Главные вкладки

    Фитбол- гимнастика как инновационное средство физического воспитания Развитие координации движений у дошкольников с диагнозом «Общее недоразвитие речи» средствами фитбол-гимнастики
    статья по физкультуре (старшая группа) на тему

    В статье представлен методический материалл по развитию координации движений у детей средствами фитбол гимнастики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fitbol-gimnastika.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Фитбол- гимнастика как инновационное средство физического

    воспитания

    Развитие координации движений у дошкольников с диагнозом

     «Общее недоразвитие речи» средствами фитбол-гимнастики

    К одним из современных инновационных средств физического воспитания относится фитбол-гимнастика.

    Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.

     Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

    Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.(А.А.Потапчук,Г.Г.Лукина,1999).

    Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные.

    Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета (А.А. Потапчук,Г.Г.Лукина ,1999).

    Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

    Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3-5 лет –15-20 минут, с детьми 6-7 лет – 25-30 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковре, дети занимаются в удобной одежде и нескользкой обуви.

    При всем этом необходимо учитывать тот факт, что у каждого ребенка должен быть мяч, подобранный в соответствии с требованиями к выполнению правильной посадки на мяче. При посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой должен быть прямой угол. (А.А. Потапчук, Г.Г.Лукина, 1999).

    Выявленные психомоторные особенности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода (выявление речевой и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта).

    В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.

    Методика развития координации движений у дошкольников, имеющих диагноз ОНР средствами фитбол-гимнастики

    Использование фитбола в непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию основывалось на достоинствах мяча, его физических свойствах. Применение  фитбола  позволяло решать следующие задачи: укреплять мышцы, поддерживающие правильную осанку; развивать способность удерживать равновесие; развивать проприоцептивную чувствительность и т.д.

    Программа обучения технике упражнений с фитболами предполагала определенную этапность.

    На первом этапе процент упражнений с фитболами на протяжении всего занятия составляет 20-30%. Это различные виды ходьбы и бега, бросков, прокатов,  партнёрные упражнения.

    На втором этапе - выполнение упражнение в положении сидя на мяче, элементы стрейчинга и расслабления с использованием фитболов. Количество упражнений с фитболом в процентном отношении увеличивается до 60-70%.

    На третьем этапе - построение занятия по фронтальному методу.

    Сроки этапов определялись уровнем физической подготовленности детей. Во время проведения занятий обязательным условием было соблюдение правил   фитбол-гимнастики,   подробно   описанных   Т.С. Овчинниковой, А.А. Потапчук (2003):

    1.  Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

    2.  Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие - либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

    3.    Надевать   детям   удобную   одежду,   не   мешающую   движениям,   и нескользкую обувь (резиновая подошва).

    4.  Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.

    5.   Ни   одно   упражнение   не   должно   причинять   боль   или  доставлять дискомфорт.

    6.   Избегать   быстрых   и   резких   движений,   скручиваний   в   шейном   и поясничных  отделах  позвоночника,  интенсивного  напряжения  мышц  и спины.

    7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.

    8. Выполняя на мяче упражнения, лёжа на животе и лёжа на спине голова и

    позвоночник должны составлять одну прямую линию.

    9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

    10.   Физическая   нагрузка   по   времени   должна   строго   дозироваться   в соответствии с возрастными возможностями детей.

    11.   Следить  за  техникой  выполнения  упражнений,   соблюдать  приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.

    12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

    13.   Проведение  комплексных  занятий,   с  одновременным  выполнением физических   упражнений   и   речитативов.   Особое   внимание   уделяется правильному произношению и темпу речи.

    14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей выполнялись в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

     При проведении упражнений с фитболами  уделялось большое внимание  учету противопоказаний. Следует помнить также и том, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге.

    Программа обучения фитбол-гимнастике строилась на принципах, с соблюдением правил и методических приемов, свойственных фитбол-гимнастике : увеличение плотности , интенсивности ; расширение средств; увеличение сложности и амплитуды движений; правильное построение занятия .

    Непосредственно-образовательная деятельность по фитбол-гимнастике проводились в спортивном зале 1 раз в неделю согласно расписанию. Продолжительность занятия соответствовала возрасту занимающихся дошкольников и составляла 25 минут.

    Этапы освоения упражнений с использованием фитболов:

    (А.А.Потапчук,Г.Г.Лукина,1999)

    1-й этап.

    Задачи этапа и их реализация.

    1. Дать представления о форме и физических свойствах мяча.

