         Кисти рук кладут под щеку

Алые цветы

Наши алые цветки                 Дети соединяют ладони в форме тюльпана.

Распускают лепестки.          Медленно раскрывают пальцы

Ветерок чуть дышит,           Плавно покачивают кистями.

Лепестки колышет.

Наши алые цветки                       Медленно закрывают пальцы,

Закрывают лепестки.               придавая им форму бутона.

Тихо засыпают,                              Покачивают руками, как головкой

Головой качают.                     цветка

«Мамины помощницы»

Решили маме мы помочь     Изображают пальцами откру-        

И воду в таз налили,            чивание крана.

Насыпали вниз порошка,     Делают мелкие движения щепоткой пальцев

Белье все замочили.            Ставят руки перед собой, кисти вниз,  изображают погружение белья в таз.

Стирали долго мы его,      Потирают кулаком о кулак.

О доску даже терли.          Потирают кулаком о ладонь.

Не разорвали ничего,        Делают отрицательное движение  указательным пальцем.

А полоскали сколько!      Наклоняются, опускают руки,

Туда-сюда, туда-сюда,      расслабляют, болтают ими из стороны в сторону.

Вода в тазу вскипела.      Складывают ладони перед собой, резко сжимают и разжимают пальцы.

Но только, братцы, вот беда: Прижимают руки к щекам, покачивая головой

На пол упала пена!      Опускют руки вниз, трясут легко кистями.

Давай ее мы собирать              Приседают, имитируя сбор пены

И отжимать в ведерко.            обеими руками. Показывают

Чтобы как мама наша стать,    указательным пальцем вверх. 

Трудиться надо сколько!

«Сколько у меня игрушек?»

Там, в углу, лежат игрушки,        Дети попарно соединяют ша лашиком пальцы рук.

Отдыхают в тишине...                   Сжимают пальцы в кулачки.

Пять игрушек в день рожденья    Разжимают пальцы левой Подарили гости мне.                   руки ладонью к себе.

Раз — ушастый серый зайка.         Большой палец, мизинец и безымянный собирают в щепотку, а указательный и средний поднимают вверх, как ушки.

Два — есть дудка у меня.         Изображают пальцами игру на Три — сейчас я покажу вам     дудочке, чуть согнув их и поше-

                                                     веливая ими

Черногривого коня.                  Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, остальные подбирают, изображают скачку.

Бурый мишка мой — четыре Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой.

Белка рыженькая — пять.       Прижимают пальцы к ладони на левой руке, начиная с мизинца.

Только всех моих игрушек   Сжимают и разжимают пальцы

Мне никак не сосчитать.      на обеих руках.

Пальчик – мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был?        Большой палец руки           поочередно

С этим братцем в лес ходил,        соединяется с остальными в

С этим братцем щи варил,        соответствии с текстом.
С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.        (2—3 раза со сменой рук.)

Погреем пальчики

Снег руками собирали,

Наши пальчики устали.        Энергично сжимают и разжи-

Мы их будем растирать,        мают пальцы обеих рук.

Мы их будем согревать.        Энергично потирают ладонь о

Чтобы стали горячее,        ладонь. 

Энергично разминать.        Делают массирующие движения

                                            пальцами.

Веселый оркестр

Дружно наш оркестр играет,    Дети ритмично изображают.

Все о музыке он знает.               движения дирижера.

Нежно скрипочка играет,         Имитируют игру на скрипке

За собой она зовет.

Трубы громко затрубили,        Имитируют кулачками игру на  трубе.

И тарелки в такт забили.          Делают хлопки открытыми ладонями.

Следом дудочка дудит,              Имитируют пальцами игру на дудочке.

И струна гитар звенит.            Имитируют игру на гитаре.

Барабан вступил, как гром,      Имитируют игру палочками на барабане.

Всех перекрывает он.                  Совершают покрывающие движения руками ладонями вниз.

Цветок на поляне

Рос высокий цветок на поляне.      Дети высоко поднимают руки, соединяя их ладонями друг к другу, разводят пальцы и слегка округляют их.

Утром весенним раскрыл               Разводят пальцы.

                               лепестки.    

