выступление «Повышение двигательной активности дошкольников посредством разных видов игр в совместной деятельности и в самостоятельной»
материал на тему

Фёдорова Анна Геннадьевна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasno_fgos_do.docx222.docx-yu-1111.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Повышение двигательной активности дошкольников посредством разных видов игр в совместной деятельности и в самостоятельной»

      Согласно ФГОС ДО   одной из важнейших задачь  ДОУ  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В соответствии с внедрением ФГОС ДО в ДОУ  формируем потребность в ежедневной двигательной деятельности дошкольника, развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной деятельности, интереса к участию в подвижных играх. Как известно, ведущим видом деятельности ребенка - дошкольника является игра.   Она является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Для развития двигательной активности деятельности детей мы проводим: утреннюю зарядку, гимнастику после сна, физминутки на занятиях и физкультурные паузы, подвижные игры на прогулке, малоподвижные игры. Ведем индивидуальную работу по развитию двигательной активности.

 Двигательная активность – это естественная потребность в движении,  удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Подвижные игры – один из самых замечательных способов для ребёнка развить координацию движений, ловкость, выносливость. Это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Для  всестороннего развития дошкольников предлагаем подвижные игры, как без предметов, так и с предметами: мячами, кубиками, мешочками с песком, гимнастическими палками, обручами и т.д. (далее примеры  на слайде)

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. Сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность. С учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

  В младших группах  наибольшее применение имеют сюжетные подвижные

  игры, а также простейшие игры без сюжета и игры - забавы. Бессюжетные

  игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры.

  (Сюжетные игры на слайде)

  Используем бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек эти игры очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

 Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.

  Бессюжетные игры с использованием определенных предметов

«Кегли», «Кольцеброс»,  и.т.д  Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.

Подвижные игры могут быть разной степени подвижности

Игры малой подвижности так же рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.)  (Пример на слайде)

Если говорить об играх средней подвижности, двигательная нагрузка достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению. (Пример на слайде)

В играх большой подвижности двигательная нагрузка достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению. (Пример на слайде)

При организации и проведении подвижных игр учитываются возрастные особенности детей и решаются такие задачи:

  • Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях;
  • Развитие креативных возможностей и физических качеств;
  • Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями;
  • Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  •  Развитие двигательной активности

Придерживаемся такой структуры проведения подвижной игры:

  • Сбор детей на игру
  • Создание интереса к игре
  • Организация играющих, объяснение игры
  • Определение ведущего
  • Проведение игры
  • Окончание игры и подведение итогов

Нужно помнить, что при организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить ее  с большим эмоциональным откликом и внеся  элемент новизны: новый атрибут,  изменения правил, новая считалочка и т.д.  

Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания. Например такие упражнения: «Пройди по дорожке» Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

«Пройди через ручеек» Развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер.

         Хотелось бы обратить внимание на возможности сюжетно-ролевой игры для совершенствования физического воспитания и для совместной деятельности с детьми.  (Пример на слайде)

Игры с элементами спортивных игр  это эффективное средство и форма физического воспитания детей в условиях дошкольного образования. Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Некоторые из них, например, городки по признаку преобладающего движения можно отнести к играм с метанием. Такие игры, как баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис построены на многообразных двигательных действиях. Игры с элементами спорта отмечаются большим разнообразием  взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является фактором совершенствования сенсорной организации движений. Обратим внимание на тот факт, что современному ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные запросы. Наши наблюдения показали, что уже в 3-4 года у ребенка вызывают интерес действия с мячом и ракеткой, битой, клюшкой. Ребенка интересуют изменения, которые происходят в результате выполнения тех или иных действий в играх с элементами спорта. Причиной, побуждающей интерес детей к играм с элементами спорта являются, прежде всего, игры старших ребят, которые они наблюдают на прогулке, игровые действия взрослых. Это лишний раз подчеркивает необходимость использования игр с элементами спорта в системе физического воспитания младших дошкольников. Чем старше ребенок, тем усложняются правила игры и расширяются задачи обучения игре.