    Рекомендуемые  упражнения:

    — различные прокатывания мяча по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

    — отбивание мяча двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

    — передача мяча друг другу, броски фитбола;

    — игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

    2. Учить правильной посадке на мяче.

    Рекомендуемые упражнения:

    — сидя на мяче у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

    — сидя на мяче, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

    Например:

    а) повороты головы вправо-влево;

    б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

    в) поднимание и опускание плеч;

    г) скольжение руками по поверхности фитбола;

    д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

    е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

    Комплексы под музыку: «Капельки», «Кукушечка» , «Людоед» , «Ушастый нянь» , «Белоруска», «Волшебный цветок».

    3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

    Рекомендуемые упражнения:

    — Сидя в полуприседе на носках лицом к мячу, прямые руки на мяче, колени в стороны, спина прямая.

    Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1—2 присели, проверили положение; 3—4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между мячами, по другому сигналу подбежали к своим мячам и присели.

    Это положение можно принимать парами у одного мяча лицом друг к другу.

    И.п. — упор стоя на коленях лицом к мячу, руки на мяче;

    присесть на пятки, мяч прижать к коленям;

    вернуться в исходное положение.

    И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на мяче, опора на пятки. Покачивать мяч ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

    И.п. — лежа на спине на полу, ноги прямые на мяче. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

    И.п. — лежа на спине на полу, ступни ног на мяче. Делать маленькие шаги по поверхности мяча вперед-назад.

    Переходы из положения упор сидя, мяч на прямых ногах, прокатывая мяч к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

    И.п. — лежа на спине на полу, ногами обхватить мяч. Согнуть колени и сжать мяч. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

    И.п. — лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на мяче, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.

    И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, мяч в руках. Передавать мяч из рук в ноги и наоборот.

    Стоя на коленях на полу лицом к мячу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на мяче. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с мяча, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся детей.

    Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на мяче. Напрягая мышцы ног, прижать мяч к ягодицам.

    Организационно-методические указания:

    Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы  под музыку «Весёлый мячик», «Ням-ням», «Мама-квочка», «На болоте» и др., 5—6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без мяча.

    Занимающиеся дети с мячами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

    Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

    2-й этап.

    Задачи этапа и их реализация:

    1. Учить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

    Рекомендуемые упражнения:

    самостоятельно покачиваться на мяче с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник мяч как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;

    в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на мяче. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью мяча.

    Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:

    ходьбу на месте, не отрывая носков;

    ходьбу, высоко поднимая колени;

    из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;

    приставной шаг в сторону:

    из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.

    1. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

    Рекомендуемые упражнения:

    поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на мяче;

    поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

    то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

    3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

    Рекомендуемые  упражнения:

    наклониться вперед, ноги врозь;

    наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;

    наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

    наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

    сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;

    сидя на мяче, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение. Комплексы под музыку: «Часики», «Ладошка», «Кикимора», «Спляшем,Ваня», «Бегемот»,  и др.

    И.п. — лежа на мяче, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.

    И.п. — лежа на животе на мяче, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.

    И.п. — лежа на животе на мяче, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями.

    В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

    И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на мяче. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

    И.п. — лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.

    Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения — руки за голову.

    4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

    Рекомендуемые упражнения:

    сидя на полу с согнутыми ногами боком к мячу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

    сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.Комплексы под музыку: «Мотылёк», «Волшебный цветок», «Ночью кошки танцевали».

    Организационно-методические  указания.

    При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на мяче необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола!

    Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

    3-й этап.

    Задачи этапа и их реализация:

    1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

    Рекомендуемые упражнения:

    комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.

    2.Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

    Рекомендуемые упражнения:

    стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;

    то же упражнение выполнять, сгибая руки;

    стоя на одном колене, спиной к мячу, другое колено -на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

    лежа спиной на мяче, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом — на средней линии лопаток;

    сидя боком к мячу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;

    И.п. — то же, при «накате» на мяч дальнюю руку поднять вверх;

    И.п. — то же, выполнять одновременно одноимённой рукой и ногой.

    4-й этап.

    Задача этапа и ее реализация:

    1. Совершенствовать упражнения в балансе.

    Рекомендуемые упражнения:

    И.п. — в упоре лежа на животе на мяче. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.

    И.п. — то же, но опора на мяч одной ногой.

    Лицом к мячу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

    Аналогичное упражнение, но опора на мяч коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.

    Лежа спиной на мяче, руки на полу, одна нога вверх.

    И.п. — то же, ноги вверх.

    Лежа на животе на мяче, поворот на спину.

