Семинар-практикум для педагогов «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников»
методическая разработка по физкультуре на тему

Миронова Наталья Павловна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития двигательной деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ.

2. Обогащать практический опыт педагогов приемами поддержки у дошкольников инициативы  в двигательной деятельности.

3. Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dvigatelnaya_deyatelnost_doshkolnikov_word.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Практикум для педагогов ДОО

«Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников»

Составители:

Н.П. Миронова, старший воспитатель,

О.Н. Харитонова, инструктор по физкультуре

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития двигательной деятельности дошкольников

Задачи:

1. Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ.

2. Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал.

Материалы и оборудование: листы с изображением воздушного шара с корзиной на каждого педагога, карандаши,   доска, мел, стенд,  картинки с видами спорта (по 3 для каждой команды), пособия для игр (круги из картона диаметром 15 см 5 шт., силуэты ладошек и ступней из самоклеящийся бумаги на стене по 12 шт., кроссворд.

Ход мероприятия

1. Упражнение «Воздушный шар».

Ведущий: - Перед вами воздушный шар. Дорисуйте человечка в корзине. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка, потом еще 3. Что вы оставили в списке? И обоснуйте ответ и что вы поставили на 1 место.

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то напротив них ставятся плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.  

2. Блиц-опрос:

Инструктор по физкультуре: - Забота о здоровье наших воспитанников в детском саду должна стать приоритетной. ФГОС ДО обозначил первой задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия.

- Что должен делать детский сад для реализации данной задачи? 

- Перечислите показатели, по которым определяется состояния здоровья ребенка.

Ответы записываются на доске.

3. «Определения»

Ведущий: - Одним из показателей является двигательная деятельность ребенка, т.е. естественная потребность в движении, удовлетворение которой – важное условие его гармоничного развития, а значит и сохранения здоровья. Выберите из предложенных определений те, которые соответствуют тому,  чему способствует двигательная деятельность.

На стенде размещены  таблички с определениями, педагоги выбирают соответствующие.

1. Повышает устойчивость организма к различным заболеваниям.

2. Способствует становлению эстетического отношения к окружающему миру.

3. Способствует росту физической работоспособности.

4. Направлено на развитие любознательности, интересов и познавательной мотивации.

5. Способствует развитию речевого творчества.

6. Способствует нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем.

7. Помогает появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Учитывая данный факт, педагогам необходимо позаботиться об организации  двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

4 . «Ритмическая гимнастика».

Инструктор по физкультуре: - Все знают знаменитую фразу Аристотеля «Жизнь – это движение. Движение – это жизнь!».

Педагоги выполняют комплекс ритмической гимнастики под руководством инструктора по физкультуре.

5. «Мозговая атака».

Ведущий: - Мышцы разогрели, а сейчас начнется «интеллектуальная битва».

Из числа педагогов формируется 2 команды.  

Вопросы для 1 команды

1. Перечислите формы организации двигательной активности в ДОУ?  (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные паузы, спортивные секции, самостоятельная двигательная деятельность, праздники, развлечения, гимнастика после сна)

2.  Приведите пример подвижных игр с бегом?  («Воробушки и автомобили», «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята», «Огуречек»,  «Ловишки с ленточками», «Не оставайся на полу» и т.п.)

3. Приведите пример народных игр? («Гуси-лебеди», «Горелка», «12 палочек», «Казаки-разбойники», «У медведя во бору», «Краски», «Жмурки», «Кошки-мышки», «Тише едешь – дальше будешь» и т.д.)

4. Что из нижеперечисленного способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности?

а) утренняя гимнастика;

б) физкультминутки;

в) кружки.

5. Что из нижеперечисленного является основной формой развития оптимальной двигательной активности детей?

 а) коррегирующая  гимнастика;

б) физкультурное занятие;

в) гимнастика после дневного сна;

6. Это средство оздоровления и профилактики болезней. От него у детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность на весь день (утренняя гимнастика).

Вопросы для 2 команды.

