Статья: Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование пластилинографии
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме

Охремчук Екатерина Прокопьевна

Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.

Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ohremchuk_e.p.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Охремчук Екатерина Прокопьевна, воспитатель

 МКДОУ ШР «Детский сад №12 «Солнышко»

г.Шелехов

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.

Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования (П.М.Якобсон,  Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасов, Т.В.Кудрявцев и другие). Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов, так и по развитию разных видов способностей в этом возрасте.

Однако практический аспект реализации задачи развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

Вместе с тем, занятия (в частности по изобразительной деятельности), проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым  альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.  «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).

Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Особенность пластилинографии в том, что у ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Центральным моментом работы по развитию творческих способностей становится развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Кроме того, пластилинография открывает прекрасные возможности для создания коллективных работ. В процессе такой работы устанавливаются взаимоотношения со сверстниками, формируется чувство ответственности друг перед другом.

Цель опыта:  создание условий для творческого развития детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста,организации деятельности по указанному направлению.
  2. Систематизировать практический материал по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  с использованием нетрадиционной техники – пластилинография.
  3. Подобрать формы, приёмы работы для эффективной организации деятельности с детьми и родителями.  

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества. Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение  детьми только лишь определенными навыками в рисовании и лепке. В опыте учитываются современные социально – культурные запросы, образовательные потребности родителей и интересы и возможности воспитанников.

Предложенный в опыте практический материал (перспективные планы работы с детьми,  образовательные проекты, практический материал для организации  НОД) может быть использован в  практической работе воспитателями дошкольных образовательных учреждений групп различной направленности. Материал ориентирован для творческого применения педагогами образовательных организаций при планировании совместной работы с детьми.  

Кроме того, при успешном использовании  рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, дети учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает  мелкую  моторику  пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительного восприятия, воображения, памяти, пространственных  представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В связи с введением ФГОС ДО намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей,  способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином  - пластилинография.

Техника пластилиновой живописи уникальна. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал художественно-творческой деятельности  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет решать задачи различных образовательных областей:

-образовательная область «речевое развитие» - учить слушать и слышать речь воспитателя,  действовать по образцу, а затем по словесному указанию; обогащать словарь признаков, глагольный словарь, учить давать словесный отчет о проделанной работе и др.

-образовательная область «социально – коммуникативное развитие» -дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца;

-образовательная область «познавательное развитие» - обогащать представления о предметах окружающего мира и их свойствах;

образовательная область «физическое развитие» - занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо

Темы  занятий тесно переплетаются с жизнью детей.

Таким образом, данные  показывают, что система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа, которое возможно через пластилинографию.

Работу по созданию условий для творческого развития детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники – пластилинография  начала с изучения работ таких авторов, как Г.Н.Давыдова, И.А. Лыкова, Тюфанова И.В., Межиева М.В., Комарова Т.С. и др.

На основе рекомендаций указанных авторов подобрала серию консультаций для родителей: «Рисование пластилином», «Подарок ребенку – пластилин: развиваем творчество» и др.

Затем мною была подобрана и апробирована диагностика уровня развития художественно-творческих способностей детей и критериям, важным именно для процесса развития творческих способностей и соответствующим требованиям ФГОС ДО.По результатам диагностики на начало года (2014 – 2015 уч.год) было выявлено, что у 2 детей технические навыки сформированы, у 7 человек находятся в стадии формирования, у 15 детей не сформированы.

Проявляют творчество  - 0 человек, творческие проявления находятся в стадии формирования у 3 детей и не сформированы у 21 детей.

Дети, у которых сформированы творческие проявления:

•        умеют видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы;

•        умеют «входить» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;

•        умеют использовать соответствующие выразительные средства для воплощения образов;

•проявляют         самостоятельность, активность, инициативу.

У детей с навыками находящимися в стадии формирования, результаты художественно-творческой деятельности выразительны, но недостаточно оригинальны; присутствует эмоциональная отзывчивость, интерес к выполнению заданий с предложенным материалом, но ребенок затрудняется в выполнении заданий. Дети с несформированными навыками предпочитают помощь взрослого, не самостоятельны, предпочитают действовать по образцу.

Основные задачи обучения детей в старшей группепластилинографии: формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности, освоение новых приемов (скатывания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин, обучение умению ориентироваться на листе бумаги, развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера, воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца, эстетических чувств.

Этапы обучения пластилинографии в старшей группе:

Подготовительный - освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной - научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Основные задачи обучения детей подготовительной к школе группы: закрепление навыков работы в технике пластилинография, способствовать художественно-творческому и сенсомоторному развитию; продолжать развивать глазомер, воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца, эстетических чувств.К завершению дошкольного образования (к 7 годам) ребёнок должен владеть техническими навыками в пластилинографии, проявлять творчество, аккуратность и трудолюбие.

Основные приёмы работы:

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание- осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Перспективные планы по изобразительной деятельности в технике пластилинография составила в соответствии с комплексно – тематическим планом ДОУ (приложение №1).

Подобрала конспекты занятий, при этом большую помощь оказало пособие Давыдовой Г.Н. «Пластилинография». Следует отметить, что проведённые занятия в большей части не подменяют непосредственно – образовательную деятельность по разделу «Художественно – эстетическое развитие», а дополняют образовательный процесс, представляют широкие возможности для самостоятельной и совместной со взрослым образовательной деятельности.

Обучая детей созданию пластилиновых картин, придерживаюсь следующей методики.

В работе мы используем яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Обучение провожу поэтапно: сначала мы научились надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Обучать пластилинографии начала с простых картинок, постепенно перешли к созданию более сложных. Создавая лепные картины, знакомлю детей со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму). Для получения нужного оттенка учу соединять пластилин различных цветов. В процессе занятий пластилинографией не ограничиваю детей с выбором цвета, фона, например, дети самостоятельно выбирают цвет фона и цвет пластилина в творческих работах.  Детям интересно узнавать и применять на практике два способа смешивания пластилина: первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

В процессе обучения детей созданию картинок  из пластилина не ставлю перед ними сложные задачи, подкрепляя их уверенность в собственных силах, избегая переутомления. Поощряю даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

На персональных творческих выставках детей среди других работ (рисование, аппликация, др.) были представлены и работы в технике пластилинография.

Работаю в тесном контакте с родителями. Организовала различные индивидуальные и групповые формы взаимодействия с родителями воспитанников:

-консультации «Рисование пластилином», «Подарок ребенку – пластилин: развиваем творчество»,

-на родительских собраниях уделяла время для решения вопросов, связанных с приобретением нужных материалов, обращала внимание на закрепление навыков, полученных на занятиях пластилинографией дома.  

После серии проведённых консультаций и совместных мероприятий многие родители охотно откликались на просьбу воспитателя подготовить совместно с детьми работы для творческих интернет – конкурсов «Пластилиновое лето», «Солнечные одуванчики», «Огонь – друг, огонь - враг».

Для повышения уровня компетентности родителей провела семинар – практикум для родителей «Растём, развиваемся, творим», запланировала  на ближайшее время мастер-класс на тему «Пластилинография в работе с дошкольниками».

Создание предметно-пространственной среды, уголка творчества в групповой комнате способствует развитию у дошкольников самостоятельности. В уголке я располагаю алгоритмы, схемы работ по лексическим темам. Детям предложен разнообразный материал для занятий пластилинографией: пластилин, дощечки, стеки, бросовый материал, заготовки.

За период работы по теме мною разработаны и реализованы  образовательные проекты «Занимательнаяпластилинография» (2014-2015 учебный год), «Пластилиновые фантазии» (2015-2016 учебный год).

Использование нетрадиционной изобразительной техники – пластилинография для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  даёт положительные результаты.

Системность и  поэтапность  деятельности с использованием «Пластилинографии» способствовали формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей моей группы, что подтверждают данные  педагогической диагностики.

У детей появился познавательный  интерес, творческая активность. Дети с желанием занимаются пластилинографией,  свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

У детей развиваются  композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Воспитанники моей группы самостоятельно выбирают тему, планируют свою работу, выбирают выразительные средства изображения.Дети стали более самостоятельные, стали проявлять эмоциональный отклик на результат своей деятельности.  Все вышесказанное подтверждают результаты педагогической диагностики.

Со стороны родителей исходит инициатива  - это создание  благоприятных условий в группе,  подбор необходимого материала и оборудования.  Совместная деятельность с родителями также положительно влияет на воспитанников. Это подтверждают итоги  участия в творческих конкурсах различного уровня.

Литература:

  1. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
  2. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
  3. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
  4. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
  5. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»

Материалы из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Перспективное планирование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использовании нетрадиционных техник в сюжетном рисовании.

Перспективное планированиепо развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  через использовании нетрадиционных техник в сюжетном рисовании....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании Нетрадиционные техники рисования - это способы создан...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...