Главные вкладки

    Самообразование на тему "Развитие основных видов движений в раннем возрасте"
    методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему

    Пантелеева Елена Борисовна

     

    Информационно-аналитический этап.

    Изучение литературы по теме:

    1.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать:   Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с., ил.

    Маленький ребенок проявляет большую потребность в движении. Это физиологически обусловлено. Помочь дошкольнику своевременно овладеть дви­гательными умениями — важная задача педагога детского сада. Автор раскрывает методику обучения детей основным видам движений: бегу, прыжкам, лазанью, метанию с учетом условий воспитания в сельском детском саду. В книге уделено внимание проведению игр-эстафет, соревнований с элементами спортивных развлечений.

    "Особенности развития у дошкольников основных видов движений", а также "Оборудование и инвентарь для обучения основным видам движений" - отдельные параграфы из книги "Учите бегать, прыгать, лазать, метать".

    2. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 1987. - 128 с.: ил.

    В книге освещен широкий круг вопросов, связанных с физическим воспитанием детей дошкольного возраста. Читатель найдет в ней сведении об организации и проведении гигиенической гимнастики, подвижных и спортивных игр, подборе упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

    3. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил.

    Представленное пособие составлено в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» на основании большой исследовательской работы, получившей одобрение практических работников. Цель пособия - помочь воспитателям правильно организовать занятия по физической культуре с детьми полутора-трех лет.

    Книга состоит из двух разделов, в которых раскрывается методика проведения занятий с детьми второй группы раннего возраста (1-2 года) и первой младшей группы (2-3 года). В каждом разделе даны примерные конспекты занятий по физической культуре на весь учебный год, что поможет воспитателям в планировании работы по физическому воспитанию.

    4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада./Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61 с.

    5. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил.

    6.   Бабина К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду: Пособие для воспитателя дет. Сада. М., Просвещение, 1978.

    Пособие предлагает комплексы утренней гимнастики, дает рекомендации для проведения утренней гимнастики в помещении и на открытом воздухе по возрастным группам детского сада и в соответствии с особенностями детей данной группы.

    От автора.
    Организация и методика проведения утренней гимнастики в детском саду.
    Утренняя гимнастика в первой младшей группе.
    Утренняя гимнастика во второй младшей группе.
    Утренняя гимнастика в средней группе.
    Утренняя гимнастика в старшей группе.
    Утренняя гимнастика в подготовительной к школе группе.
    Утренняя гимнастика на открытом воздухе.
    Работа с родителями.

    7.    Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем.. Прыгаем». (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.

    Методическое пособие дает полную картину развития общей моторики в соответствии с периодами возрастного развития ребенка от рождения до трех лет, наиболее благоприятными для освоения определенных видов деятельности. С учетом возрастных индивидуальных и физиологических возможностей малыша разработаны таблицы, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу развития общей моторики. Дидактические игры различного уровня сложности компенсируют недостаток двигательной активности у детей, направлены на развитие основных движений, способствуют развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления), расширению пассивного и активного словаря ребенка, пополнению знаний об окружающем. Особое внимание уделено работе с детьми, имеющими особенности развития движений. Пособие адресовано как специалистам дошкольных учреждений, так и родителям.

    8.    Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста». - М. :1999 г.

    На основании многолетних наблюдений специалистов в области развития и воспитания детей раннего возраста выявлены основные показатели, отражающие те умения ребенка, которыми он должен овладеть к определенному периоду развития: к 2,5—3 месяцам; к 5—6 месяцам; к 9—10 месяцам; к 1 году, к 2 годам.
    В конце каждого периода развития немаловажно проводить проверку умений ребенка, выявляя наиболее значимые приобретения, сформированность которых оказывает существенное влияние на все дальнейшее развитие малыша. 
    В статье отражены основные показатели, которыми ребёнок должен овладеть.

    9.    Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада». М. :2005 г.

    10.    Картушина «Быть здоровыми хотим».М.: 1999 г.

    11.  Махнева М.Д. «Воспитание здорового ребенка». М.: 1999 г.

    12.  Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду». М. :1986 г.

    13.  Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях». М.:2001 г.

     

    «Развитие движений в раннем возрасте»

    В конце первого – начале второго года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. В первые месяцы второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с недостаточной координацией движений: он неуверен, часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие.

