Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Цель: активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных и творческих способностей, в том числе слухового внимания, динамического и ритмического слуха, создание условий для музыкально-творческой работы.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.
Связь музыки и речи очевидна:
- музыкальные звуки, так же, как и речь, воспринимаются слухом;
- выразительность языка музыки сходна с
выразительностью речи: музыка, как и речь, имеет интонационную природу (как голос передаёт эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Корниловский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»
Развитие речи дошкольников
посредством разных видов музыкальной деятельности
Воспитатель: Готовцова Е. А.
2025
Слайд 2. Цель: активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных и творческих способностей, в том числе слухового внимания, динамического и ритмического слуха, создание условий для музыкально-творческой работы.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.
Связь музыки и речи очевидна:
- музыкальные звуки, так же, как и речь, воспринимаются слухом;
- выразительность языка музыки сходна с
выразительностью речи: музыка, как и речь, имеет интонационную природу (как голос передаёт эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер).
Исходя из этого и учитывая то, что в последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, сочетание работы над речью дошкольников и развитие музыкальных способностей вполне актуально.
Слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями. Каждый вид музыкальной деятельности, являясь процессом общения педагога с детьми, позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь дошкольника.
Речь и пение
Слайд 3. Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.
Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.
Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, произношение согласных звуков, помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка
Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Речь и голос
Слайд 4. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)
(например: игра «Кто кричит, что звучит»).
В этих играх непроизвольно формируется звукообразование, развивается интонационный и фонематический звук.
В ходе работы над текстом песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.
Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки.
В работе над дикцией нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного.
Речь и пальчиковые игры
Слайд 5. Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая или пропевая при этом частушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие. Рекомендует проводить пальчиковые игры на каждом занятии.
Слайд 6. Виды пальчиковой гимнастики:
«Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
Ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
«Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д.
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку.
Слайд 7. Речь и движение
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Слайд 8. Речь и речевое музицирование
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Музыкально – дидактические игры и упражнения — Воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах. Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам.
Слайд 9. Речь и ритмические движения
На занятиях в нашем детском саду дети произносят ритмизованный текст.
Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка.
Решаются следующие коррекционные задачи:
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие дыхания, координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
Слайд 10. Театрализованная деятельность
Имеет ряд преимуществ, по сравнению с другими видами деятельности, в работе над коррекцией речи ребёнка. В процессе театрализованной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение и мышление, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, что, конечно же, ведёт к развитию речи. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют свою выдумку и находчивость. То, что они не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью мимики, пластики, жестами. При этом речь их становится более выразительной, а движения более пластичными.
Стихотворный текст заучивается детьми легко и своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определённый темп. Перед исполнением любой роли ставятся определённые задачи, которые помогают развивать их фантазию и воображение. Особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они могут легко перевоплощаться в них, подмечая самые характерные движения и звуки, учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение; учатся пересказывать текст, соединяя речь с музыкой и движениями.
Все выше изложенные приемы положительно действуют на познавательно-речевое развитие дошкольников.
Слайд 11. Также ведется работа с родителями: оформлены стенды, консультации, проводятся утренники, различные праздники. Организованы музыкальные уголки.
Слайд 12. Таким образом, проанализировав виды музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, можно сделать вывод о важности и особом значении каждого из них.
Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, радости от встречи с прекрасным, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.
Слайд 12. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности
Основной вид музыкальной деятельности-пение тесно связан с развитием речи...
Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности
Материал поможет установить профессиональную взаимосвязь между логопедом музыкальным руководителем в дошкольной организации...

Развитие речи дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.
Развитие речи детей в разных видах музыкальной деятельности....
Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности
В докладе автор отвечает на вопрос - способствуют ли занятия музыкой развитию речи?...

«Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»
Доклад и видео - презентация из опыта работы музыкального руковдителя по развитию речи дошкольников.https://disk.yandex.ru/i/uPcF4OZXTjdtPQ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете на тему «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности» Подготовила: Музыкальный руководитель Скворцова Т.А Дата проведения: 21.02.2023 г.
Методическая разработка для педагога....
"Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности"
Развитие речи детей в разных видах музыкальной деятельности....
