Здоровье детей – будущее страны. Поэтому важнейшая задача педагога дошкольного образовательного учреждения обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, воспитать культуру здоровья.
В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в движениях и наилучшим способом она реализуется в подвижных играх. Играть с детьми можно по-разному. Кто-то предпочитает бадминтон, футбол. А я с моими воспитанниками любим играть в народные игры. Русские народные подвижные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству. Среди них много игр, цель которых – развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, смешных каламбуров, со смешными движениями, жестами, выкупом фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребенка сильнее, чем замечание. Во время прогулок, спортивных праздников эти игры незаменимы.
Народные игры не требуют специального оборудования. Поэтому я их использую в самых различных ситуациях повседневного общения с ребенком. На прогулке с детьми играем в прятки, салочки, «колдунчики», различные игры с мячом летом и в снежки и «снежную бабу» зимой. Эти игры направлены на то, чтобы сделать движения детей легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима детям при выполнении трудовых обязанностей: почистить костюм, обувь, накрыть на стол, застелить постель. При переходе в школу дети с правильно развитыми движениями умеют аккуратно сложить книгу в портфель, бесшумно сесть за парту, тихо закрыть дверь.
Детям очень нравятся игры «Летучий мяч», «Чепуха», «Жмурки» и другие. В них обязательно должен быть водящий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного или двух. Водящего выбираем считалкой. Дети очень любят эти веселые, шутливые стихи, которые быстро запоминаются. Прежде чем начать игру, хором ведем разговор с водящим: «Кот, кот, на чем стоишь?» «На квашне», «Что в квашне?», «Квас», «Лови мышей, а не нас». Поговорим так с водящим, заставим его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать, ловить играющих. От водящего, его активности, изобретательности зависит успех игры, поэтому на стадии разучивания новой игры я беру на себя роль водящего, однако стремлюсь, чтобы в дальнейшем все дети побывали в этой роли. Так как смена водящего обеспечивает интерес к игре всех ее участников, способствует воспитанию организаторских умений детей. Для разделения на команды в народных играх используется сговор. Играющие сговариваются между собой, названия птиц, растений, животных и, разбившись на пары, предлагают водящим выбрать любое из двух названий. Чаще в форме рифмовки:
Из ведра ерша
Или из корзины ежа?
Конь вороной
Или хомут золотой
Кого в гости пригласишь
Хитрую лису
Или Марью-красу
Еще одна традиция народных игр – жребий. Жребий – это условный знак. Его используют, если возник спор. Один из играющих зажимает в кулаке камешек. Другой угадывает, в какой он руке. Угадал – его правда, спору конец.
Большая роль в воспитании организованного поведения, умение жить в гармонии с собой и окружающим миром принадлежит умению соблюдать правила игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий. Подчиняясь правилу игры, ребенок действует согласно взятой на себя роли, необходимость действовать по сигналу, воспитывает выдержку, так как в коллективных играх часто от поведения одного игрока зависит положение товарищей, успех группы играющих. Так в игре «Горелки» надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на страх самому быть пойманным.
Соблюдение правил в народных играх должно быть обязательным для всех участников. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам.
Эти «традиции» имеют большую воспитательную ценность. Они дисциплинируют поведение детей, что является одним из факторов в воспитании культуры здоровья дошкольника. Народные игры, которые предлагаю детям, зависят от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья дошкольников. Игры обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Они носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.
Использую русские народные игры в детских праздниках. Они способствуют созданию неповторимой эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности. Взрослые, участвующие в утренниках, вносят в совместные игры смех, шутки. Родители берут на себя роль водящего. Совместные игры с близкими взрослыми – огромная радость для ребенка. Без преувеличения я считаю, что родители, желающие здоровья своему ребенку, должны быть его партнерами в играх. Обращение к народным играм способствует созданию радостной, праздничной атмосферы в семейных отношениях.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Это приятные воспоминания детства и радость для сегодняшних дошкольников.