Повышение двигательной активности дошкольников посредством речевых игр
материал по физкультуре по теме

Сычёва Людмила Васильевна

Повышение двигательной активности дошкольников, развитие координационных способностей  с помощью речевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение  двигательной активности дошкольников  

посредством речевых игр»

Сычёва Людмила Васильевна,

инструктор по физической культуре

МБДОО «Детский сад № 16»

г. Зимы.

Ни для кого не секрет, что физическое развитие и здоровье у детей с нарушениями речи имеют несколько сниженные качественные показатели.    Эти дети по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью, дискоординацией, слабостью движений, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве. Они не способны к длительным волевым усилиям.  

Физическое воспитание является одним из самых важных направлений общей системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Оно осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка: на занятиях, прогулках, в режимных моментах.  

Мне, как инструктору по физической культуре, важно повышать  уровень развития двигательных способностей дошкольников, улучшать двигательную память. Тем более, давно доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. И здесь одним из эффективных приемов  считаю применение  в своей работе речевых игр и  упражнений, где речь взаимосвязана с движениями.

Чтобы добиться определенных результатов в работе по этому направлению, ставила перед собой цель:

Повышение двигательной активности дошкольников, развитие координационных способностей  с помощью речевых игр.

Задачи:

  1. Закреплять двигательные умения и навыки.  
  2. Развивать общую и тонкую моторику пальцев рук.  
  3. Закреплять навык определения пространственных отношений.
  4. Формировать эмоционально-волевую сферу.
  5. Активизировать  взаимосвязь движения и речевой деятельности.

Развитие таких качеств как координация движений, пространственные представления, чувство ритма, ручная умелость для подготовки к овладению письмом – это задача физической культуры,  и именно занятия физическими упражнениями с предметами, речевыми и подвижными играми вносят вклад в подготовку детей к обучению в школе.  

Опыт работы показал, что ритм речи, особенно стихов, речевок, способствует развитию у детей координации. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Считалки привлекают детей, так как это соревновательное игровое начало. С помощью подвижных игр у ребят развиваются не только физические качества, но и речь, так как все они сопровождаются словами. Дети, начиная с младшего возраста, подражают голосам животных и птиц, что улучшает артикуляцию и вырабатывает хорошую дикцию, а также вызывает смех, тем самым улучшает их эмоциональное состояние.

Известные исследования путем экспериментов профессора М.М. Кольцовой показали, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук.

Поэтому много внимания уделяю пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь. Очень  полезен самомассаж ладоней и пальцев, который  мы с детьми делаем с помощью обыкновенного карандаша или массажного мячика.    

Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки; сильная усталость, возникшая некоординированность движений, потливость – признаки переутомления.

Речевые игры я  использую в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это, безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач решаются и коррекционные, направленные на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной, моторной сфер. А также физкультурные праздники, досуги, развлечения, утренняя гимнастика,  прогулка и т.д.  

Физкультурные занятия сами по себе интересны детям, но дошкольники всегда ждут игру. Поэтому включаю в занятия подвижные, малоподвижные игры, игровые упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия. Например, для развития равновесия упражнения «ласточка», «ворон», для ориентировки в пространстве – «мы идем направо, а потом налево, потом задом наперед, и опять вперед, вперед»), зрительно-моторной координации движений. Эти упражнения, сочетающиеся с речевым сопровождением, я применяю обычно в заключительной части физкультурного занятия. Например, с детьми младшего возраста поем песню «Неваляшки» и одновременно выполняем движения по тексту. Стараюсь использовать игры и песни на закрепление лексической темы недели.

Для  всестороннего развития дошкольников предлагаю подвижные игры, как без предметов, так и с предметами: мячами, кубиками, мешочками с песком, гимнастическими палками, обручами и т.д. Например, возьмем мяч. Так как он имеет форму шара, и никакой другой предмет не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью,  то он оптимально задействует все анализаторы, которые включаются в работу при выполнении упражнений с мячом – двигательный, вестибулярный, зрительный, тактильный. Их совместная работа усиливает эффект положительного воздействия на совершенствование точных движений рук и пальцев (например, «Я кувшинчик уронила»). А, используя элементы спортивных игр, дети привыкают к работе с мячами разных размеров, форм и текстур поверхностей, что также развивает мелкую моторику рук.  

Работа с родителями тоже не остается в стороне. С ними провожу мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации, привлекаю к участию спортивной жизни детского сада, предлагаю им играть вместе со своими детьми в различные речевые и подвижные игры, сопровождающиеся словами.

Так, в процессе физического воспитания развиваются разнообразные качества спортивно-игровой деятельности, в том числе необходимые для формирования графического навыка письма. Только под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы.  

Таким образом, с помощью речевых игр, упражнений, подвижных игр свободно решаются поставленные мною оздоровительные и развивающие задачи. У детей закрепляются двигательные умения и навыки, полученные на физкультурных занятиях; развивается общая и тонкая моторика пальцев рук, двигательная подражательность, мимика, координация движений; закрепляется навык определения пространственных отношений;  формируется эмоционально-волевая сфера, а также активизируется речевая деятельность, развивается взаимосвязь движения и речи.    

Из этого можно сделать вывод: работа по этому направлению играет важную роль не только в физическом, но и во всестороннем развитии дошкольников. Различные движения в сочетании с веселыми стихами помогают совершенствованию основных движений и оказывают положительное воздействие на речевое развитие ребенка.

Хочу посоветовать методическую литературу, которой пользуюсь. Это учебно-методическое пособие Тамары Леонидовны Зуевой «Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками», 2008г. и книга Алевтины Александровны Гуськовой «Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет», 2012г.

Литература:

  1. Бачина, О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами  / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова.  – М. : ТЦ Сфера, 2008.
  2. Гуськова, А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Развитие моторики, коррекция координации движений и речи / А. А. Гуськова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 188 с.
  3. Зуева, Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. Учебно-методическое пособие / Т.Л. Зуева. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 112 с.
  4. Кенеман, А. В. Детские подвижные игры народов СССР / А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 1988. – 239 с.
  5. Кириллова, Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы / Ю. А. Кириллова. – С-Пб. : Детство-ПРЕСС, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр"

Подвижные игры – один из самых замечательных способов для ребёнка развить свою двигательную активность, координацию движений, ловкость, выносливость. В семейную копилочку подвижных игр можно добавить ...

Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр.

В соответствии с внедрение ФГОС в ДОУ необходимо формировать потребность в ежедневной двигательной активности дошкольника, развитие активности, инициативности и творчества....

Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр.

В соответствии с внедрение ФГОС в ДОУ необходимо формировать потребность в ежедневной двигательной активности дошкольника, развитие активности, инициативности и творчества....

Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр

Подвижные игры – один из самых замечательных способов для ребёнка развить свою двигательную активность, координацию движений, ловкость, выносливость. Большое колличество подвижных игр – эт...