    Стоя правым боком к мячу, шаг правой через мяч, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к мячу.

    Сидя на мяче, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.

    Лежа на животе на мяче, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

    То же упражнение, но опора на мяч одной ногой.

    Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.

    То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

    Комплексы под музыку: «Сказочный лес», «Лукоморье», «Молочная река», «Циркачи», «Вечный двигатель», «Силачи».

    На каждом этапе обучения  дополнительно использовались комплексы упражнений под музыку из программы «Танцы на мячах» (Е.Г.Сайкина.,С.В.Кузьмина,2008).,что позволило закрепить разученные упражнения фитбол-гимнастики, а так же улучшить эмоциональный фон на занятии.

    Каждое занятие по фитбол-гимнастике состояло из трёх частей.

    В водной части занятия были использованы : строевые упражнения, перестроения, упражнения на согласование движений с музыкой ,игры малой подвижности, с целью подготовки двигательного аппарата - разогревание мышц, связок, суставов и подготовка их к выполнению предстоящих упражнений ; создания благоприятного ,положительного фона, эмоционального настроя на занятие.

    В основной части занятия с детьми разучивались упражнения фитбол-гимнастики (3-5 упражнений), комплексы упражнений под музыку на закрепление разученных ранее движений, комплексы ОРУ на мячах с предметами и без предметов ,подвижные игры и эстафеты с фитболами ,  с целью обучения новым видам упражнений, формирования двигательных умений и навыков ,развития двигательных способностей и координации движений.

    В заключительной части занятия использовались успокаивающие упражнения с фитболом ,игры малой подвижности, упражнения на дыхание и растягивание , способствующие постепенному снижению физической , психологической  и эмоциональной нагрузки.

    Выводы

    1. Были выявлены особенности развития координации движений у дошкольников 5-7 лет  с общим недоразвитием речи:

    -общая моторная неловкость

    -нарушение пространственной ориентировки

    -движения ритмично не организованы

    -повышена двигательная истощаемость

    -снижены двигательная память и внимание.

    -изменён мышечный тонус

     2. Определена взаимосвязь речевого и моторного развития в онтогенезе; выявлена необходимость специальной коррекционной работы по развитию у детей всех сторон(компонентов) двигательной сферы : грубая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная и лицевая моторика.

    3. Подтверждено положительное  влияние упражнений с фитболом на развитие координации движений у дошкольников с общим недоразвитием речи. (по результатам диагностического обследования)

    4. Разработаны практические рекомендации по развитию координации движений у детей с общим недоразвитием речи средствами фитбол-гимнастики.

    Рекомендации по использованию фитбол-гимнастики на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи»:

    • 1. Подбирать мяч по росту ребёнка.
    •  2. В содержание занятия фитбол-гимнастикой включать:
    • -ходьбу, бег, упражнения для рук, ног, туловища
    • -упражнения для укрепления осанки
    • -упражнения на силу в чередовании с упражнениями на растягивание
    • -упражнения с речевым сопровождением
    • -упражнения на дыхание
    • -музыкально-ритмические композиции с фитболом (Программа «Танцы на мячах»)
    • -упражнения на напряжение и активное расслабление мышц
    • 3. Организовать обучение детей по этапам : от простых упражнений к более сложным, дозировать нагрузку.
    • 4. Постоянно контролировать физическое состояние детей, учитывать противопоказания.
    • 5. Стремиться к созданию на занятии положительного эмоционального фона, радостного настроения .

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
    2. Дудьев В.П. Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи. // Сибирский учитель 2000, октябрь № 5 (9).
    3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. // Дефектология, 1999. № 4. с. 50-54.
    4. Кольцова М.М. Движение и развитие моторной речи. М., 1973
    5. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Псков, 2002.
    6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.
    7. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. / Под ред. Шапкова Л.В. М.: Советский Спорт. – 2002.
    8. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте.-СПб.,1999.
    9. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей.-СПб.:-Речь,2001.
    10. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах» .-С-Пб., 2008.
    11. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательных процессов детей с диагнозом Общее недоразвитие речи.

    Психологическое изучение познавательных процессов детей страдающих общим недоразвитием речи....

    Конспект игрового занятия в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи: "Собери картинку"

    В данном материале представленны формы работы над формированием слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с диагнозом ОНР....

    Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

    ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВОМ НАБОРА «ПЕРТРА»

    В статье рассматриваются актуальные проблемы развития сенсорных функций у детей с общим недоразвитием речи; автор представляет методические рекомендации по использованию дидактического  пособия «...

    Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии.

    Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии. Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические ...