Методическая разработка по теме: «Спортивное ориентирование в детском саду»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Частихина Екатерина Викторовна

На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе индивидуального развития организма (онтогенеза) является формирование физической культуры личности. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_katya.docx63.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №14 комбинированного вида

Петродворцового района города Санкт-Петербурга

Методическая разработка

По теме: «Спортивное ориентирование в детском саду»

инструктора физической культуры

Частихиной Екатерины Викторовны

Санкт-Петербург

2015 год

Актуальность

На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе индивидуального развития организма (онтогенеза) является формирование физической культуры личности. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры.

Одним из таких средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование. При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.

Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространственных представлений.

Ориентирование - как индивидуальный, так и коллективный вид спорта. Оно способствует удовлетворению потребностей в разнообразной физической активности, азарте и желании достичь успеха, выработке уверенности в себе, чувства безопасности, самоутверждению, реализации потребностей в социальных контактах с людьми всех возрастов и обоих полов, творческому самовыражению, формирует дух товарищества и взаимовыручки. В идеале детская спортивная деятельность должна быть предметной.

Необходимо отметить, что спортивное ориентирование может стать эффективным средством оздоровления детей и развития у них интегративных качеств. Уникальность данного средства заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. А также он доступен каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

      Новизна.

   Данная методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни. Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра вызывает существенное изменение в его психике. 

Цель: Сформировать у детей интерес к спортивному ориентированию через игровые технологии «Геокешинг» и «Квест».

Для реализации поставленной цели необходимо следовать следующим

принципам:

  • безопасности
  • доступности
  • трансформации
  • целостности
  • интеграции
  • соответствие возрастным особенностям.

Задачи:

Оздоровительные

1. Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.

2. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

3. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

4. Удовлетворять потребность детей в движении.

5. Повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культуры, через спортивное ориентирование («Геокешинг» и «Квест»).

Образовательные

1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание, упражнения на равновесие и т.д.).

2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).

3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

4. Развивать культуру движений.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

2. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.

3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.

4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

5. Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

          Данная методическая разработка предполагает использование таких методов и приемов, при помощи которых развивается все физические качества детей. Содействие правильной осанки и стопы (при помощи специальных упражнений),  способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, удовлетворять потребность детей в движении (с помощью подвижных игр).

Использование спортивного ориентирования в практике ДОУ.

Внедрение элементов спортивного ориентирования, через игровые технологии  (в основе - игра «Геокешинг» и «Квест».

Квест- это способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей.

Геокешинг- предполагающая ориентировку на участке детского сада по карте в процессе поиска и создания тайника, использование символов и правил игры).

Дошкольников больше привлекает социальный и развлекательный аспекты ориентирования, чем его образовательная и познавательная стороны, но по мере взросления их отношение к ориентированию может меняться. Поэтому нужно учитывать в работе эту особенность детского мировосприятия. Важно видеть индивидуальные особенности детей, подходить к каждому с учётом конкретной степени его физического и умственного развития, видеть в нём личность, имеющую собственное представление об этом виде спорта, человека, желающего, чтобы к его мнению прислушивались авторитетные люди.

О необходимости физического воспитания дошкольников известно давно, ведь именно в недооценке средств физической культуры кроется одна из причин заболеваемости и плохой физической подготовленности детей.

Ориентирование представляет собой пример вида спорта, в котором рациональное планирование как физической, так и психологической нагрузки совместно определяет конечный результат. Психическая нагрузка, которая в ориентировании связана с необходимостью сосредоточения внимания и мышления при выполнении технических действий, оказывает воздействие на главную интегрирующую деятельность - ориентировочный бег. Возможные негативные психофизиологические воздействия, оказывающие влияние на результат соревновательной деятельности, можно регулировать.
Как с помощью физической, так и психической подготовки необходимо стремиться к максимальной деятельности мысли: учить детей от старта до финиша полностью сосредоточиться только на конкретной реализации задач ориентирования и сражаться до конца, вкладывая все свои духовные и физические силы, поэтому нам важно определить психологическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста.

В группах начальной подготовки используются эстафеты и подвижные игры небольшой продолжительности с элементами поиска, чтобы дети могли ориентироваться относительно строений, сооружений различного рода, площадных ориентиров, различных направлений движения т.п.

Например, на нарисованной карте группы, дети отмечают, где будут находиться какие-либо предметы (столы, стулья), а затем меняют их расположение. После этого предлагают напарнику вернуть предметы по предложенному рисунку. В ходе игр дети приобретают умение держать карту правильно, т.е. ориентировать карту по большим ориентирам (окнам, дверям, стенам).

Интересно могут проходить занятия по ориентированию на территории детского сада. Одним из основных методических средств, для достижения должного эффекта занятий является максимально возможные сочетания обычного набора физических упражнений с ориентированием. В таком случае дети наряду с приобретением знаний по ориентированию получают нагрузку существенно больше, чем на обычном уроке, за счет волны эмоционального подъема.

Покажите ребятам спортивную карту знакомой им местности. Попросите их догадаться, каким цветом могут быть нарисованы вода, поляна, лес, дороги и т.д. Объясните, что карта - маленькая местность, где все ориентиры зарисованы в виде условных знаков. Каждый ребенок, слушая объяснение, должен держать в руках карту.
Дети сами должны попрактиковаться в создании «карты», это облегчит понимание. Предложите детям составить карту группы (комнаты, зала), где проходят занятия; придумать и зарисовать условные знаки для всех предметов, находящихся в группе. Дети должны оценить форму помещения (квадрат, прямоугольник и т.д.) и нарисовать на листе бумаги контур «карты» в соответствии с формой группы. Предложите детям представить, что потолок помещения стеклянный. Что можно увидеть сверху?

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

I этап – подготовительный

II этап – практический

III этап – заключительный

Каждое знакомство  дошкольников с новым видом спорта должно начинаться с положительного настроя, используя различные способы мотивации:

  •  создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности;
  • показ видеофильма
  • подвижные игры
  • моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;
  • широкое использование игровых приемов
  • метод моделирования
  • создание карт-схем
  • выставки карт-схем своих комнат
  • привлечение родителей и специалистов
  • использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
  • создание эмоционально значимых для детей ситуаций.

Тем самым вызывая у детей желание,  узнавать что – то новое, приоткрыть завесу тайны. На стадии актуализации выясняем  у детей, что они знают, что хотели бы узнать. Через постановку проблемной ситуации даём возможность детям высказаться о том,  как это можно сделать, с подключением физических навыков. Выявить есть ли такой опыт у детей родителей.

Например: после просмотра фильма предложенного воспитателем на этапе первичного закрепления с проговаривания  основным понятий и правил ориентирования на местности, в подгруппах, в парах решают типовые задания с нахождением предмета,  что позволяет справиться с заданием,  а затем  осуществить самопроверку.

Закрепление полученных знаний у детей проходит через игровую деятельность:

Развивать зрительное восприятие. Игры: «Кого не хватает?», «Запомни кто,  в какой одежде», «Острый глаз», «Что бывает высоким?», «Найди пару», «Наведем порядок», «Что изменилось?» и т.д.

Усложнение заданий происходит через применение карт-схем, которые побуждают детей  точно мыслить, рассуждать. После самостоятельных исследований группы, выполнения различной поисковой деятельности, у детей развивается зрительное внимание, которым они легко пользуются в повседневной жизни.

I этап, подготовительный (сентябрь 2015 г.):

- Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике физической подготовленности и развития детей старшего  дошкольного возраста.

Методы работы:

  • Анализ и обобщение научно-методической литературы;
  • Анкетирование родителей;(см. приложение 1)
  • Результат анкетирования семей воспитанников, (см. приложение 3)
  • Изучение уровня физических качеств детей на основе диагностики; (см. приложение 4)
  • Подбор комплекса «Специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок».
  • Подбор комплекса «Подвижных игр с поисковыми ситуациями в помещении и на местности».
  • Создание видео фильма для детей на тему: «Что такое спортивное ориентирование?»
  • Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.

II этап, практический (октябрь 2015 г. – март 2016 г.):

- Сбор и обработка собранного материала;

- Основная работа по методической разработке.

Методы работы:

  • Проведение игр и физических упражнений с максимальным использованием природного и социального окружения с детьми.
  • Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы помещений (комнаты).
  • Совместно с родителями изготовление атрибутов.
  • Выставка карт-схем детей «Карта-схема моей комнаты».
  • Оформление газеты с родителями «Моя спортивная семья»

III этап, заключительный (март 2016 г.):

-логический анализ и систематизация полученных данных с формулировкой выводов и практических рекомендаций.