    Овладевая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «короткими перебежками». Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.

    Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора годам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте он уже может целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик» и т.п.

    На втором-третьем году совершенствуются основные движения малыша: он начинает все лучше координировать свою двигательную активность.

    К концу второго года ребенок может:

    • пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске шириной 20-25 см;

    • перешагивать чередующимся шагом через препятствие, положенное на пол (веревку, палку), или приподнятое на 5-10 см;

    • подниматься и спускаться по наклонной доске, приподнятой на 10-15 см от пола;

    • подниматься на невысокие горки, спускаться с них;

    • подлезать под скамейку, веревку и пр.;

    • перелезать через перекладину;

    • подниматься и спускаться по лестнице и др.

    На третьем году жизни ходьба еще более совершенствуется. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и направление движения. К 3 годам они могут:

    • бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу;

    • кружиться на месте;

    • ходить на четвереньках по дорожке;

    • подниматься по лестнице и спускаться по ней;

    • влезать на стул, скамейку, спускаться с них;

    • бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч;

    • подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,

    • спрыгивать с невысоких предметов (10-15 см);

    • перепрыгивать через ручейки, канавки и др.

    По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мячом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр.; может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под диван, чтобы достать игрушку рукой или с помощью палочки.

    Влияние двигательной активности на развитие детей. Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья; является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

    Исследования показывают, что уровень двигательной активности детей раннего возраста зависит от ряда факторов: времени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуальных особенностей. Летом потребность в движениях увеличивается, что связано с изменениями в обмене веществ. Меняется потребность в движении и на протяжении суток: наиболее активны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй – с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной активностью, у других она выражена средне или слабо. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с условиями его жизни.

    Развитие действий с предметами. На протяжении всего раннего возраста развиваются и совершенствуются действия детей с предметами, связанные с бытовой деятельностью, с навыками самообслуживания, с игровой деятельностью.

    Уже в конце первого года жизни дети пытаются повторять некоторые бытовые действия, которые совершают с ними взрослые: есть ложкой, пить из чашки, пользоваться расческой и пр. В первой половине второго года жизни малыши уже могут самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, задвигать стульчики по окончании еды, вытирать руки и лицо после умывания, с помощью взрослого снять колготки, ботинки и пр. Пока еще эти действия далеки от совершенства. Подобные недочеты связаны и с недостаточным осознанием ребенком этого возраста смысла самих действий, и с несовершенством движений, двигательных умений.

    На третьем году действия детей по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыши могут самостоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр.

    Бытовые действия способствуют не только социализации ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил, но и развивают двигательные способности, такие, как координация движений рук и пальцев.

    Развитию движений служат занятия детей с различными предметами, которыми пользуются взрослые, а также с игрушками. Дети любят листать книжки, выдвигать и задвигать ящики шкафов, открывать и закрывать кастрюли, «писать» папиной ручкой и т.п. Игры с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), сюжетными игрушками, действия с использованием предметов-орудий (палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки и лопатки для игры с песком и снегом), занятия рисованием, лепкой также включают в себя самые разнообразные движения, которые способствуют развитию мелкой моторики.

    Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Нормально физически развивающийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie.docx1.55 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие основных видов движений в дошкольном возрасте

    Методические рекомендации для воспитателей детского сада по развитию основных видов движений на занятия физической культуры и индивидуальной работе с детьми ....

    Проект "Основные виды движений" для детей раннего возраста

    развернутый проект для детей раннего возраста "Основные виды движений". В нем рассматриваются такие движения, как бег, прыжки, ходьба, ползанье....

    Рекомендации для воспитателя по обучению основным видам движений детей 2-ой группы раннего возраста

    I. Рекомендации для воспитателя по обучению основным видам движений детей 2-ой группы раннего возраста:1. по обучению детей бегу;2. по обучению детей лазанию;3. по обучению детей ходьбе;4. по обучению...

    Осваивание основных видов движений в разных возрастах

    Физкульт-ура!Физкульт-ура!В спортивный залБежать пора!...

    Алгоритм обучения основным видам движений детей дошкольного возраста ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ

    Алгоритм  обучения  основным  видам движений детей дошкольного возраста ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ...