Консультация для педагогов по теме: «Обеспечение гендерного подхода в физическом развитии до-школьников»
консультация (старшая группа) на тему

Кулакова Наталья Владимировна

Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов о роли физического воспитания в процессе социализации; знакомство с организацией физического воспитания детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

по теме:

«Обеспечение гендерного подхода в физическом развитии дошкольников»

Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов о роли физического воспитания в процессе социализации; знакомство с организацией физического воспитания детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.

Подготовка. Педагоги заранее изучают литературу по вопросу анотомо–физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек, а также роли физического воспитания  в процессе социализации детей дошкольного возраста.

Охрана здоровья человека является глобальной проблемой современности. Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая самую верхнюю ступень в иерархии человеческих ценностей. Хорошее здоровье представляет собой величайшее социальное благо, поскольку оно удовлетворяет базисные жизненные потребности человека. Оно является благом и ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека.

Проблема здоровьесбережения обучающихся, воспитанников является актуальной для образовательных учреждений, в том числе, и в дошкольных, так как детский сад является первой ступенью системы непрерывного образования.

Рубрика:Вопрос- Ответ

Вопрос. -Что, по вашему мнению, включает в себя понятие «Здоровьесбережение»?

Версии педагогов.

Да, действительно, здоровьесбережение включает в себя сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психологического.

Одним из факторов эффективной реализации мероприятий в процессе обучения и воспитания, положительно влияющем на здоровье, является дифференцированный подход, основанный на индивидуальных особенностях человека.

Вопрос. Как вы считаете, на основе каких основных составляющих компонентов основывается индивидуально – дифференцированный подход?

Версии педагогов.

Вы правы, в процессе образовательной деятельности с детьми с учетом индивидуально – дифференцированного подхода педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его интересы, потребности, наклонности. Наряду с этим, при осуществлении индивидуально – дифференцированного подхода необходимо учитывать пол и гендерные типы мальчиков и девочек, этапы формирования гендерной идентичности.

Одной из основных индивидуальных характеристик человека является его пол – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида, как мужчину (мальчика), так и женщину (девочку), - который определяет особенности функционирования индивида и возможности осуществления жизнедеятельности.

Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками.

Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины) - одна из важнейших и актуальных проблем. Без ее решения невозможно разрабатывать методы индивидуально - дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в социальном мире.

В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек размываются границы между женскими и мужскими ролями, таким образом, гендерная социализация осуществляется стихийно. В дошкольном возрасте необходимо целенаправленно влиять на процесс гендерной социализации как условия «равного старта» для дальнейшего психического развития детей разного пола. При организации образовательного процесса в ДОУ необходимо комплексно решать задачи обучения, развития, воспитания, оздоровления и социализации детей.

Возможности физического воспитания как средства формирования полноценной личности трудно переоценить. В процессе физического воспитания решаются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспитания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом.

Актуализация использования возможностей физической культуры в оздоровлении и формировании гендерной идентичности обусловлена самой ее сущностью, т.к. движения человека являются средством удовлетворения его биологических потребностей, средством познания окружающего мира и орудием его преобразования. Более того, движения являются важнейшим фактором физического и психического развития человека, формирования его индивидуальности и гармонического развития в целом.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств  для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Несмотря на то, что положения о влиянии физического воспитания на социальное формирование личности ребенка принадлежат к числу бесспорных научных исследований. В тоже время конкретных методик воздействия физического воспитания на гендерную социализацию детей дошкольного возраста до сих пор недостаточно. Основные программные документы, определяющие задачи и содержание воспитательной работы в ДОУ не содержат никаких рекомендаций относительно гендерной социализации мальчиков и девочек ни в одном из разделов программы. В результате такого подхода мальчики и девочки растут неподготовленными к выполнению будущих социальных ролей, овладевая бесполой, а чаще «фемининной» моделью поведения. Таким образом, проблема изучения возможности использования средств физического воспитания для гендерного формирования личности мальчиков и девочек в дошкольном возрасте является актуальной.

При создании оптимальной образовательной среды в ДОУ традиционное для детей дошкольного возраста средство физического воспитания будет являться средством гендерной социализации. Целенаправленное использование средств физического воспитания обеспечивает коррекцию процесса половозрастной идентификации, способствует формированию более адекватных представлений о полоролевой модели поведения, а также развивает социальную кооперацию и сотрудничество у детей дошкольного возраста.