Методы работы:

  • Анализ и обобщение полученных результатов
  • Спортивный праздник для детей и родителей «Пиратское сокровище»
  • Анкетирование родителей (о результате проделанной работе), (см. приложение 2)
  • Оформление фотовыставки «Моя спортивная семья»
  • Картотека игр, игровых упражнений, комплексов упражнений подвижных игр с поисковыми ситуациями в помещении и на местности»
  •  Выставка рисунков «Карта-схема моей комнаты»
  •  Подведение итогов реализации методической разработки.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

2. Сформированность гигиенической культуры.

         3. Улучшение соматических показателей здоровья (достаточная двигательная активность, ритмичность жизненно важных процессов, выполнение правил гигиены.)

         4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Физическая и психологическая готовность детей к обучению в школе.

3. Педагогическая, психологическая помощь.

4. Повышение уровня комфортности.

Ресурсное обеспечение методической работе:

  1. Физкультурные уголки в группе.
  2. Спортивный зал.
  3. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
  4. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, видео фильм и т.д.).
  5. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.

Методические задачи:

1. Поиск и изучение (с использованием Интернет-ресурсов) информации о новых  интересных играх, мероприятиях, которые возможно использовать для совместного проведения с семьями воспитанников.

2.Обобщить подобранную информацию и разработать на её основе план мероприятия для детей и их родителей.

3. Установить партнёрские взаимоотношения детского сада с семьями воспитанников.

4.Формировать и поддерживать интерес родителей к активным формам жизни, познакомить с одним из вариантов проведения семейного досуга.

5.Привлекать  родителей к участию в совместных с детьми физкультурных мероприятиях, организуемых в детском саду.

6.Формировать у детей  положительное отношение к физкультуре и спорту, познавательную активность.

7.Воспитывать у детей чувство ответственности, коллективизма, удовлетворения от участия в совместной деятельности.

Средства в работе с дошкольниками:

  • Физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения (направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных прогулках).
  • Специальные двигательные задания для развития пространственной ориентировки.
  • Подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности и т.д.

План реализации:

Месяц

Работа с детьми

Работа с воспитателями

Работа с родителями

Социальные сферы

Сентябрь

Диагностика. (Приложение 4). Введение в тему.

Введение в тему. Проблемная ситуация.

Введение в тему. Проблемная ситуация.

Октябрь

Развивать зрительное восприятие.

Игры : Запомни кто  в какой одежде», «Острый глаз», «Что бывает высоким?», «Найди пару», «Наведем порядок», «Что изменилось?»

1.Знакомство с ориентирами на карте-схеме и в групповой комнате. Учить «читать» карту-схему. Игра «Найди предмет по карте» в группе (командой).

2.Закрепление составления карты-схемы групповой комнаты. Игра «Найди предмет по карте» (индивидуально). Обсуждение результатов и анализ ошибок.

Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам

Анкетирование (Приложение 1).

Результат анкетирования семей воспитанников (см. приложение 3).

Размещение в родительском уголке "Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей".

 Печатные консультации «Закаливание организма- это важно»,

«Следим за осанкой с детства»

Открытый урок на

Тему: «Спортивное

Ориентирование на спортивном стадионе».

СШ №412

Ноябрь

Упр., выполняемые в групповом помещении и дома. Знакомства с условными знаками. 1.Знакомство с картой-схемой спортивного зала. Изучение новых условных знаков. Игра «Найди предмет по карте» (индивидуально).

2.Закрепление знаний условных знаков карты-схемы спортивного зала. Знакомство с функциями КП (контрольных пунктов). Игра «Отметь КП на своей карте» (индивидуально).

Проводить различные задания:-найди предмет по числу шагов,-покажи и назови, что расположено впереди(сзади, слева, справа).

Составление семейных мини-проектов «Карта-схема пути от дома до детского сада».

Подбор музыкального сопровождение к празднику. (Музыкальный руководитель)

Составление семейных мини-проектов «Карта-схема пути от дома до детского сада».

Изготовление атрибутов.

Экскурсия в СДЮШОР

Петродворцового района

Декабрь

Выполнять различные задания:- нахождение игрушки по словесному указанию взрослого.

Например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы. Сверни налево, пройди домик, там найдешь игрушку».

1.Знакомство с основными условными знаками карты-схемы своей прогулочной площадки.

Игра «Найди игрушку по карте» (командой).

Проводить различные задания:- нахождение игрушки по словесному указанию взрослого.

Знакомство с основными условными знаками карты-схемы прогулочной площадки.

Организация тематических выставок, создание фотогазет

Размещение информации для родителей на стенде.

Январь

Система игровых упр., направленных на развитие пространственной ориентации, формирование навыков чтения и составления простейших карт-схем, а также ориентирования на местности.

1. Закрепление составления карты-схемы спортивного зала.

 Игра «Найди 5 предметов по карте» в спортивном зале (соревнование командами, индивидуально).

2.Игра «Отметь 8 КП на своей карте».

Цель: проверка умений читать карту спортивного зала.

Обсуждение результатов и анализ ошибок.

Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы игровой и жилой комнаты. Закрепление составления карты-схемы совместно с детьми спортивного зала.

Педагогические беседы с родителями. Беседы на волнующие темы для родителей

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Февраль

Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы и прогулочной площадке на листе бумаги(при помощи взрослого).

1. Учить детей самостоятельно расставлять КП на прогулочной площадке  (1-команда расставляет, отмечает на карте. 2-команда ищет, отмечает на индивидуальной карточке).

Ориентирование на участке детского сада.  – Изучение условных обозначений деревьев, кустов, оборудования, расцветка обозначений.  

Упражнения с картой-схемой. Взрослые пунктирной линией изображает на карте-схеме маршрут, по которому предлагается «пройти» ребенку.

Март

Упражнения по ориентированию на местности по уменьшенным картам. Сначала местом «старт» и «финиш» служат дверь, калитка или ворота, затем другие ориентиры.

-Упражнения на развитие памяти.

1.Продолжать упражнять в ориентировании на участке.  Игра «Отметь 5 КП на своей карте» (индивидуально) .

2.Знакомство с составлением карты-схемы площадки 4-ех групп.

Игра «Найди предметы по всей площадке» (командой). Обсуждение результатов.

Изучение составленной взрослыми карты-схемы всей территории детского сада.

Совместное составление взрослыми и детьми карты-схемы территории детского сада.

Подготовка спортивного снаряжения для мероприятия. Изготовление

Атрибутов.

Апрель

1.Закреплять знание условных обозначений на всей площадке.  Игра «Отметь все  КП на своей карте» (индивидуально) .

2.Знакомство с ориентированием в заданном направлении. Игра-соревнование по правилам ориентирования в ЗН (индивидуально). Обсуждение результатов.

Составление с детьми карты-схемы территории всего детского сада. Игра-соревнование по правилам ориентирования в ЗН на территории всего детского сада (индивидуально).

Закрепление знаний условных обозначений по всему участку. Ориентировка в заданном направлении.

Выход в Колонистский парк». Ориентировка на местности, совместно с детьми.

Май

Игра-соревнование «Ориентирование по выбору на всей территории детского сада» (командами). Подведение итогов, обсуждение результатов.

Подготовка к проведению соревнования, подбор музыкального сопровождения к соревнованиям (муз.рук.)

Итоговое мероприятие на территории детского сада.

Анкетирование (о результате проделанной работы), см. Приложение 2)

Рекомендуемая литература

1. Анисимова Т. Г.  «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008. С. 8-17.              2.   Белавина И.Г, Н.Г Найденская. Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. Планета – наш дом: учебн.     – М.: Лайда, 1995. – 228 с.                                     3.  Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992. - 44 с.     

 4.   Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.  Бурашникова А. В.    5.   Зуева Н. Н.  Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского района г. Нижний Новгород 1999г. С. 8 – 11.  

6.   Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»   Москва «Просвящение» 2008 г.  

7.Водолажская И.А. Программа занятий кружка "Мир вокруг нас" для подготовительных групп детского сада //Туристско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. - Омск: Обл. ЦДЮТ, 1996, с. 23-25.

8.   Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.                              

9. Голицина Н. С.  Физкультурный калейдоскоп для дошкольников»Москва 2008.С.55-61.   10.  Горбатенко О. Ф. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»  Волгоград  «Учитель» 2007 с. 136 – 146.                                        

11.   Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень С.40-51.                                                                             12.   Кочетова Н. П.  Фролова И. Ю.  Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников» Н. Новгород 2000 г. С. 8-9.                                              

13. Крайнёва И. Н. Узлы. – Спб, 1997.                                                    

14.   Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: “Просвещение”, 1980. – С. 108.   15.   Куприна Л. Е. Экология, туризм, рекреация. Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест» № 9, 2003. Тюмень. С. 77-80.                                                                          

16 .  Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с.

17 Никанорова Т. С. «Здоровячок» Система оздоровления дошкольников. Воронеж 2007. С.75-84.  

18.  Остапец А.А. Концептуальные положения программы "Школа - окружающий мир" //Краеведо-туристская работа с дошкольниками: Матер. науч.-практ. конф. М., 1995, с.7-9.  

19.   Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование. М: “Физкультура и спорт” 1983.      

20.   Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве» Москва «Просвящение» 2006. 21.   Рыжавский Г. Я. Биваки. М.: Ц Д Ю Т, 1995.                                 22.   Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61-64.                   23.Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры: Учеб.     пос. - Тюмень: Вектор Бук, 1999. - 16 с.                      

24.   “Спортивно-познавательный туризм” Учебно-методическое пособие. КК ИПК РО-КДЮСШОР г. Красноярск 2005.      

25.   Шарманова С.Б.Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1, с. 50-54.                                      

26.   Энциклопедия туриста. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

27.   Сайты Интернета «Фестиваль педагогических идей» разделы:  «Дошкольное воспитание», «Спорт и школа».

Приложение 1

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

а) да

б) нет

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

а) да

б) частично

в) нет

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

б) дома

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

а) да

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

а) да

б) частично

в) нет

Спасибо!

Приложение 2

Анкета для родителей (результат проделанной работы).

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Среди вариантов ответов подчеркните тот, который вам кажется наиболее подходящим.

1. Как вы оцениваете физическое развитие вашего ребенка?

- отличное - удовлетворительное - неудовлетворительное

2. Существуют ли дома условия для обеспечения двигательной активности ребенка?

- есть спортивный уголок (гимнастическая стенка, кольца, перекладина, канат и др.) - лыжи - велосипед - другое

3. Самочувствие ребенка во время прогулки:

- ребенок потеет - замерзает - чувствует себя комфортно

4. Получает ли ребенок ежедневно дома овощи, фрукты?

- да - нет

5. Покупаете ли вы ребенку лимонад, чипсы, жевательную резинку?

- да - нет - иногда

6. Сколько времени в день ваш ребенок проводит у телевизора, компьютера?

- до 30 минут - до 1 часа - долее одного часа

7. Как организуются прогулки в выходные дни?

- ребенок гуляет сам - совместные прогулки с родителями

- совместные прогулки с бабушкой - прогулки по магазинам, рынку

8. Часто ли болеет ваш ребенок?

- да - нет

9. В чем на ваш взгляд причина болезни ребенка?

- хронические заболевания - слабый иммунитет

- недостаток в физкультурно-оздоровительной работе дома

- недостаток в физкультурно-оздоровительной работе в детском саду.

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 3

Результаты анкетирования семей воспитанников:

Цель анкеты: Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни. Результаты анкетирования показывают, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом. Многие родители вместе с детьми активно занимаются физкультурой, совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты в укреплении здоровья ребенка.

Анкетирование семей воспитанников (15 человек) позволило выявить их отношение к предстоящей в рамках проекта деятельности. Причины болезней детей родители видят, прежде всего, в слабом иммунитете (62%), плохой экологии (43%). Они отмечают ряд факторов, влияющих на состояние здоровья: достаточное пребывание на свежем воздухе (78%), благоприятная психологическая атмосфера (76%), соблюдение режима (70%). Приемлемыми закаливающими процедурами родители признают проветривание (76%), облегченную одежду в группе (50%), умывание прохладной водой (39%). 62% опрошенных частично знают, как укреплять здоровья ребенка, испытывают необходимость помощи со стороны детского сада - 43% родителей.

Приложение 4

Результаты мониторинга уровня физического развития, проведенные инструктором по физической культуре показали, что высокий уровень развития основных движений характерен для 20% (3) детей, средний - для 60% (9), низкий - для 20% (3).

Анализ медицинской документации демонстрирует, что в подготовительной группе имеются 3 группы здоровья: I группа - у 30% (5), II группа - у 55% (8), III группа - у 15% (2) воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Экологические пространства в детском саду"

материал интересен для оформление групп,увлекательные пособия материал подобран с возрастными особенностями...

Методические разработки на тему"Театральные азы с детского сада"

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы..В этом материале находится не большая разработка проведения театральных занятий и организация д...

Методическая разработка на тему: "Экологические игры в детском саду"

Представленные игры могут использоваться в любой области познавательно речевого развития детей....

методическая разработка на тему: Проектная деятельность в детском саду.

проекты как важная составляющая работы воспитателя с семьями воспитанников....

Методическая разработка по теме "Экологическое воспитание в детском саду"

Становление первоначальных основ экологичечкой культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельн...

Методическая разработка на тему: Адаптация ребенка к детскому саду.

Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском...