«Развитие речи детей в подвижной игре»
консультация по физкультуре на тему

Перевозкина Алёна Валерьевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие речи детей в подвижной игре»

 

Подготовил:

Инструктор ФИЗО

А.В.Перевозкина

Г.Новый Уренгой, 2015г.

Вспомните, как загораются глаза у ребят, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру!» Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое значение имеет игра в жизни ребёнка. Подвижная игра с её выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Подвижная игра окажет неоценимую помощь в работе с детьми, если она педагогически правильно подобрана, с учётом возможностей ребёнка, с пониманием задач каждого этапа работы и умелом руководстве со стороны взрослого.

Дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребность в игре у них такая же, как у их сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выразиться со стороны физического развития в нарушении моторики, в наличии у детей парезов, общей скованности, дискоординации и слабости двигательной расторможенности.

        Наличие речевых дефектов приводит к изменению в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как раздражительность, возбудимость, замкнутость и прочее.

Особенности таких детей отмечается в играх. Нарушение общей и речевой моторики (это касается детей дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство в поведении, речевая утомляемость затрудняет включение в коллективную игру.

        При проведении игры необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Характер подвижной игры, её содержание должны быть разнообразны.

        Подвижная игра, нормализуя моторную функцию ребёнка, помогает решить и ряд других коррекционно – воспитательных задач: повышает активность, развивает подражательность,  формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи, поощряет творческую активность детей.

        Подвижная игра способствует развитию чувства ритма, гармонии движений, положительно влияет на психологическое состояние детей.

        У детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Всё это требует определённой специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному для детей младших групп, адаптируя, изменяя его с учётом особенностей детей с речевыми нарушениями.

        

На подготовительном этапе работы рекомендуется проводить игры:

  • На развитие слухового внимания: «Где позвонили?», «Тихо – громко», «Найди игрушку», «Часовой», «Солнце или дождик».

«Жмурки с голосом».

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Описание игры. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

  • На развитие речевого слуха: «Кто позвал?», «Улавливай шёпот», «Улиточка», «Горшочек», «Слушай и выполняй».

«Прятки».

Цель: развитие речевого слуха, координации движений, умение ориентироваться в пространстве, воспитание ловкости, инициативы, тренировка зрительного и слухового анализаторов.

Описание игры. Логопед с помощью считалки выбирает ребёнка, который прячется. Спрятавшийся ребёнок время от времени говорит: «Ау! Ау!». Другие дети ищут его. Логопед вместе с детьми читает стихи:

Ау! Ау!

Отгадай, где я стою?

Ты попробуй, поищи

И меня скорей найди.

Может, спрятался в шкафу?

Иль залез я за софу?
Может, под столом сижу?

Ты ищи, я подожду.

После того, как спрятавшего ребёнка находят, прячется тот, кто нашёл. Игра повторяется 3-4 раза.

«Дедушка водяной».

Цель: развитие речевого слуха, координации движений, умение ориентироваться в пространстве, воспитание ловкости, инициативы, тренировка зрительного и слухового анализаторов.

Описание игры. Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми глазами:

- Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выгляни на чуточку, на одну минуточку!

После чего водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать - кто это. Если угадал, то угаданный, становится "Водяным".

  • На развитие фонематического слуха: «Кто больше слов придумает?», «Найди место для своей картинки».

«Снежно-звуковой ком».

Цель: развитие фонематического слуха.

Описание игры. Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно «слепить» ком из звуков и назвать его снежно-звуковым. Сначала договоритесь с детьми, из каких звуков, например, только гласных, или только согласных, или любых, вы будете «лепить» ваш ком. Затем первый игрок называет, какой либо звук. Второй игрок повторяет его и добавляет свой звук. Третий игрок повторяет два первых звука и называет свой - третий по счету и т. д.

Выигрывает тот, кому удастся «слепить» самый большой ком, т. е. правильно воспроизвести наиболее длинную цепочку звуков.

  • На развитие физиологического дыхания: «Чей пароход лучше гудит?», «Чья птичка дальше улетит?», «Надуй игрушку».

«Пузырь».

Цель: развитие физиологического дыхания, навыков бега, ходьбы, тонизирующее воздействие на весь организм ребёнка.

Описание игры. Дети стоят плотно друг к другу, взявшись за руки. Вместе с логопедом говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расходятся  и максимально расширяют круг. Продолжая держаться за руки, ребята надувают щёки. После слов «Да не лопайся» логопед говорит: «Полетели пузыри!» Дети разбегаются, кто куда хочет. Логопед при этом повторяет: «Полетели, полетели!» затем он произносит: «Маленькие пузыри лопнули». Дети присаживаются на корточки со звуком: «с-с-с». Игра повторяется.

«Шарик».

Цель: развитие физиологического дыхания, навыков бега, ходьбы, тонизирующее воздействие на весь организм ребёнка.

