Упражнения в метании для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
материал по физкультуре (старшая группа) на тему

Есакова Татьяна Анатольевна

Суть метания – перемещение предмета в пространстве. Это движение ациклического типа и осуществляется с установкой на дальность и точность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Суть метания – перемещение предмета в пространстве. Это движение ациклического типа и осуществляется с установкой на дальность и точность.

Метание на дальность одной рукой возможно  с большим и малым замахом руки. Метание с малым замахом   проводится за счёт активного движения в локтевом суставе,   а  с большим -   за счёт активного движения в плечевом и локтевом суставах.

В  метании различают три фазы: подготовительную, основную, заключительную.

Задача подготовительной фазы: обеспечить условия для нарастания скорости поступательного движения метаемому предмету. Если метать с места одной рукой, тогда подготовительная  фаза будет заключаться в отклонении туловища назад и его повороте в сторону метающей руки, а это способствует растяжению мышц плеча, плечевого пояса, груди и поясницы, создаёт благоприятные условия для последующей работы этих групп мышц.

Задача основной фазы: придать предмету максимальную скорость вылета и оптимальное  направление траектории движения в пространстве, которое определяется углом и азимутом вылета.

Угол  вылета  образуется углом в вертикальной плоскости между горизонтальной и воображаемой линиями вылета предмета. Оптимальное его значение при метании предмета круглой формы составляет 42-45 градусов.

Азимут вылета  - угол в горизонтальной плоскости, образованной между реальным направлением метания и воображаемой линией его направления.

Основная задача заключительной фазы: сохранить равновесие тела после метания (броска).

Для овладения метанием на дальность и в цель необходим определённый уровень развития  восприятия ( в частности восприятия пространственных, временных и силовых параметров движения), согласованности движений рук, ног, туловища. Дети старшего дошкольного  возраста  с нормальным типом развития при метании на дальность выполняют движения свободно  и с большой амплитудой. Они принимают правильное исходное положение. Например, если метание осуществляется простым отведением руки назад за плечо и прогибом туловища, в исходной позе ноги стоят параллельно, носками вперёд по направлению броска.  При метании правой рукой, левая нога, как правило, чуть впереди. В исходном положении вес тела распределён на обе ноги. При  замахе  общий центр тяжести тела переносится на правую ногу, сгибаемую в колене. Рука отводится назад, выпрямляется, верхняя часть разворачивается левым плечом вперёд к направлению метания. В следующий момент начинается разворот последовательно ног, нижней части туловища, плечевого пояса в направлении метания. Правая рука выносится локтем вперёд, затем следует активное движение предплечьем вверх – вперёд, завершается метание активным, завершается метание активным, направляющим движением кисти. Общий центр тяжести переносится на опорную ногу.

При метании в цель у старших дошкольников попадание становится  менее случайным. Они  способны соизмерять свои  усилия с нужной силой и направлением броска.

Дети с тяжёлыми  нарушениями речи при полиморфном онтогенезе бросают предметы на небольшое расстояние. Они  не соблюдают направления метания, плохо замахиваются, слабо отталкивают предмет. Исходная поза у них, как правило, безразличная. При метании в горизонтальную цель такие дети не соизмеряют свои усилия с расстоянием до цели.  У них возникают трудности с определением оптимальной траектории полёта снаряда.

Преодолеть перечисленные недостатки в метании помогут следующие игровые упражнения.

                       «Перебрось через флажки».

На расстоянии 2-3 метра на уровне роста ребёнка располагаются флажки. Из  и. п. – ноги врозь, правая (левая) нога чуть отставлена назад; правая (левая) рука полусогнута в локте, перед грудью; левая (правая) рука вдоль туловища – метает правой (левой) рукой  мяч или мешочек с песком через флажки.

              Методические указания  для педагогов:

- при необходимости оказать помощь;

- обратить  внимание на последовательные активные движения ногами, туловищем, рукой, обеспечивающие ускорение метаемому предмету;

- соблюдение заданного направления метания предмета;

Для ребёнка: смотри вперёд, перебрось через флажки.

                       «Метание мешочков с ленточками»

Задание такое же, как и в предыдущем упражнении.

Методические указания для педагога: обратить внимание на метание предмета в заданном направлении и высокой траектории движения;

Для ребёнка: метай мешочек так, чтобы ленточка развевалась красиво.

                              «Метание в коридор»

По направлению метания на расстоянии 2-3 м друг от друга располагаются параллельно две гимнастические скамейки. Ребёнок метает правой (левой) рукой мяч или мешочек с песком между двумя скамейками.

Методические указания для педагога: обратить внимание на метание в заданном направлении;

Для ребёнка: попади в коридор.

                       Метание  в вертикальную цель.

На расстоянии 2-3 м  от ребёнка располагается вертикально обруч диаметром 50 см. Из  и. п., стоя лицом к обручу, он метает в цель правой (левой) рукой. Высота обруча меняется.

Методические указания для педагога: обратить внимание на метание в заданном направлении;

Для ребёнка: попади в цель.

                          Метание в туннель.

На расстоянии 1м и на уровне роста ребёнка в вертикальном  положении и параллельно друг другу располагаются  2 (3)  обруча диаметром 50см. Расстояние между обручами 40-50см. Ребёнок метает правой (левой) рукой мяч или мешочек с песком в туннель, образованный обручами.

Методические указания  для педагога: обратить внимание  на метание в заданном направлении;

Для ребёнка: попади в туннель.

                          Метание в горизонтальную цель.

На расстоянии 2м от ребёнка на полу лежит обруч диаметром 1-1.5 м. Ребёнок метает правой (левой) рукой  мешочек в обруч.

Методические указания для педагога: обратить внимание на метание  мешочка по оптимальной для попадания в горизонтальную цель траектории полёта предмета;

Для ребёнка: попади в цель.

                              «Ромашка».

На расстоянии 2м от ребёнка на полу располагается ромашка из обручей диаметром 50см. За попадание в центральный обруч начисляется  5 баллов, за попадание в остальные обручи – по 1 баллу. Каждый выполняет шесть попыток. Побеждает тот, кто наберёт больше баллов.

Методические указания для педагога: обратить внимание на метание мешочка по оптимальной для попадания в горизонтальную цель траектории полёта предмета;

Для ребёнка: попади в цель.

                               Метание в движущуюся цель.

Дети стоят в шеренге, в руках мешочки с песком. На расстоянии  2-3 м  педагог вдоль шеренги прокатывает с невысокой скоростью большой мяч. Дети стараются попасть в него мешочками. По мере освоения упражнения скорость  движения мяча увеличивается.

Методические указания для педагога: обратить внимание ребёнка на соответствие движения цели с направлением и скоростью полёта мешочка;

Для ребёнка: попади в цель.

              Метание на дальность и в цель мешочков разного веса.

Варианты выполнения:

-метание, стоя на одном колене;

- двух коленях;

- из положения сидя.

Методические указания для педагога: обратить внимание на метание мешочка  в заданном направлении; на зависимость результата метания от исходного положения и веса мешочка.              

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

"Формирование интонационной выразительности устной речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе метода "Синквейна"

Публикация в сборнике "Образование сегодня: векторы развития. Проблемы когнетивной лингвистики, речи и речевой деятельности: сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференци...

Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»

Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....

Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра созд...

Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»

    Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей   на тему:«Профилактика дисграфии у детей  старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...