Всем лепесткам красоту                      Ритмично соединяют и разъе-

                                 и питанье           диняют пальцы

Дружно дают под землей              Руки опускают вниз, ладони

                               корешки.          тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят

                           

Хризантемы

Ах! Какие хризантемы             Дети пальцами показывают, как раскрывается цветок.

Мы сорвали без проблемы!      Обеими руками срывают воображаемые цветы.

Ух! Охапку мы набрали.           Обеими руками показывают охапку.

Эх! Прихватили и для Вали.    Машут рукой и рвут цветы дальше.

Эхе-хе... Цветов не стало...       Удивленно пожимают плечами.

Их и раньше было мало.         Разводят руки в стороны.

Ох! Зачем мы их сгубили?      Прижимают руки к щекам.

Ведь не мы же их растили!      Горестно качают головой.

Воробьи

Пять воробьев на заборе сидели,     Дети показывают пять пальцев.

Один улетел, а другие запели.        Загибают один палец.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел — и их трое                Загибают еще один палец.

                                    осталось.

Сидели втроем и немного скучали,

Один улетел, а двое остались          Загибают еще один палец.

Птенцы

Птенцы в гнездышке сидят,    Дети собирают пальцы левой

Птенцы кушать хотят.            руки в мягкий кулак и в него поочередно опускают пальцы правой руки. Затем руки меняются.

Ротик открывают,                   Энергично смыкают и размы-

Маму ожидают.                             кают большой палец с остальными сомкнутыми пальцами на обеих руках.

Мама прилетела,                         Взмахивают скрещенными кистями перед грудью, изображая полет птицы.

И пошло тут дело!                      Быстро перебирают разомкну-

От червяков, жуков и мошек   тыми пальцами обеих рук, под нятых вверх

Не осталось даже крошек. Ритмично хлопают в ладоши перед грудью, разводят ладоши в стороны.

Зайчик

Зайка серый скачет ловко.       Локтем  опереться  на  стол

В лапках у него морковка.        указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Ушки длинные у зайки,        Пальчики в кулачок. Выставить

из кустов они торчат.        вверх  указательный и

Он и прыгает, и скачет,        средний   пальцы.   Ими шевелить

веселит своих зайчат.        в стороны и вперед

Семья - пальчики

Этот пальчик — дедушка,        Руку сжать в кулак, пооче-

этот пальчик — бабушка,         редно разгибать пальцы,

этот пальчик — папочка,         начиная с большого.

этот пальчик — мамочка.        Сжать руку в кулак

Ну а это я.                                  несколько раз.

Вот и вся моя семья!

Десять цыплят

У меня десять цыплят —       Дети показывают пальцы обеих рук.

Все на бревнышке сидят.      Пальцы сжимают в кулаки, ставят

        кулак на кулак.

Только солнышко встает — Пальцы скрещивают, поднимают вверх.

Мама их на луг ведет.           Указательным и средним пальцами обеих рук (остальные поджаты) изображают продвижение вперед.

Травку щиплют и пищат,     Энергично смыкают и размыкают

«Чиви-чиви» говорят.           большие пальцы с остальными сомкнутыми пальцами

Ищут в травке червячков,    Пальцы обеих рук собирают в

Ищут маленьких жучков.     щепотку, потирают друг о друга подушечками пальцев.

Смело их они глотают          Руки перед грудью. Постукивают

И водичкой запивают.          попарно пальцами одной руки о пальцы другой.

Очень дружные ребята         Пальцы обеих рук скрещивают,

Эти желтые цыплята.              сжимают и разжимают их.

«Лягушки-хохотушки»

Две лягушки-хохотушки       Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают.

Прыгали-скакали.                    Изображают прыжки на этих пальцах.

Лапкой — хлоп, другою — хлоп   Хлопают ладонью по ноге. 

Щеки раздували.                     Показывают округлость вокруг щек.

Увидали комара,                     Делают щепотку из трех пальцев правой руки, изображют траекторию полета комара, прослеживая ее глазами.

Закричали: Ква-ква-ква!        Ладони складывают пальцами от себя, открывают и закрывают, не отрывая запястья.

Улетел комар как ветер.         Резко выдвигают руку вперед.

