Использование приемов ритмопластики для развития воображения у дошкольников
статья по физкультуре на тему

Гафиятуллина Гульшат Амировна

Физическая культура  направлена на «окультуривание», то есть, развитие  тела. А развитие тела и развитие психики  ребенка,  находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №394 комбинированного вида с татарским языком

воспитания и обучения» Советского района города Казани

 «ТВОРЧЕСТВО –

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

Использование приемов ритмопластики

 для развития воображения

у дошкольников

Выполнила:

Гафиятуллина Гульшат Амировна,

инструктор по физической культуре,

МАДОУ № 394.

Казань,  2014

«…Всякое чувство, всякая эмоция, стремятся воплотиться в образы, соответсвующие этому чувству»

Выготский Л.С.

Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. В буквальном смысле понятие «культура» трактуется как забота о развитии творческого принципа бытия (Н.Рерих, П.Вайнцванг, Л.Кун др.).  

Каналом, по которому идет направленная передача ценностей культуры от старшего поколения к младшему, является, в том числе и физическое воспитание. Оно не только формирует двигательную культуру, но и приумножает ее. Известно, что новое поколение не просто воспринимает достигнутое до них, но, освоив его, развивает и идет к новым достижениям (М.З.Воробьев). Понятие «физическая культура» означает творческую деятельность, направленную на преобразование природы человека посредством физических упражнений.

Физическая культура  направлена на «окультуривание», то есть, развитие  тела. А развитие тела и развитие психики  ребенка, по мнению таких известных исследователей, как   И.М.Сеченов,  В.М.Бехтерев и других,  находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому воспитание двигательной культуры ребенка неизбежно «окультуривает» его мысли и чувства. Из этого следует: при формировании культуры тела происходит неизбежность гармоничного развития ребенка, стимулирование его раскованности и свободы движений, активизация его  творческого начала.

Но сегодня современная физическая культура с ее запредельными  нагрузками и заорганизованностью порождает  механического человека. Мы гордимся тем, что учим детей лучше всех прыгать, бегать,  но при этом не учим  их чувствовать свое тело, понимать и осознавать себя. Исследования Милгрэма убедительно показали, что механизация обучения движению не так уж и безразлична для гармонического здоровья и совершенствования личности ребенка.

По последним данным психосоматические заболевания это расплата за упущенные возможности развития тела и психики в целом. Для достижения здоровья необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру, видеть его красоту и многообразие, быть в гармонии с ним.  В свою очередь развитие психических возможностей ребенка, его телесных способностей, духовности и творчества обеспечит улучшение физического состояния дошкольника.

Еще Л.С.Выготский отмечал, что «всякое построение фантазии влияет на наши чувства, и вызывает реальные переживания».

Воображение и фантазия присуще каждому. Оно способно облегчить   процесс обучения дошкольников, развитие их внимания, мышления и памяти, способствовать оздоровлению и физическому развитию.

Так же воображение является одним из существенных приемов для развития двигательной и творческой активности в ритмопластике.

«Ритмопластика» - является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребенка не только подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальности и творческого воображения, но и ощущение свободного и сознательного владения телом.  Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения. Ритмопластика поможет развить чувство ритма, координацию движений. Такие занятия способствуют выработке красивой походки, умению держать спину, владению телом, укрепляют здоровье и приносят большое удовольствие.  На физкультурных занятиях ритмопластические упражнения я использую чаще всего в последней части занятия, как средство снятия напряжения, расслабления, восстановления после физической нагрузки.

Наряду с этим воображение тесно связано с эмоциями. Эмоции собирают впечатления, мысли образы, созвучные настроению человека. Связь воображения и эмоций проявляется и у детей и у взрослых.  Воображение и эмоции в жизни ребенка неразделимы. Активная работа фантазии рисует богатую эмоциональную картину состояния ребенка. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки, как сами любят их сочинять, рассказывать различные истории и случаи из собственной жизни. В этот момент они переполняются эмоциями. Сильные эмоции сопровождают детские игры, образы, рожденные фантазией и эмоциями  в процессе этой игры, приобретают статус реальности. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет игровой деятельности с реальной личностью своего приятеля, знакомого взрослого, литературного персонажа или животного.

Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения, творческой и физической активности воспитанников.

Используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств и раскрытие творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности дошкольников (ознакомление со свойствами воды)

На примере ознакомления детей со свойствами воды раскроем разнообразные методы и приемы, которые можно использовать в различных видах детской деятельности (во время режимных моментов, организованной, ...

Использование инновационных музыкальных технологий в развитии воображения у дошкольников.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зерка...

использование различных методов и приемов для развития мелкой моторики дошкольника.

Данная рекомендация поможет применять воспитателям все это в разных  видах деятельности ребенка....

Развитие воображения у дошкольников с задержкой психического развития

Рекомендации для родителей. Как заниматься с ребенком дома....

Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...

Использование приемов теории развития критического мышления в экологическом воспитании дошкольников

Использование приемов теории развития критического мышления в дидактических играх и пособиях по экологическому образованию дошкольников способствует обобщению и систематизации знаний детей о способах ...

"Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения" для дошкольников

        Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развиваю...