Самообразование на тему "Развитие основных видов движений в раннем возрасте"
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему

Пантелеева Елена Борисовна

 

Информационно-аналитический этап.

Изучение литературы по теме:

1.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать:   Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с., ил.

Маленький ребенок проявляет большую потребность в движении. Это физиологически обусловлено. Помочь дошкольнику своевременно овладеть дви­гательными умениями — важная задача педагога детского сада. Автор раскрывает методику обучения детей основным видам движений: бегу, прыжкам, лазанью, метанию с учетом условий воспитания в сельском детском саду. В книге уделено внимание проведению игр-эстафет, соревнований с элементами спортивных развлечений.

"Особенности развития у дошкольников основных видов движений", а также "Оборудование и инвентарь для обучения основным видам движений" - отдельные параграфы из книги "Учите бегать, прыгать, лазать, метать".

2. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 1987. - 128 с.: ил.

В книге освещен широкий круг вопросов, связанных с физическим воспитанием детей дошкольного возраста. Читатель найдет в ней сведении об организации и проведении гигиенической гимнастики, подвижных и спортивных игр, подборе упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

3. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил.

Представленное пособие составлено в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» на основании большой исследовательской работы, получившей одобрение практических работников. Цель пособия - помочь воспитателям правильно организовать занятия по физической культуре с детьми полутора-трех лет.

Книга состоит из двух разделов, в которых раскрывается методика проведения занятий с детьми второй группы раннего возраста (1-2 года) и первой младшей группы (2-3 года). В каждом разделе даны примерные конспекты занятий по физической культуре на весь учебный год, что поможет воспитателям в планировании работы по физическому воспитанию.

4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада./Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61 с.

5. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил.

6.   Бабина К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду: Пособие для воспитателя дет. Сада. М., Просвещение, 1978.

Пособие предлагает комплексы утренней гимнастики, дает рекомендации для проведения утренней гимнастики в помещении и на открытом воздухе по возрастным группам детского сада и в соответствии с особенностями детей данной группы.

От автора.
Организация и методика проведения утренней гимнастики в детском саду.
Утренняя гимнастика в первой младшей группе.
Утренняя гимнастика во второй младшей группе.
Утренняя гимнастика в средней группе.
Утренняя гимнастика в старшей группе.
Утренняя гимнастика в подготовительной к школе группе.
Утренняя гимнастика на открытом воздухе.
Работа с родителями.

7.    Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем.. Прыгаем». (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.

Методическое пособие дает полную картину развития общей моторики в соответствии с периодами возрастного развития ребенка от рождения до трех лет, наиболее благоприятными для освоения определенных видов деятельности. С учетом возрастных индивидуальных и физиологических возможностей малыша разработаны таблицы, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу развития общей моторики. Дидактические игры различного уровня сложности компенсируют недостаток двигательной активности у детей, направлены на развитие основных движений, способствуют развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления), расширению пассивного и активного словаря ребенка, пополнению знаний об окружающем. Особое внимание уделено работе с детьми, имеющими особенности развития движений. Пособие адресовано как специалистам дошкольных учреждений, так и родителям.

8.    Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста». - М. :1999 г.

На основании многолетних наблюдений специалистов в области развития и воспитания детей раннего возраста выявлены основные показатели, отражающие те умения ребенка, которыми он должен овладеть к определенному периоду развития: к 2,5—3 месяцам; к 5—6 месяцам; к 9—10 месяцам; к 1 году, к 2 годам.
В конце каждого периода развития немаловажно проводить проверку умений ребенка, выявляя наиболее значимые приобретения, сформированность которых оказывает существенное влияние на все дальнейшее развитие малыша. 
В статье отражены основные показатели, которыми ребёнок должен овладеть.

9.    Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада». М. :2005 г.

10.    Картушина «Быть здоровыми хотим».М.: 1999 г.

