Развитие мелкой моторики и координации движения у дошкольников
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мелкая моторика — один из видов моторики. Это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Развитие мелкой моторики и координации движений
                                  пальцев рук у дошкольников

 
         Мелкая моторика — один из видов моторики. Это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.
   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуально готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.   У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в резкой степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Дети неправильно, неловко держат ложку, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, спички, мелкие предметы, работать с мозаикой, пазлами. При работе с карандашом мы видим или слабый нажим (при вялой, слабой моторике, при низком тонусе), или очень сильный нажим (при повышенном тонусе). Такие дети отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, так как у них вызывают трудности работа с пластилином, глиной, с ножницами.
 
   Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы
   В свою очередь, мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Навыки мелкой моторики

  1. помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;
  2. позволяют ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику гармонизируют движений тела;
  3. способствуют самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх, в обучении (в школьном возрасте), то есть делают возможность приобрести социальный опыт;
  4. помогают самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из разряда обслуживания;
  5. оказывают влияние на развитие органов речи, способствуют формированию правильного произношения, помогают избавиться от монотонности речи, нормализуют её темп, учат соблюдать  речевые паузы, снижают психическое напряжение.

 
         О необходимости развития мелкой моторики было известно еще во II века до н.э. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие соседних зон головного мозга, в частности речевых центров. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, тем самым развития речь детей. Поэтому, развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
         Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
         Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
         Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.
         Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, лепки, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.
         Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам
Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-6   годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
         Поэтому работа по развитию мелкой моторики должны начаться задолго до поступления в школу, а особенно для детей, имеющих речевые нарушения.
 
                                    Игры и упражнения, предложенные выше, объединяют  в себе задачи по развития способностей, мышления ребенка и дальнейшем совершенствование тонких движений пальцев рук – мелкой моторики. Эти игры помогают стимулировать его воображение, развивать творческие способности.
 
         Мы проводим исследование произвольных движений пальцев рук по подражанию и словесной инструкции. Для этого используем упражнения:
- сжать пальцы в кулак, выполнить правой рукой, левой рукой, затем двумя руками под счет логопеда – «Боксеры»;
- загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке затем по обеих руках – «Пальчики прячутся»;
- соединить пальцы оной руки с пальцами другой – «Пальчики здороваются»;
- вытягивание второго и третьего пальца – «Сделай ушки зайчика»;
- второго и пятого пальцы – «Сделай козу рогатую»;
- соединить по очереди все пальцы с большим сначала на правой руке, затем на левой, потом на обеих руках – «Сделай кольцо»;
-   «Пристежка» - расстегнуть и застегнуть 4 – 6  пуговиц;
-   «Шнуровка» - зашнуровать ботинок завязать бант;
-  «Птички клюют» - держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге 3 точки, локоть не отрывать. Диаметр круга 10 см (5 – 6 лет), 15 см (2 – 4  года);
- «Помоги машинке въехать в гараж» - провести простым карандашом непрерывную линию от точки до дочки по заданной дорожке.
 
        Отметить плавное, точное, одновременное выполнение проб,
объем движений: полный, неполный,
переключаемость: своевременное, замедленное, отсутствие
напряжение, скованность движений,
наличие синкинезий,
нарушение темпа выполнения движения,
определить ведущую руку.
 
Существуют, как традиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук, это:
-самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
-игры пальчиками с речевым сопровождением (русский народный фольклор);
-пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);
-графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, соединение по точкам, продолжение ряда;
-предметная деятельность: бумага, пластилин, глина;
-игры – мозайки, конструкторы, шнуровки;
-кукольные театры: пальчиковые, теневой, варежковой;
-нанизывание бус;
а так же нетрадиционные формы работы:
-самомассаж кистей пальцев рук с грецкими орехами, карандашами массажными щетками, воздушными шарами, перчатками с нашитыми пуговицами и др.
-игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно – бытовой.
 
 
Для развития моторики рук мы предлагаем специальные ИГРЫ:
«Накорми уточку».
Ребенок сидит за столом, перед ним прозрачный флакон из – под шампуня в виде утенка, справа лежат фасолины (горошины). Ребенок, держа флакон левой рукой, должен правой бросать в отверстие в клюве (накормить) утенка (10 – 15 шт.) Затем ребенок действует левой рукой (10 – 15 шт.)
 
«Наведи порядок».
Необходимы две пустые коробочки и одна большая со смешанными катушками и ракушками (орехом фундука и желудями), для более старших ребят предлагаются предметы меньших размеров. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
 
«Шаловливый котенок».
Заранее разматывается клубок ниток (катушка с лентой и др.) Сначала правой рукой, затем левой рукой нужно смотать клубок.
 
«По кочкам через болото».
Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластилина с камешками – кочками. Ребенок шагает указательным и средним (указательным и безымянным) пальцами «по кочкам» с одного края к другому, «выбираясь из болота».
 
«Водитель».
На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных кубики- домики, человечки) на расстоянии 5 – 7  см друг от друга. Передвигая пластмассовую крышку (машинку) одним пальцем, нужно объехать все предметы, ничего не задев, не отрывая пальцы от крышки. Играть попеременно разными пальцами.
 
«Праздничные прянички».
Для игры нужны формы для печенья, пластилин, различные бусинки, семечки, крупа. Формочками вырезается пряник, и ребенок украшает фигурку разными деталями.
 
«Прогулка».
Нужны различные формы для укладки конфет. Ребенок «шагает» указательным и средним пальцем по указанному маршруту. Затем другой рукой.
 
«Накорми птенцов».
Для игры необходима формы для укладки конфет, пипетка, крупа рисовая или гречневая, фасоль, горох, чашечка с водой. На дно каждой формочки наклеен  клювик  разного цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Ребенок «поит» или «кормит» птенчиков в каждой ячейке по указанию цвета.
 
«Волшебные спички».
Материал - разноцветные палочки, спички. Ребенка просят выложить сначала на образце, под образцом, по памяти. Со сменой материала – от крупного к мелкому (счетные палочки, спички) и наконец, самостоятельно, по представлению.
 
«Сделай так же».
У логопеда – набор карточек с изображенным человечков в разных позах. У ребенка – кусок ковролина, спички и маленький кружок. Взрослый показывает ребенку одну карточку в течение нескольких секунд. Ребенок должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружочка такого же. Для малышей по образцу.
 
«Будь внимательным».
Ребенок убирает руки за спину. Логопед дает команду показать на каждой руке определенное количество пальцев (например, покажи на правой руки 3 пальца,  на левой – 4). Ребенок выполняет задание за спиной, и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно.
 
«Превращение веревочки».
Нужны для работы кусок ковролина и тонкие веревочки. Пользуясь карточками – образцами, требуется выполнить задание - выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.
 
«Выкладывание платочка для мамы».
Перед ребенком – скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить лист остальными пальцами так, чтобы ни одним его край не остался загнутым.  Затем сделать то же самое, пользуясь одной рукой.
 
«Фокусники».
Для игры нужны по 2 платочка 12х12  сам из полиэтилена, ткани, бумага. Сначала одной рукой накрыть платочек на столе, искомкать его, спрятать в кулаке, стараясь, запястье не отрывать от поверхности стола. Затем другой рукой, а потом двумя сразу.
 
Для развития моторики рук мы предлагаем                         

Самомассаж кистей и пальцев рук:
а) массаж грецкими орехами:
- грецкие орехи положить между двумя ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп;
- катать два ореха между ладонями;
- прокатывать один орех между пальцами;- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки;
- удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук;
б) массаж кисти гранеными  карандашами. Грани карандаша легко покалывают окончания пальцев, снимает напряжение.
Дети учатся пропускать карандаш между одним – двумя – тремя пальцами, удерживать его в определенном положении в правой и левой руке;
в) массаж четками (бусинами). Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать бусины (в прямом и обратном порядке)
 
 
Для развития моторики рук мы предлагаем           РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ.
 При проговаривании стишков - потешек, загибаются (разгибаются) пальчики в кулачок (из кулачка).
 
В гости к пальчику большому
Приходили прямо в дом
Указательный и средний
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья –
Друг без друга им нельзя.
 
Этот пальчик  – хочет спать.
Этот пальчик – лег в кровать.
Этот пальчик – чуть вздремнул.
Этот пальчик  – уж уснул.
Этот пальчик  – крепко спит.
 
Мизинец идти на прогулку решил,
Но безымянный не разрешил,
А средний об этом слышал,
Едва из терпенья не вышел,
И печально сказал указательный:
«Огорчится большой обязательно».
Досталось  мизинцу
От всех по гостинцу.
 
