Плавание в системе физкультурного образования и оздоровления детей в ДОУ
статья по физкультуре на тему

Мишина Наталья Анатольевна

Здоровье нации во многом зависит от ценностных ориентацией подрастающего поколения, от того, насколько оно мотивировано на здоровый образ жизни, основанный на принятии значимости физической культуры спорта в жизни каждого человека.

Функция формирования физической культуры, как одного из ведущих компонентов общей культуры личности ребёнка отводится преимущественно дошкольному учреждению. Педагоги ДОУ создают условия для возможностей принятия ребёнком базовых ценностей здоровья и физической культуры, ведь именно в процессе взаимодействия ребёнок приобщается к системе общечеловеческих ценностей, таких как жизнь, доброта, любовь. Одно из важнейших мест в системе человеческих ценностей занимает здоровье - как духовное, так и физическое.

Формирование физической культуры детей осуществляется в разных видах детской деятельности, но прежде всего в двигательной.

Двигательная деятельность тесно связана со здоровьем ребёнка: движение и здоровье влияют друг на друга. Можно говорить о воздействии двигательной деятельности на морфофункциональное развитие ребёнка, показателями которого являются состояние здоровья, физическое развитие, нейродинамические свойства, развитие анализаторов, речевого и мышечного аппаратов, работоспособность.

В двигательной деятельности, как ни в какой другой, очень важным является чувство “дружеского плеча”, поддержки. Организованную взрослым детскую деятельность детей, особенно физкультурные занятия, отличает высокое эмоциональное напряжение - именно оно способствует развитию и закреплению нравственных представлений в привычках, переживаниях, чувствах.

Занятия физической культурой, во время которых происходит овладение пластикой движений, создаётся “образ тела”, формируют у детей эстетические представления о красивом в физическом развитии человека: они осознают, что каждый человек может сам, с помощью движений, сделать свой внешний вид привлекательным за счёт улучшения осанки, выработки красивой походки, увеличения мышечной массы.

В период пребывания в дошкольном учреждении, охватывающий около 5 - 6 лет, ребёнок овладевает двигательной деятельностью, которая, укрепляет здоровье, фомирует и развивает внутренний мир ребёнка, его мысли, чувства, эмоции, поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_plavanii.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ.

Мишина Н.А,. инструктор по плаванию.

г.о. Коломна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Светлячок».

Здоровье нации во многом зависит от ценностных ориентацией подрастающего поколения, от того, насколько оно мотивировано на здоровый образ жизни, основанный на принятии значимости физической культуры спорта в жизни каждого человека.

Функция формирования физической культуры, как одного из ведущих компонентов общей культуры личности ребёнка отводится преимущественно дошкольному учреждению. Педагоги ДОУ создают условия для возможностей принятия ребёнком базовых ценностей здоровья и физической культуры, ведь именно в процессе взаимодействия ребёнок приобщается к системе общечеловеческих ценностей, таких как жизнь, доброта, любовь. Одно из важнейших мест в системе человеческих ценностей занимает здоровье - как духовное, так и физическое.

Формирование физической культуры детей осуществляется в разных видах детской деятельности, но прежде всего в двигательной.

Двигательная деятельность тесно связана со здоровьем ребёнка: движение и здоровье влияют друг на друга. Можно говорить о воздействии двигательной деятельности на морфофункциональное развитие ребёнка, показателями которого являются состояние здоровья, физическое развитие, нейродинамические свойства, развитие анализаторов, речевого и мышечного аппаратов, работоспособность.

В двигательной деятельности, как ни в какой другой, очень важным является чувство “дружеского плеча”, поддержки. Организованную взрослым детскую деятельность детей, особенно физкультурные занятия, отличает высокое эмоциональное напряжение - именно оно способствует развитию и закреплению нравственных представлений в привычках, переживаниях, чувствах.

Занятия физической культурой, во время которых происходит овладение пластикой движений, создаётся “образ тела”, формируют у детей эстетические представления о красивом в физическом развитии человека: они осознают, что каждый человек может сам, с помощью движений, сделать свой внешний вид привлекательным за счёт улучшения осанки, выработки красивой походки, увеличения мышечной массы.

В период пребывания в дошкольном учреждении, охватывающий около 5 - 6 лет, ребёнок овладевает двигательной деятельностью, которая, укрепляет здоровье, фомирует и развивает внутренний мир ребёнка, его мысли, чувства, эмоции, поведение.

Движения - суть всего живого, в первую очередь - условие биологической жизни человека, основа для формирования его моторной сферы. Движение также является необходимым условием развития индивидуальной психики ребёнка.

Структурными компонентами двигательной деятельности считаются движения и физические упражнения, представленные в стандарте дошкольного образования, такими видами, как основная гимнастика, подвижные спортивные игры, спортивные упражнения и детский спортивный туризм. Перечень спортивных упражнений довольно широк и включает в себя элементы таких видов спорта, как конькобежный, лыжный, велосипедный, баскетбол, футбол и другие. Особое место в этом ряду занимает плавание.

