ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)
статья

Глазунова Татьяна Анатольевна

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

Глазунова Татьяна Анатольевна

руководитель физического воспитания

ГБОУ прогимназия №698 «Пансион»

              Здоровье детей в образовательном процессе является главной  и непреложной ценностью.

               Проведенный анализ состояния здоровья детей за последний годы показал, что в детский сад приходят дошкольники в основном со II группой здоровья, имеющие массу проблем в опорно-двигательном аппарате, аллергические реакции, хронические заболевания и т.д.

              Дети – это наше будущее. Чтобы наше будущее было здоровым, нужно с малых лет прививать детям навыки здорового образа жизни, воспитывать в них  бережное отношение к своему собственному здоровью.

             Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал:  «Взрослым, кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы по машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю какими еще болезнями.

               Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяним им, и они будут беречься»[1].

               С 2000 года в ГБОУ прогимназии №698 «Пансион» реализуется  оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад» В. С. Коваленко во всех группах.

            Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит Дням Здоровья, которые проходят  в последнюю пятницу каждого месяца.

            Дни Здоровья в прогимназии «Пансион» - один из самых зрелищных массовых мероприятий,  они являются  своеобразной формой организации физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольных групп, создают условия для совершенствования методов педагогической пропаганды здорового образа жизни, помогают вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.  Этому способствует организованная совместная деятельность детей и родителей, их творческое общение, обсуждение спортивной жизни группы, совместные праздники, развлечения.

Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, способствуют формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.

Основная форма детской деятельности в Дни Здоровья, безусловно - игра. Во время игры воспитанники имеют возможность приобретать опыт активного отдыха.

            В Дни Здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом психофизических возрастных особенностей детей и особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух. Воспитательно-образовательная деятельность направлена на создание условий для активного отдыха детей, в связи, с чем педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети проявляли себя максимально  физически активными, и  в то же время приобретали определенные знания.

В планировании, организации и проведении Дня Здоровья принимают активное участие воспитатели, родители, медицинский персонал, руководитель физического воспитания и другие «узкие» специалисты ГБОУ прогимназии №698 «Пансион». 

Предварительная работа включает  в себя: приглашения на спортивный праздник, рекламу конкурса Дня здоровья между группами, анкеты, опросные листы, подготовку листовок на темы: “советы от семьи”, “полезные советы”, “игры нашего детства”, “любимые виды спорта” и др., стенгазеты “Как мы летом отдыхали и здоровье укрепляли” и т.д.

        Дни Здоровья  имеют  тематику:

  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
  • «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
  • «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
  • «Здоровое питание»;
  • «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
  • «Нет» - вредным привычкам»;
  • «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
  • «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
  • «Мы за здоровый образ жизни»;
  • «Мы здоровью скажем, ДА!» и т.д.

          Содержание Дня Здоровья, продумывается заранее педагогами и медицинским персоналом  и включает в себя разные виды деятельности.

         Начинается День Здоровья утренним приёмом детей (например: игровой персонаж ведёт его в форме интересного и занимательного взаимодействия).         

           Утренняя гимнастика связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме  (зарядка бодрости, эмоционально-стимулирующей гимнастика, аэробика, гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики).  На гимнастику приглашаются сказочные персонажи, родители, работники детского сада. Режимные моменты (завтрак, обед, умывание и т.д.) организуются с участием сказочных героев (беседы, загадки, потешки, поговорки на темы гигиены, питания).

              Программа  Дня Здоровья включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников:

-          сюжетно-ролевые игры;

-          подвижные игры и упражнения на воздухе;

-          уроки здоровья;

-          динамические и оздоровительные паузы;

-          спортивные праздники;

-          спортивные конкурсы и викторины;

-          забавы и развлечения со всеми специалистами;

-          физкультурные досуги;

-          решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;

-          народные и спортивные игры;

-          упражнения на дорожках здоровья и закаливания;

-          солнечные и воздушные ванны;

-          эстафеты и др.

           Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.

             Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы чередуются с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.

             Вторая половина Дня Здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах,  викторинах,  оздоровительных часах, праздниках на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.

 

            Организация Дней Здоровья в ГБОУ прогимназии №698 «Пансион» - одна из составляющих процесса физического воспитания дошкольников, и является универсальным средством решения многих важных педагогических задач, главная из которых - растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными.

 

 

             

 



[1] Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2002. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_zdorovya_kak_sredstvo_ozdorovleniya_doshkolnikov.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

Глазунова Татьяна Анатольевна

руководитель физического воспитания

ГБОУ прогимназия №698 «Пансион»

              Здоровье детей в образовательном процессе является главной  и непреложной ценностью.

               Проведенный анализ состояния здоровья детей за последний годы показал, что в детский сад приходят дошкольники в основном со II группой здоровья, имеющие массу проблем в опорно-двигательном аппарате, аллергические реакции, хронические заболевания и т.д.

              Дети – это наше будущее. Чтобы наше будущее было здоровым, нужно с малых лет прививать детям навыки здорового образа жизни, воспитывать в них  бережное отношение к своему собственному здоровью.

             Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал:  «Взрослым, кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы по машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю какими еще болезнями.

               Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяним им, и они будут беречься»[1].

               С 2000 года в ГБОУ прогимназии №698 «Пансион» реализуется  оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад» В. С. Коваленко во всех группах.

            Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит Дням Здоровья, которые проходят  в последнюю пятницу каждого месяца.

            Дни Здоровья в прогимназии «Пансион» - один из самых зрелищных массовых мероприятий,  они являются  своеобразной формой организации физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольных групп, создают условия для совершенствования методов педагогической пропаганды здорового образа жизни, помогают вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.  Этому способствует организованная совместная деятельность детей и родителей, их творческое общение, обсуждение спортивной жизни группы, совместные праздники, развлечения.

Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, способствуют формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.

Основная форма детской деятельности в Дни Здоровья, безусловно - игра. Во время игры воспитанники имеют возможность приобретать опыт активного отдыха.

            В Дни Здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом психофизических возрастных особенностей детей и особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух. Воспитательно-образовательная деятельность направлена на создание условий для активного отдыха детей, в связи, с чем педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети проявляли себя максимально  физически активными, и  в то же время приобретали определенные знания.

В планировании, организации и проведении Дня Здоровья принимают активное участие воспитатели, родители, медицинский персонал, руководитель физического воспитания и другие «узкие» специалисты ГБОУ прогимназии №698 «Пансион».  

Предварительная работа включает  в себя: приглашения на спортивный праздник, рекламу конкурса Дня здоровья между группами, анкеты, опросные листы, подготовку листовок на темы: “советы от семьи”, “полезные советы”, “игры нашего детства”, “любимые виды спорта” и др., стенгазеты “Как мы летом отдыхали и здоровье укрепляли” и т.д.

        Дни Здоровья  имеют  тематику:

  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
  • «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
  • «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
  • «Здоровое питание»;
  • «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
  • «Нет» - вредным привычкам»;
  • «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
  • «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
  • «Мы за здоровый образ жизни»;
  • «Мы здоровью скажем, ДА!» и т.д.

          Содержание Дня Здоровья, продумывается заранее педагогами и медицинским персоналом  и включает в себя разные виды деятельности.

         Начинается День Здоровья утренним приёмом детей (например: игровой персонаж ведёт его в форме интересного и занимательного взаимодействия).         

           Утренняя гимнастика связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме  (зарядка бодрости, эмоционально-стимулирующей гимнастика, аэробика, гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики).  На гимнастику приглашаются сказочные персонажи, родители, работники детского сада. Режимные моменты (завтрак, обед, умывание и т.д.) организуются с участием сказочных героев (беседы, загадки, потешки, поговорки на темы гигиены, питания).

              Программа  Дня Здоровья включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры и упражнения на воздухе;
  • уроки здоровья;
  • динамические и оздоровительные паузы;
  • спортивные праздники;
  • спортивные конкурсы и викторины;
  • забавы и развлечения со всеми специалистами;
  • физкультурные досуги;
  • решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;
  • народные и спортивные игры;
  • упражнения на дорожках здоровья и закаливания;
  • солнечные и воздушные ванны;
  • эстафеты и др.

           Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.

             Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы чередуются с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.

             Вторая половина Дня Здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах,  викторинах,  оздоровительных часах, праздниках на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.

            Организация Дней Здоровья в ГБОУ прогимназии №698 «Пансион» - одна из составляющих процесса физического воспитания дошкольников, и является универсальным средством решения многих важных педагогических задач, главная из которых - растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными.

             


[1] Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ. Работа по самообразованию

В данной работе в 1 главе мы рассмотрим основные направления оздоровительной деятельности ДОУ, задачи, средства, принципы оздоровительной деятельности в условиях ДОУ, а во 2 главе будут приведен...

«Подвижные игры - как средство оздоровления, развития и формирования двигательных умений и физических качеств дошкольников» (из опыта работы)

      Считаю, что подвижные игры создают у детей атмосферу радости, комплексно решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, не только формируют физические кач...

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»)

Дошкольный возраст является  началом всех начал. В этот период у ребенка наиболее быстрыми темпами развиваются функциональные системы организма, закладывается фундамент здоровья. Поэтому сохранен...

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников. (Из опыта работы)

Статья о значимости патриотического уголка в детском саду....

«Здоровье - формирующие и здоровье сберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)

В работе представлены материалы по здоровье сберегающим технологиям в работе с детьми среднего возраста...

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников. (из опыта работы)

Статья о значимости патриотического уголка в детском саду...