ИНТЕРЕС К НАРОДНЫМ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ РАЗВИВАЕТ ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья по теме

Смирнова Ирина Алексеевна

Стремление к движению ребенок реализует в подвижных играх, использование которых являются ведущим методом формирования физической культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СМИРНОВА Ирина Алексеевна, учитель-дефектолог Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1637».

ИНТЕРЕС К НАРОДНЫМ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ РАЗВИВАЕТ ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В педагогике проблема заинтересованности дошкольника в процессе  обучения всегда была и остаётся актуальной. По определению Т. М. Коджас-пировой и А. Ю. Коджаспирова, интерес – это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности [8, с. 50].

Интерес к различным видам деятельности побуждает овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляет ребенка активно искать пути и способы углублённого познания, преодолевая трудности и препятствия. Интересный предмет, интересное задание обычно вызывают желание усердно заниматься этим делом.

В основе возникновения интересов лежат потребности, интерес детей старшего дошкольного возраста непосредственно связан с их возрастной потребностью в интенсивной двигательной деятельности, которую они реализуют в подвижной игре. Объектом интереса детей старшего дошкольного возраста является именно подвижная игра как средство двигательной активности, самоутверждения, привлекающая соревновательным характером и возможностью заявить о себе.

Исходя из классификации В. А. Крутецкого, интерес детей старшего дошкольного возраста к подвижным играм можно охарактеризовать как прямой, широкий, устойчивый и действенный [6, с. 112]. Задача воспитателя состоит в том, чтобы поддерживать этот интерес детей к подвижным играм, так как игра осуществляет и всестороннюю физическую подготовленность ребёнка, развивает его как личность и стимулирует мыслительную деятельность, воспитывает нравственно и эстетически.

Интерес поддерживается различными средствами. Особенно важно создать его в начале игры, это придаст целенаправленность игровым действиям. В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина говорят о том, что приёмы создания интереса тесно связаны с приёмами сбора детей на игру, которых увлекают различные народные считалки, зазывалки «Я пойду куплю дуду…», «Шел баран по крутым горам.», «Тай-тай, налетай…», «Перо, Неро…» и другие. Авторы делают акцент на эффективности обыгрывания атрибутов. Следует отметить, что приёмы создания интересов у старших дошкольников используются в ходе разучивания игры. Чаше всего это стихи, песенки, загадки, в том числе и двигательные. Через интерес к игре опосредованным способом можно сформировать и интерес к физической культуре, что даст положительные результаты в развитии и воспитании детей.

Стремление к движению ребенок реализует в подвижных играх, использование которых являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке народные подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл народных подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, в культуре каждого народа. Народную подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

 Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Народные подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Воспитателю очень важно продумать формы организации детей в игре, зависящие от характера и условий народной подвижной игры. Игры могут быть проведены со всеми детьми или с подгруппой детей. Игры с лазаньем и метанием лучше организовать с небольшой группой, т.к. количество необходимого для этого оборудования ограничено. В ряде игр подгруппы детей принимают поочерёдное участие («Горелки»).

 На пятом году жизни характер игровой деятельности детей изменяется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Для народных подвижных игр характерно наличие нравственного содержания,  их проведение сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу.

Различные по содержанию народные подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов народных подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников и несут в себе разную социальную направленность

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

  Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинации движений, имитирующих движения животных или транспортных средств). Игры типа «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Чрезвычайно важны для детей одухотворенность и выразительность движений в таких играх.

Руководство воспитателя игрой в старшей возрастной группе опосредованное. Он постепенно приучает детей к самостоятельной организации и проведению игры. Однако воспитатель осуществляет контроль за четким соблюдением правил игры, следит за поведением детей, их действиями, взаимоотношениями, дает указания и поддерживает радостное настроение. Он подаёт определённые сигналы: зрительные – поднятие флажка, включение огонька на игрушечном светофоре; звуковые – удар в бубен, голосовые команды, хлопок в ладоши и другие.

      Успех проведения игры в основном зависит от уровня овладения воспитателем методикой игрового процесса, системой практических способов обучения подвижным играм.

Очень важным моментом является распределение ролей в игре, именно они определяют поведение детей в ходе игры. В старшей группе это происходит чаще всего при участии воспитателя. В начале игры он может сам поручить какую-либо роль ребёнку, обязательно мотивируя свой выбор. Как правило, это осуществляется, исходя из определённых педагогических задач (поощрить нового в группе ребёнка) и индивидуальных особенностей и возможностей самого ребёнка. Если ребёнок малоподвижный и застенчивый, то рекомендуется давать ему менее ответственные роли, постепенно подводя уже к исполнению более сложных заданий. В то же время нельзя назначать на главные роли всегда одних и тех же детей. Это может вызвать у них чувство зазнайства, а у остальных - неуверенность в себе. Иногда воспитатель предлагает детям самим выбрать водящего и аргументировать свой выбор [11, с. 23].

В старшей возрастной группе, в целом, ответственные роли в игре выполняют дети. Но иногда требуется участие воспитателя, чтобы показать правильность выполнения того или иного движения, что оживляет игру и активизирует детей.

Также при распределении ролей широко применяются считалки или короткие стихи. Считалку дети могут выбрать сами. Необходимо следить за верностью произношения считалки: слова не должны разбиваться на слоги, на каждого играющего приходится по одному слову.

Нередко используется жребий (условный знак). Материалом для жребия могут послужить палочки, картонки, всевозможные дощечки. Так, например, заготавливаются бумажки по количеству детей, на одной из них ставится заметка, затем бумажки сворачиваются и кладутся в коробку, перемешиваются. Все дети по очереди вынимают по бумажке. Тот, кому досталась бумажка с заметкой, становится водящим.

М. Ф. Литвинова упоминает так называемые жеребьёвки-угады, их смысл  заключается в угадывании предмета или его местонахождения (например, в какой руке спрятан камешек). Угадавший ребенок первым водит [10, с. 79].

Кроме того, называется ещё один способ, применяющийся в том случае, когда дети делятся на две команды и нужно решить, какая из них начнет игру. Здесь два игрока, являющиеся представителями каждой команды, меряются на палке, длина которой составляет 40 – 50 см. Один из играющих берет палку за конец, другой берёт её выше, прижимая свою руку к руке товарища. Так, по очереди они переносят руки до тех пор, пока не выяснится, кто же захватит конец палки и предоставит своей команде право первенства в начале игры [10, с. 73]. В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак считают, что целесообразно использовать также всевозможные вертушки, обручи, юлы, кегли и т.д.

Необходимым условием выработки нужных навыков и качеств у детей, развитие интереса и любви к проводимым с ними играм, является варьирование и усложнение подвижных игр. Это может осуществляться в таких направлениях, как усложнение двигательного содержания, увеличение дозировки, изменение размещения играющих на площадке, увеличение количества задействованных предметов, смена сигнала, усложнение правил игры и её проведение в нестандартных условиях. В старшей группе к составлению новых вариантов игры можно привлекать детей.

Таким образом, владея методикой проведения подвижной игры с детьми, воспитатель может способствовать усилению положительного воздействия игр на детей и научить их играть правильно и интересно. При проведении народной подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Список литературы

  1. Дворкина Н.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств: метод. пособие / Н.И.Дворкина, Л.И.Лубышева.  М. : Сов. спорт, 2007. 77с.
  2. Кирченко Н.А. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей: практическое пособие для педагогов / Н.А. Кирченко. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 316 с.
  3. Козак О.Н. Путешествие в страну игр. Спб. : Дело, 1997. 108 с.
  4. Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. М. : УЧПЕДГИЗ, 1957. 152 с.
  5. Кравчук А.И. Особенности развития основных движений, физических качеств функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания [Электронный ресурс]:http://cyberleninka.ru/article/n/sopryazhennoe-razvitie-fizicheskih-sposobnostey-i-dvigatelnyh-navykov-u-sportsmenov-edinobortsev-v-protsesse-ih-fizicheskoy-podgotovki (Дата доступа 14.10.2015)
  6. Крутецкий В.А. Психология. М. : Просвещение, 1980. 352 с.
  7. Панкеев И.А. Русские народные игры. М. : Яуза, 1998. 240 с.
  8. Покровский Е.А. Детские игры: Преимущественно русские. М. : Сфера, 1997. 192 с.
  9. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И Осокина – 2 изд., дораб. М.: Просвещение, 1995. 224 с.
  10. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссаковой. М.: Просвещение, 1986. 79 с.
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. / М.А. Рунова. М. : Мозаика-Синтез, 2004. 256 с.
  12. Силаева О.А. Физкультурная инклюзия как критерий качества дошкольного образования / О.А. Силаева Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С.863-867 [Электронный ресурс]:http://www.fundamental-research.ru (Дата доступа 16.08.16г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

Народная подвижная игра в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Актуальность народных подвижных игр. Это традиционное средство педагогики. Подвижные народные игры развивают  физические данные ребенка, уважительное отношение к культуре своей страны, создается ...

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....

Русская народная подвижная игра в воспитании культуры здоровья дошкольников.

Здоровье детей – будущее страны. Поэтому важнейшая задача педагога дошкольного образовательного учреждения обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду...

КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТАРШАЯ ГРУППА

Подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волев...