Бодрящие гимнастики
картотека по физкультуре на тему

Кудрявцева Наталия Викторовна

бодрящие, коррегирующие  гимнастики для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bodryashchie_gimnastiki.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Бодрящие, корригирующие, оздоровительные гимнастики после сна.

Бодрящие, корригирующие, оздоровительные гимнастики после сна.

Основная цельгимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

 Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей.

Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж пальчиковую гимнастику.

 Далее дети могут выполнять общеразвивающие упражнения, играть в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнять упражнения с тренажерами.

 Заканчивается гимнастика после дневного сна закаливающими процедурами, пробежками по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, обтиранием холодной водой, контрастным обливанием.

 В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанновыполнять комплекс.

Комплекс гимнастики после дневного сна для старшей группы.

1. В кровати.

Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает разбудить руки и напомнить им, что сегодня у них праздник.

Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются), снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.

2. В зале.

Воспитатель:“Пригласили руки и ноги на праздник. И вот наши ноги идут по дороге. Разные ноги идут по дороге”. Дети самостоятельно выбирают одно из двух движений, которые показывает им воспитатель, затем меняют его на другое.

Воспитатель:

1. Длинные и короткие ноги идут по дороге – ходьба на носках и в приседе.

2. Ловкие и неуклюжие ноги идут по дороге – ходьба на пятках и внешней стороне стопы.

3. Руки играют в прятки, руки прячутся от ног – хлопки.

4. Странные и заплетающиеся ноги идут по дороге – ходьба боком, приставными шагами, скользящим шагом, спиной вперед.

5. Веселые ноги прыгают по дороге – прыжки кто как хочет.

6. Разные ноги бегут по дороге:

– легкие ноги бегут по дороге – бег на носках 20 секунд,

– забавные ноги играют в догонялки – галоп боком в одну сторону, затем в другую  10+10,

– бесшумные ноги бегут по дороге – 20 секунд,

– семенящие ноги бегут по дороге – 20 секунд,

– озорные ноги бегут по дороге – бег, сгибая ноги назад, – 20 секунд,

– медленные и уставшие ноги бегут по дороге – медленный бег 10 секунд.

7. Уставшие ноги бегут по дороге – ходьба, врассыпную между стульчиков. На стульчиках лежат платочки.

Воспитатель:“Какие нарядные домики, наверное, сюда нас пригласили на праздник, нужно подойти и постучать 6 раз”.

1. Дети подходят и стучат пятками об пол: “Кто в домике живет, кто в нарядном живет?”

2. Воспитатель: “Никто не отвечает. Давайте поищем вокруг дома”. Дети выполняют ходьбу “винтики” вправо и влево вокруг стульчиков. Удивляемся, пожимаем плечами.

3. Воспитатель: “Где же хозяин дома? Где праздник? Мы так спешили! Давайте войдем в дом и поищем там”.

4. Дети садятся на стулья. Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз в медленном темпе.

5. Воспитатель: “Руки ложатся на бедра и говорят ногам: “Это у нас сегодня праздник, мы у человека самые главные, он нас очень любит, часто хвалит, называет “золотыми”. Ноги спорят с руками: “Мы тоже нужны человеку, мы тоже ему помогаем”. Руки спорят: “А мы главнее, вот попробуйте сегодня обойтись без нас. Постирайте-ка платочки!”. Дети ногой снимают платочки со стула на пол, а сами садятся на стульчики.

6. Соберем и постираем платочки в речке 6 раз.

 И.п. – стоя на платочке, выполняются встречные движения ногами вперед-назад, не отрывая их от платочка.

7. “Полощем платочки”. И.п. – сидя на стуле, ноги на полу, сжимают платок пальцами, руки держатся за сиденье стула. Приподнимая прямые ноги, несколько покачиваний вверх-вниз, вернуться в и. п., повторить 5–6 раз.

8. Воспитатель: “Кто-то прыгнул в воде под мостик и напугал нас, ноги уронили платочки. Давайте посмотрим с мостика, кто же нас напугал?” И. п. – лежа на стуле животом, голова, руки и ноги внизу. Одновременное поднимание рук, головы и ног вверх 6–8 раз с паузами для отдыха.

9. “Отожмем платочек” – встречные движения ногами в стороны – вместе.

10. “Повесим сушиться” – пальцами ног кладем на колено другой ноги.

11. Воспитатель: “Зашумел ветер, подул на платок, сдул его на землю”. Вдохнули через нос шумно и медленно, выдохнули, наклоняясь вперед на платок, при этом грудью ложась на колени. Выполнить 4–5 раз.

12. Воспитатель: “Вот платок высох, погладим его и сложим”. Складывают его ногой вчетверо 1 раз.

13. Воспитатель: “Ну и трудно же без рук стирать, даже уши вспотели. Вытрем уши платком”– 1 раз.

14. Руки хвалят ноги (поочередно) – гладят, массируют, растирают, постукивают, похлопывают, щекочут... Говорят о том, что хотели бы подружиться.

Воспитатель: “Руки с ногами подружились. Им захотелось поиграть в новую игру “Ловишки с платочком”.

Подвижная игра “Ловишки с платочком”. Считалкой выбирают ловишек, дети опускаются на четвереньки, захватив пальцами ног платочек. На слова “Раз, два, три – лови!” ловишка догоняет иотнимает платочки. В конце игры платочки считают и отмечают лучшего ловишку.

Какой же праздник без танцев? Руки и нога вместе с платочками танцуют, подружившиеся ноги и руки кланяются. Ноги обещают рукам когда-нибудь пригласить их на свой праздник.

Водные и закаливающие процедуры.

“Забавные котята”.

На кровати:

1) “Котята просыпаются”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потянуться, в и. п. (потянули передние лапки).

2) “Потянули задние лапки”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3) “Ищут маму-кошку”. И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо,и в и. п.

4)“Котенок сердитый” И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

5)) “Котенок ласковый”. И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

На полу:

1) Ходьба на месте с высоким подниманием колена.

а) подтянуться на носках, руки вверх;

б) присесть, сгруппироваться;

в) выпрямиться.

2) Прыжки, бег на месте.

3) “Кто быстрее спрячется”. Игра с одеялом.

Подскоки на месте.

Сигнал:

Раз, два, три
Под одеялом лежи.

Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры.

“Ожившие игрушки”

На кровати:

Сегодня, дети, мы поиграем в ожившие игрушки. Сначала игрушки лежали тихо и спокойно на своих местах. Но затем они стали шевелиться и оглядываться вокруг.

1) И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища; слегка приподнимаем голову; поворот вправо-влево, на подушку.

2) Затем они стали потягиваться и разминаться: дети заводят руки за голову, потягиваются, сгибают руки, ноги в коленях, делают скручивающиеся движения.

3) “Ванька-встанька – неваляшка”. Весело раскачиваются в разные стороны; лежа на спине, обхватив колени, дети раскланиваются вперед-назад.

4) “Плюшевые мишки" ; встать на высокие четвереньки, ходьба на месте, имитируют движения медведей.

 На полу:

5) “Куколки”. Дети шагают вокруг себя на прямых ногах, руки внизу, кисти рук слегка в стороны.

6) “Резвые лошадки”. Бег на месте, высоко поднимая колени, держа воображаемые вожжи.

7) “Заводные лягушата”. Дети “заводят” себя воображаемыми ключиками и прыгают каклягушки.

8) Упражнения на дыхание, закрывают и открывают глаза, расслабляются.

Закаливающие процедуры “Волшебные цветы”.

Вы все, ребята, видели, как красиво летом на лугу, на поляне. А это потому, что на них растет много разных цветов. Как же они растут? Сейчас вы это и покажете.

На кровати:

1) “Зернышко”. И.П. лежа на спине, колени подтянуть к груди, обхватить их руками, сгруппироваться – перекаты вперед-назад, затем выпрямиться.

2) “Стебелек”. И.П. лежа на спине, слегка помогая руками, сесть, руки потянуть вверх,

 в и. п.

3) “Почки-листочки”. И.П. стоя на коленях, руки вместе, ладони соединить, имитация движений распускающихся листочков, почек.

4) “Цветочек вырастает”. И.П. сидя на пятках, медленно встать на колени, руки поднять вверх, вернуться в и. п.

На полу:

5) “Цветочек распускается”. И. п.: о. ст. медленно поднять руки через стороны вверх, подняться на носки, в и. п. (руки округлить).