Для целенаправленного воздействия на формирование гендера у детей дошкольного возраста в физическом воспитании параллельно с решением приоритетных задач физического развития и оздоровления детей целесообразно решать следующие задачи:

  • формировать представления гендерной модели поведения;
  • способствовать формированию адекватной гендерной идентичности и создавать предпосылки для завершения процесса полоролевой идентификации в старшем дошкольном возрасте;
  • способствовать воспитанию навыков социального взаимодействия и сотрудничества у детей разного пола.

Решение задач гендерной социализации детей дошкольного возраста определяется следующими организационно-педагогическими условиями использования средств физического воспитания.

  1. Для формирования представлений о гендерной модели поведения и обучения отдельным её элементами используются:
  • дифференцированные требования к выполнению упражнений мальчиками и девочками;
  • направленный на проявление маскулинных качеств подбор заданий;
  • выполнение детьми разного пола разных ролей в подвижных играх;
  • одинаковое привлечение детей разного пола к выполнению ведомых и ведущих ролей в игровой деятельности;
  • дифференцированное использование спортивного инвентаря при выполнении упражнений;
  1. Для формирования гендерной идентичности применимы:
  • формирование игровых команд, однородных по гендерной принадлежности (типу);
  • использование устных команд, распоряжений и речитативов с упоминанием половой принадлежности;
  1. Для формирования тенденций к социальной кооперации и сотрудничеству между мальчиками и девочками:
  • объединение детей в смешанные по гендерному типу или половой принадлежности пары, тройки, игровые команды;
  • использование общего игрового пространства для мальчиков и девочек;
  • направленность на достижение коллективного результата;
  • формирование эмоционально - положительного отношения к представителям другого пола.

Вышеперечисленные организационно-педагогические условия использования средств физического воспитания, возможно, оптимально создать при наличии знаний у педагогов индивидуальных особенностей физического развития девочек и мальчиков, и применении их при осуществлении образовательной деятельности с акцентом на гендер.

Представим некоторые отличительные особенности.

Полученные исследования В. А. Мануйловой и В. М. Зуева (1991), посвященные возрастно-половым особенностям точного воспроизведения движений детьми 5-7 лет, показали: девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики - на седьмом. Точность воспроизведения временного параметра движения у мальчиков пятого и шестого годов выше, чем у девочек, а мальчики семи лет справляются с заданием хуже, чем их ровесницы. Точность воспроизведения динамической характеристики движения у девочек всех возрастных групп выше, чем у мальчиков.

Специфику имеет содержательная сторона двигательной деятельности, что объясняется разными интересами детей разного пола (С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский). В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость, силовой, атлетический стиль, четкая целенаправленность, отсутствие вычурности, эстетической завершенности, элементы атаки, нападения, преследования.

Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

К сожалению, фактически не одно методическое пособие для педагогов детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек с учетом гендерного подхода. Большинство же практических работников убеждены в необходимости этого.

При организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста необходимо акцентировать внимание на моделировании содержания будущих социальных ролей в контексте современных представлений о психологическом и социальном здоровье личности.

Содержание занятий физическими упражнениями необходимо планировать с учётом требований гендерной социализации детей дошкольного возраста, используя разработанные организационно педагогические условия использования средств физического воспитания для формирования представлений о гендерной модели поведения, гендерной идентичности и развития навыков социальной кооперации и сотрудничества между детьми разного пола.

Рассмотренные нами положения гендерной социализации детей дошкольного возраста подтверждают значимость дифференцированного подхода в физическом воспитании девочек и мальчиков и необходимость организации образовательного процесса, принимая во внимание следующее.

1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п.

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Указанные направления реализуются на традиционных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.

Таким образом, мы считаем, что условия использования гендерной социализации, направленной на моделирование содержания будущих социальных ролей в контексте современных представлений о психологическом и социальном здоровье личности, позволяют гибко использовать здоровьесберегающие технологии и качественно решать цель формирования физически развитой, социально-активной, творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для воспитателей по вопросам обеспечения гендерного подхода в физическом воспитании старших дошкольников...

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время в воспита­тельном процессе приобрел осо­бую актуальность индивидуаль­но-дифференцированный под­ход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание рабо­ты с дошкольниками по поло­...

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников.

В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано ещё недоста...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В последнее время специалисты и ученные обращают все больше  внимание на то, что воспитание , обучение и лечение детей без учета их их пола чревато многими последствиями, сказывающими не только ...

Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов   «Обеспечение гендерного подхода            в физическом воспитаниидетей дошкольного возраста&ra...

Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов   «Обеспечение гендерного подхода            в физическом воспитаниидетей дошкольного возраста&ra...