«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»
Развитие мелкой моторики имеет значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень сформированности мелкой моторики у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии во многом определяет успешность овладения изобразительными, конструктивными, трудовыми, музыкально-исполнительскими умениями и навыками, навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения.
Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования и развития речи, что также является средством повышения интеллекта. Идет подготовка к навыкам письма. При письме особенно важно не столько овладение отдельными умениями, сколько сформированность всего комплекса готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма с движением глаз и рук.
У дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии есть свои особенности: координация движений, целенаправленность, темп, плавность, согласованность действий обеих рук нарушены, нарушена связь с другими психическими функциями.
В условиях детского сада работа над тонкими движениями рук проводится во всех возрастных группах с постепенным усложнением заданий. Упражнения провожу в течение 1-3 минут на фронтальных занятиях в форме физминуток, а так же во время прогулок, игр детей, включаю их в разные режимные моменты.
Для этого использую подборку физминуток, стихотворных рифм, игр с карандашами, крупой, бусами, орехами, упражнений для пальчиковой гимнастики, комплексы для рук и других коррекционных упражнений.
Начинаю всегда занятия по развитию пальчиковой моторики с простых упражнений, доступных большинству детей группы. Если кто-то из детей затрудняется с самостоятельным выполнением движений, то он вначале выполняет эти движения пассивно, т.е. с моей помощью. В дальнейшем в результате тренировки пальцевые движения совершенствуются, и дети выполняют их активно, без посторонней помощи.
В качестве упражнений детям предлагаю показать с помощью пальцев различных животных (зайца, козу, собаку, волка и др.) и выполняемые ими движения (зайцы машут ушами, коза бодает, собака бежит и т.д.), различные предметы и объекты (стол, крыша, лодка, деревья и др.). Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес и положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию у них произвольного внимания, двигательной памяти, воображения и других психических процессов.
Разученные пальцевые движения в дальнейшем включаю в самостоятельные игры и занятия с пальчиками, закрепляя и совершенствуя приобретенные умения и навыки. Как мы разучиваем упражнения с детьми. Вначале каждое упражнение разучивается одной рукой (ведущей). После выработки достаточного автоматизма движения отрабатываются одновременно двумя руками. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе, под счет, по 3-5 каждое. Слежу за правильностью положения кисти руки, точностью переключения с одной позиции на другую, дифференцированностью движений пальцев рук, их синхронностью или последовательностью. При затруднении помогаю детям принимать необходимую позу, позволяю поддерживать и исправлять свободной рукой положение другой руки. По мере усвоения ребенком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжаю работать над четкостью, легкостью, плавностью, ритмичностью выполнения движений.
Дети с интересом занимаются развитием пальчиков, когда рассказываю или показываю сказку, а дети одновременно пытаются что-то изображать пальцами. Так же успешно провожу «Театр пальчиков», в котором целью занятий является привлечение внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, учу детей управлять этими движениями, что способствует не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников
Выступеление на методическом объединении воспитателей и заведующих ДОУ....
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников.
Консультация для родителей...
План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность
В данном материале представлен план работы по теме самообразования в младшей группе "Развитие мелкой моторики рук и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность...
Развитие мелкой моторики и координации движения у дошкольников
Мелкая моторика — один из видов моторики. Это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. К области мелк...
«Работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук дошкольников»
Данный материал содержит информацию по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук дошкольников...
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»...