Описание игры. Дети стоят плотно друг к другу, взявшись за руки. Вместе с логопедом говорят:

Раздувайся, шарик,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расходятся  и максимально расширяют круг. Продолжая держаться за руки, ребята надувают щёки. После слов «Да не лопайся» логопед говорит: «Полетели пузыри!» Дети разбегаются, кто куда хочет. Логопед при этом повторяет: «Полетели, полетели!» затем он произносит: «Маленькие пузыри лопнули». Дети присаживаются на корточки со звуком: «ш-ш-ш». Игра повторяется.

«Шагают ножки».

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры. Во время ходьбы на месте руки поднимаем вверх — вдох,
опускаем руки — выдох.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам.
В ямку — бух ! (Присесть).

«Снежинки».

Цель: развитие физиологического дыхания.
Описание игры. Стоя, держать на ладонях кусочки ваты.
Произвести вдох и подуть на кусочки ваты. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою,
И кружатся над землею,
Легкие пушинки,
Белые снежинки.

  • На развитие речевого дыхания: «Приятный запах», «Соседи», «Обгони», «Волшебное зеркало», «Дождик», «Палочка – выручалочка».

«Перышко, лети!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Описание игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребёнку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх.

«Мыльные пузыри».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырёк с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Описание игры: Поиграйте с ребёнком в мыльные пузыри: сначала логопед выдувает пузыри, а ребёнок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребёнку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребёнку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребёнок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

  • На развитие голоса: «Вьюга», «Гудок», «Кто кого?», «Дует ветер».

«Эхо».

Цель: развитие силы голоса ребёнка.

Описание игры. В игру можно играть вдвоём или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было чётное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

«Поезд».

Цель: развитие у детей умения изменять высоту голоса.

Описание игры. Дети вместе с логопедом стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

«Дружные ребята».

Цель: развитие у детей силы и подвижности голоса.

Описание игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи: 

Мы по кругу идём, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение).

Дружно песню поём.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

Рекомендуемые игры на автоматизацию шипящих звуков: «Тишина», «Лес шумит», «Поезд», «Кот на крыше», «Пчёлы и мёд», «Жадный кот», «Чижик».

«Курочка».

Цель: автоматизация шипящих звуков, развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Оборудование: маски цыплят и курочки.

Описание игры.

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка:

«Ко - ко, не ходите далеко».

Дети – «цыплятки» гуляют по лужайке, собирают водящему зёрнышки, пьют водичку из лужицы. Приближаясь к водящему – «кошке», «курочка» (педагог) говорит:

На скамейке, у дорожки,

Улеглась и дремлет кошка.

«Цыплятки подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит:

Кошка глазки открывает (Мяучит: «Мяу-мяу»).

И цыпляток догоняет.

«Как мыши с котом воевали» (по сказке Н. Заболоцкого).

Цель: автоматизация шипящих звуков, развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Описание игры. Обыгрывание сказки.

Жил - был кот,

Ростом он был с комод,

Усищи – с аршин,

Глазищи – с кувшин,

Хвост трубой,

Сам рябой.

Ай да кот!

«Мышеловка».

Цель: автоматизация шипящих звуков, развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Описание игры. Двое детей становятся друг против друга, соединяют руки и поднимают их повыше.

Оба хором говорят:

- Как нам мыши надоели,

Всё погрызли, всё поели.

Мышеловку мы поставим

И мышей тогда поймаем!

Задача играющих, пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал, в мышеловку присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.

«Ласточки и мошки».

Цель: автоматизация шипящих звуков, развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Описание игры. Играющие - мошки - летают по поляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

         Игры, на автоматизацию свистящих звуков: «Насос», «Мяч», «Лиса», «Сова», «Цветы и пчёлы», «Зайцы и лиса», «Кот Васька».

«Заинька – паинька».

Цель: автоматизация свистящих звуков, развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Описание игры. Логопед встаёт напротив детей и просит их повторять движения и слова, в соответствии со словами песни:

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись. (Зайчик кланяется в разные стороны).

Заинька, повернись,

Серенький, повернись.

Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе).

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ножкой).

«Лохматый пёс».

Цель: автоматизация свистящих звуков, общее укрепление мышц ног, воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышении эмоционального тонуса.

Описание игры. Логопед выбирает с помощью считалки «пса». «Пёс» сидит в стороне. Дети медленно идут к нему приговаривая:

Вот сидит лохматый пёс,

В лапки свой, уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит.

Подойдём к нему. Разбудим

И посмотрим, что же будет? (Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пёс» вскакивает и ловит детей. Игра повторяется 3-4 раза).

Игры на автоматизацию сонорных звуков: «Лошадка», «Самолёты», «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Вороны», «Пароход», «Карусель», «Мы весёлые ребята».

«Зайчик».

Цель: автоматизация свистящих звуков, общее укрепление мышц ног, воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышении эмоционального тонуса.

Описание игры. Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик поглядывает, как бы хочет выпрыгнуть из круга.

А хоровод ходит, по кругу, напевая:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи.

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Есть зайцу, куда выпрыгнуть,

Есть серому куда выскочить!

Задача зайца - выпрыгнуть из круга.

«Кот и мыши».

Цель: автоматизация свистящих звуков, общее укрепление мышц ног, воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышении эмоционального тонуса.

Оборудование: Повязка на глаза.

Описание игры. Коту (водящему) завязывают глаза и несколько раз, вращают вокруг собственной оси, чтобы он потерял ориентировку. Остальные участники игры - мыши, находясь на безопасном расстоянии от кота, начинают его поддразнивать:

— Кот, кот, на чём спишь?

— На мосту.

— Чего пьёшь?

— Квас.

— Лови мышек — нас!

И все разбегаются. Задача кота — поймать хотя бы одну мышку. Когда мышка попалась, кота освобождают от повязки, и он становится мышкой, а пойманная мышка — котом. И всё начинается сначала.

«Огуречик».

Цель: автоматизация сонорных звуков, общее укрепление мышц ног, воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышении эмоционального тонуса.

Описание игры. Логопед выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

«Три поросёнка».

Цель: автоматизация сонорных звуков.

Оборудование: маски поросят и волка.

Описание игры. Обыгрывание сказки «Три поросёнка». Логопед раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию.

Жили-были поросята,

Очень дружные ребята.

У них был красивый дом, и уютно было в нём.

Возле дома был лужок,

Поросята там гуляли,

Веселились и играли.

Но однажды на лужок,

Где гуляли поросята,

Прибежал сердитый волк,

Он голодный и косматый.

Поросят он увидал,

И сердито зарычал: «Р-р-р».

Поросята испугались

И быстрей домой помчались,

Дверь закрыли на замок,

Притаились и молчок.

Волк немного подождал

И в лес тёмный убежал.

«Карусель».

Цель: развитие вестибулярного аппарата и координации движений, повысить эмоциональный тонус, автоматизировать сонорные звуки.

Оборудование: обруч, скакалка.

Описание игры. Логопед предлагает детям поиграть в «карусель».

Логопед говорит: «Вот обруч, мы берёмся за него и бежим в правую сторону со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом».

Затем следует команда «гоп!» Все переворачиваются:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите:

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Все бегут в другую сторону, замедляя шаг. На последней строке останавливаются и кладут обруч на пол. После этого дети хором повторяют стишок.

«Невод».

Цель: автоматизация сонорных звуков, улучшение координации движений, формирование способности вести совместные действия с партнёром, развитие точности движений.

Описание игры. Двое игроков – «рыбаки» - берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные – «рыбки». Дети произносят слова:

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка-рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(во время речитатива рыбки плавают, выполняя различные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» рыбки разбегаются по поляне, а рыбаки ловят их).

Рыбаки ловят неводом рыбок. Пойманные дети берутся с рыбаками за руки, увеличивая невод. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две пойманные рыбки. Они – победители.

«Мы на карусели сели».

Цель: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи, координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения.

Описание игры. Логопед вместе с детьми проговаривает слова и выполняет соответствующие движения.

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Взявшись за руки, кружиться.

Пересели на качели.

Вверх летели,

Взявшись за руки. Один игрок стоит, а другой приседает, а потом – наоборот.

Вниз летели.

И теперь с тобой вдвоём

Мы на лодочке плывём.

Ветер по морю гуляет,

Взявшись за руки, качаться вправо-влево, вперёд-назад.

Ветер лодочку качает.

Вёсла в руки мы берём,

Быстро к берегу гребём.

Изображать, как гребут вёслами.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко,

Полуприсед, руки назад.

И поскачем на лужайке,

Прыжок вперёд на двух ногах.

Будто зайки, будто зайки.

Руки согнуть перед грудью (это лапки), прыжки на двух ногах.

«Золотые ворота»

Цель: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи, координации движений, общей моторики, выразительности имитационных движений, воображения.

Описание игры. Двое игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

«Море волнуется раз».

Цель: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи, координации движений, общей моторики, выразительности имитационных движений, воображения.

Описание игры. Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего.

«Два Мороза».

Цель: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи, координации движений, общей моторики, выразительности имитационных движений, воображения.

Описание игры. Перед детьми стоят два водящих, два Мороза.

- Мы Морозы удалые, братья молодые:

Я Мороз Красный нос,

Я Мороз Синий нос.

Кто из вас решится в путь – дороженьку пустится?

Дети отвечают:

- Не боимся мы угроз и нестрашен нам Мороз.

После этого дети должны пробежать на другую сторону и не попасться Морозам.

Список использованной литературы

1. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

3. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Логинова М.И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. – СПб.: Дельта, 1998.

5. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

6. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через подвижные игры.

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста....

Развитие эмоций детей в подвижной игре.

Проект«Планирование и построение образовательного процессав условиях введения ФГОС ДО  (образовательная область«физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни»...

Консультация для родителей: " Развитие речи детей через подвижные игры"

 Первоочередными задачами физического воспитания в нашем детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физ...

Консультации: «Игры и упражнения для развития речи детей», «Роль дидактической игры в семье».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в подвижной игре»

Вспомните, как загораются глаза у ребят, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру!» Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое значение имеет игра в жизни...