6) “Цветы дрожат на ветру”. Потряхивание кистями рук, пружинки – одновременно.

7) Легкий бег на месте, прыжки, танцевальные движения.

8) Упражнение на дыхание.

Гимнастики после сна “Маленькая колдунья”.

Жила-была в маленькой пещере маленькая колдунья. (Просыпаемся и делаем из одеяла пещеру.)

Она жила одна, и ей было скучно. Тогда колдунья решила: “А приготовлю-ка я волшебное зелье, которое всех детей на земле усыпит. И пока они будут спать, я буду играть в их игрушки. Вот повеселюсь!” И однажды темной ночью колдунья собралась готовить колдовское усыпительное зелье.

Посмотрела, нет ли кого рядом, выбралась наружу. (Открываем один глазик, другой, высовываем голову.)

Сделала пещеру с помощью заклятья невидимой и отправилась за разным снадобьем. (Выбираемся из-под одеяла, расправляем его.)

“Темнота! Ничего не видно! Где же луна? Вот она! (Повороты головы вправо-влево, вверх-вниз.) Соберу-ка лунный свет, он в колдовстве очень нужен. (Тянемся вверх, встаем на цыпочки.) А теперь для зелья мне нужны травки. Эта травка для невидимости. Эта – для превращений. Эта – для того, чтобы летать. (Наклоны вперед. Берем травку, выпрямляемся, “кладем в карман”.) Без чего еще не сварить колдовской отвар? Без лягушек! На болото нужно идти.

Какая трясина! С кочки на кочку, чтобы не засосало. (Ходим “по кочкам”: это может быть скамеечка, на небольшом друг от друга расстоянии стулья, разложенные листки бумаги или пакеты.)

Где мои лягушечки? Сейчас поймаю! Ага! Еще одна! (Присев, прыгаем за лягушками, хлопая вытянутыми вперед руками.)

Ой, опять луна за тучку спряталась. Ничего где же лягушечки? Фу, все спрятались. И кочек болотных не видно. (Отжимание от пола. Если хватит сил, то упираемся только на пальцы ног и ладони, либо на носочки, колени и ладони. Простой вариант: лежа на животе, поднимаем переднюю часть туловища.)

Болото меня засасывает! Нужно выбираться! (Высоко тем ноги, махи ногами.) Теперь пора бежать домой, варить отварчик колдовской. Мимо болота, мимо луга, травами богатого. Вкухню колдовскую”. (Бег.)

На пол упала и захохотала. (Лежа на спине, болтаем руками и ногами, “едем на велосипеде”, перекатываемся на спине, обхватив руками колени. Усложнить: подъемы в сидячее положение, держась руками за живот.)

Вариант - при ветреной погоде.

В этом случае из содержания гимнастики исключаются общеразвивающие упражнения и самостоятельная двигательная деятельность. Вместо них целесообразно организовать упражнения на полосе препятствий по типу круговой тренировки. При организации упражнений на полосе препятствий нужно позаботиться о том, чтобы нагрузка на различные группы мышц была последовательной, сбалансированной и соответствовала возможностям детей. Полосу препятствий каждый ребенок проходит в индивидуальном темпе, торопить детей не стоит. Количество повторений должно также зависеть от их желания.

Вариант - очень легкий моросящий дождь или после дождя.

В этом варианте после оздоровительного бега проводится серия подвижных игр, упражнения на координацию движений и дыхательная гимнастика.

Вариант - для нестабильной и неблагоприятной погоды.

Наши многолетние наблюдения показали, что, как говорят малыши, "негуляльных" дней в году не так уж много. Примерно 20-25 дней в году погода не позволяет организовать двигательную деятельность на воздухе. Это сильные морозы, проливные дожди, пурга, сильный порывистый ветер. В такие дни терапевтическая утренняя гимнастика может проходить как танцевальная разминка, работа на тренажерах, занятие на импровизированной полосе препятствий в физкультурном зале. Хороший эффект положительного психоэмоционального состояния детей дает включение в комплекс специальных оздоровительных игр, о которых мы расскажем дальше.

Как вы смогли убедиться, утренняя терапевтическая гимнастика - это комплекс мер физического и психического воздействия, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения детей, тренировке сердечнососудистой системы, развитию способности организма лучше усваивать кислород. Благодаря вариативности гимнастики, а также предоставлению детям возможности выбора деятельности, специфике субъектно-объектных отношений взрослых и детей, комплексное терапевтическое влияние на физическое и психическое состояние воспитанников весьма значительно.

Оздоровительные игры.

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.

Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка ведущего обязательна. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения писхоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей учебной деятельности.

Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум педагогам.

Например, практическому психологу и инструктору по ФВ. Один из них (в зависимости от поставленной задачи) выполняет роль наблюдателя и ассистента. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, при проведении игры "Цапля" отчетливо видно, у кого из детей нарушена функция статического равновесия. По амплитуде круговых движений туловища при проведении игры "Обруч" опытный тренер оценит гибкость позвоночника.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг).

Игры не должны повторяться (может быть изредка), чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагогов их должно быть много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет. Если четырехлетние дети понимают что такое пропеллер, то можно 
играть с ними в игру "Пропеллер". Ниже приводится описание нескольких игр, по аналогии с которыми педагоги дошкольного учреждения могут разработать свои.

1. "Цапля".Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли".
Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

2. "Скачки".Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд.

Ведущий благодарит детей и говорит, что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут также на месте. Он определяет задачу бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и ассистент называют грациозных "скакунов", быстрых, резвых, не забывая отметить каждого ребенка. В заключение благодарят всех детей за участие в игре.
Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.

3. "Парашютисты".Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая "сжимать стропы", подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины.

Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит "парашютистов", отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног.

Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

4. 
"Уши".Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки?

В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

5. "Скоморохи".Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.
Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

6. "Тачка".Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и "превращается" в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и везет. Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему "хозяину". Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами.
Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям.

7. "Кошка".Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд.
Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре "Кошки - мышки".
Игра способствует эмоциональному подъему и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

8. "Пленники".Дети делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает мяч следующему игроку напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то он переходит "в плен" на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца шеренги, его кидают обратно в таком же порядке. Побеждает та команда, в чью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут.
В этой игре развиваются глазомер, координация движений.

9. "Гуси".Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте.
Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечнососудистую систему.

10. "Раки".Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения.
Игра способствует общему психомоторному развитию.

11. "Великаны".Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.

12. 
"Бег в бумажном колпаке".По сигналу гонга дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего "Старт" дети бегут до финиша и обратно.
Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

13. "Бег со связанными ногами".Дети разбиваются по парам, встают боком друг к другу. В каждой паре один партнер связывает свою правую ногу с левой ногой другого. Затем они кладут по одной руке на плечи друг другу и бегут к финишу на "трех" ногах. Ведущий засекает время.
Игра развивает координационные механизмы нервной системы.

14. "Шарик".Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужно перекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры (не ловит шарик) - выбывает из игры. Игра начинается по сигналу гонга.
Игра способствует развитию статического равновесия.

15. "Послушный мячик".Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см) из своих ладошек, сложенных чашечкой в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Если кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.
Игра способствует сплоченности детей.

16. "Бой петухов". Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами - выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными "петушиными" данными.
В игре развивается динамическое равновесие.

17. "Большой мяч". Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Пропустивший мяч становится водящим.

 

 

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА-

бабочка

Утром бабочка проснулась,
улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
два - изящно покружилась,
три - нагнулась и присела,
на четыре – улетела.

 

 

Зарядка для малышей "Мишка"

Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись,
А потом земли коснись.

И животик свой потри
Раз, два, три - раз, два, три!

программное содержание.

Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать потребность в двигательной активности, профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний, приобретению навыка правильного дыхания, привитию навыков элементарного самомассажа, развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве, развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, формированию гармоничной личности (сплоченности, чувства уважения, доброты, развитие умения соблюдать правила гигиены, развитие умения вырабатывать полезные привычки, развитие любознательности, познавательных интересов, соблюдение правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей.

Ход гимнастики.

Во время подъема звучит спокойная музыка, воспитатель спокойным голосом приветствует детей.

С добрым утром, дорогие!

Просыпайтесь поскорей.

За окном сосульки тают,

Зачирикал воробей.

В гости к нам пришла весна,

Просыпайтесь ото сна.

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Новый день, новый день начинается!

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем!

Самомассаж лица и шеи (комплекс выполняется в кроватях) :

Разотрем ладошки, согреем их немножко,

(Потереть ладони одну о другую.)

И теплыми ладошками

Умоемся как кошки.

(Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз.)

Грабельки сгребают все плохие мысли

(Пальцами провести от середины лба к вискам)

Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро

(Пальцами легко постукивать по щекам) .

Руки с силой выпрямляем-

(Руки поднять, вытянуть за головой, потянуться)

Мы как будто подрастаем

(Глубокий вдох, пауза) .

А теперь их расслабляем,

Плавно мягко опускаем.

(На выдохе руки опустить вдоль туловища, мышцы расслабить.)

Упражнения на расслабление мышц ног.

Что за странные пружинки

Распрямили наши спинки?

(Потянули носки ног на себя, пятками упереться в спинку кровати.)

Ты носочки поднимай

И смотри не опускай!

(Пауза)

Ноги расслабляются,

(Расслабить мышцы ног) .

Отдохнуть стараются.

Упражнения на расслабление мышц живота.

(Положить ладони на область диафрагмы.)

Шарик надуваем,

(Вдох, живот надуть.)

Руками проверяем.

Шарик наш сдувается,

Мышцы расслабляются

(Выдох, живот втянуть.)

Дышится легко, ровно, глубоко.

-Сегодня, ребята, мы отправимся в космическое путешествие на Луну:

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете,

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Раз, два, три - ракета, ввысь лети! (кружатся на месте)

Вот и опускаемся на луне…

размяться перед выходом нужно мне.

Ходьба по коррегирующим дорожкам:

«Брр! - холодна в лунной речке водица!

Проще простого в ней простудиться!

Но мы подготовкой довольны-

Из наших ребят никто не болен!

Каждый весел и здоров,

Каждый к дальнейшему исследованию готов!

А чтобы на лунную полянку прийти

Надо нам мостик лунный перейти.

С камушка на камушек мчимся вскачь,

Прыгаем повыше мы, словно мяч.

Пропасти и рытвины

На пути своем

Мы преодолеем.

Через них пройдем.

Вот по лунной травке мы идем.

Может, что-то новое тут найдем?

Нет ли тут опасности впереди?

Нам проверить надо бы на пути?

А вот и следы лунных людей

Хотим все знать про них поскорей.

Далеко от нас Земля,

Но скучать не будем! Да?

Время движется вперед,

Продолжается поход.

Гимнастика на снятие эмоционального напряжения и самомассаж тела:

Вот и добрались мы до Лунной поляны, а для начала поиграем с «Солнечным зайчиком». Солнечный зайчик заглянул нам в глаза. Побежал дальше по лицу. Наденем космические варежки и погладим аккуратно шею, плечи, руки, ноги. Солнечный зайчик забрался на живот – погладим животик. (Растирание массажными варежками: плечи, руки сверху вниз, грудь, живот, шею). Эй, ребята веселей! Ножек, ручек не жалей!

Солнечный зайчик озорник, он любит и ласкает нас, подружимся с ним. Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.

Дыхательная гимнастика:

1.«Учимся дышать на Луне»

Набрать воздух ч/з рот и отрывисто выдыхать.

Повт. 4-5 раз

2.«Заблудились»

Поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести:»А-у-у-у! »

Повт. 4-5 раз

3. «Погреемся»

И. п. тоже, руки в стороны, ладони кверху – вдох;

1- со словом «раз», поворот туловища влево, руками обхватить себя за плечи- выдох.

2. И. п. – вдох

3. поворот вправо - выдох

4. И. п. – вдох.

4.«Вот мотор включился, пропеллер закружился»

Согнуть руки в локтях, пальцы рук сжать в кулаки, делая вращательные движения перед грудью, произнося на длительном выдохе звук «ж-ж-ж»

Повт. 4-5

- Далекие звезды в небе горят,

Зовут они в гости умных ребят,

Собраться в обратную дорогу недолго для нас –

М вот мы к полету готовы сейчас.

Упражнения на профилактику плоскостопия:

-Ребята, на прощанье наша космическая экспедиция должна привезти на Землю образцы лунных пород: это будут различные камешки, а может кто-то найдет драгоценные лунные кристаллы, постараемся найти и собрать их при помощи пальчиков ног. (Дети пальчиками ног собирают круглые предметы) .

-Раз, два, три –

Ремни прикрепи!

Ракета ввысь лети!

Наш полет продолжается,

Космические задания космонавтами выполняются:

Разомнем подошвы ног

Путь не близок, не далек.

Раз-два- три,

Ножки разотри!

Вот и наша Земля!

Вот и наши поля!

Здравствуйте, моря соленые!

Здравствуйте, луга зеленые!

Здравствуй родной детский сад!

Ох, и устали мы с дороги, сейчас необходимо умыться:

Обширное умывание:

- по утрам и вечерам

Открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею,

Уши вымою и шею.

Пусть течет водица –

Я хочу умыться!

Моем шею, моем уши,

Вытираем их посуше.

Полотенчиком махровым,

Полотенцем чистым, новым

Вытру руки, плечи, шею.

Чувствую себя бодрее! (Дети выполняют обширное умывание лица и рук до локтя теплой и водой комнатной температуры) .

Вос-ль: Вот как чисто умылись наши путешественники. Молодцы! А теперь нам нужно прополоскать горлышко. (Дети полощут горло кипяченой водой)

Волшебная водица,

Полощи зубки,

Полощи щечки,

И микробов уводи.

Вос-ль: Молодцы друзья! Теперь вы стали сильнее и здоровее. Спасибо вам.

Бодрящая гимнастика «Зайцы»

задачи:  поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»;  развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья;  формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.

 ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, массажные, ребристые дорожки; массажеры для стопы ног, спины;

 АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

 1 ЧАСТЬ Пробуждение Воспитатель Ласковым, тихим голосом объявляет детям «подъѐм». Улыбается. Не торопит детей разбудить всех сразу. Предлагает снять с себя одеяло и принять И.П. Под лѐгкую, тихую музыку постепенно просыпаются, убирают одеяло с себя, ложатся на спину. В кровати: Улетели сны в окошко, Убежали по дорожке. Ну, а мы с тобой проснулись И проснувшись, улыбнулись. Давно пора вставать. Сон закончился - встаем! Но не сразу. Сначала руки проснулись и потянулись. С боку на бок повернулись,- И на спинку все легли расшатались как могли. Выпрямляются ножки, Поплясали немножко. Ручки вверх и ножки вверх, Пошалить сейчас не грех. Самомассаж Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело. Лоб мы тоже разотрем, Ладошку ставим козырьком. Вилку пальчиком делай, Массируй ушки ты умело. Знаем, знаем, да-да-да, Нам простуда не нужна!

 2 часть ( Упражнения возле кровати) Скачут, скачут во лесочке, Зайцы – серые клубочки. Прыг- скок, прыг- скок, Зайка прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет, На разминку всех зовет. Лапки вверх, лапки вниз На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок На носочках скок, скок, скок. Упражнение на дыхание «Зайки нюхают цветы» Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты? И.п – стоя ноги врозь, напрячься Руки в стороны – вдох, Медленно выдыхать воздух трубочкой, расслабить (цветочек завял), голову Опустить вниз, руки опущены. ( 3-4 раза)

 Гимнастика для глаз Игра «Жмурки» 1. закрыть глаза руками, открыть. 2. быстро поморгать.

 3 часть Хождение по «дорожке здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрящая гимнастика после дневного сна ( младший, старший дошкольный возраст); Дыхательная гимнастика для детей с 4 - 6 лет;

Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют -  приятным такое состояние не назовешь...

Бодрящая гимнастика или гимнастика после сна

После дневного сна нужно не только открыть глаза, но и "проснуться" - разбудить весь организм, подготовить его к дальнейшей физической нагрузке. И  лучшего средства, чем гимнастики после сна ...

утренняя гимнастика и бодрящая гимнастика

комплекс утренней и бодряжей гимнастики...

Картотека бодрящей гимнастики (гимнастика пробуждения) в подготовительной группе (6-7 лет)

Картотека бодрящей гимнастики (гимнастика пробуждения) в подготовительной группе (6-7 лет).Для правильного пробуждения после дневного сна существует базовый набор упражнений . Основная цель котор...

Бодрящая гимнастика после сна для детей. «Веселый зоопарк» (с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Бодрящая гимнастика после сна для детей.«Веселый зоопарк»(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)...