1. Приведите примеры спортивных игр? (бадминтон, городки, баскетбол, волейбол, футбол, эстафеты).

2. Какие вы знаете спортивные упражнения? (катание на санках, катание на лыжах, катание на коньках, катание на самокатах, на велосипедах,  плавание).

3. Важно соблюдать все 5 этапов организации прогулки. Назовите их? (наблюдение, трудовая деятельность, индивидуальная работа по физо, самостоятельная деятельность, подвижные игры).

4. Для какого из нижеперечисленных видов характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил?

 а) соревнование;

 б) экскурсия;

в) подвижная игра.

5.  На что должна быть направлена содержательная сторона двигательного режима дошкольников в ДОУ?

а) формирование широкого круга игровых действий;

б) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

в) развитие умственных, духовных, физических способностей детей.

12. Это является для ребенка особым радостным событием, сюда входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии (спортивный праздник).

6. «Рассуждения».

Инструктор по физкультуре: - Один из основных  принципов  дошкольного образования: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива (франц., лат. - начало) - первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности. Для поддержки детской инициативы необходимо создавать условия. Давайте рассмотрим их.

Командам раздаются листочки с условиями, и педагоги раскрывают их содержание.

1 команда.

1. Двигательное пространство в группе организуется в шаговой доступности от спортивного уголка.

2. Разнообразие спортивного оборудования по своему содержанию и способам использования.

3. Спортивный инвентарь подобран с учетом   индивидуальных особенностей и интересов детей  группы.

2 команда.

1. Наличие чего-то красочного и интересного.  

2. Нетрадиционное оборудование.

3.  Подборка детской музыки, песен.

7. «Творческая мастерская»

Ведущий: - Создав данные условия, мы помогаем детям проявлять свою инициативу в выборе спортивного инвентаря. Наравне с этим необходимо развивать у детей способности к проявлению инициативы в выборе вида двигательной деятельности. Одним из условий является центр «Двигательная инициатива» - стенд,  который размещается на стене в групповом помещении в доступном для детей месте. Утром дети выставляют свою фотографию напротив любой двигательной деятельности, где бы  им хотелось проявить инициативу на текущий день. Сейчас мы организуем творческую мастерскую по изготовлению макетов.

Каждая команда  из предложенных подручных материалов создают макет стенда.

8. «Расскажи и покажи».

Инструктор по физкультуре: - Создавая условия для  развития инициативы дошкольников, нельзя забывать о том, что на первом месте должна стоять потребность  детей в двигательной деятельности. В основе любой деятельности всегда лежит мотив. Другими словами дети должны быть заинтересованы. А чем можно повысить интерес к двигательной деятельности? С помощью различных приемов. Сейчас мы покажем друг другу способы применения того или иного приема.

Команды обсуждают и показывают особенности применения приемов.

1 команда.

1. Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть) – с мячом.

2.  Использование нетрадиционных приемов для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом – комплекс упражнений, где все движения похожи на движения какого либо животного.

2 команда.

1. Разыгрывание небольших этюдов спортивной тематики, например «футболист, который промахнулся».

2. Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения – подвижная игра «Цветные автомобили», «Поезд», «Подбрось и поймай», «Волк во рву».

9. «Живые картинки».

Ведущий: - Удовлетворение интереса  не приводит к его исчезновению, а, наоборот интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним.  А для этого педагоги должны приложить определенные усилия. Всем известно, что наиболее эффективными в работе с детьми являются нестандартные приемы. Пантомима – один из них. Каким образом можно использовать пантомиму для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом?  

Команды получают иллюстрации разных видов спорта (хоккей, фигурное катание, баскетбол, биатлон, художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, теннис, плавание, волейбол, футбол, парашютный спорт, бокс, велоспорт, лыжный спорт). Команды по очереди средствами пантомимы показывают их, соперники отгадывают.

10. «Игралочка».

Инструктор по физкультуре: - Конечно, мы не можем забывать о ведущем виде деятельности дошкольников – игре.  

Инструктор по физкультуре предлагает педагогам выполнить упражнения.

Игра "Гигантские шаги"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация: цветные ориентиры (любые фигуры из плотного материала: ткань, линолеум, картон) раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры: дети по очереди различными способами перешагивают с фигуры на фигуру (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

Игры с тихим тренажером

Оборудование: наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1,0-1,50 м для подпрыгивания.

Игра "Достань ягодку"

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право - лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.

Ход игры: по команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право - лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

11. «Кроссворд».

Ведущий: -  Повысить интерес  старших можно таким доступным средством, как кроссворд. Предлагаем вам один из вариантов. Такие кроссворды могут быть тематическими или сборными.

Задания предлагаются как для педагогов, так и для детей.

По горизонтали

1. Командная спортивная игра на льду (хоккей).

Там в латах все на ледяной площадке
        Сражаются, сцепились в острой схватке.
        Болельщики кричат: «Сильнее бей!»
        Поверь, там не драка, а… 

3. Спортивный снаряд для игры в хоккей (шайба).

Гоняют клюшками по льду

Ее у нас всех на виду.

Она в ворота залетит

И кто-то точно победит.

4. Специально оборудованное помещение, в том числе инвентарем, и предназначенное для проведения спортивных игр, занятий спортом или физической культурой (спортзал).

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!

7. Снаряд, используемый в спортивной гимнастике (конь).

И представить не могли вы —
          Лошадь без хвоста и гривы!

9. Командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой (волейбол).

Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел.
Мы играем в …

По вертикали

1. Автоматизированный двигательный акт, осуществляющийся в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц туловища и конечностей (ходьба).

Ходят по тропинкам

Взрослые гурьбой,

 –Увлеклись повально

С палками ….

2.  Спортивный снаряд, при помощи которого можно перемещать предмет по площадке (клюшка).

Я в хоккей играть люблю, 
Шайбу шуструю ловлю. 
Раз бросок, ещё бросок – 
Очень ловкий я игрок. 
На воротах я с подружкой, 
Крепкой новенькою...

5. Снаряд, помогающий быстро и легко передвигаться по льду (коньки). 

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня?

6. Зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки (биатлон).

Долго ходом шли коньковым
Друг за дружкою втроем,
Было очень нелегко им
Забираться на подъем.
Вдруг отточенным движеньем
Хвать винтовки — и стрелять!
Бьют прицельно по мишеням,—
Раз, другой, четыре, пять.
И помчались под уклон.
Что же это? …

8. Единоборство двух невооружённых спортсменов с использованием определённых приёмов (борьба).

Тем, кто бой ведет с упорством

Улыбается судьба.

В спорте есть единоборство,

Называется….

10. Любой участник соревнований (атлет).

Много долгих километров

Пробежать быстрее ветра

Очень трудно жарким летом

Тренированным …



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для молодых педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Дети очень любят игры, любят педагогов которые с ними играют, лепят, рисуют, прыгают и даже ползают. Работая с маленькими детьми воспитатель должен помнить,...

Практикум для педагогов ДОО «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников»

В помощь педагогам в работе в поддержке инициативы в двигательной деятельности дошкольников....

Практикум для педагогов ДОО «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Один из основных принципов дошкольного образования это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствие...

Семинар – практикум «Физическое развитие детей дошкольного возраста в двигательной деятельности дошкольников»

Семинар – практикум «Физическое развитие детей дошкольного возраста в двигательной деятельности дошкольников»Основные виды движений по возрастным группам:- группа раннего развития и ...

Семинар-практикум на тему «Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника»

Задачи:  1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.2.Повышать методический уровень педагогов по организации  сюжетно-ролевой игры.3.Составить памятку по теоретическим ос...

Семинар - практикум для педагогов «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников»

Цель:1.Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития двигательной деятельности дошкольников2.Повышение психологической компетентности педагогов ДОУ;3.Развитие интереса у педа...

Статья "Поддержка инициативы в двигательной деятельности дошкольников"

Статья "Поддержка инициативы в двигательной деятельности дошкольников"...