ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ "УЧУСЬ ПЛАВАТЬ"
учебно-методический материал по физкультуре (младшая группа) по теме

Щелкалина Наталья Владимировна

Авторская подробная программа, разработанная для детей младшего возраста. Помещены основные аспекты работ, такие как цели и задачи работы, методики и подвижные игры, соответствующая литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_plavaniyu_gkp_shchelkalinoy_n.v._1.docx49.84 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

«Утверждаю»

   ____________

Директор Л.А. Наумов

«___» __________ 2015 г.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

« УЧУСЬ ПЛАВАТЬ»

Составила: Щелкалина Наталья Владимировна

педагог дошкольного образования

Возраст обучающихся: 2-4 года.

Срок реализации программы: 2015/16 уч.г.

Принята

педагогическим советом

«___» __________ 2015 г.

Протокол № ___

Москва, 2015 год

Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………….3
  • Цель и задачи программы …………………………………………………………6
  • Методическое обеспечение ……………………………………………………....7
  • Работа с педагогическим коллективом …………………………………….7
  • Работа с родителями …………………………………………………………….…...7
  • Режим занятий ………………………………………………………………….……....7
  • Игры на воде ……………………………………………………………………….……..8
  • Принципы обучения…………………………………………………………………..9
  1. Программа работы по обучению плаванию

детей раннего возраста……………………………………………………………….........11

  • Возраст: 2-3 года…………………….………………………………..………………...11
  • Возраст: 3-4 года……………………...…………………………………..…………….13
  • Упражнения и игры…………………………………………………………………...16
  • Тестовые задания (мониторинг)………………………………………………16
  • Итоги освоения содержания образовательной области…………...16
  1. Список литературы ……………………………………………………..…………..17

Пояснительная записка

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Эта задача регламентируется и обеспечивается многими нормативно- правовыми документами, такими как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также некоторыми Указами Президента России, например, «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и др. Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образования, помогают достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений – качественного улучшения детского здоровья. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно, является физическая культура. Правильная организация занятий по физической культуре способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков. Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей. Важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада. В последние годы среди средств оздоровления детей в ДОУ всё чаще упоминается плавательный бассейн. Занятия плаванием широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья и закаливания организма детей дошкольного возраста. Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше для него. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое развитие ребёнка. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологическое свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Во время занятий плаванием детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Умение плавать часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребёнка.  В нашем детском саду, на занятиях по плаванию, физкультурно- оздоровительная направленность, является приоритетной. Поэтому главная задача в ДОУ – обеспечение полноценного физического развития детей.

Адаптированная программа обучения плаванию в детском саду базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.;

2. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду.

Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности.  Основываясь на собственном опыте, поменяла местами изучение работы ног и рук. Сначала осваивается работа рук брассом, кролем с головой над водой, а потом с погружением головы в воду в движении. Таким  образом,  многие  дети, которые боятся лечь на воду, быстрее начинают уверенно  и смело чувствовать себя в воде.  

Нагрузка дозируется за счет повторений упражнений, температуры воды, воздуха, обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие и положительный настрой.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящих под воздействием окружающей действительности.

Физическое развитие связано с увеличением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т. д. Социальное развитие ребенка осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

Роль физической культуры, включая плавание, трудно переоценить в формировании здоровья ребенка. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье. Но мы в детских садах можем создать условия двигательной активности, научить его грамотно относиться к своему здоровью. Если мы не усилим внимание к физическому здоровью и культуре ребенка – мы нанесем непоправимый ущерб общечеловеческой культуре жизни.

Физическая культура является частью гармоничного формирования личности в процессе общекультурного развития. В процессе физкультурного образования происходит овладение системой научных знаний, познавательных и двигательных умений и навыков, формирование их на основе мировоззрения, нравственных, физических и других качеств личности, развития творческих сил и способностей.

Целевая установка физического воспитания детей дошкольного возраста определяется требованиями современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие физических дефектов и болезней» - так трактует определение «здоровье» Всемирная Организация Здравоохранения. 78% болезней взрослых формируется в детстве. Каждый четвертый ребенок в течение года болеет ОРВИ более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих учеников 85-90% отстают не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья.

С этой позиции в центре работы по полноценному  физическому развитию и укреплению здоровья  должны находиться, во-первых – семья и условия проживания, во-вторых – образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть активного времени.

Наше дошкольное образовательное учреждение имеет возможность проводить не только физкультурные занятия на суше, но и в воде. Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Это одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. В ходе занятий плаванием возможно скорректировать равномерное развитие мышечной системы, так как в работу вовлекаются все основные группы мышц. Закрепляются уже имеющиеся навыки в беге, прыжках, ходьбе, формируется навык скольжения, который является базовым движением в плавании. В процессе дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивны, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах, служит основой для успешного овладения школьной программой. Правильно организованные занятия способствуют развитию смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности. Прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.

Цель программы:

Обучение детей раннего дошкольного возраста плаванию; закаливанию и укреплению детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной  систем).

Задачи программы:

оздоровительные:

- сохранять и укреплять здоровье детей;

- учить бережному отношению к своему здоровью, личной гигиене;

- развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность, закаливание  организма;

- совершенствование ОДА, формирование правильной осанки;

образовательные:

- расширять и углублять представления и знания о пользе занятий плаванием;

- ознакомить детей с различными способами плавания;

- развивать психофизические качества и двигательные способности (выносливость, силу, ловкость, гибкость, координацию движений, дыхательные функции)

- формировать умения и навыки правильного выполнения плавания спортивным способом плавания

воспитательные:

- воспитывать интерес к активной деятельности в воде;

- воспитывать нравственно-волевые качества: смелость, настойчивость, чувства собственного достоинства, самостоятельность.

Методическое обеспечение:

Основное содержание программы составляют методические рекомендации и материалы по обучению детей плаванию.

-организация занятий в воде различной формы и содержания;

-плавание с предметами (нарукавниками, досками, игрушками);

-проведение игр соревновательной направленности;

 -проведение досугов, праздников, свободного купания на воде;

-участие в спортивных мероприятиях.

Работа с педагогическим коллективом:

-обучение планированию и режимным моментам;

-обучение формированию положительного эмоционального настроя перед занятиями (очень боязливых и после болезни, долго отсутствующих детей на занятиях);

- посещение и помощь в проведении открытых занятий и развлечений на воде.

Работа с родителями:

-знакомство родителей с основными теоретическими знаниями и с практикой работы с часто болеющими детьми, закаливания их;

- проведение дней открытых дверей (посещение занятий любой возрастной группы);

Режим занятий:

Данная программа предполагает в ГКП36 часов в год общего времени занятий: 1 раз в неделю по 15-20 минут. Занятия плаванием проводятся по подгруппам 4-7 человек

Последовательность проведения занятий:

  1. Воздушные контрастные ванны.
  2. Душ.
  3. Разминочные упражнения в воде, передвижения в заданных направлениях.
  4.  Обучение основным движениям руками, ногами, упражнения на дыхание.
  5. Игровые задания применяются в различных частях занятия.
  6. Время для самостоятельного купания и игр.
  7. Релаксация (расслабляет, успокаивает организм: выдохи в воду, лежание на воде).
  8. Обтирание, сушка волос.

Игры на воде

Игры на воде вносят в практическую деятельность радостную эмоциональную окраску. Создание положительных эмоций помогает детям преодолеть водобоязнь, способствует разучиванию упражнений. Играя, ребенок не утомляется от многократного повторения одних и тех же движений.

Игры используются с первых занятий, когда дети знакомятся с водной средой. Играя, младшие дошкольники безболезненно привыкают преодолевать чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее. Игры помогают освоить все действия, готовящие ребенка к плаванию. В работе с детьми, начиная со старшей ступени дошкольного образования (с 5 лет), когда воспитанники уже овладели техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений, способов плавания.

При обучении дошкольников плаванию используют различные пособия, игровой материал, инвентарь. Это позволяет сделать занятие интереснее, варьировать игры, придумывать новые. Имея достаточное количество инвентаря, можно придумать несколько вариантов одной игры или усложнить ее.

На занятиях плаванию можно использовать нетрадиционное оборудование. Так, обучая детей погружению в воду с головой, используются тонущие игрушки (чтобы вызвать интерес у ребенка, помочь преодолеть страх). Игрушки должны быть яркими и привлекательными, чтобы их можно было быстро отыскать под водой. Можно использовать и резиновые экспандеры. Добавляются к ним ”клешни“ и ”глазки“, превращаются в веселых ”крабов“. Эти  ”игрушки“ используются в играх ”Водолазы“, ”Ныряльщики“,а также во время праздников и развлечений. Плавающие игрушки можно сшить из обычных надувных игрушек, вышедших из строя.

