Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности
статья

Материал поможет установить профессиональную взаимосвязь между логопедом музыкальным руководителем в дошкольной организации

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности

Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.

Речь и пение

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. 

Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках.

Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.

Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.

Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Речь и голос

Большое внимание уделяется голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо чётко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его, чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям.

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины).

В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Речь и артикуляционная гимнастика

В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводится работа по коррекции устной речи. В этом  помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования мы используем так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него).

В работе над дикцией нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного.

Речь и пальчиковые игры

Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.

Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В детском саду организацию работы по развитию мелкой моторики средствами музыкально – пальчиковых игр  осуществляют через программу по музыкальному воспитанию «Ладушки». Программа  в своих разработках рекомендует проводить пальчиковые игры на каждом музыкальном занятии.

Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием.

     Виды пальчиковой гимнастики:

1. Игры-манипуляции:

«Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,

«Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Речь и движение

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Речь и ритмодекламация

На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования.

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.

Исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Речь и речевое музицирование

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Звучащие жесты - Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)

Речевое музицирование - Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Речь и логоритмика

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

Поэтическое слово - помогает раскрыть образ музыкальной пьесы и развивает интонационную выразительность речи.

Слова-подговорки – обогащают речь русским народным фольклором.

«Шаг – присяду, шаг присяду

Спинку прямо я держу

Танцевать себя заставлю

Даже если не хочу. »

Специальные термины обогащают словарь.

Классифицируют музыкальные инструменты по группам: струнные, клавишные, духовые, ударные:

Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов:

В процессе музыкальной деятельности используются артикуляционная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, интонационно-фонетические упражнения по методике Е. М. Емельянова и «Целебные звуки» по М. Л. Лазареву, вокально-двигательные разминки.

Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности

Основной вид музыкальной деятельности-пение тесно связан с развитием речи...

Развитие речи дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.

Развитие речи детей в разных видах музыкальной деятельности....

Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности

В докладе автор отвечает на вопрос - способствуют ли занятия музыкой развитию речи?...

Статья: "Развитие речи дошкольников, посредством различных видов музыкальной деятельности"

Задачи для развития речи на музыкальных занятиях.-Развитие речи через восприятие музыки._Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.-Формирование элеметарных представлений о видах искусс...

ООД по музыке в старшей группе Тема: «Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности».

Музыкальное воспитание детей оказывает большое влияние на развитие речи детей. Один из способов развития речи детей-дошкольников – это системное использование средств музыкального воспита...

Доклад на тему: «Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности»

На моих занятиях можно наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах....

«Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»

Доклад и видео - презентация из опыта работы  музыкального руковдителя по развитию речи дошкольников.https://disk.yandex.ru/i/uPcF4OZXTjdtPQ...