Развитие эмоций детей в подвижной игре.
проект (старшая группа)

Лукашова Наталья Владимировна

Проект
«Планирование и построение образовательного процесса
в условиях введения ФГОС ДО  (образовательная область
«физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни») 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsiy_detey_v_podvizhnoy_igre.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоций детей в подвижной игре.

Введение

Роль игры для развития детей

 Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией. В дошкольном возрасте чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми, а значит, и успешность его социального развития. Эмоции и чувства формируются в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Среди различных способов развития эмоциональной сферы, игры занимают существенное место. Игра эмоционально ярко насыщена, привлекательна и интересна детям. Развивающиеся в процессе игры чувства любви к родным, сочувствия близким, дружеской привязанности, изменяясь обогащаются и становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. В игре ребенок пополняет свой арсенал эмоциональных проявлений, Специфика подвижных игр состоит в том, что отношения в них определяются не ролями, а правилами и нормами. Это обстоятельство по-разному можно использовать в работе с детьми и вести желаемые правила взаимоотношений, к которым ребенок не привык. Подвижные игры создают у детей общее радостное настроение, вызывают чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских отношений. В играх ребенок попадает в такие ситуации, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели. Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность и умения преодолеть препятствия. Это является стимулом для развития способности подчинять свои действия и желания интересам коллектива, чувства ответственности за свои поступки.

Цели и задачи

Объект исследования:

- педагогический процесс, направленный на развитие личности ребенка.

Предмет исследования:

- использование методов и приемов подвижной игры, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.

Цель исследования :

 развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника используя подвижные игры.

Задачи исследования:

Изучение и анализ литературы по данной проблеме. Определение методики диагностики. Создание системы подвижных игр в разных формах работы. Проведение развивающей работы с детьми.

Методы исследования:

анализ, наблюдение, беседа.

Теоретическая часть

Анализ разработок и опыта работы

Регулирование эмоций (их осознание, умение называть и адекватным способом выражать) – это одна из сторон детского психосоциального развития, которая формируется на протяжении всего дошкольного возраста и становится наиболее осознанной только к 5-6 годам. В этом возрасте эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее – от базовых эмоций он переходит к более сложной гамме чувств. Ребенок становится более уравновешенным и способным самостоятельно оценить свое поведение, назвать переживаемые эмоции, а также владеет навыками эмоционального предвосхищения своих действий и поступков окружающих его людей. Дети осуществляют речевое планирование, обдумывают ситуацию, ставят цели и контролируют полностью свое поведение. Установлено, что физическая культура, спорт и подвижные игры представляют огромные возможности для эмоциональных проявлений положительного характера, разнообразных по качеству и силе, формируют дисциплину, целеустремленность, самооценку, саморегуляцию. В связи с этим важно подчеркнуть, что телесное и духовное развитие в процессе физического воспитания выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию у дошкольников положительных эмоциональных свойств и волевых проявлений. Таким образом, можно сделать следующие выводы: - эмоции и чувства тесно взаимосвязаны с собственно волевыми действиями детей дошкольного возраста;

- подвижные игры для дошкольников являются наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей.

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М. Лебедев). Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей. В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, прыжки, упражнения с мячом, несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Особая ценность подвижных игр для детей заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом. Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, т. е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение. При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр. При подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:

1.содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей

 2.подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений

3.содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия- коррекцию физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом

 4.в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.

 

Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.

Педагогические принципы развития эмоциональной сферы детей.

Единство социального, эмоционального и физического компонентов.

Главным составляющим компонентом в отношениях между людьми являются эмоции, чувства и социальный мир, который не может существовать отдельно, а использование физических упражнений, и в частности подвижных игр, является рациональным путем для развития этих сфер.

Безоценочность. Чтобы не вызывать негативное эмоциональное состояние, в процессе занятий с детьми должно быть невербальное общение (мимика, пантомимика, жесты), которые способствуют безоценочному взаимодействию.

Присутствие соревновательного момента. Необходимо постепенно к 5-6 летнему возрасту вводить в образовательный процесс игры с соревновательной направленностью, которые развивают волевые качества личности.

Чувство общности и эмпатия является тем фундаментом, на котором строится социально-нравственное отношение к людям. Цель развития эмоционально-волевой сферы дошкольников – научить детей понимать свои эмоции и эмоции окружающих их людей, научить их выражать и управлять ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через подвижные игры.

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

«Развитие речи детей в подвижной игре»

Консультация для воспитателей...

Важная роль положительных эмоций у детей в подвижных играх

Эмоциональный мир в жизни ребенка играет очень важную роль. Положительные эмоции создают благоприятные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участву...

Консультация для родителей: " Развитие речи детей через подвижные игры"

 Первоочередными задачами физического воспитания в нашем детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физ...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в подвижной игре»

Вспомните, как загораются глаза у ребят, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру!» Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое значение имеет игра в жизни...