Дети быстро входят в образ, особенно если используется такой атрибут, как маски. Учитывая специфику работы в бассейне, маски нужно делать из материала, который легко моется и обрабатывается. Для этого подходят надувные игрушки, они яркие и цветные. А в качестве уплотнителя можно взять пластиковые бутылки.

Для занятий по плаванию можно использовать доску из пенопласта (ширина - 18 см, длина – 33 см), в которой сделаны вырезы для ног. С помощью этой доски детей можно обучать держать тело горизонтально при скольжении на спине и груди, при помощи этой доски развиваются и укрепляются мышцы спины.  В тоже время доска создает некоторое сопротивление, что развивает выносливость, а также силу для гребковых движений рук.

Из обычных пластмассовых игрушек можно также сделать яркие ”дорожки-ориентиры“, которые необходимы для разделения бассейна вдоль и поперек.Такие ”дорожки-ориентиры“ часто применяются как в эстафетах, так и в подвижных играх.Вспомогательные средства обучения позволяют стимулировать функциональные возможностии детского организма, повышают интерес детей к занятиям в бассейне.

Принципы обучения.

Систематичность - занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе, потому что регулярные занятия плаванием дают больший оздоровительный эффект, чем эпизодические;

Доступность - физическая нагрузка на занятиях по плаванию должна быть доступна детям дошкольного возраста и соответствовать уровням подготовленности;

Активность - так как основной формой деятельности дошкольников является игра, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений, благодаря использованию которых, процессе обучения плаванию стал разнообразными и интересным для детей;

 Наглядность - для успешного прохождения процесса обучения плаванию, объяснение должно сопровождаться показом упражнений, а также на занятиях по плаванию необходимо использовать наглядные пособия (рисунки, плакаты игрушки и т.д.);

Последовательность и постепенность - во время обучения детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным упражнениям, поэтому приступать к ним нужно только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих упражнений. Обучение плаванию нужно начинать с освоения воды, чтобы у детей не было боязни и страха перед ней, и чтобы они чувствовали себя в воде уверенно и свободно. Для этого на занятиях по плаванию нужно использовать как можно больше игр, забав и развлечений в воде. Такие формы проведения занятий, повышают интерес к ним. На занятиях по плаванию не стоит использовать только подвижные игры, нужно также применять игровые упражнения, которые позволят ребёнку освоить навыки плавания.

……………………………………………………………………………………….


Программа работы по обучению плаванию  детей раннего возраста

Общие умения и навыки

Показатели

Умения, навыки

Ходьба

Ходить по одному, группой в заданном направлении до установленного места в разных И.п.

Бег

Бегать в произвольном направлении поднимая брызги, убегать от догоняющего.

Прыжки

Прыгать на двух ногах на месте, прыгать в длину с места.

Погружение в воду

Короткие погружения с открытыми ушами, задержав дыхание.

Вдох и выдох в воду

По индивидуальным возможностям.

Открывание глаз в воде

По инициативе ребенка или в очках для плавания.

Скольжение

--

Плавание

--

Возраст: 2-3 года

  • Задачи

- ознакомить детей с условиями и правилами поведения в бассейне;
- прививать детям желание научиться плавать; входить в воду без  боязни, погружаться в воду с помощью взрослого и самостоятельно;

- играть в воде, используя игрушки, бегать, прыгать;

-учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными
способами на суше и на воде, и том числе при помощи вспомогательных и поддерживающих средств.