Игры с элементами соревнования  доступны детям более старшего возраста (5–6 лет), в младших группах их не проводят. Например:«Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.)

         В работе с детьми использую  так называемые игры-забавы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках.(Пример на слайде)

Не нужно забывать о применении речевых игр для повышения двигательной активности детей.

Их задачи:

  1. Закреплять двигательные умения и навыки.  
  2. Развивать общую и тонкую моторику пальцев рук.  
  3. Закреплять навык определения пространственных отношений.
  4. Формировать эмоционально-волевую сферу.
  5. Активизировать  взаимосвязь движения и речевой деятельности.

Дети, начиная с младшего возраста, подражают голосам животных и птиц, что улучшает артикуляцию и вырабатывает хорошую дикцию, а также вызывает смех, тем самым улучшает их эмоциональное состояние. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. Поэтому много внимания уделяем пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь. Очень  полезен самомассаж ладоней и пальцев, который  мы с детьми делаем с помощью обыкновенного карандаша или массажного мячика.

       В своей работе мы используем игры с модулями. Они дают возможность объединить в одну группу детей, различных по степени проявления двигательной активности. Используем их в спортивной, игровой и конструктивной деятельности детей, тем самым побуждаем детей к творчеству и активным действиям, создаем условия для их полноценной релаксации. Яркие и интересные игрушки очень популярны среди детей. С ними мы просто играем, сидим, кладем под голову, строим множество интересных конструкций. Так же используем их в подвижных играх: ходим по ним, перешагиваем, перепрыгиваем, в результате чего развиваю двигательную активность и координацию несложных движений. Действия с модулями помогают укрепить руки малыша, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности. (Пример на слайде)

     Работа с родителями тоже не остается в стороне. С ними проводим групповые и индивидуальные консультации. У нас в группе ведется большая совместная работа с родителями  по данной теме, мы подготавливаем презентации «Подвижные игры для детей с 3х лет», «Совместные игры родителей и детей»,  консультации «В серьез о здоровье», «Здоровье ребенка в твоих руках!», «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни», «Подвижные игры на свежем воздухе»,  «Что такое здоровый образ жизни», и др.  ведем беседы как они закаливают детей дома, играют ли с ними в подвижные игры, соблюдают ли режим дома, памятки «Закаливание дошкольников», «Подвижные игры для детей с трех лет», «Безопасность детей на дорогах», «Двигательная активность и здоровье ребенка», «Играйте с детьми в подвижные игры», «Пальчиковые игры», «Кодекс здоровья» «Формирование у детей здорового образа жизни», имеются в группе картотеки подвижных игр, пальчиковых игр. Писали статью в газету «Педагог Вожатые Родители» на тему: «Двигательная активность – залог здоровья вашего ребенка!». Привлекаем к участию спортивной жизни детского сада. Проводили совместный досуг детей и родителей «Вместе играем – здоровье укрепляем!»       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека уже длительное время остается одной из актуальных проблем, решаемых представителями разных областей человекознания. И это не случайно. «Здоровье до т...

Повышение двигательной активности дошкольников посредством речевых игр

Повышение двигательной активности дошкольников, развитие координационных способностей  с помощью речевых игр. ...

Формирование двигательной активности дошкольников посредством проектирования развивающей предметно- пространственной среды с помощью нестандартного оборудования.

Формирование двигательной активности дошкольников посредством проектирования развивающей предметно- пространственной среды с помощью нестандартного оборудования....

«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников посредством разных видов деятельности»

Формирование основ безопасного поведения у дошкольников посредством разных видов деятельность...

Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности

Материал поможет установить профессиональную взаимосвязь между логопедом музыкальным руководителем в дошкольной организации...

Доклад из опыта работы : «Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов деятельности».

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко,...