Подвижные игры – средство развития и воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре на тему

Чернышева Ирина Львовна

Сборник интересных подвижных игр, которые можно использовать в различных видах двигательной активности детей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon подвижные игры147 КБ

Предварительный просмотр:

                              Составила сборник: Чернышева Ирина Львовна

                              старший воспитатель высшей квалификационной категории

Подвижные игры – средство развития и

воспитания детей дошкольного возраста.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, поэтому в дошкольной педагогике она выступает как средство воспитательной работы, с помощью которой решаются задачи нравственного и эстетического, умственного и физического воспитания детей разных возрастов, формирования личности ребенка в целом. Но среди всего многообразия игр мне бы хотелось особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлечены в активную двигательную деятельность.

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил и обеспечивают разностороннее развитие моторной сферы детей дошкольников, способствуют формированию умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, ловля и т. д. активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу разных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, способствует улучшению обмена веществ. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.  Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В процессе работы с детьми я обратила внимание на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, их привлекает то, что процесс двигательной активности происходит весело, интересно, с использованием стихов, песен, речевок. Словесное сопровождение игры помогает лучше запомнить движения, способствует обогащению речи, пополняет и обогащает словарный запас, знакомит с культурой и говором разных народов. Как названия игр, так и их правила различны в разных областях, но общим для них является стремление выиграть, одержать победу, и это тоже очень нравиться дошколятам.

Подвижная игра с правилами и увлекательным содержанием побуждает ребенка к определенным умственным и физическим усилиям, что способствуем развитию внимания, памяти, мышления, дети учатся понимать и устанавливать некоторые связи и явления, выражать в речи свои соображения, делать выводы и умозаключения.

Большое значение для развития и воспитания детей-дошколят имеют народные подвижные игры, в которых ярко отражается образ жизни людей, их быт и национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Они часто сопровождаются веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, которая сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные задачи, которые воспитатель может осуществлять при помощи разнообразных подвижных игр.

Нам, педагогам, следует помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека, и они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в творческой деятельности.

В данном пособии я собрала интересные игры, которые можно использовать в различных видах двигательной активности детей дошкольников.

Подвижные и народные игры

Среди большого многообразия средств физической культуры, используемых в детском саду, особое место принадлежит подвижным играм.

Игра и движение для ребенка не только жизненная необходимость - это сама жизнь.

Правильно подобранные и организованные игры решают целый комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Подвижные игры укрепляют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат, улучшают обменные процессы, способствуют нормальному физическому развитию ребенка, улучшают координацию и моторику. Во время игр совершенствуются все психические процессы: представление, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. С помощью игр ребенок познает окружающий мир. Знакомится с обычаями и традициями разных народов. Подвижная игра пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе и подчиняться общим требованиям, воспитывает честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку, в них много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, потешками, присказками. Игры сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

МЯЧИК  ВВЕРХ

Правила игры. Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга, и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается.

Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой!» — продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ МЯЧ

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 — 10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги метают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга – победительница (в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка).

Правила игры. Метать мешочки только по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

СОСЕД ПОДНИМИ РУКУ

 

Играющие, стоя или сидя в кругу. Дети выбирают водящего, который становится в центр круга.  Водящий спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку. Сосед справа — левую, сосед слева — правую, (т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку) стоящему (сидящему) между ними.  Если кто-то из ребят ошибся, то он меняется с водящим ролями. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

ЛЯГУШКИ В БОЛОТЕ

С двух сторон очерчивают берега, в середине — болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

ЛИСА И КУРЫ

Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По

указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

ЛОШАДКИ

Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя «Лошадки» бегут, высоко поднимая колени. На сигнал «Кучер» — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд. 

ВОРОБУШКИ  И КОТ

Дети-воробушки прячутся в свои гнёзда (за линию, в кружки нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

КУРОЧКА - ХОХЛАТКА

Воспитатель изображает курицу, дети — цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка...

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

МЫШЕЛОВКА

Дети делятся на две группы. Первая группа образует круг - это «мышеловка». Остальные изображают «мышей» и располагаются за кругом.

Ах, как мышки надоели!
Развелось их просто страсть?
Все погрызли все поели
Всюду лезут, вот напасть?
Берегитесь же, плутовки, '
Доберемся мы до вас.
Мы поставим мышеловку.
Переловим всех сейчас.

На две последние фразы дети, составляющие «мышеловку», останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши начинают перебегать через мышеловку. По сигналу руководителя: «Хлоп!» - стоящие в кругу присаживаются и опускают руки: мышеловка захлопнулась. Пойманными считаются те из детей, которые не успели выбежать из круга. Они становятся в круг «мышеловки». Игра оканчивается, когда будут пойманы все «мыши». После этого играющие, меняются местами.

Правила игры:

1) Опускать сцепленные руки можно только после сигнала руководителя;

2) После того, как «мышеловка» захлопнулась нельзя пролезать воя руки стоящих и разрывать круг.

Указания к игре.

Если дети играют в первый раз, слова к игре лучше выучить заранее. Во время «перебегания» играющими «мышеловки» руководителю необходимо следить за ними,  чтобы вовремя дать сигнал «к захлопыванию мышеловки». Передвигаются играющие разными способами и в разные стороны: влево, вправо, приставными шагами  спиной вперед, высоко поднимая колени и т.д.

ДЕДУШКА - РОЖОК

Играющие делятся на две команды и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка - рожок». Дом его находится в стороне.

Описание игры 

Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!» - и тот час же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и произносят слова:

Дедушка - рожок,
Съешь с горшком пирожок!
Дедушка — рожок,
Съешь быстрей пирожок!

Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, тот вместе с водящим ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом  и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила игры:

1) После 3-4 перебежек выбирается новый водящий.
2) Лучший тот водящий, который больше осалил игроков.
3) Лучший игрок тот, кто ни разу не был осаленным.

4) Все игроки и водящий передвигаются указанным способом: бегом, приставными шагами, прыжками.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

С одной стороны площадки находится дом, разграниченный чертой с лесом. В лесу (в углу, с противоположной от дома стороны) находится берлога «медведя» (берлогу можно очертить чертой или обозначить обручем). Выбирается водящий - «Медведь».
Описание игры

По сигналу руководителя дети идут из дома в лес (имитируют сбор грибов и ягод) и, все ближе и ближе подходя к медвежьей берлоге, напевают:

У медведя во бору.

Грибы, ягоды беру,

Медведь простыл

На печи застыл!

Последние строчки в другом варианте звучат так:

А медведь сидит,

не спит и на нас рычит!

После последних слов «медведь», как бы нехотя выходит из берлоги. Дети поддразнивают его, а он неожиданно бежит за ними и старается кого-то поймать - осалить. Пойманный становится «медведем».

Правила игры:

1) «Медведь» выходит из «берлоги» только после того, как дети споют песенку.

2) Дети в зависимости от поведение «медведя» могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

3) Ловить детей за чертой дома нельзя.

Указания к игре.

 «Берлогу» «медведя» лучше разместить на другом конце площадки. «Медведь» из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).

ДВА МОРОЗА

На противоположных сторонах зала или площадки отмечаются линиями «дом» и «школа». Расстояние между ними от 10 до 20 шагов. Выбираются два «мороза». Все остальные - играющие. Они собираются за линией дома, а посередине, на улице, стоят два «мороза».

Описание игры

«Морозы» обращаются к ребятам со следующими словами:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые».

Один из них, указывая на себя, говорит:

Я- Mopoз Красный нос.

Другой:

Я - Мороз Синий нос.

И вместе:

Кто из вас решится

В путь - дороженьку пуститься?

Все ребята отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

После этих слов, играющие бегут из «дома» в «школу». Морозы ловят «замораживают» перебегающих,  и те сейчас же останавливаются, и стоят неподвижно на том же месте, где их «заморозил» мороз.

Затем «морозы» опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в «дом». По дороге выручая «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них рукой. Морозы же ловят ребят, т.е. «замораживают» и тем самым не дают возможности им выручить «замороженных».