11.  Махнева М.Д. «Воспитание здорового ребенка». М.: 1999 г.

12.  Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду». М. :1986 г.

13.  Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях». М.:2001 г.

 

«Развитие движений в раннем возрасте»

В конце первого – начале второго года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. В первые месяцы второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с недостаточной координацией движений: он неуверен, часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие.

Овладевая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «короткими перебежками». Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.

Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора годам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте он уже может целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик» и т.п.

На втором-третьем году совершенствуются основные движения малыша: он начинает все лучше координировать свою двигательную активность.

К концу второго года ребенок может:

• пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске шириной 20-25 см;

• перешагивать чередующимся шагом через препятствие, положенное на пол (веревку, палку), или приподнятое на 5-10 см;

• подниматься и спускаться по наклонной доске, приподнятой на 10-15 см от пола;

• подниматься на невысокие горки, спускаться с них;

• подлезать под скамейку, веревку и пр.;

• перелезать через перекладину;

• подниматься и спускаться по лестнице и др.

На третьем году жизни ходьба еще более совершенствуется. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и направление движения. К 3 годам они могут:

• бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу;

• кружиться на месте;

• ходить на четвереньках по дорожке;

• подниматься по лестнице и спускаться по ней;

• влезать на стул, скамейку, спускаться с них;

• бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч;

• подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,

• спрыгивать с невысоких предметов (10-15 см);

• перепрыгивать через ручейки, канавки и др.

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мячом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр.; может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под диван, чтобы достать игрушку рукой или с помощью палочки.

Влияние двигательной активности на развитие детей. Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья; является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Исследования показывают, что уровень двигательной активности детей раннего возраста зависит от ряда факторов: времени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуальных особенностей. Летом потребность в движениях увеличивается, что связано с изменениями в обмене веществ. Меняется потребность в движении и на протяжении суток: наиболее активны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй – с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной активностью, у других она выражена средне или слабо. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с условиями его жизни.

Развитие действий с предметами. На протяжении всего раннего возраста развиваются и совершенствуются действия детей с предметами, связанные с бытовой деятельностью, с навыками самообслуживания, с игровой деятельностью.

Уже в конце первого года жизни дети пытаются повторять некоторые бытовые действия, которые совершают с ними взрослые: есть ложкой, пить из чашки, пользоваться расческой и пр. В первой половине второго года жизни малыши уже могут самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, задвигать стульчики по окончании еды, вытирать руки и лицо после умывания, с помощью взрослого снять колготки, ботинки и пр. Пока еще эти действия далеки от совершенства. Подобные недочеты связаны и с недостаточным осознанием ребенком этого возраста смысла самих действий, и с несовершенством движений, двигательных умений.

На третьем году действия детей по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыши могут самостоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр.

Бытовые действия способствуют не только социализации ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил, но и развивают двигательные способности, такие, как координация движений рук и пальцев.

Развитию движений служат занятия детей с различными предметами, которыми пользуются взрослые, а также с игрушками. Дети любят листать книжки, выдвигать и задвигать ящики шкафов, открывать и закрывать кастрюли, «писать» папиной ручкой и т.п. Игры с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), сюжетными игрушками, действия с использованием предметов-орудий (палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки и лопатки для игры с песком и снегом), занятия рисованием, лепкой также включают в себя самые разнообразные движения, которые способствуют развитию мелкой моторики.

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Нормально физически развивающийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx1.55 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие основных видов движений в дошкольном возрасте

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по развитию основных видов движений на занятия физической культуры и индивидуальной работе с детьми ....

Осваивание основных видов движений в разных возрастах

Физкульт-ура!Физкульт-ура!В спортивный залБежать пора!...

План по самообразованию 2021-2022 г. «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста»

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний....

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста» 2022 учебный год

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...

Картотека подвижных игр по основным видам движений детей раннего возраста

Подвижные игры для детей 2-3 лет. Рекомендованы программой "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....