Хорошо пожить на свете!        Поглаживают себя ладонью по груди.

Утята

Первый, второй — шли         утята       Поочередно   сгибать   пальцы.                                                     

                                                         рук, начиная с большого, а со
Третий, четвертый — за водой.   слов    «пи-пи-пи»    ритмично

А за ними плелся пятый,              сгибать и разгибать пальцы позади бежал шестой.                 обеих рук

А седьмой от них отстал,

а восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

а десятый испугался,

Громко-громко запищал: «Пи-пи-пи!» —

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Пропал пальчик

Маша варежку надела:            Сжать пальцы в кулачок.

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,           Все  пальцы разжать,   кроме

в свой домишко не попал».      одного.

Маша варежку сняла:                   Разогнуть оставшийся согну-

«Поглядите-ка, нашла!                  тым палец.

Ищешь, ищешь и найдешь,     Сжать пальцы в кулачок. Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Шьем одежду на куклу

Куклам платье дружно шили,     Дети изображают качание куклы на руках.

Кукол очень мы любили.            Прижимают ладони к груди.

Долго нитку продевали,                  Изображают продевание нитки в иголку.

Узелок потом вязали,                  Делают вращательные движения указательными пальцами вокруг друг друга.

Отрезали лоскуток,                     Разъединяют указательный и средний пальцы, остальные сжаты.

Прошивали вдоль стежок.          Зажимают между большим, указательным и средним пальцами «иголку», делают волнообразные движения справа налево.

Утюгом горячим шов                  Отдергивают руку.

Распрямили, чтобы лег.               Проводят кулаком по ладони горизонтально.

Кукол поскорей позвали,            Машут рукой к себе.

Нарядили. Не узнали!                 Делают движения руками вдоль тела сверху вниз. Выставляют большой палец руки вперед.

Массаж для пальчиков рук

Раз, два, три, четыре, пять,            Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счет.

Вышли пальцы погулять.            Затем хлопают в ладоши.

А вслед за этим идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

Этот пальчик самый сильный.     Правого большого пальца.

Самый толстый и большой.         Левого большого пальца

Этот пальчик для того...               Правого указательного пальца.

Чтоб показывать его.                    Левого указательного пальца.

Этот пальчик самый длинный...  Правого среднего пальца.

И стоит он в середине.                   Левого среднего пальца.

Этот пальчик безымянный...       Правого безымянного пальца.

Он избалованный самый.           Левого безымянного пальца.

А мизинчик хоть и мал...           Правого мизинца.

Очень ловок и удал!                  Левого мизинца.

(После этого дети интенсивно растирают кисти рук, и встряхивают их.)

Дом и ворота

На поляне дом стоит,      «Дом»   изобразить   двумя руками

                                           крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.    Правая и левая руки повернуты                     ладонями к себе, средние пальцы ее прикасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,     Ладони разворачиваются параллельно                       друг другу.

В этот домик приглашаем. «Дом».

Майский жук

Я веселый майский жук.         Сжать кулачок, указательный

Знаю все сады вокруг.            палец и мизинец развести в сто-

Над лужайками кружу,           роны - «усы», пошевелить ими.

а зовут меня Жужу.                     Сжать кулачок, указательный

Не кусай, комарик злой!         палец вперед («хоботок»).

Я уже бегу домой.                    Мизинец и большой пальцы,              расслабив опустить вниз — «лапки»

Апельсин

Мы делили апельсин;                     На каждое слово сжимают

Много нас, а он один.                      пальцы рук в кулачок.

 Эта долька — для ежа,                  Левой рукой поочередно

Эта долька — для стрижа,             загибать пальчики правой руки

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Мы писали

Мы писали, мы писали,                      Ритмично сжимать пальцы

А теперь все дружно встали.      в кулачки.

Ножками потопали,                    Выполнять соответствующие

Ручками похлопали.                    движения.

Мы писали, мы писали,              Ритмично сжимать пальцы

Наши пальчики устали.               в кулачки.

Мы немножко отдохнем —

Опять писать начнем.

Пузырь

Надувайся пузырь              соединить в кольцо большой и указательный пальцы

Раздувайся большой          соединить в кольцо большой и средний пальцы

Оставайся такой         соединить в кольцо большой и безымянный пальцы

Да не лопайся                     соединить в кольцо большой палец и мизинец

Затем в обратном порядке

Музыкальные инструменты

На пианино: ля-ля-ля,                    шевелить пальцами

Так музыканты играют.

На барабанах: бам, бам, бам        шлепают ладонями по коленам

Так музыканты играют.

А на трубе: ду-ду-ду,                    изображают игру на трубе

Так музыканты играют.

А колокольчики: динь-динь-динь,   встряхивают

Так музыканты играют.                     расслабленными руками

А на гармошке: тря-ля-ля,               сводят и разводят кулачки

Так музыканты играют.                     

Как под горкой

Как под горкой         подставить ладонь под кулак

Снег, снег                 опускают руки, шевелят пальцами

И на горке                кладут ладонь под кулак

Снег, снег                опускают руки, шевелят пальцами

А под снегом           подставить ладонь под кулак

Спит                        ладони – лодочкой под щеку

Медведь                 разводят руки, переступают с ноги на ногу

Тише, тише           один указательный палец к губам, затем другой

Не шуметь             грозить указательным пальцем

Семья мышей

Это – папа мышь                      показывают большой палец

Он большой и сильный

У него гладкая шерстка         гладят большой палец

Маленькие ушки                     соединить в кольцо большой и указательный пальцы

И вот такой хвост!                 широко разводят руки, показывая длину хвоста

Это мама мышь                       показывают указательный палец

Она добрая и красивая          

У неё гладкая шерстка          гладят указательный палец

Маленькие ушки                   в кольцо большой и средний пальцы

И вот такой хвост!                 показывают хвост поменьше

А это мышка – Малышка     показывают мизинец

Она хорошая и послушная

У нее гладкая шерстка          гладят мизинец

Маленькие ушки                  в кольцо большой палец и мизинец

И вот такой хвостик          показывают маленький хвостик

Пальцы вытянуть пошире

Пальце вытянуть пошире    Пальцы растопырены, напряжены

Раз, два, три, четыре, пять  Загибаем по пальцу начиная с мизинца

Сжать их вместе – три, четыре   Пальцы раскрываются и  

 - и на месте поплясать          выполняют движение – фонарики

На носок                               подушечки мизинцев встречаются,   остальные пальцы кроме большого, согнуты, прижаты к ладоням

Потом на пятку         встречаются подушечки больших пальцев

Дружно делаем         соприкосновение подушечек мизинцев

Зарядку         соприкосновение подушечек больших пальцев

Большие и маленькие

Были маленькие мы      пальцы согнуты, прижаты к ладони

Стали вдруг большие     расправить пальцы растопырить

Шалунишки, шалуны    движение «Фонарики»

А дружные какие!          сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты

Стала Маша гостей приглашать

Стала Маша гостей приглашать   Из ладоней – цветок

И Иван приди                                 Загнуть большие пальцы

И Степан приди                                     Загнуть указательные пальцы

И Сергей приди                             Загнуть средние пальцы

И Матвей приди                            Загнуть безымянные пальцы

И Никитушка, ну пожалуйста      Загнуть мизинцы

Улитка

Кулачки лежат на столе           Локти чуть разведены

Улитка,                                       Высунуть большие пальцы

Улитка                                        Высунуть мизинцы

Высуни                                       Высунуть указательные пальцы

Рога                                             Пальцы убрать в кулак

Дам тебе,                                    Высунуть большие пальцы

Улитка                                        Высунуть мизинцы

Я                                                  Высунуть указательные пальцы

Пирога                                        Пальцы убрать в кулак

Раз, два, три, четыре – жили мыши на квартире

Раз                           Хлопок в ладоши

Два                         Левая рука –перед лицом, правая рука в кулак, упирается в ладонь левой руки

Три                        Хлопок

Четыре                  Правя рука – перед лицом, левая рука в кулак упирается в ладонь правой руки

Жили                    Хлопок в ладоши

Мыши                  Кулак правой руки в ладонь – левой

На                         Хлопок

Квартире             Кулак левой руки в ладонь – правой 

Чай пили             Ладони – чашечка

Чашки били        Развести ладони

По-турецки говорили   Руки скрестить

Проснись – потянись

Все пальчики – «мальчики» крепко спят   Кисти рук плотно прижаты к столу

Но вот выглянуло солнышко

Заиграли лучи

Иваны проснулись, потянулись     Поднять большие пальцы

Степаны проснулись, потянулись   Указательные пальцы

Сергеи проснулись                            Средние пальцы

Матвеи проснулись                           Безымянные пальцы

Никитушки проснулись                    Мизинцы

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать

1,2,3,4,5, будем пальцы разминать    Хлопки

Это Ваня                                               Показать большие пальцы

Самый сильный, самый толстый       Покачивать ими в стороны

и большой  

Стёпа нужен для того,                        Покачивать указательными

чтоб показывать его                            пальцами

А Сергей, он самый длинный            Покачивать средними 

И стоит он в середине        пальцами

А Матвей, он безымянный                        Покачивать безымянными 

Он избалованный самый                   пальцами

А Никита хоть и мал                         Покачивать мизинцами

Очень ловок                                               Согнуть большие, указат. средние и безымянные пальцы

И удал

Овощи

У Лариски -  две редиски.

У Алёшки – две картошки.

У Серёжки – сорванца –

Два солёных огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки

Две хвостатых  редьки.

(по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).

Листья

Раз, 2, 3, 4, 5,

Будем листья собирать:

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины.

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

Песню осеннюю маме споём.

(загибаем пальчики, начиная с мизинца).

Скакалка

Целый день, целый день  крутится скакалка.

                                                       большие пальцы вращаются

Целый день, целый день скачет наша Галка.

                                     указательный и средний пальцы стучат

Правый скок, левый скок, сразу обе ножки,

То назад, то вперёд скачут по дорожке

                                  два пальца стучат по стихотворению

Всё быстрей и быстрей крутится скакалка,

                                                 большие пальцы вращаются

Выше всех, дольше всех скачет наша Галка.

                                                все пальцы высоко подскакивают

Дружба

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

                                                пальцы в замок

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

                                               касание одноимёнными пальчиками

1,2,3,4,5, начинай считать опять

                                             поочерёдное касание одноимёнными пальчиками, начиная с мизинцев                                      

1,2,3,4,5, мы закончили считать.

                                               руки вниз, встряхнуть кистями

Ёлочка

Перед нами ёлочка

                пальцы переплетены, из больших – верх ёлочки

Шишечки, иголочки.

                кулачки, указательные пальцы выставлены

Шарики, фонарики                    

                пальчики вверх

Зайчики и свечки,

     показывают «ушки», обе ладошки сложены, пальцы сжаты

Звёзды, человечки.

ладошки сложены, пальцы растопырены; 2 пальца «побежали»

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок,   показывают, как лепят снеговика

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком   Показывают большой ком

И станет ком снеговиком.           Руки на пояс, качают головой

Его улыбка так светла!                  улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла,      показывают глаза, голову, нос

Но солнце припечёт слегка -      руку вверх, раздвинув пальцы, прикладывают ладонь ко лбу, смотрят вверх

 Увы, и нет снеговика!        разводят руки в стороны

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять           загибают пальчики

Мы во двор пришли гулять.         «идут» пальчиками по столу

Бабу снежную лепили,                 «лепят» ладонями

Птичек крошками кормили,        «сыплют крошки»

С горки мы потом катались,        палец правой руки «съезжает» по руке левой

А ещё в снегу валялись.               ладони кладутся то одной то другой стороной

Все в снегу домой пришли,           отряхивают ладошки

Съели суп и спать легли.             движения воображаемой ложкой, затем руки под щёчку

Два кота

Та - та! Два кота,                          2 хлопка, ушки

Два ободранных хвоста!             сжать и разжать кулачки

Серый кот в чулане,                    пр. рука - ушки, левая - хвост

Все усы в сметане.                      мягкими ладошками - усы

Чёрный кот полез в подвал        шагаем ср. и ук. пальцами обеих рук

И мышонка там поймал.           пальцы - в щепотку, поймал, хлопок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...