  • Знания
  • Правила поведения в бассейне.
  • Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.
  • -Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада; для заданий родителям.
  • Входить в воду, держась за руки взрослого и самостоятельно. 
    Ходить, бегать по дну, держась за руки и самостоятельно, помогая себе движениями рук на мелком месте.
  • Подпрыгивать, хлопая руками по воде, приседать, погружаться в воду, подпрыгивать, держась руками за бортик бассейна и самостоятельно. 
  • Переходя на глубокую часть бассейна, погружаться по грудь, по шею, до уровня носа, до уровня глаз, с головой на задержке дыхания, с выдохом в воду.
  • Поливать воду себе на голову, умывать лицо.
  • Присев, расположив губы на уровне поверхности воды, дуть на воду, образуя волну. 
  • Игры, эстафеты, развлечения в воде с различными предметами: игрушками, мячами, обручами и т.д.
  • Выполнять «самолетик»- И.п.- ноги вместе сзади, руки в стороны в нарукавниках, в надувном круге;
  • Движения руками  на груди и на спине с надувным крутом, поясами, «плавками-поплавками», нарукавниками. 
  • Движения ногами кролем на груди, кролем на спине, с надувным крутом, с нарукавниками, поясами, поддерживающими «плавками-поплавками»,
  • Плавание различными сочетаниями движений и неспортивными и спортивными способами с нарукавниками, и другими поддерживающими средствами и без них на задержке дыхания, с дыханием;
  • Игровые упражнения в воде, элементы игр с предметами (игрушки, мячи и др.), веселые игры в воде.

  • Требования 
  • Знать правила поведения в бассейне.
  • Уметь выполнять простейшие специальные упражнения и комплексы на суше, самостоятельно входить в воду;
  • Погружаться в воду с головой с задержкой дыхания; опускать лицо в воду;
  • Погружаться в воду с головой, выполняя выдох в воду 3-5 раз;
    выполнять движения руками брассом - ногами кролем с нарукавниками.
  • Родителям знать программу обучения и выполнять с ребенком домашние задания.                        

Возраст: 3-4 года

  • Задачи

- сообщить детям сведения о пользе занятий плаванием, о свойствах воды;
- ознакомить детей с правилами поведения на воде;
- воспитывать у детей стремление к самостоятельности при передвижении и играх в воде;

- учить погружать лицо в воду, погружаться в воду с головой;
- учить открывать глаза в воде;

- знакомить с очками для плавания;

- учить делать вдох и выдох на суше и в воде;

- формировать навык всплывания и лежания на воде (на груди и на спине, «медуза», «поплавок», «звездочка»);

- учить скольжению на груди и на спине;

- учить детей движениям руками, ногами, туловищем различным способами плавания на суше и в воде, в том числе при помощи вспомогательных и поддерживающих средств.

  • Знания

Сведения о пользе занятий плаванием, свойствах воды; правила поведения в бассейне, душе, раздевалке, на воде.

  • Умения
  • Упражнения на суше.
  • Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.
    Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада; для заданий родителям.
  • Упражнения на воде.
  • Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, кролем на груди, кролем на спине.
  • Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, брассом.
  • Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях. Упражнения для освоения с водой.
    Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; входить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.
  • Движение ногами кролем, брасом с плавательной доской. Дыхание произвольное, а также на задержке дыхания, с выдохом в воду.
    Плавание различным сочетанием движений, неспортивными и спортивными способами с поддерживающими средствами и без них, на задержке дыхания, с выдохом в воду. Доставание игрушек со дна. Ныряние в вертикально расположенный обруч. Игровые упражнения в воде, элементы игр с предметами (игрушки, мячи и др.), веселые игры в воде.
  • Требования :
    Уметь выполнять требования программы предыдущей возрастной группы. Знать о пользе занятий плаванием, правилах поведения в бассейне.
    Уметь выполнять простейшие специальные упражнения и комплексы на суше.

  • Уметь

- выполнять выдохи в воду, «звездочку» на груди и на спине с 2-мя нарукавниками, с одним нарукавником, без нарукавников:

- выполнять скольжение на груди и на спине с доской в руках и без доски;
-выполнять движения руками брассом - ногами кролем; кролем на груди с произвольным дыханием, на задержке дыхания, с выдохом в воду.


Месяц

Задачи

Сентябрь

Проведение диагностики физического развития детей.

Развивать интерес к занятиям в бассейне.

Провести беседу о правилах поведения и безопасности в плавательном бассейне.

Октябрь

Ознакомить со свойствами воды.

Учить детей не боятся брызг, преодолеть страх перед водой.

     Ноябрь

Учить передвигаться в воде по дну бассейна шагом, бегом, прыжками, помогая себе руками.

Учить ходить на руках по дну бассейна.

    Декабрь

Учить погружаться в воду с опорой, открывать в ней глаза, совершенствовать передвижение и умение ориентироваться в воде.

Приучать детей играть самостоятельно с игрушками.

     Январь

Учить дуть перед собой, перегоняя предметы до противоположного бортика бассейна.

Учить выдоху в воду, воспитывать уверенность передвижения в воде.

Февраль

Учить движения руками брассом, кролем без выноса рук из воды. Приучать принимать горизонтальное положение в воде: всплывание, лежание на груди и на спине.

Воспитывать смелость.

     Март

Совершенствовать полный вдох и выдох в воду.

Закреплять умение всплывать, лежать на воде, работать руками брассом кроле без выноса рук из воды.

Воспитывать уверенность в своих силах, организованность, умение слушать объяснение преподавателя.

     Апрель

Учить скольжению в воде (постепенное увеличение глубины) с использованием вспомогательных снарядов и игрушек.

Добиваться активности и самостоятельности.

     Май

Проведение диагностики физического развития, познакомить детей с правилами поведения на открытых водоёмах.


Упражнения и игры

Игровые упражнения с предметами: «Поймай рыбку», «Догони мяч», «Плыви игрушка». Игры: «Прыгаем как зайчики», «Хоровод», «Карусели», «Кораблики», «День и ночь», «Цапли», «Маленькие и большие ножки», «Фонтан», «Солнышко и дождик», «Догони меня», «Бегом за мячом». Упражнение на погружение в воду: «Горячий чай», «Умывание», «Черепаха», «Смелые ребята», «Море волнуется», «Волны на море».

Тестовые задания (мониторинг)

1. Свободный и самостоятельный вход в воду.

2. Свободные и разнообразные способы передвижения в воде.

3. Погружение лица в воду.

4. Плавание с надувной игрушкой или кругом.

Итоги освоения содержания образовательной области.

Достижения ребенка (Что нас радует):

· Ребенок свободно находится в помещении бассейна.

· С желанием заходит в воду и самостоятельно передвигается в ней.

· Интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с надувными игрушками.

· Уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания.

· С большим желанием вступает в общение с другими детьми при выполнении игровых  упражнений в воде и в подвижных играх.

· Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения на воде. Стремится соблюдать элементарные правила гигиены.

· С удовольствием выполняет культурно-гигиенические навыки, положительно настроен на выполнение элементарных процессов самообслуживания.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:

· Ребенок отказывается заходить и спускаться в чашу бассейна.

· Малоподвижен, боится отойти от бортика.

· Неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая.

· Боится полностью погрузиться  в воду.

· Не умеет действовать по указанию инструктора.

· Не желает вступать в общение с воспитателем и другими детьми для выполнения игровых плавательных упражнений.

· Ребенок не проявляет интереса к правилам безопасного поведения. Имеет крайне скромные представления о правилах личной гигиены.


Список используемой литературы

  1. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. - Спб.: «Детство пресс», 2003
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой. З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  3. Погадаев Г.И.: Пособие  «Физкульт –Ура!».-М.: Школьная пресса, 2003.
  4. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л.  Обучение плаванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.Осокина Т.И. Как научить детей плавать: пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1985.
  5. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.
  6. Пищикова Н.Г.Обучение плаванию детей дошкольного возраста.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,-2008.
  7. Булатова М.М., Сахновский  К.П.  Плавание для здоровья.- Киев: Здоровье, 1988.
  8. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить.- М.: Физкультура и спорт, 1998.
  9. Салова Э.Н. Методическая разработка («по программе “Детство”)
  10. И.П. Науменко. Методическая разработка (рабочая программа по плаванию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности в 1 младшей группе "Плавает, не плавает"

Задачи: П: Закрепить представление детей о плавучести предметов (легкие предметы плавают, тяжелые тонут в воде).П: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водойР: обо...

Авторская программа игровой деятельности по плаванию "Плавай! И будешь здоров!" (дети 4-7 лет)

Плавание способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарат...

Дополнительная общеобразовательная программа по плаванию. Физкультурно-оздоровительный кружок «Учусь плавать»

Данная рабочая программа будет полезна инструктором по физической культуре, ведущим дополнительные кружки по плаванию....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физическому воспитанию в бассейне для детей от 6 месяцев до 2 лет совместно с родителями «Плаваем вместе с мамой: «Морская Сказка»

Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности....

КОНКУРС Авторская программа "Плавать как ходить"

Целью программы является  – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными ...

Программа Плавай И Будешь здоров

Цель программы – создание условий для повышения эффективности и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью образовательной деятельности по плаванию....