РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре на тему

Материал предназначен для воспитателей по физической культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

«Развитие ориентировки и координации движения у дошкольников»

                                          Подготовила инструктор по физической культуре

                                          ГБОУ  школа  №937 дошкольное отделение №5.

     Умение ориентироваться в пространстве,координировать свои движения способствуют быстрому овладению новыми движениями и их сочитаниям, а также умению действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво. О высоком уровне развития  координации движений свидетельствует хорошее выполнениедетьми движений в подвижных играх с  изменяющимися условиями или осложненных дополнительнымизаданиями ( бег «змейкой», с обеганием предметов, спуск с горки на санках с быстрым поворотом внизу). Умение ориентироваться в пространстве помогает ребенку затрачивать на выполнение заданий  минимальное время.               Иногда нужно задержать ответное действие,то есть не всегда  целесообразно действовать мгновенно.    Так в игре «Два мороза» успеха достигает тот, кто умеет выжидать, пока Мороз перебежит за играющимися на другую сторону и оказаться у него за спиной.  Координация движений в пространстве в большой степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности ребенка различать темп, амплитуду и направление движений, степень  напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки.

  Координация движений необходима при выполнении всех основных движений,в подвижных играх (особенно в ловле и увертывании), спортивных упражнениях. Умение ориентироваться в пространстве помогает ребенку быстро выполнять правила игры, быть ловким при обегании препятствий, испытывать чувство равновесия  при ходьбе с кубика на кубик. Одним из проявлений  хорошей координации  движений  является умение сохранять  равновесие тела в движении и статическом положении.

  Показателями развития у ребенка координации движения может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами, с обеганием препятствий,с остановками.

Дошкольный возраст- это период, когда дети постоянно приобретают все новые и новые двигательные умения и навыки. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элементы новизны и в те движения, которыми дети уже овладели. Например, в бег включить поворот кругом  по сигналу,при спуске на санках поднять мешочек с песком или проехать под натянутой веревкой. Ребенок будет лучше ориентироваться в пространсве, если дается усложнение задания, новое сочетание  знакомых движений, изменяются привычные условия, исходные  положения.Дети должны уметь применять освоенные умения и  навыки в игровых ситуациях(например, способы передачи и ловли мяча,прыжки) или в более сложных условиях местности( бег или ходьба по парку на лыжах, по пересеченной местности, на склонах и горках).

  Для детей дошкольного возраста существуют разнообразные методические приемы,повышающие проявления двигательной координации и ориентрировки в пространстве.

  1.  Применение необычных исходных положений: бег из исходного положения стоя на коленях, сидя, лежа; прыжки из исходных положений стоя  спиной по направлению движения; быстрая смена исходных положений( сесть, лечь, встать).
  2. Изменение  скорости или темпа движений,  введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
  3. Смена способов выполнения упражнений: снизу, сверху, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.
  4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры способствуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких  мышечных ощущений.  Для дошкольников  доступны общеразвивающие упражнения с различными предметами, а также  использование предметов в  основных движениях. Можно бросать мячи, мешочки, шишки, снежки, картонные диски, катать мячи различного диаметра,а также тяжелые набивные мячи.
  5. Выполнение согласованных действий с несколькими участниками(вдвоем, втроем, держась за руки садиться и вставать,  выполнять поворот, прыжки, наклоны, держась за  большой обруч, поднимать вверх,опускать, приседать, наклоняться, класть на пол и  поднимать всей группой,держась за длинную веревку).
  6. Более сложные сочетания основных движений. Можно использовать  бег «змейкой»,обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу неширокую канавку,  доставая в прыжке до мяча или ветки, ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, с поворотом, с перешагиванием через положенные на нее предметы,усложненные прыжки со скакалкой с различным движением рук.
  7. Усложнение условий игры. Например, в игре « Ловишка с ленточкой» у  играющих ленточки двух цветов и ловишки выдергивают ленточки только определенного цвета:одни-красного, другие синего. В игре « У медведя во бору» ребенок в роли медведя ,перед тем, как ловить, должен пролезть под дугой.

        На одном занятии используется небольшое количество упражнений для развития ориентировки в пространстве и координации движений.Но они , по возможности, должны быть  на каждом занятии, в разных его частях. Так, в подготовительной части можно  использовать ходьбу и бег «змейкой», с поворотом. На другом занятии в комплекс  общеразвивающих упражнений включаются упражнения в  подбрасывании и ловле мяча, пролезание в обруч. В основной части  используется  ходьба по узкой стороне скамейки,прыжки с поворотом. На другом  занятии в подвижной игре можно предложить задание  попасть мячом в убегающих(«Охотники и зайцы»), собрать  большее количество ленточек(«Ловишки с ленточками»), преодолеть на бегу препятствие («Кто скорее через обруч к флажку»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Консультация для родителей : «Развитие ориентировки и координации движений у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей  : «Развитие ориентировки  и координации движений у детей дошкольного возраста»...

Развитие ориентировки и координации движений у детей дошкольного возраста

Умение ориентироваться в пространстве, координировать свои движения способствует быстрому овладению новыми движениями и их сочетаниями, а также умению действ...

Развитие мелкой моторики и координации движения у дошкольников

Мелкая моторика — один из видов моторики. Это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. К области мелк...

«РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

laquo;РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»...


 

Комментарии

Никольская Юля Николаевна

Спасибо, интересно