Физиологической основой системы обучения плаванию в условиях ДОУ являются благотворное воздействие быстро чередующихся движений и разнообразное воздействие воды, связанное с её физическими, термическими, химическими и механическими свойствами на организм ребёнка. Важным физиологическим воздействием плавания на организм ребёнка следует считать закаливание, развитие устойчивости к простудным заболеваниям.

Занятия плаванием способствуют развитию физических качеств ребёнка - выносливости, гибкости, ловкости, силы. Благодаря включению в занятия и игры на воде циклических движений нагрузка на мыщцы распределяется равномерно, а плавное выполнение с большой амплитудой снижает риск травматизма.

Процесс обучения плаванию требует от детей произвольного внимания и сосредоточенности. Малыши постепенно приучается слушать обьяснения педагога, звуковые сигналы, внимательно следить за наглядными ориентирами. Дети учатся концентрировать внимание на показе игр и упражнений на воде и на суше. У них формируется устойчивость внимания. Особую роль в обучении ориентации в воде играет развитие восприятия и ощущений. Педагоги проводят с детьми специальный игры на развитие чувства воды и чувства времени, учат управлять своими движениями, ориентируясь на ощущения.

Начиная с младшего возраста педагоги развивают у детей волевые качества личности - настойчивость, смелость, целеустремленность.

Сегодня большинство исследователей согласны с тем, что плавание обладает целым рядом особенностей, которые делают его наиболее оптимальным вариантом физической активности в детском возрасте. В силу преобладания незрелых функциональных систем педагогическая эффективность обучения плаванию в дошкольном возрасте во многом определяется индивидуально-возрастными особенностями развития ребёнка.

Развитие системы физического воспитания в ДОУ способствовала появлению современных программ и методик обучения плаванию детей дошкольного возраста, а также появлению в них материала диагностического характера, позволяющего отслеживать как процесс обучения плаванию, так и результативность оздоровления детей.

Любая из представленных программ и методик обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка: сознательность и активность,  систематичность в проведении занятий, наглядность и доступность учебного материала, учёт ведущей (игровой) деятельности. Принцип “От простого к сложному” выступает как условие освоением детьми более сложных приёмов плавания, а также приучении их к самостоятельному, уверенному выполнению упражнений на всё большей глубине.

Использование принципа “От целого к частному” придусматривает определенную последовательность в постановке задач, подборе упражнений и приёмов обучения. Технику спортивных способов плаванию рекомендуется осваивать от общих представлений о конкретном способе в целом к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются. Разнообразные упражнения будут выполняться детьми с удовольствием, если они доступны, а глубина воды соответствует уровню подготовленности ребёнка. Принцип систематичности предполагает проводить занятия в течение учебного года не реже одного - двух раз в неделю.

Таким образом, реализуя выше перечисленные принципы, педагоги могут добиться благоприятного влияния плавания на организм ребёнка в дошкольном возрасте, которое в теории обучения плаванию дошкольников представляется в трёх аспектах:

  • медико-физиологическом - укрепление различных функциональных систем детского организма, обеспечивающее полноценное развитие центральной нервной системы;
  • психологическом - один из путей формирования произвольной регуляции движений и действий, которые обладают повышенной восприимчивостью к внешним обучающим воздействиям именно в дошкольном возрасте;
  • педагогическом - не только пропедевтика сложно организованных действий будущего младшего школьника, но и прямой способ становления навыков саморегуляции.

Современное ДОУ не ставит целью вырастить из детей спортсменов, олимпийских

чемпионов - это задачи спортивных школ. Главное в обучении плаванию в детском саду - преодолеть негативное отношение ребёнка к воде, адаптировать его к водному пространству, по возможности использовать плавание в бассейне, как средство оздоровления и полноценного физческого развития ребёнка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации и профилактики. Кроме того, плавание является для ребёнка жизненно необходимым навыком, предотвращающим несчастные случаи на воде.

Литература:

  1. Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно - методическое пособие / Под ред. А.А. Чеменевой. - СПб.: “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2011. - 366 с.
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание. М.: “Фис”, 1984.
  3. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
  4. Динейка К.В. “Движение, дыхание, психофизическая тренировка”. - М.: “Фис”, 1986.
  5. Макаренко Л.П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию // Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
  6. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. - М.: “Просвещение”, 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартное физкультурное оборудование для оздоровления детей

Предлагаемое нестандартное физкультурное оборудование легко изготовить своими руками. Его разнообразие вызывает у детей интерес к движениям, предупреждает развитие у них двигательных стереотипов, дает...

" Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольного возраста "

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обес...

«Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ»

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,...

08.03.2017. Плавание в системе физкультурного образования и оздоровления детей в ДОУ.

ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ И  ОЗДОРОВЛЕНИЯ  ДЕТЕЙ В  ДОУ...

Система закаливающих мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ

Закаливающие мероприятия, как важная составляющая часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни!...

Система профилактической работы по оздоровлению детей

Цель: Удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребѐнка в двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом....