«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Замараева Елена Александровна

«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»

Развитие мелкой моторики имеет значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень сформированности мелкой моторики у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии во многом определяет успешность овладения изобразительными, конструктивными, трудовыми, музыкально-исполнительскими умениями и навыками, навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения.

 Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования и развития речи, что также является средством повышения интеллекта. Идет подготовка к навыкам письма. При письме особенно важно не столько овладение отдельными умениями, сколько сформированность всего комплекса готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма с движением глаз и рук.

У дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии есть свои особенности: координация движений, целенаправленность, темп, плавность, согласованность действий обеих рук нарушены, нарушена связь с другими психическими функциями.

В условиях детского сада работа над тонкими движениями рук проводится во всех возрастных группах с постепенным усложнением заданий. Упражнения провожу в течение 1-3 минут на фронтальных занятиях в форме физминуток, а так же во время прогулок, игр детей, включаю их в разные режимные моменты.

 Для этого использую подборку физминуток, стихотворных рифм, игр с карандашами, крупой, бусами, орехами, упражнений для пальчиковой гимнастики, комплексы для рук и других коррекционных упражнений.

Начинаю всегда занятия по развитию пальчиковой моторики с простых упражнений, доступных большинству детей группы. Если кто-то из детей затрудняется с самостоятельным выполнением движений, то он вначале выполняет эти движения пассивно, т.е. с моей помощью. В дальнейшем в результате тренировки пальцевые движения совершенствуются, и дети выполняют их активно, без посторонней помощи.

В качестве упражнений детям предлагаю показать с помощью пальцев различных животных (зайца, козу, собаку, волка и др.) и выполняемые ими движения (зайцы машут ушами, коза бодает, собака бежит и т.д.), различные предметы и объекты (стол, крыша, лодка, деревья и др.). Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес и положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию у них произвольного внимания, двигательной памяти, воображения и других психических процессов.

Разученные пальцевые движения в дальнейшем включаю в самостоятельные игры и занятия с пальчиками, закрепляя и совершенствуя приобретенные умения и навыки. Как мы разучиваем  упражнения с детьми. Вначале каждое упражнение разучивается одной рукой (ведущей). После выработки достаточного автоматизма движения отрабатываются одновременно двумя руками. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе, под счет, по 3-5 каждое. Слежу за правильностью положения кисти руки, точностью переключения с одной позиции на другую, дифференцированностью движений пальцев рук, их синхронностью или последовательностью. При затруднении помогаю детям принимать необходимую позу, позволяю поддерживать и исправлять свободной рукой положение другой руки. По мере усвоения ребенком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжаю работать над четкостью, легкостью, плавностью, ритмичностью выполнения движений.

Дети с интересом занимаются развитием пальчиков, когда рассказываю или показываю сказку, а дети одновременно пытаются что-то изображать пальцами. Так же успешно провожу «Театр пальчиков», в котором целью занятий является привлечение внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, учу детей управлять этими движениями, что способствует не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

 

http://adalin.mospsy.ru/img/nool.gif

Для укрепления и развития руки, координации движений использую выполнение упражнения из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори).

- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.

- То же, но на одном стакане делаю метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.

- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.

- Пересыпание крупы из одной емкости в другую.

- Рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, "липучками" и др.

- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).

- Подметание пола.

-  Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.

- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.

-  Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.

- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.

- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.

- На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.

- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и, в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.

- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.

-  Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч.

- Изготовление гирлянд, бус.

- Продевание тесьмы в дырочки.

- Очень интересна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить в разные цвета и при помощи кулечка, напоминающего кулинарный, но с очень тонким отверстием, можно рисовать.

В результате этой работы у детей развивается внимание, память и другие процессы, тесно связанные с речью. Важное значение приобретают занятия изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики и ощущений. Целенаправленные движения кисти рук и пальцев во время рисования способствуют развитию тонких движений, развивают координацию движений и вместе с тем повышают чувствительный анализ к форме, пространственным отношениям, поскольку при рисовании предмета ребенок проводит рукой движения, определяя очертание, пространственное положение изображаемого предмета.

Совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, а также укрепление межфункциональных связей зависит от работы по развитию синхронных движений глаз и рук. Зрительный контроль за движением рук и результатом их деятельности состоит в анализе и сравнении изображаемого объекта с имеющимся образцом.

Для расширения зрительно-двигательной активности на занятиях использую различные приемы. Одним из них является работа с расположением в пространстве группы (на стенах, потолке и т.д.) карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, геометрических фигур.

Для расширения зрительно-пространственной активности использую разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. На листе изображены цветные фигуры (овал, восьмерка, волна и т.д.). Этот лист размещается выше уровня глаз в любом удобном месте. По моей просьбе дети начинают пробегать глазами по заданному направлению.

При этом каждому упражнению придается игровой или творческий характер. Например, на кончике указки прикрепляется изображение снежинки. Предлагаю детям проследить, как снежинка кружится под порывом ветра по заданной траектории. Можно рекомендовать такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, игра «Веселые человечки». На карточках схематически изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Дети должны сначала рассмотреть человечка, а затем повторить его движения по образцу, либо по памяти. Использую комплекс специальных упражнений для активизации работы мышц глаз.

Педагоги нашей группы работают в тесном контакте. Стремимся к единому подходу к воспитанию и обучению, обмениваемся опытом. Младшие помощники воспитателей активно присоединяются к работе.

Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляю с целью оказания психолого-педагогической поддержки на основе индивидуального подхода к каждой семье:

- повышение педагогической компетентности родителей через психолого-педагогическое просвещение;

- обучение родителей различным способам общения со своим ребенком;

- активное включение родителей в жизненное пространство развития личности ребенка.

 Наглядная информация оказывает практическую помощь семье. В процессе систематической и последовательной работы по коррекции зрительно-двигательной координации и формированию дифференцированных движений мелкой моторики у воспитанников возросла ручная умелость при работе с различными предметами, движения обеих рук стали более согласованными, кисти рук приобрели большую подвижность и гибкость, исчезла скованность движений. Мелкие движения пальцев рук стали заметно более точными, уверенными и целенаправленными.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников

Выступеление на методическом объединении воспитателей и заведующих ДОУ....

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность

В данном материале представлен план работы по теме самообразования в младшей группе "Развитие мелкой моторики рук и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность...

Развитие мелкой моторики и координации движения у дошкольников

Мелкая моторика — один из видов моторики. Это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. К области мелк...

«Работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук дошкольников»

Данный материал содержит информацию по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук дошкольников...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»...