«Гендерный подход в физическом развитии»
материал по физкультуре (младшая группа) на тему

Филимонова Ольга Александровна

Доклад о физичском развитии младших дошкольников с учетом полоролевого развиия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_fizicheskomu_razvitiyu.docx401 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.

Доклад

«Гендерный подход в физическом развитии»

D:\работа\фото здоровье\20150402_095220.jpg

Воспитатель: Филимонова Ольга Александровна

2015г.


Слайд 1     

Гендер– социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). 

     Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения. Внедрение гендерного воспитания детей обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

Слайд 2

Современные исследования показали, что женщину в девочке, как и мужчину в мальчике нужно формировать с дошкольного возраста. На протяжении многих лет педагоги дошкольного образования ищут пути осуществления дифференцированного подхода к воспитанию детей, в том числе и физическому, в зависимости от пола. Однако, физическое развитие детей, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на «условного» ребенка: та же нагрузка, те же упражнения, средства и методы обучения. Половые различия присутствуют лишь в результатах) физической подготовленности детей, потому что, как правило, нормативы для девочек и мальчиков различны.

Слайд3 (дев и мал)

Одно из приоритетных направлений в моей работе –гендерное воспитание. Где большое значение придаю физическому развитию детей.

Новизна опыта заключается:

в использовании различных видов деятельности в физическом развитии, 

Применение методических методов и приемов, имеющих гендерные различия,

оснащение спортивного центра с учетом интересов девочек и мальчиков,

проведение физических мероприятий детей и родителей.

 Слайд 4

Содержательная сторона двигательной деятельности имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом.

Слайд 5

В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, спортивные игры);

Слайд 6

девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по скамейке), танцевальные упражнения. Исходя из этих особенностей мальчиков и девочек формировалось оснащение спортивного центра в группе.

Слайд 7

Баскетбольное кольцо, мешочки для метания на дальность и меткость, гантели, соответствуют интересам мальчиков. Скакалки, обручи, гимнастические ленты, предпочитают выбирать девочки.

Слайд 8

При организации утренней гимнастики с предметами, мальчикам предлагаю взять гантели, а девочкам платочки,

Слайд 9

 или мячи и ленты, скакалки и гимнастические палки. Использую прием распределения ролей (например, мальчики — зайчики, а девочки — лисички).

Слайд 10

В требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков добиваюсь большей четкости, ритмичности, а от девочек — больше пластичности, выразительности, грациозности).

При выполнении элементарных поручений: девочкам предлагаю расставлять и убирать только мелкий, легкий инвентарь, а мальчикам более тяжелое оборудование.

Слайд 11

При проведении игр «паровозик», «гусеница», (когда дети должны держаться друг за друга в колонне по одному), мальчики придерживают девочек за талию, а девочки мальчикам кладут руки на плечи.

Существует ряд упражнений например, метание, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности. В этом случае требуется разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений.

В оценке деятельности для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень красивые движения».

Во все времена игра была (и до сих пор остается) любимым занятием каждого ребенка.  Очень важно обращать внимание на гендерные различия в выборе той или иной игры.

Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых ребятишек. Игры приучают детей к дисциплине, воспитывают у них чувство справедливости, умение контролировать свое поведение. Важное место отводится подвижным играм.

Игры построенные с учетом гендерных различий способствуют развитию ощущения принадлежности к тому или другому полу.

Слайд 12

 «Цветные автомобили»

Цель: развитие внимания, ориентировки в пространстве.

Мальчики получают желтые машины, а девочки – красные (обручи соответствующих цветов). В руках у воспитателя красный и желтый круги. Воспитатель поднимает красный круг – девочки выезжают из гаражей. Опускает данный круг – девочки возвращаются назад. Мальчики выполняют те же действия, когда педагог сигнализирует желтым. В начале поднимание кругов можно сопроводить командами «красный!» и «желтый!». Когда воспитатель показывает оба круга, то выезжают и те, и другие автомобилисты. Педагог напоминает ребятам, что машины должны двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Слайд 13

 «Ловишки»

Цель: развитие быстроты, выносливости.

Воспитатель раздает детям хвостики (ленточки) разного цвета: мальчикам – голубые, девочкам – розовые. Выбираются ловишки – мальчик и девочка. Девочка ловит голубые хвостики, а мальчик – розовые.

Слайд 14

«Птички в гнездышках»

Цель: развитие быстроты реакции, ориентировки в пространстве.

На полу раскладываются обручи большого диаметра - гнезда. Ребята - птицы, которые летают.

По сигналу «коршун!» птички летят в гнезда. В каждом из них может быть только пара - мальчик и девочка.

В ходе работы по физическому воспитанию формирую картотеку подвижных игр для девочек и мальчиков отдельно, а также подбираю картотеку коммуникативных игр. Цель которых научить общаться девочек и мальчиков.

При проведении спортивных досугов,  развлечений часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия. Такой вариант проведения имеет две разновидности.

Слайд 15

         Первый вариант: в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание.

Например:

 Есть в зале девчонки – хлопайте!

 Есть в зале мальчишки – топайте!  

Поскорей поторопись, на 2 команды разделись.

В 1 команду – весёлые девчонки,

А во 2 – смелые мальчишки!

 Второй вариант: на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек. Например в полосе препятствий – условия их преодоления: мальчики перелезают, девочки – подлезают, в метании – расстояние до цели.

    Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе веселого развлечения развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.

Передо мной стоит задача – заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.

    С этой целью провожу наглядную информацию по таким темам, как: «Мир движений мальчиков и девочек», «Как и во что играют мальчики и девочки».

-совместно с родителями проводятся спортивно - досуговые мероприятия, спортивные праздники. Это способствует эмоциональному сближению детей и родителей, помогает расширять опыт партнерского доверительного взаимодействия в совместной двигательно-игровой деятельности, помогает родителям осваивать позицию партнера, тренера своего ребенка в совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

О дифференцированном подходе к физическому воспитанию девочек и мальчиков....

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

Консультация для педагогов по теме: «Обеспечение гендерного подхода в физическом развитии до-школьников»

Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов о роли физического воспитания в процессе социализации; знакомство с организацией физического воспитания детей дошкольного возраста с учетом гендерного п...

Опыт работы «Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек на занятиях по физическому воспитанию....

Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

•Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждениях сегодня для мальчиков и для девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методи...

Гендерный подход в физическом развитии дошкольников

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»...

«Гендерный подход в физическом развитии дошкольников».

           «Гендерный подход в физическом развитии дошкольников». «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать&r...