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну, а этот лишь смотрел.
 
                            Ну-ка, братцы, за работу,
                            Покажи свою охоту:
                            Большаку дрова рубить,
                            А тебе воды носить,
                            Печи все тебе топить,
                            А тебе обед варить.
                            А малышке песни петь,
                            А на стол и не смотреть.
 
 
Мы предлагаем ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ.
        
         Задания разработаны с учетом той лексической темы, которую отрабатывается по плану работы.
 
Лексическая тема
«Овощи»:
                                      КАПУСТА.
                            Мы капусту рубим,
                            Мы капусту трем,
                            Мы капусту солим,
                             Мы капусту жмем.
Резкие движения ладонями вверх и вниз; потереть кулачок о кулачок; имитация посыпания солью; сжимаем пальцы в кулаки.
 
Лексическая тема
«Игрушки»:
                                      МЯЧИК.
                            Мы мячик поднимаем,
                            Мы мячик опускаем,
                            Мы мячик подаем
                             И бегаем кругом.

Пальцы обеих рук соединить попарно в форму шара. Повертеть им  вперед-назад.

        
Лексическая тема
«Транспорт»:
                                      ПАРОХОД.
                            Пароход плывет по речке
                            И пыхтит он, словно печка
.
Обе ладони поставлены на ребро. Мизинцы прижаты, как ковшик, а большие
пальцы подняты вверх.
 
Лексическая тема
«Домашние животные»:
                                      СОБАКА.
                            У собаки острый носик,
                            Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая рука на ребро. Большой палец вверх, Остальные пальцы вместе,
а мизинец опускается и поднимается.
 
 
Лексическая тема
«Дикие животные»:
                                      ВОЛК И ЛИСА.
                            Серый волк бежит по лесу,
                            А за ним бежит лиса.
                            Поднялись у них трубою
                            Два длиннющие хвоста.
Ладони - «лодочки». Большие – вверх, указательные согнуты внутрь (лоб), мизинцы тоже (рот у лиса).
 
        Мы использовали как традиционные, так и инновационные формы работы по развитию мелкой моторики.
         Первое время детям было очень трудно одновременно слушать, слышать, выполнять и стараться проговаривать слова. В нашей работе мы раздвинули рамки и соединили развитие направления коррекционной работы с развитие мелкой моторики. Соединяли развитие мелкой моторики с другими направлениями коррекционной работы:
                   Мелкая моторика и тактильные ощущения
                   Мелкая моторика и ориентировка в пространстве
                   Мелкая моторика и расширение лексического словаря
                   Мелкая моторика и самостоятельная речь
                   Мелкая моторика и интонационная выразительность
                   Мелкая моторика и речь с движением
                   Мелкая моторика и развитие внимание
                   Мелкая моторика и выработка усидчивости и старания
 
   Проводились так же комбинированные занятия: занятие воспитателя и занятие логопеда Мы разработали пальчиковые игры и упражнения с учетом лексических тем и развития речи, создали авторские пособия, которые очень интересны  нашим детям.
   Весь год мы проводили Пальчиковые игры различного вида. Мы использовали как традиционные, так и инновационные формы работы по развитию мелкой моторики
   Пальчиковые игры – это маленькое стеклышко в калейдоскопе театрализованной деятельности. Но они помогают формированию межличностных контактов, взаимосвязи взрослого и ребенка, развивают творческие способности, раскрывают положительные стороны эмоциональной сферы, и они, как правило, очень нравятся малышам.
 
      В конце каждого периода работы организовывали творческие выставки совместных работ родителей и детей. Первыми экспонатами таких выставок были работы воспитателей и логопеда.
 
Вывод:
         Мы считаем, что активно занимаясь развитием мелкой моторики, мы подготовили детей к следующему этапу развития ребенка по формированию самостоятельной речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация действий. Достаточно развитая мелкая моторика (скоординированная работа мелких мышц кисти и всей руки), при хорошо развитом зрительном восприятии и произвольном внимании - есть хорошая основа для овладения техникой письма.
 
 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников

Выступеление на методическом объединении воспитателей и заведующих ДОУ....

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»

laquo;Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»...

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность

В данном материале представлен план работы по теме самообразования в младшей группе "Развитие мелкой моторики рук и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность...

«Работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук дошкольников»

Данный материал содержит информацию по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук дошкольников...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»...