После двух перебежек выбирают новых морозов «из не пойманных», а пойманных подсчитывают и отпускают. Они присоединяются к остальным игрокам. Так играют до 3-4 смен водящих. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не поймавшиеся «морозами» ни разу, а также лучшая пара водящих.
Правила игры:

1) Играющие выбегают из «дома», только после слов: «И не страшен нам Мороз».

2) Нельзя бежать обратно в «дом» и задерживаться в нем. В этих случаях игрок считается пойманным.

3) Пойманный остается на том месте, где его «заморозили».

Варианты:

1) Пойманные ребята выбывают из игры до выбора новых «морозов».

2) Играющие передвигаются только указанным способом (прыжками, приставными шагами и т.д.).

КОСМОНАВТЫ

На площадке в 4-5 местах обозначаются «ракеты». Можно поставить игрушки ракет, а сбоку прикрепить надпись маршрута, например: «Земля - Венера - Земля», «Земля - Лупа -Земля», «Земля - Марс - Земля». В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал (площадка) - ракетодром. Во всех ракетах на 2-3 места меньше, чем играющих.

Описание игры

Играющие, не держась за руки, идут по кругу говорят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!»

После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.

Правила игры:

1) Опоздавшие игроки становятся в центр круга

2) Игра повторяется несколько раз.

3) Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.

ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Играющие стоят в одну шеренгу на указанной линии. Впереди на расстоянии 7-10м стоит водящий спиной к ребятам.
Описание игры 

Водящий, закрыв глаза, произносит слова:

«Тише едешь - дальше будешь! Один, два, три».

В этот момент играющие делают несколько шагов по направлению к водящему. При счете «три» играющие останавливаются, а водящий открывает глаза и оглядывается: если он заметит, что кто-то из играющих не успел остановиться или шевельнулся, то отсылает таких назад - в исходное положение.

Затем снова поворачивается лицом к стене. Закрывает глаза и говорит те же слова.

Когда кому-то из играющих удастся подойти к водящему вплотную, он слегка ударяет его рукой по плечу, и все убегают за линию исходного положения. Водящий догоняет убегающих. Кого он успел осалить, тот становится водящим. И игра начинается сначала.

ЮРТА

Играющие делятся на 3-4 команды. В пределах ограниченной площадки, каждая команда образует круг, в центре которого находится стул, на котором лежит платок с национальным башкирским узором.
Описание игры.

По сигналу руководителя играющие взявшись за руки, все идут по кругу, переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята.
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемешаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим «шалашам» (стульям), берут платок и натягивают его над головой виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры:

1) С окончанием музыки или после слова «на лужок» быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

2) В образовании юрты должны участвовать все члены команды, держа шатер над головой.

ПОЕЗД   ЖУТА

Играющие стоят за кругом диаметром 6-8 м. Водящий находится в кругу.
Описание игры

По сигналу руководителя водящий идет по кругу и поет.

Посмотрите-ка, ребята.

Поезд наш идет

Пойте с нами веселее.

Жута вас зовет.

Останавливается около одного из игроков:

«Тара-ра-ра» - (протягивает одну руку)
«Тара-ра-ра» - (протягивает другую руку)
«Там-пам-пам» (поворачивается прыжком в сторону)

Игрок кладет руки на пояс ведущего. Дальше они идут вместе и вместе поют. Так получается поезд Жута.
Варианты.  Передвигаются играющие разными способами по сигналу руководителя.

ГУСИ - ЛЕБЕДИ

Участники игры выбирают "волка" и "хозяина", все остальные "гуси-лебеди". На одной стороне площадки - "дом", где живут "хозяин" и "гуси", на другой - "волк" под горой.

Описание игры

Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей, идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси - гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да, да, да

Гуси-лебеди, домой!

Гуси отвечают:

Серый волк под горой!
Н пускает нас домой!

Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры.  Игра заканчивается, когда все гуси пойманы.

Правила игры:

1) «Гуси» могут лететь домой, а волк ловить их только после слов: «Ну, летите, как хотите, Только крылья берегите!».

2) «Гуси» выходят в поле, должны разойтись по всей площадке.

3) Ловить играющих гусей нельзя в пределах своего дома.

Варианты:

 Передвигаться можно только оговоренным способом: прыжками, приставными шагами, в парах, взявшись за руки и т.д.

ВОДЯНОЙ

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий «водяной» становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает одну руку вперед. Это указатель.
Описание игры.

Играющие хором громко произносят:

Водяной - Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три - гори!

После слова «гори!» Водяной открывает глаза и старается поймать кого-нибудь из убегающих играющих. Осаленный встает в круг и представляет номер художественной самодеятельности. После чего он становится «Водяным».
Правила игры: 

1) Осаливать можно только в пределах  ограниченного круга.

Варианты:

2) Водящий с закрытыми глазами должен прикоснуться к играющему, на кого показал рукой. При этом играющие стоят на месте. Пойманный становится «Водяным».

3) После  3-4 раз повторений выбирается новый «Водяной»

СОН КАЗАКА

Из играющих выбирается "казак", который становится в середине круга. "Казаку" завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

                                            Песни звонкие спивает,

                                                  Спать мешает казаку

    И кричит "Ку-ка-ре-ку?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

                                                   Не понятно никому,

         Почему "Му-Му, Му-Му".                                                                    

Стоящий в круге мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

                                                 Но недолго ему спать.

                                                 Утка уточек не зря

       Учит крякать"кря-кря-кря".

Действие повторяется казак забирает "утку".

                                                 Надоело казаку

            "Кря-кря-кря" с "Ку-ка-ре-ку".

   Я не лягу больше спать,

                                                  Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки "воротики", а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

ТОПОЛЕК

      В игре участвуют: ведущий - "тополь", игроки - "пушинки", три игрока - "ветры". В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий "тополь", вокруг него кругами "пушинки" за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:

                             На Кубань пришла весна, распушила тополя!

                             Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

                             Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!

 После этих слов налетают "ветры" и "уносят" (ловят) "пушинки". "Пушинки" устремляются в круг к "тополю". За чертой круга они недосягаемы. Пойманные "пушинки" становятся "ветрами". Выигрывают те, кто остался возле "тополя".

ПОДСОЛНУХИ

Игроки - подсолнухи стоят в несколько рядов. Один - земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде "Солнце" земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к её окончанию земледелец  должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

     "Солнце светит, дождь идёт,

Семечко растёт, растёт.

                                                 К солнцу тянется росток,

   Тонкий, тонкий стебелёк.

                                                 Небосвод весь обегая,

   Солнце светит не моргая.

                                                 Земледелец, не зевай,

                                                 Перемены отгадай! "

УТКИ

         Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит её. Играющие при этом поют:

" Утка киря , по полю лета ,

Поспивай, селезень, за ней.

Скорий , скорий,

Бо мали дити пищать,

Йсти хотять."

Утку свободно пропускают, а селезня стараются задержать.

ЗВОНОК

Составляется круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих - один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза  и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.

НЕ ЗАЙМАЙ (НЕ ТРОНЬ МЕНЯ)

В игре принимают участие 10 - 15 человек. Все участники игры  кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат друг друга за руки. Они стараются поймать кого либо из играющих. Игроки убегая, кричат: " Не займай!" Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в этой цепи, игра кончается.

СТАДО

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец - два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!

Трава мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле!

Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу "Волк" все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.

МАК

Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга - это огородник. Он поёт:

Ой, на гори мак,

Под  горой так!

Играющие берутся за руки, отступая назад. Увеличивают круг на ширину отведённых в сторону рук. На слова:

Маки, маки, маковочки,

золотые  головочки!

 Все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперёд - назад. На слова:

Станьте вы так, как на горе мак

Все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают

Огородник, огородник, поливал ли мак?

Огородник отвечает:         " Поливал".

На припев:

Маки, маки, маковочки,

золотые головочки!

 Все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия  поливки мака. На слова:

Станьте вы так, как на горе мак

все стоя показывают, как вырос мак. Поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты, имитируют цветок мака. На припев:

Маки, маки, маковочки,

золотые головочки!

Все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают:

Огородник, огородник, поспел ли мак?

Огородник отвечает:         "Поспел!"

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова:

Станьте так!

Показывают, какая спелая головка у мака. Движения выполняются в соответствии с текстом.

КАУНЫ

         На одном конце площадки проводится черта. Это "бахча" за чертой на расстоянии 2 - 3 шагов от неё шалаш сторожа. На противоположной стороне площадки обозначается линией дом детей. Выбирается сторож, остальные играющие дети. Когда сторож  засыпает, дети направляются к бахче со словами:

  Крадем, крадем кауны, дида не боимся.

                                    Дид нас палкой - мы его каталкой.

Сторож просыпается, дети бегут "домой", а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.

РАЗБИТЬ КУВШИН

Надуть шар, положить посередине зала. Нескольким участникам завязать глаза, поставить в разные концы зала, дать гимнастическую палку. Каждый участник делает три шага к шару и бьёт палкой по нему, стараясь разбить.

ФАНТЫ

Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «Нет» не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

Играют не более десяти человек, все участники игры имеют несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

Примерные вопросы детям:

— Что продаётся в булочной?

— Хлеб.

— Какой?

— Мягкий.

— А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?

— Всякий.

— Из какой муки пекут булки?

— Из пшеничной. И т.д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

 Правила игры.  Ведущий задает детям вопросы. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

ИГРОВАЯ

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

МОЛЧАНКА

Перед началом игры все играющие произносят закличку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

 

ГОРЕЛКИ

Играющие становятся в две колонны, парами, впереди — водящий. Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

ЗАРЯ

 Игра о Тригле сил Природы: Воды, Воздуха, Земли. Заря Природы — это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента).

Воздух и вода, и есть обновляющие, озаряющие силы Природы, дающие вдохновенные силы человеку.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

ИГОЛКА, НИТКА, УЗЕЛОК

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры.  «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

ЛАПТА

 Вариант 1. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта  — круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см.

На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой — кон.

Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит.

Горожане начинают игру. Метала, лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город.

Водилы ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегуна, они переходят в город.

В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок.

По очереди все игроки бьющей партии, выступают в роли метал. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город.

В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч.

Случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт, когда мяч забьёт следующий игрок, — тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды.

Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавалы не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Партия города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

       Вариант 2. Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков.

Подавала подбрасывает мяч, отбивала отбивает его лаптой. Остальные игроки, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Поймавший мяч на лету, идёт отбивать его, а бывший отбивала переходит к ловцам. Если никто не поймал мяч, то его берёт тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его подавале. Если подавала поймает его на лету, то становится отбивалой, а подавалой становится тот, который удачно бросил ему мяч. Отбивала идёт к ловцам.

Правила игры. Подавале, ловя брошенный ему мяч, не выбегать за свою черту.Если он не поймал на лету возвращенный ему мяч, то подаёт его снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из игроков набрал 10 очков, т.е. 10 раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

ЛОВИШКИ В КРУГУ

На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.

В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».

Правила игры.  Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

СНЕЖИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ

Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Ой, летят, летят снежинки,
Словно белые пушинки
На дороги, на поля.
Стала белой вся Земля.

На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.

Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д.

ЛЯПКА

Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить. Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!» Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.

Правила игры.  «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».

ПЯТНАШКИ

Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».

Варианты:  «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет — Землю.

2. Зайки. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах — он в безопасности.

3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга — дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме  — за кругом не пятнать.

САЛКИ

Все роют ямки–салки по размеру мяча (3–4 см). Игроки встают около салок, а водила выбирает одну на расстояния 0,5–1 м и катит в неё мяч. В чью салку попадает мяч, тот берёт его и старается попасть этим мячом в одного из разбегающихся в стороны детей. В кого мяч попал, тот становится водилой.

Правила игры. Бросать мяч можно только с места и только в ноги игроков.

ГУСИ

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд. Все дети — гуси. Один из них — вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: «Га-га-га!»

Когда вожак скажет: «И скорей бегом на пруд!», гуси на перегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так —

Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Га-га-га!

