Статья: «Развитие точности движений у детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа) на тему

Физическая культура - важнейший элемент формирования личкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Развитие точности движений у детей старшего дошкольного возраста», воспитатель Заякина Людмила Александровна

Физическая культура - важнейший  элемент  формирования  личности.          Практиками наработан значительный методический  материал,  помогающий  воспитателю, в соответствии с возрастом и полом ребенка, его исходными физическими данными, развивать эти  качества.  

В старшем дошкольном возрасте человек обучается основным двигательным умениям и навыкам, в формировании которых значительную роль играют двигательно-координационные способности (ДКС). Развитие ДКС в старшем дошкольном возрасте является важной частью процесса физического воспитания в школе. Старший дошкольный возраст является благоприятным, чувствительным периодом для развития координационных способностей. Развивая ДКС в этот период мы формируем у ребёнка "школу движений", которая, в дальнейшем, поможет с наименьшими усилиями разучивать сложные движения и осваивать новые умения и навыки. Хорошо развитые координационные способности являются благоприятной почвой для развития кондиционных физических качеств (сила, быстрота, выносливость и т.д.). Очень важным фактором является правильно построенный процесс физического воспитания, в ходе которого, для детей младшего школьного возраста должны быть созданы условия для более эффективного овладения двигательными умениями и навыками, а также учтены методические рекомендации по полу, возрасту и другим индивидуальным особенностям детей.

В теории и практике физического воспитания используется терминологический аппарат и понятия, которые вызывают критичное отношение и разное толкование со стороны специалистов.

В работе нами будет использоваться термин «точность движений». Согласно определения В.М. Зациорского (1970) понятие «точность движения» включает в себя точность пространственных, временных и силовых характеристик движения. Точность может рассматриваться как в комплексном проявлении, так и самостоятельном, по отдельным характеристикам движения.

Точность движения, по мнению В.М. Дьячкова (1972), предполагает четкость двигательного рисунка, его соответствия требованиям совершенной техники движений. Точность должна быть характерна всем фазам двигательной деятельности.

Точность - предполагает четкость двигательного рисунка, его соответствие требованиям совершенной техники движений. Точность должна быть характерна всем фазам двигательной деятельности. Немаловажное значение она имеет в подготовительных и связующих движениях. Последние хорошо просматриваются, их чистота нередко влияет на общее впечатление об упражнении (Н.С.Бервинова, 1977).

В.П. Лукьяненко считает, что точность движений – это интегральная характеристика, отражающая степень  соответствия процесса координации усилий в пространстве и во времени особенностям двигательной задачи и условиям ее решения (2001).

Это качество в теории и практике физического воспитания связывают с понятием ловкость -  способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. (Б.А. Ашмарин, 1990; Н.К. Коробейников, А.А. Минаев, И.Г. Николаенко, 1984;  Н.А. Бернштейн 1991).

Специалист в области физической культуры и спорта должен владеть навыками, направленными на управление собственными движениями. Воспроизведение действия требует управления движением как в наблюдаемой фазе его развития, так и в фазе его созревания, то есть в зоне молчания. Движение мысли от объекта к объекту не всегда можно проследить, но оно угадывается или раскрывается в последующем действии.

 Под управлением движениями понимается «регулирование движений чувствованием» (по И.М. Сеченову, 1952) или умение осознано выполнять двигательные действия, соответственно задаваемым параметрам, опираясь на тонкие ощущения, анализ действий и их точную оценку (пространственную, временную, силовую).

Точность любого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способностей человека осознано воспринимать свои ощущения. А.Н. Крестовниковым (1947, 1951) установлено, что тренировка с выключенным зрительным анализатором повышает чувствительность других афферентных систем одновременно активизирует всю функциональную систему. Позднее было подтверждено положительное влияние временного выключения зрения на большую отчетливость и самостоятельность кинетических ощущений (А.Л. Бишаева, 1976; О.А. Григорьев, 2001).

Список литературы

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии/ Под редакцией И.М Фейгенберга - М : Физкультура и спорт, 1991. – 317 с.
  2. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии – 1972 - № 2. – с.18-22.
  3. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 430 с.
  4. Карпеев А.Г. "Направление и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений."// Теория и практика физической культуры. - 1995. -№ 9. - с. 5-7
  5. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №11. - с. 17-20
  6. Теория и методика физического воспитания./ Под ред. Б.А. Ашмарина М.: Просвещение,1990.
  7. Под ред. Шапковой Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Уч. пособие – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Статья "Развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Данная статья содержит материал,раскрывающий  основные принципы работы с детским голосом....

Статья: Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование пластилинографии

Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.Поощрение твор...

Методическая разработка: «Программа развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста»

Разработанный комплекс включает в себя десять игровых упражнений для развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»

«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....

Статья "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования."

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования....

Статья. Развитие поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Статья. Развитие поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....