Статья. "Оптимизация двигательной активности детей во всех видах деятельности".
статья по физкультуре на тему

Мышкина Валентина Киреевна

Статья

Оптимизация двигательной активности  детей во всех видах деятельности.

Мышкина Валентина Киреевна            

Двигательная активность (ДА) – естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Благоприятный уровень ДА детей 4-7 лет –6-8 часов в неделю с учётом психофизических особенностей, времени года и режима работы.

Существует тесная связь между основными показателями ДА (объемом, продолжительностью, интенсивностью) и поведением детей в течение дня, характером их деятельности.

В зависимости от подвижности детей мы их условно можем распределить на 3 подгруппы.

1 подгруппа – к ней относятся дети с высокой интенсивностью ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, богатый двигательный опыт, но в тоже  время  они не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений, часто бывают, невнимательны при объяснении заданий. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке с преобладанием бега и прыжков. Эти дети не умеют выполнять задания в умеренном темпе, и часто не доводят их до конца. Некоторые дети этой группы отличаются психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Нередко у гиперактивных детей наблюдается неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы  на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения физических упражнений.

2 подгруппа – дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности, а также дети, у которых наблюдается сочетание среднего и высокого уровней объема и продолжительности со средней и низкой интенсивностью ДА. То есть золотая середина. Дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразное их чередование. Эти дети отличаются уравновешенным поведением, хорошим настроением. Они являются инициаторами коллективных игр. Правда, у этих детей часто отмечается слабая техника движений. Реакция сердечнососудистой системы на физическую нагрузку нормальная.

3 подгруппа – дети имеют низкий объем двигательной активности. У всех детей этой группы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего эти дети не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх – соревнованиях.

Придавая особую значимость роли ДА в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и т.д.

Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физкультуре -  как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА.

Третье место отводится самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Немаловажное значение имеют: физкультурный досуг, физкультурные праздники на воздухе, игры – соревнования.

 Каждое из перечисленных занятий имеет свое специфическое назначение.

Утренняя гимнастикагимнастика после сна, подвижные игры, физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у  детей и повышают их умственную работоспособность.

На физкультурных занятиях дети  приобретают необходимые навыки, знания, умения.

Физкультурный досуг, спортивный праздник – это активный отдых.

Корригирующая гимнастика решает лечебно-профилактические задачи.

Самостоятельная двигательная деятельность детей – должна занимать важное место в режиме детей, особенно старшего дошкольного возраста. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельности можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулки (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться со спокойной деятельностью.

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделить в режиме время для самостоятельных игр.

Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных игр, желательно иметь на участке соответствующее спортивное оборудование и  игрушки (выносной материал).

В распоряжение детей в группе и на площадке, должен быть предоставлен разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, обручи, мячи, ракетки, воланы, клюшки. В зимнее время дети должны свободно пользоваться санками, лыжами; летом, весной – велосипедами, самокатами. Педагог учит детей играть сообща. Побуждает более ловких детей помогать своим товарищам.

Важен также личный пример воспитателя: играть с детьми в мяч, прыгать через скакалку, в классики, вести клюшкой шайбу, играть в бадминтон, ходить на лыжах.

Воспитатель не является пассивным наблюдателем за двигательной деятельностью детей. Его задача организовывать эту деятельность - подключить малоподвижных, инертных детей к игре, притормозить гиперактивных; переключить тех, кто забегался, на игру в мяч или кольцеброс, или просто предложить такому ребенку вместе поиграть.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Оптимизация двигательной активности  детей во всех видах деятельности.

Мышкина Валентина Киреевна           

Двигательная активность (ДА) – естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Благоприятный уровень ДА детей 4-7 лет –6-8 часов в неделю с учётом психофизических особенностей, времени года и режима работы.

Существует тесная связь между основными показателями ДА (объемом, продолжительностью, интенсивностью) и поведением детей в течение дня, характером их деятельности.

В зависимости от подвижности детей мы их условно можем распределить на 3 подгруппы.

1 подгруппа – к ней относятся дети с высокой интенсивностью ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, богатый двигательный опыт, но в тоже  время  они не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений, часто бывают, невнимательны при объяснении заданий. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке с преобладанием бега и прыжков. Эти дети не умеют выполнять задания в умеренном темпе, и часто не доводят их до конца. Некоторые дети этой группы отличаются психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Нередко у гиперактивных детей наблюдается неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы  на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения физических упражнений.

2 подгруппа – дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности, а также дети, у которых наблюдается сочетание среднего и высокого уровней объема и продолжительности со средней и низкой интенсивностью ДА. То есть золотая середина. Дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразное их чередование. Эти дети отличаются уравновешенным поведением, хорошим настроением. Они являются инициаторами коллективных игр. Правда, у этих детей часто отмечается слабая техника движений. Реакция сердечнососудистой системы на физическую нагрузку нормальная.

3 подгруппа – дети имеют низкий объем двигательной активности. У всех детей этой группы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего эти дети не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх – соревнованиях.

Придавая особую значимость роли ДА в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и т.д.

Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физкультуре -  как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА.

Третье место отводится самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Немаловажное значение имеют: физкультурный досуг, физкультурные праздники на воздухе, игры – соревнования.

 Каждое из перечисленных занятий имеет свое специфическое назначение.

Утренняя гимнастикагимнастика после сна, подвижные игры, физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у  детей и повышают их умственную работоспособность.

На физкультурных занятиях дети  приобретают необходимые навыки, знания, умения.

Физкультурный досуг, спортивный праздник – это активный отдых.

Корригирующая гимнастика решает лечебно-профилактические задачи.

Самостоятельная двигательная деятельность детей – должна занимать важное место в режиме детей, особенно старшего дошкольного возраста. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельности можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулки (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться со спокойной деятельностью.

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделить в режиме время для самостоятельных игр.

Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных игр, желательно иметь на участке соответствующее спортивное оборудование и  игрушки (выносной материал).

В распоряжение детей в группе и на площадке, должен быть предоставлен разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, обручи, мячи, ракетки, воланы, клюшки. В зимнее время дети должны свободно пользоваться санками, лыжами; летом, весной – велосипедами, самокатами. Педагог учит детей играть сообща. Побуждает более ловких детей помогать своим товарищам.

Важен также личный пример воспитателя: играть с детьми в мяч, прыгать через скакалку, в классики, вести клюшкой шайбу, играть в бадминтон, ходить на лыжах.

Воспитатель не является пассивным наблюдателем за двигательной деятельностью детей. Его задача организовывать эту деятельность - подключить малоподвижных, инертных детей к игре, притормозить гиперактивных; переключить тех, кто забегался, на игру в мяч или кольцеброс, или просто предложить такому ребенку вместе поиграть.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей во всех видах деятельности

Развитие речи детей во всех видах деятельности: в рисовании, лепке, муз.занятия, математики и т.д....

Презентация опыта работы "Развитие речи детей во всех видах деятельности" Апрель 2017г

В презентации раскрывается актуальность, задачи  речевого развития. Показано, как организована предметно-развивающая среда и разные виды деятельности: образовательная, трудовая, театральная, игро...

Отчет на тему: «Двигательная активность детей во всех режимных моментах»

В этом отчете рассказываем о том, какие необходимые условия в нашей группе мы стараемся создавать для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха....