Дополнительная общеобразовательная программа по плаванию. Физкультурно-оздоровительный кружок «Учусь плавать»
рабочая программа по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Рачицкая Елена Николаевна

Данная рабочая программа будет полезна инструктором по физической культуре, ведущим дополнительные кружки по плаванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Школа №1236 им. С.В. Милашенкова»

(ДО №2151 по адресу: Огородный пр., д. 19Б)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа платных образовательных услуг

Физкультурно-оздоровительный кружок «Учусь плавать»

Направленность программы: Физкультурно-спортивная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 3-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы:

Рачицкая Елена Николаевна

Инструктор по физической культуре

Москва – 2017

Раздел 1. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная.

Уровень освоения программы – оздоровительный (ознакомительный)

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Программа «Учусь плавать» имеет физкультурно-спортивную направленность и разработана на основе «Программы обучения детей плаванию в детском саду», автора Чеменова А.А., Столмакова Т.В.  с учетом требований ФГОС.

Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Новизна программы дополнительного образования: заключается в том, что она направлена на совершенствование умений и навыков дошкольников, полученных на основных занятиях (НОД) по обучению плаванию.

Отличительная особенность программы дополнительного образования заключается в том, что она адаптирована под приоритетное направление детского сада (физическое развитие детей) и является «дополнением» к основной программе. Важной отличительной особенностью программы является использование современной эффективной технологии – одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания, начиная уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах. Ребенок обучается одновременно всем способам плавания, на основе которых происходит выбор избранного способа. Данная программа дает возможность поднять эффективность обучения плаванию. Осваиваются движения всеми способами плавания, начиная с движений руками. Дается возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Детям предоставляется возможность из большего количества упражнений разных способов плавания выбрать те, которые у них легче получаются. Результатом является выбор того способа плавания, который соответствует индивидуальным особенностям ребенка. Дети 6-7 лет должны вплотную приблизиться к выполнению норматива ГТО «Умею плавать» - проплывать 25 метров, владея при этом всеми четырьмя спортивными способами (кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин).

Название программы – физкультурно-оздоровительный кружок «Учусь плавать».

Цель программы – обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

Задачи программы:

Обучающие:

  • сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
  • познакомить детей с основными правилами безопасного поведения  в бассейне;
  • обучить детей плавать облегченными (комбинированными) способами плавания

Развивающие:

  • развивать двигательную активность детей;
  • способствовать развитию навыков личной гигиены;
  • способствовать развитию костно-мышечного корсета;
  • развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке

Воспитывающие:

  • воспитывать морально-волевые качества;
  • воспитывать самостоятельность и организованность;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
  • воспитывать интерес к занятиям физической культуры

Категория обучающихся. Программа рассчитана на детей от 3 до 5 лет «Первая волна» и от 5 до 7 лет «Вторая волна».

Срок реализации программы: с 1 октября 2017 г. по 31 мая 2018 г.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий. Занятия проводятся в группе, численный состав группы – 8-10 человек.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты освоения программы

Дети должны знать:

  • основные правила безопасности поведения на воде;
  • правила личной гигиены;
  • основы здорового образа жизни.

Дети должны иметь представление:

  • о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин», «облегченный»).

Дети должны уметь:

  • погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду, лежать на воде;
  • выполнять скольжение на груди и спине, с работой рук, с работой ног;
  • плавать облегченными (комбинированными) способами плавания.

Раздел 2. Содержание программы.

Учебный (тематический) план для детей 3-5 лет «Первая волна»

Тема

Теория

Практика

Общее

количество часов

Правила поведения и техника безопасности в бассейне

2

2

Ознакомление со свойствами воды и обучение  свободному передвижению в воде

8

8

Обучение выдоху в воду

8

8

Обучение погружению в воду

8

8

Обучение ориентированию в воде

5

5

Обучение лежанию на воде

8

8

Обучение попеременным движениям ног способом кроль

5

5

Обучение скольжению на груди и спине с вспомогательными средствами и без них

10

10

Обучение движениям рук всеми способами плавания в ходьбе и в скольжение (брас, дельфин, кроль)

10

10

Обучение плаванию при помощи движений ног способом кроль на груди и спине

8

8

Итого

2

70

72

Учебный (тематический) план для детей 5-7 лет «Вторая волна»

Тема

Теория

Практика

Общее количество часов

Правила поведения и техника безопасности в бассейне

2

2

Закрепление обучения выдоха в воду, погружению, всплытию лежанию

4

4

Обучение плаванию при помощи движений ног способом кроль на груди и спине с дыханием

10

10

Закрепление обучения скольжению и ориентировки под водой с открытыми глазами

12

12

Обучение плавания при помощи движения ног всеми способами на задержке и с дыханием (кроль, дельфин, брас)

10

10

Обучение плаванию при помощи движения рук всеми способами на задержке и с дыханием (брас, дельфин, кроль)

12

12

Обучение плаванию комбинированными способами плавания на задержке дыхания

12

12

Обучение плаванию комбинированными способами плавания  с дыханием

10

10

Итого

2

70

72

Содержание учебного (тематического) плана

В содержание каждой учебной темы входят подготовительные и специальные упражнения на суше и в воде, а так же игры.

Они сгруппированы следующим образом:

  • упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способом передвижения по дну;
  • упражнения на погружения в воду с головой и открывание глаз в воде;
  • упражнения, помогающие овладеть выдохом в воду;
  • всплывание и лежание на воде;
  • скольжение по поверхности.

Навыки плавания формируются у детей с помощью специальных упражнений, которые помогают:

  • овладеть движениями рук и ног;
  • освоить технику дыхания;
  • отработать общую координацию движений при определенном способе плавания.

Программа предлагает два этапа обучения:

  • на первом этапе осваиваются подготовительные упражнения;
  • на втором этапе осваиваются элементы спортивных способов плавания.

Методическое обеспечение

Обеспечение программы основными педагогическими принципами и методами:

1. Принцип дифференцированного подхода к детям.

2. Принцип индивидуализации процесса обучения.

3. Принцип преемственности ГБОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.

4. Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).

5. Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности) .

6. Принцип сознательности и активности.

7. Принцип наглядности.

8. Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.

9.  Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».

10. Плакаты,  иллюстрирующие различные способы и стили плавания.

11. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.

12. Комплексы дыхательных упражнений.

Материально-техническое обеспечение программы

1. Плавательные доски.

2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.

3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.

4. Аквапояса.

5. Нарукавники.

6. Очки для плавания.

7. Нудлсы (палки для плавания).

8. Мячи разных размеров.

9. Обручи плавающие и с грузом.

10. Слаломарки.

11. Колобашки.

12. Ласты.

13. Телескопический шест.

14. Поплавки цветные (флажки).

Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы

Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование сформированности навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (октябрь, май) в виде контрольных упражнений на итоговых занятиях.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • открытые занятия для родителей;
  • спортивные развлечения и праздники на воде.

Раздел 4. Кадровое обеспечение программы

Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного образования, имеющим специальное образование и прошедшим предварительную подготовку (курсы повышения квалификации).

Список использованной литературы:

1. Протченко Т. А., Семенов Ю. А. Примерная программа и инструктивно-методические рекомендации по плаванию для детей от 2 до 7 лет. – М.: Центр «Школьная книга», 2009 г. – 30

2. Протченко Т. А., Семенов Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис Пресс, 2003 г. – 80 с.

3. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 80 с.

4. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для инструкторов по физической культуре детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 80 с.

5. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для инструкторов по физической культуре детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.

6. Мухортова Е. Б. Обучение плаванию малышей.– М.: «Физкультура и спорт», 2008 г.

7. Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г.

8. Чеменева А. А., Столмакова Т.В. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г.

9. Рыбак М. В. Занятия в бассейне с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2012 г. – 96 с.

10. Рыбак М. В., Глушкова Г. В., Поташова Г. Н. Раз, два, три, плыви…: методическое пособие. – М.: Обруч, 2010 г. – 208 с.

11. Карпенко Е. Н., Короткова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: Игровой метод обучения. – М.: Олимпия Пресс, 2006 г. – 48 с.

Литература для родителей:

1. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983.

2. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.

3. Левин Г. Плавание для малышей. – М., 1974.

4. Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.

5. Литвинов А. А., Иванчин Е. В. Азбука плавания – СПб., 1995.

6. Мартынова Л. В., Попкова Т. Н. Игры и развлечения на воде: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006 г. – 96 с.

7. Мрыхин Р. П. Я учусь плавать. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001 г. – 96 с.

8. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006г. – 64 с.

9. Дружинин Б. Л. Как научить ребенка плавать. – М.: УЦ «Перспектива», 2006 г. – 32 с.

10. Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. – Ярославль: Гринго, 1996 г. – 176 с.

11. Педролетти Мишель. Основы плавания. Обучение и путь к совершенству. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006 г. – 176 с.

12. Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Дополнительные образовательные услуги в ДОУ физкультурно-оздоровительной направленности. Кружок "Движение"".

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств посредством использования больших гимнастических мячей - фитболов....

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности по шахматам

       Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность,...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей 6-7 лет «Мини-баскетбол»

Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-оздоровительной направленности для детей 6-7 лет «Мини-баскетбол»...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5-6 лет) "Скандинавская ходьба"...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба»....