Статья "Поддержка инициативы в двигательной деятельности дошкольников"
статья по физкультуре (старшая группа)

Нефедова Людмила Алексеевна

Статья "Поддержка инициативы в двигательной деятельности дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка инициативы в двигательной деятельности дошкольников.

Современные дети в большинстве своем приходят в дошкольное учреждение несамостоятельными , инфантильными. Дети находятся под «гиперопекой» родителей. Соответственно:

 ребёнок лишен самостоятельности , следует советам взрослых;

родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всём;

родители возносят ребёнка до небес, растят вундеркинда;

ребёнок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей;

ребёнок растёт безвольным, испытывает трудности в общении;

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Задача педагога заключается в том   чтобы воспитывать у детей самостоятельность и инициативность в разных видах деятельности, в том числе и двигательной. Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального  зтапа   формирования гармонически развитой, активной личности.

Инициатива (от лат. Initiative – начало)- первый шаг в каком – либо деле, внутреннее побуждение к новым видам деятельности.

Характерные черты инициативности у ребёнка:

  • Умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость действий (основные движения, организовывать любой вид деятельности);
  • Умение выполнять работу без посторонней помощи, без контроля взрослых;
  • Сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть его результат);
  • Умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
  • Умение переносить известные способы действия в новых условиях;

Принципы организации работы:

Деятельность - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной двигательной деятельности с взрослым, в игре, в самостоятельной деятельности;

Вариативность – предоставление ребёнку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;

Креативности – создание ситуаций, в которой ребёнок может реализовать свой творческий потенциал через  совместную  и индивидуальную двигательную деятельность;

Условия для проявления и поддержки инициативы

  • Двигательное пространство в группе организуется в безопасном для детей месте, в шаговой доступности от спортивного уголка;
  • Спортивное оборудование должно быть разнообразно по своему содержанию;
  • Спортивный инвентарь подобран с учётом индивидуальных особенностей и интересов детей группы;
  • Оборудование  красочное и интересное, что привлекает внимание и побуждает желание выполнять двигательное действие;
  • Нетрадиционное оборудование
  • Оборудование разнообразно, дети свободно могут использовать его в свободной двигательной деятельности и в сюжетно- ролевых играх;
  • Подборка детской музыки, песен, что вызывает желание вспомнить двигательное действие и выполнить его под музыку;

Основные формы поддержки инициативы:

  • Физкультурное занятие
  • Утренняя гимнастика
  • Подвижные игры
  • Физкультурные паузы
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Праздники, развлечения
  • Спортивные секции

Приемы руководства развития и поддержки инициативы

Создание условий для принятия детьми решений, выражения чувств и мыслей: картосхемы, алгоритмы, моделирование ситуаций с участием персонажей, игровых образов при

освоении основных видов движений;

Оказывать помощь детям в придумывании новых движений и подвижных игр по картинкам, по иллюстрации знакомых литературных произведений;

Проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребёнка (доброжелательность, внимание, теплое отношение);

Индивидуально-личностное общение с ребёнком: чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности;

Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребёнка.

Этапы проявления инициативы:

1этап начальный

  • Взаимодействие с педагогом. Передачу инициативы от взрослого к ребёнку.
  • Проявление инициативы в одной  из частей основных форм двигательного действия.
  • Проявление инициативы по предложенной схеме и спортивным оборудованием.
  • 2 этап средний
  • Частичное взаимодействие с педагогом. Передача инициативы от ребёнка к ребёнку.
  • Проявление инициативы в одной из форм двигательной деятельности
  • Самостоятельный выбор спортивного оборудования и выбор алгоритма действийя
  • 3 этап высший
  • Проявление инициативы двигательной деятельности. Передача инициативы от ребенка к группе детей.
  • Придумывание двигательных действий
  • Выбор двигательного пространства
  • Выбор музыкального сопровождения
  • Организация двигательного действия с группой детей

Развитие  и поддержка двигательной инициативы формирует пытливый ум ребёнка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач .В поддержке инициативы в двигательной деятельности детей важное место  отводится эмоционально- образной методике руководства воспитателя. Воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет инициативу в двигательной деятельности каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Семинар-практикум для педагогов «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития двигательной деятельности дошкольников.Задачи:1. Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательн...

Практикум для педагогов ДОО «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников»

В помощь педагогам в работе в поддержке инициативы в двигательной деятельности дошкольников....

Развитие детской инициативы в двигательной деятельности

Развитие детской инициативы в двигательной деятельности...

Практикум для педагогов ДОО «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Один из основных принципов дошкольного образования это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствие...

Семинар - практикум для педагогов «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников»

Цель:1.Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития двигательной деятельности дошкольников2.Повышение психологической компетентности педагогов ДОУ;3.Развитие интереса у педа...