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

ЛЯГУШКИ

На асфальте начертить  квадрат  —  дом. Вокруг дома, четыре листика вперемежку с четырьмя кочками — пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих — Лягушка-квакушка, остальные — лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата — слева. Каждый лягушонок становится на квадратик — дом и, внимательно слушая команды. Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги. Лягушка - квакушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: «Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!..» — или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся — к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Весёлые, как девочки,

Проворные, как мальчики,

Зелёные, как листки,

Прыгучие, как мячики —

Весёлые,

Проворные,

Прыгучие подружки —

Зелёные, зелёные,

Зелёные лягушки!

Все квакают и квакают

И слышно вдалеке:

Ква-ква! Ква-ква!

Бре-ке-ке!

ВОРОБУШКИ

На асфальте  начертить площадку на ней  дерево,  домики - гнезда, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнезд на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей.

 Ведущий – кошка, стоит за площадкой в любом месте    Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор пока не произнесут: «И на дерево от кошки - Шмур! — скрылась!»

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

Воробушки, бойтесь кошки —

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадёте рыжей кошке —

Мур-мур-р-р! — в лапы.

Стайка дружных воробьишек —

Чик-чирик! Слетела с крыши,

Посидела на скамейке,

Полетала по аллейке,

Поклевала быстро крошки

И на дерево от кошки —

Шмур-р-р! — скрылась.

ЩЕНОК

Для проведения игры надо выбрать площадку, на которой есть дерево, кустик и т. д.,  предметы, за которыми можно прятаться. В центре площадки нарисовать «круг» диаметром  70 см. Положить в круг мяч - «ватрушку».

Один из играющих — щенок, другой ребенок — хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: «Гав!». Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит «ватрушку», он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит «ватрушку» хозяин, щенок должен «служить»: хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его, и тогда они вместе «идут домой». Если щенок убежит, то играющие меняются ролями.

Ну как я мог?

Ну как я мог?

Я так щенка обидел!

Пропал щенок,

Пропал щенок,

Никто его не видел.

А он хотел,

А он хотел,

Попробовать ватрушку...

Вернись щенок,

Вернись щенок,

Коричневые ушки.

 

МОРОЗ - КРАСНЫЙ НОС

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий — Мороз-Красный нос. Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Перечень игр.  

  1. Мячик вверх.
  2. Кто дальше бросит мяч.
  3. Сосед подними руку.  
  4.  Воробушки.
  5. Лягушки в болоте.
  6. Лиса и куры.
  7. Лошадки.
  8. Воробушки и кот.
  9. Курочка – хохлатка.
  10. Мышеловка.
  11. Дедушка – рожок.
  12.  У медведя во бору.
  13.  Два мороза.
  14.  Космонавты.
  15.  Тише едешь – дальше будешь.
  16.  Юрта.
  17. Поезд Жута.
  18.  Гуси – лебеди.
  19.  Водяной.
  20. Сон казака.
  21. Тополек.
  22. Подсолнухи.
  23. Утки.
  24. Звонок.
  25. Не займай (не тронь меня).
  26. Стадо.
  27. Мак.
  28. Кауны.
  29.  Разбить кувшин.
  30.  Фанты.
  31.  Игровая.
  32.  Молчанка.
  33.  Горелки.
  34.  Заря.
  35.  Иголка, нитка, узелок.
  36.  Лапта.
  37.  Ловишки в кругу.
  38.  Снежинки, ветер и мороз.
  39.  Ляпка.
  40.  Пятнашки.
  41.  Салки.
  42.  Гуси – гуси…
  43.  Лягушки.
  44.  Воробушки.
  45.  Щенок.
  46.  Мороз – Красный нос.

Содержание

Подвижные игры – средство развития и

воспитания детей дошкольного возраста……………….……………………….3

Подвижные и народные игры…………………………………………………….5

Перечень игр……………………………………………………………………..25

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету "Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей" на тему: "Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста".

Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте являются необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребенка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность р...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра - средство развития воображения детей дошкольного возраста»

Свободная сюжетно-ролевая игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста....

Семинар — практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста»

Семинар — практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

Выступление подвижная игра -средство физического воспитания детей дошкольного возраста

подвижная игра -средство физического воспитания детей дошкольного возраста...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...