ПОДВИЖНАЯ ИГРА РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА
статья по физкультуре на тему

Основой для развития одаренности, творческого направления детской личности является деятельность, поскольку именно в ней проявляются и развиваются способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnaya_igra_razvivaet_tvorchestvo_rebenka.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНАЯ ИГРА РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА

Основой для развития одаренности, творческого направления детской личности является деятельность, поскольку именно в ней проявляются и развиваются способности. В контексте нашего разговора отметим, что ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста-игровая. Давно отошло в прошлое мнение отдельных психологов, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Любой вопрос дошкольной педагогики и психологии должен решаться с точки зрения развития и воспитания ребенка, природосоответствия, ориентированности на конкретную детскую личность. Что касается подвижной игры, то она является деятельностью активной, разнообразной и творческой, а значит способна обеспечить приобретение малышом жизненных впечатлений, формирование его личности. Раскрытие творческого потенциала, познание ребенка себя и своих возможностей начинаются с чувств. Подвижная игра способствует этому, ведь все дети любят играть и двигаться. Дошкольников часто интересует, собственно, не результат их деятельности, а сам процесс. Подвижная игра традиционно является самой ценной для них, потому что в ней процесс движения уже ценность!

Поэтому понятно, что:

 - очень важно воспитывать у детей желание играть в подвижную игру, что бы благодаря ей каждый ребенок мог учиться самореализовываться, осуществлять творческий поиск, развиваться, приобретать жизненную компетентность;

- подвижная игра быстрее будет способствовать всему этому, если будет для детей интересная.

Интерес к подвижной игре повышает её взаимосвязь с другими видами деятельность дошкольников, в частности с изобразительной деятельностью, ручным трудом. Подрастая, дети становятся более требовательными к предметам игры. Поэтому и следует поддерживать стремление ребенка самостоятельно изготавливать, украшать игровые пособия, атрибуты и формировать соответствующие умения. Это своеобразная психологическая подготовка к игре, а вместе прекрасная возможность для развития творческих способностей. Полезно также практиковать совместное планирование подготовки к игре. Ход его направляется инструктором: «Как это можно интереснее сделать?», «Как это сделать?», «С кем вместе?».

Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко используют обыгрывание игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызывает у них интерес к её содержанию. Бесспорно, здесь необходим дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры спортивного характера, другим в сюжетные с яркими ролями, образными текстами, а ещё другим-в бессюжетные игры-соревнования, эстафеты, игры-забавы с предметами.

Итак, педагоги должны учитывать:

-склонности и интересы конкретного ребенка (например, создавать такую предметную среду, чтобы привлечь его к интересным именно для него играм или движениям, подбирать нужные атрибуты, определять место для игры);

-возможности ребенка, уровень его способностей.

Следует помнить, что игровое творчество в подвижных играх развивается не равномерно, противоречиво, здесь особенно заметны индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребенок может проявлять разный уровень творчества в зависимости от содержания игры, своей роли, от отношений с друзьями. Есть цель игры, сама перспектива активной. двигательной деятельности интересны дошкольникам, тогда будет легче приучить их обдумывать и подготовку, и организацию игры (как собраться, как распределить роли, следить за соблюдением правил). В такой коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности, сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решением которых педагог может воспользоваться, чтобы развить у детей уважение к мнению другого, справедливость, формировать качества личности.

Важное условие развития творческих способностей в подвижных играх-вариативность их содержания и формы организации. Педагог с начало сам, а дальше, постепенно привлекая к этому детей, подаёт им знакомые игры в. разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности, у совершенствует двигательные навыки, но и обогатит игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы. Это можно реализовать, создавая проблемно-поисковые ситуации: «Как поиграть иначе?». Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариативности игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения движений или введение дополнительных двигательных задач, полезно познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков, количественных параметров движений, количество ролей, способов выполнения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и атрибутов, места проведения игры.

Каждый раз применяя разные, соответственно возрасту детей способы сбора их на игру, формирование интереса к ней, распределение ролей, приемы оценки и подведения итогов по её окончанию, педагог создает у детей положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр творческого самовыражения в них во время произвольной двигательной активности. Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр-коллективным, групповым, индивидуальным и вводить их не только в процессе организованного обучения, но и в самостоятельную двигательную деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры. Не забывайте, что подвижная игра способствует также развитию у дошкольников речевого творчества. В процессе подвижной игры дети не только обозначают и сопровождают свои действия словом, обдумывая их, но и выражают свои мысли и чувства. Они получают возможность творить слово, фразу и текст, строят высказывания, реплику в диалоге, самостоятельное суждение по данному педагогом образцу. С его помощью, а затем и самостоятельно составляют загадки про игровой инвентарь и игровых персонажей, считалки для распределение ролей, перефразируют и создают собственные варианты стихотворных сопровождений игры. Потенциал подвижной игры в формировании творческой направленности детской личности может быть широко использован при реализации различных методик, поскольку такая игра:

-развивает творческие способности на основе обогащения жизненного опыта детей, в частности двигательного;

-даёт ребёнку возможность в разных видах деятельности организовать исследовательский поиск;

-делает педагога мудрым наставником, который не только учит, но и помогает найти правильное решение, сделать маленькое открытие.

Детей следует учить:

- комбинировать полученные знания и навыки, создавать новые ситуации, образы, игровые задания;

- «входить» в образ персонажа, воплощая его в игре разными выразительными средствами;

- определять идеальный конечный результат и достигать его;

- моделировать, придумывая свою игру или варианты игр, изготавливать к ней разметку, играя с мнимым противником;

- опираться на игру ума, а не только мышц, на воспитание внутреннего «тормоза» (услышь другого-говори сам, дай выполнить другим-потом делай сам).

Как средство, метод, форма работы-подвижная игра требует от педагога:

- умение выслушать каждого, признавать право каждого ребенка на собственное мнение и ошибку;

- оценок положительного типа - «интересная мысль», «замечательная идея»;

- обеспечение условий для успеха в игре всех детей;

- организации коллективного обсуждения итогов детской творческой деятельности со всеми участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как дидактические игры развивают интеллект ребенка

Словесные игры развивают связную речь, заставляют детей употреблять знакомые им слова. Детям надо назвать как можно больше ассоциаций, связанных с предметом или описать сам предмет Печатные игры...

Консультация "Как дидактические игры развивают интеллект ребенка"

Дидактические игры развивают речевые способности ребенка, внимание, усиливают восприятие, учат детей мыслить экономно и рационально, помогают найти решение практических задач....

Мастер – класс для родителей «Играя в словесные подвижные игры, развиваем речь»

Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей; способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях....

"Подвижная игра - развивает и обучает"

Консультация для воспитателей....

ИНТЕРЕС К НАРОДНЫМ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ РАЗВИВАЕТ ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Стремление к движению ребенок реализует в подвижных играх, использование которых являются ведущим методом формирования физической культуры....

Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь ребенка».

Помощь в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей....

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь ребенка»

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют ...