Развите гибкости у дошкольников
статья по физкультуре на тему

В статье говорится о необходимости развития гибкости как одной из основ физического развития дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_gibkosti_u_doshkolnikov.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

       Дошкольный возраст один из наиболее значимых периодов в жизни ребёнка. Ведь именно в этот период закладываются основы здоровья, гармонического развития, формируется личность, движения становятся его потребностью, вследствие этого следует уделять внимание физическому развитию и воспитанию ребёнка.

Учёные и врачи (Щербаков Д.И., Ким М.П., Лурия А.Р. и др.) на основе наблюдений за организацией занятий с детьми показали, что занятия акробатикой способствуют росту и физическому развитию ребёнка, укрепляя их здоровье, благотворно влияют на деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Воспитание гибкости, так же как и других двигательных качеств, таких как – ловкость, сила, быстрота, выносливость является  одной из основных сторон физического воспитания.

Исследования Кенеман А.В., Хухлаевой  Д.В. ,Глазыриной Л.Д., Ворсина Е.А.,  Гужаловского А.А. и др. свидетельствуют о том, что развитие гибкости оказывает влияние на оздоровление всего организма, повышение его эмоционально-положительного  состояния.  Дети проявляют всё большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность. (Сагайдачная Е.А.).

Всё больше современных детей не играют на улице, не бегают, не ходят в секции (художественная и спортивная гимнастика, синхронное плавание, спортивный рок-н-ролл, футбол, хоккей и др.), а сидят дома за компьютером, перед телевизором, видеоиграми. Дети много времени проводят в статическом положении, а ведь это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц, чтобы избежать этого, следует уже в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста проводить занятия с элементами акробатики.

Произвольно организованные, дозированные занятия с элементами акробатики обеспечивают правильный рост и развитие организма, концентрируют внимание, память, восприятие, поддерживают работоспособность.  (Коркин В.П.)

За время пребывания в детском саду дети проходят большой путь в развитии движений. Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные качества и навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физкультуре.      

Воспитание двигательных качеств является одной из основных сторон физического воспитания. Уровень развития двигательных качеств определяет успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений, умение целесообразно пользоваться ими в жизни. Без развития физических качеств ребёнок не смог бы выполнить даже элементарные упражнения, совершенствовать различные виды деятельности, включающие движения.

По мнению Н.А. Бернштейна важность и значимость гибкости не подлежат сомнению. Прежде всего, гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности, использовать их и управлять ими. Это умение чрезвычайно ценилось, и к его достижению стремились ещё древние люди. Она даёт лёгкость, свободу действий, раскрепощённость, непринуждённость движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.

Козлов В.В., Лях В.И. и другие выделяют активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость – способность достигать больших движений в каком-либо суставе за счёт активности мышечных групп, проходящих через этот сустав (самостоятельное растягивание, без помощи посторонних).

Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счёт внешних сил (усилие партнёра, дополнительный груз). В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

Различают также общую и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость – это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Говоря о гибкости, подразумевают эластичность мышечно-связочного аппарата больших мышечных групп рук, туловища, ног, суммарную подвижность крупных суставов.

Под подвижностью понимают способность выполнять движения с максимальной амплитудой в одном суставе, при этом выделяется:

Активная подвижность – тот уровень подвижности (та амплитуда, размах движения), который демонстрирует человек посредством собственных мышечных усилий;

Пассивная подвижность – уровень подвижности под действием внешних сил (усилие партнёра, дополнительный груз);

Анатомическая подвижность – уровень подвижности, предельно возможный в данном суставе, обусловленный анатомическими особенностями строения этого сустава.

Гибкость и подвижность в суставах – это важнейшие факторы успешного овладения рациональной техникой многих физических упражнений.

Хорошая подвижность в тазобедренных сочленениях необходима для выполнения равновесий, шпагатов и перемахов в вольных упражнениях.

В.С. Фарфель доказал, что проявление гибкости зависит от многих факторов: анатомических, физиологических, психологических, эластичности мышц, связок, суставных сумок; психического состояния (при эмоциональном подъёме гибкость увеличивается); степени возбудимости растягиваемых мышц (которая снижается при большой возбудимости); изменения ритма движений; изменения исходного положения; от массажа (предварительный массаж увеличивает гибкость на 15%); разминки; внешней температуры; возраста; уровня развития силы (физически сильные люди – менее гибки).

Также на гибкость, больше чем на другие двигательные качества, оказывает влияние суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительна снижена. Колебания её под влиянием разных условий надо учитывать при проведении занятия. Под влиянием утомления показатели активной гибкости снижаются, а пассивной – увеличиваются. Научиться делать высокие махи ногами в различных направлениях, шпагаты и мосты может каждый, хотя успешное освоение зависит от возраста, пола, особенностей опорно-двигательного аппарата, эластичности связок и тонуса мышц.

Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивания).

В методике физического воспитания для развития гибкости используют: активные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой, например, наклон туловища назад до отказа; маховые и пружинящие движения – махи ногами, пружинящие наклоны туловища в сторону; задания с предметами, ориентирами – взмахнуть ногой до висящего мяча; упражнения с активной помощью партнёра и другие.

В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости. Её надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых достижений.

По мнению Козлова В.В. методика воспитания гибкости включает в себя:

- упражнения на растягивание, которые выполняются сериями по несколько повторений в каждой. Амплитуда движений при этом увеличивается от серии к серии;

- упражнения выполняют до появления ощущения лёгкой болезненности;

-  упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже два раза в день;

-    упражнения на гибкость удобнее всего давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения с увеличенной амплитудой движений. Они делятся на три группы: активные, пассивные и смешанные. Активные упражнения подразделяются на силовые и маховые, к ним относятся все движения, производимые за счёт сокращения мышц, проходящих через сустав. К пассивным – упражнения растягивающего действия, производимые за счёт внешних сил (тяжести, усилий партнёра, собственного веса) или собственных усилий (самозахваты). Упражнения смешанного типа предусматривают движения, в которых активные усилия мышц затем сменяются пассивными.

По характеру выполнения упражнения на гибкость могут быть: однофазные и многофазные (например, сдвоенные или многократные ритмичные, пружинные наклоны или поднимание ног партнёром), статические, при которых сохраняется определённая поза с максимальным размахом подвижности, комбинированные (мах ногой и последующее удержание ноги в максимально отведённом положении). Наиболее эффективны такие упражнения на гибкость, которые выполняются сериями по нескольку (10 – 15) повторений однотипных движений. Это связано с относительно малой растяжимостью мышц при однократном движении. За счёт суммирования следов упражнений на растягивание достигаются заметные сдвиги, и амплитуда движений постоянно увеличивается. Каждое из упражнений оказывает влияние на развитие определённого вида гибкости (активной и пассивной). При выборе их для дошкольников следует исходить из того, что является причиной недостаточной подвижности в суставах (либо мала растяжимость мышц, либо недостаточна сила мышц, производящих движение). Наиболее эффективным для развития гибкости детей является сочетание силовых упражнений с растягивающими. Принудительное (пассивное) растягивание мышц должно следовать сразу за предельным сокращением мышц. При этом предшествующее максимальное напряжение мышц способствует растяжимости мышц. Такая методика применения смешанных упражнений приводит к улучшению как активной, так и пассивной гибкости и сближает их показатели.

Активные упражнения на гибкость приводят к более устойчивым результатам, чем пассивные. Эффект действия активных упражнений сохраняются дольше. Они способствуют повышению прочности в суставах и увеличению силовой выносливости детей старшего дошкольного возраста.

В учебно-тренировочных занятиях упражнения на гибкость включают в конце подготовительной части (во время общей разминки), а также во время интервалов отдыха между подходами, особенно если выполнялись силовые и скоростные упражнения. Целенаправленная работа на развитие гибкости осуществляется в конце основной части занятия. Направленная тренировка активной гибкости осуществляется методом повторных усилий с максимальным напряжением мышц во всех режимах (преодолевающий, уступающий, статический). Упражнения для развития пассивной гибкости рекомендуется выполнять после силовых и смешанных упражнений.

Общим правилом для использования упражнений на гибкость является необходимость хорошо разогреться (до появления пота) перед выполнением движений с большой амплитудой. Малейшее появление боли является сигналом к прекращению упражнений на гибкость.

Необходимо в детском саду вести работу по развитию гибкости дошкольников. В дальнейшем основной задачей будет поддержание гибкости на необходимом уровне или совершенствование отдельных её проявлений. Таким образом, зная понятие, виды, факторы, влияющие на развитие  гибкости, необходимо раскрыть особенности развития и проследить предпосылки для её формирования в старшем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужно развивать гибкость у дошкольников?

Что такое гибкость? Для чего нужна растяжка....

Польза развития гибкости у дошкольников

С каждым годом показатель здоровых детей ухудшается,и все больше детей еще до того,как поступают в школу,начинают испытывать проблемы,с опорно двигательным аппаратом....

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

Буклет "Развитие гибкости у дошкольников"

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения...

"Развиваем гибкость у дошкольников"

С увеличением требований к качеству физической подготовки детей наблюдается заметное омоложение высших достижений в спорте. В связи с этим перед педагогами стоит проблема поиска таких методов и средст...