Главные вкладки

    ФИЗКУЛЬТУРНО – РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «С ФИЗКУЛЬТУРОЙ МЫ ДРУЖНЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    проект по физкультуре (старшая группа) на тему

    Муравьева Елена Геннадьевна

               Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законом   «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией  ООН о правах ребенка», Указом  Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», и другими нормативно-правовыми  документами  федерального, регионального и муниципального уровней. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_na_konkurs.doc136 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное дошкольное

     образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №58

    ФИЗКУЛЬТУРНО – РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

    «С ФИЗКУЛЬТУРОЙ МЫ ДРУЖНЫ»

    ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подготовила воспитатель

    первой квалификационной категории

    Муравьева Елена Геннадьевна

    г.Апатиты

    ВВЕДЕНИЕ

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

               Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законом   «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией  ООН о правах ребенка», Указом  Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», и другими нормативно-правовыми  документами  федерального, регионального и муниципального уровней.

           В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического процесса у детей необходимо сформировать потребность в здоровом образе жизни, потому что в этом возрасте происходит усиленное умственное и физическое развитие, закладывается основа черт характера, формируются важные человеческие качества.

    Движение — физиологическая потребность растущего организма, и природа проявила  великую мудрость, сделав почти всех детей непоседами, стремящимися постоянно бегать, прыгать, лазать. Испокон веков взрослым приходилось в основном ограничивать эту подчас слишком бурную активность детей. В настоящее время все по-другому.  Мы охотно пользуемся транспортом,  ведем малоподвижный образ жизни. Меньше двигаться стали и наши дети.

            Проблема физического развития подрастающего поколения, является одной из важнейших проблем жизни современного общества.  Воспитание физически развитых  детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества, в том числе и будущее нашего региона.

    Важнейшей задачей  физического развития как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка.

    Современное общество, с его быстрыми темпами развития, с занятостью родителей являются причиной проведения большей части времени детьми у телевизоров и  компьютеров. У большинства родителей не хватает времени для активного отдыха с детьми.

     Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.

    Формирование интереса к физической культуре и спорту – важная социально-педагогическая задача воспитания подрастающих поколений. Актуальность данной проблемы вполне очевидна. Занятия физкультурой с детьми дошкольного возраста формируют их позитивное отношение к собственному здоровью, помогают приобщать к определенному миропониманию. Кроме того, занятия физической культурой помогают становлению характера, здоровой психике. Сильный и ловкий ребенок, которому легко удается осваивать новые движения, уверен в себе. Он не пасует перед трудностями, всегда готов их преодолеть. А если  еще физическое развитие проходит в форме развлечения, что доставляет ребенку массу положительных эмоций. Так возникла идея проекта.

    На сегодняшний день основной целью физического развития является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка.

    Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор о культуре гигиены и здоровом питании; формируется положительное отношение к здоровому образу жизни. Родители,  в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни.

    Быть здоровым – естественное стремление человека. Но прежде неплохо было бы овладеть элементарными знаниями, которые помогли бы нам выбрать наиболее рациональный путь к здоровью с учётом личных физиологических возможностей, привлечь к решению проблемы всех участников образовательного процесса, особое внимание, уделяя взаимодействию с родителями. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

     В дошкольном возрасте создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них подвижные игры, народные  игры, а также физкультурные  праздники, досуги,  эстафеты.  

    Игры и упражнения, развлечения и досуги  проводятся с детьми в течении всего года, проводятся и  на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребёнка.

    Поиск эффективных и современных форм, применение нетрадиционных средств физической культуры, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, приобщает детей  к  занятиям физкультурой,  повышает интерес к спортивным и подвижным играм. Все это   укрепляет  деятельность  основных физиологических систем организма.

    Данный проект поможет:

    - Повысить интерес к физическому развитию;

    - закрепить правила и двигательные умения в подвижных играх и упражнениях;

    - сформировать положительный эмоциональный тонус;

    - дополнить спортивным инвентарём оборудование физкультурного зала;

    - развивать физические качества;

    - воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к спортивным играм и упражнениям;

    - развивать заинтересованность родителей в совместных мероприятиях.

    1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    Цель проекта:

    - Создание положительного эмоционального настроя от участия в совместной деятельности, способствовать сплочению детского коллектива.

    Задачи проекта:

    • Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки  у детей, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;
    • Формировать основы здорового образа жизни;
    • Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь в совместных мероприятиях.

    Длительность  проекта:  долгосрочный,  8 месяцев.

    Тип проекта:  физкультурно – развлекательный, оздоровительный.

    Вид проекта:  практико - ориентированный

    Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

    Для реализации необходимо:

    - физкультурный зал, спортивная площадка;

    - оснащение спортивного зала необходимым спортивным инвентарём;

    - спортивный инвентарь для самостоятельной деятельности детей;

    - художественное слово и детская литература по ознакомлению и расширению представлений о спорте;

    - видеозаписи с трансляциями подвижных, народных  игр;

    - мультфильмы спортивного содержания;

    - мультимедийные презентации по ознакомлению и расширению представлений о  физкультуре;

    - атрибуты к подвижным играм, к физкультурным  развлечениям, досугам;

    -  спортивная форма и спортивный инвентарь;

    - оформление стенда «Мы со спортом дружим»;

    1.2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    Методы, направленные  на  реализацию задач  проекта:

    1. Игровой метод является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека, который обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются  в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества, подбирая для этого соответствующие игры.
    2. Соревновательный метод это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности  дошкольников. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность детей к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
    3. Словесные методы: беседы, рассказ, объяснения, указания, распоряжения и команды, словесные оценки, комментарии.
    4. Наглядные: показ двигательного действия педагогом или подготовленным ребёнком, просмотр видеофильмов и презентаций, наглядных пособий, рисунков,  зрительных и слуховых ориентиров и др. Применение различных форм и средств наглядности способствует формированию точного образа двигательного действия или двигательного задания  в целом.

    Формы, направленные  на  реализацию задач  проекта:

    - занятия по физическому развитию в физкультурном зале и на улице;

    - физкультурные  упражнения;

    - подвижные игры большой и малой подвижности;

    - творческие двигательные задачи;

    - индивидуальная работа воспитателя;

    - анкетирование, беседы;

    - досуги и праздники, проведённые совместно с родителями;

    - конкурсы;

    - оформление стенда;

    - цикл консультаций.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Ожидаемыми результатами по окончании реализации проекта будут являться следующие показатели:

    -  повышение уровня знаний детей о здоровом образе жизни;

    - повышение интереса детей к физкультуре, повышение  уровня физической подготовленности;

    - расширение познавательного кругозора;

    - благотворное влияние на развитие речи детей, расширение нравственных качеств;

    - создание картотеки «Народные подвижные игры для детей»;

    - осуществление преемственности между ДОУ  и родителями в приобщении детей  к здоровому образу жизни;

    - проведение физкультурного развлечения «Ярмарка движений».

    2. ПЛАНИРОВАНИЕ: ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    1.Подготовительный этап (сентябрь)

    На подготовительном этапе проекта будут проведены следующие мероприятия:

    - анкетирование родителей с целью выявления отношения к  физическому развитию   в семье;

    - изготовление и обновление   атрибутов и спортинвентаря,  необходимых для реализации проекта;

    -  подобрать цикл мультимедийных презентаций;

    - разработать цикл сюжетных мероприятий  с использованием подвижных  игр;

    - тематическое занятие  для повышения  уровня физической  и двигательной подготовленности детей с использованием нетрадиционных средств физической культуры;

     - подготовить консультации  для родителей.

    2. Основной этап (октябрь - март)

    На основном этапе проекта будут проведены следующие мероприятия:

    - тематически-познавательные занятия  с использованием мультимедийных презентаций;

    - тематические  физкультурные занятия;

    - физкультурные досуги и праздники с привлечением родителей и персонала ДОУ;

    - разучивание  считалок, отгадывание загадок;

    - дидактические и настольно – печатные игры;

    - выставка детских творческих работ;

    - оформление стенда.

    3.Заключительный этап (апрель)

    - анкетирование родителей по окончании проекта;

    - составление детьми творческих рассказов на тему: «Физкультура  и  Я – неразлучные друзья!»;

    - развлечение «Ярмарка движений»;

    - фотоальбом «С физкультурой мы дружны!».

    1. ПЛАН - ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

    Срок проведения

    Мероприятия

    Задачи

    Участники

    Ответственный

    сентябрь

    Анкетирование родителей

    «Физическое воспитание в семье»  (приложение № 1)

    Выявить отношение родителей к  спортивным занятиям в семье

    родители

    воспитатели

    «Роль физкультуры в  развитии ребенка»

    Консультация для родителей

    (приложение № 2)

    Дать родителям информацию о том, что физическое развитие занимает особое место, и именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития

    родители

    воспитатели медицинский работник

    «Морское путешествие

    Физкультурное занятие

    (приложение № 5)

    Формирование двигательных умений  и навыков  детей, потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности.

    дети

    воспитатели

    Заучивание считалок

    (приложение № 4)

    Развивать связную речь, память, обогащать словарный запас детей

    дети

    воспитатели

    октябрь

    Телепередача «Будь здоров» тематическое познавательное занятие

    Презентация с использованием мультимедийного оборудования

    Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

    дети

    воспитатели

    «Лунтик в гостях у детей»

    Физкультурное занятие  

    Использование нетрадиционных средств физической культуры для повышения уровня физической и двигательной подготовленности детей.

    дети

    воспитатели

    Сказочные физминутки 

    (приложение №4)

    Развивать умение согласовывать текст с выполнением движений

    дети

    родители

    воспитатели,

    дети,

    родители,

    ноябрь

    «Прогулка в осенний лес»

    Тематическое занятие с использованием ИКТ

    Упражнять детей в выполнении физических упражнений, Воспитывать организованность, ловкость, быстроту движения, уверенность, положительные эмоции

    дети

    воспитатели

    «В гостях у сказки»

    Физкультурный досуг

     Развивать основные физические качества детей (скорость, координацию движений, ловкость, выносливость). Воспитывать целеустремленность, настойчивость, чувство сплоченности.  Доставить чувство радости.

    дети

    воспитатели

    музыкальный руководитель

    Повторение считалок

    Развивать память, прививать  интереса к русскому ритмически организованному слову

    дети

    воспитатели

    декабрь

    «Дает силу нам всегда витаминная еда»

    Тематическое занятие  с использованием мультимедийного оборудования

    Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной

    дети

    воспитатели

    «Зимние забавы»

    Выставка детских работ, совместное творчество с родителями

    «Путешествие веселого Снеговика»

    Физкультурный досуг с родителями

    (приложение № 7)

    Развивать детское творчество,

    Способствовать  установлению доверительных отношений между ними, приучать   к сотрудничеству.

    Закрепить двигательные навыки, воспитывать желание заниматься физкультурой совместно с родителями

    Дети

    дети

    воспитатели

    родители

    дети

    воспитатели

    старший воспитатель

    родители

    дети

    январь

     Пословицы, поговорки  о физкультуре и здоровье,  разгадывание загадок

    (приложение № 4)

    Формировать осознанное отношение к пословицам и поговоркам.  Развивать логическое мышление, память

    дети

    воспитатели

    «Народные зимние игры» 

    тематическое познавательное занятие.

    Презентация, с использованием мультимедийного оборудования

    Познакомить с играми, в которые можно играть зимой

    дети

    воспитатели

    «Прокачусь я с горки вниз»

    Веселые старты на участке

    Закрепить двигательные навыки, поддерживать положительный эмоциональный

    дети

    Воспитатели, старший воспитатель,

    «Мой веселый звонкий мяч»

    Физкультурное занятие

     настрой, воспитывать интерес к играм зимой

    Формирование здорового образа жизни дошкольника и потребности в самостоятельной двигательной деятельности.

    дети

    медицинский работник,

    воспитатели

    февраль

    «Юные защитники Отечества»

    Физкультурный досуг  с родителями

    Пропаганда физической культуры и занятий спортом, развивать заинтересованность родителей в совместных мероприятиях

    дети

     родители

    воспитатели, старший воспитатель

    музыкальный

    руководитель

    Снежные постройки

    Развивать двигательную активность детей на прогулке

    дети

    воспитатели

    Конкурс плакатов  «Папа может»

    Развивать совместное творчество ребенка и родителей, пропаганда здорового образа жизни

    дети

    родители

    воспитатель

    «Физкультурные загадки для детей с ответами»

    Обогащать словарный запас, память, связную речь

    дети

    воспитатели

    март

    «Школа здорового образа жизни»

    Викторина для детей

    Закреплять знания детей о том, как сохранить здоровье. Формировать способности к импровизации и творчеству в двигательной деятельности.

    дети

    воспитатель

    «Путешествие к Гномам  за секретами здоровья»

    Физкультурное занятие (поисковая экспедиция)

    (приложение № 6)

     Создать условия для развития двигательной деятельности детей.

    дети

    воспитатели

    старший воспитатель

    «Не забывайте народные игры»

    Консультация для родителей

    (приложение № 3)

    Обращение к народным играм обогащает семейный досуг, способствует созданию атмосферы радости, праздника.

    родители

    воспитатели

    апрель

    Анкетирование родителей

    «Какое место в вашей семье занимает физкультура?»

    Выявить отношение родителей и детей к занятиям физкультурой в семье

    родители

    воспитатели

    «Ярмарка движений»

    Физкультурный праздник с использованием народных игр

    (приложение № 8)

    Пропагандировать активные формы спортивного отдыха . Укреплять эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми

    дети

     родители

    воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители

     «Физкультура и Я – неразлучные друзья»

    Составление творческих рассказов

    закрепить знания детей, подведение итогов проекта

    Дети

    родители

    воспитатели, старший воспитатель

    родители, дети

    «С физкультурой мы дружны!» создание фотоальбома

    Расширять возможности совместного взаимодействия детей и родителей

    дети

    родители

    Воспитатели,

    родители,  дети

    Физкультурные занятия.  Включение физкультурных занятий в проект необходимо потому, что они  развивают много положительных качеств у ребенка. Это не только физическое, но и умственное развитие. Основные из них это мышление, восприятие, пространственные и временные представления, внимание и память. Также, он учится работать в коллективе, находить общий язык со сверстниками. Малыш чувствует ответственность при различных групповых соревнованиях, что достаточно важно для его развития. Стоит отметить, что спортивные игры развивают аналитические навыки и умения, улучшают быстроту реакций, ловкость, внимание. Дети получают навыки в поведении с людьми.

    Тематические физкультурные занятия позволяют развивать у детей физические качества, формировать интерес к занятиям физического развития,  научить основным видам движений  в различных видах подвижных игр, прививают любовь и интерес к народным  подвижным играм.

    Физкультурные развлечения и праздники  оказывают положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи  в решении задач физического развития. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.

    Физкультурный досуг  был включен в проект, так как это одна из форм активного отдыха детей. Он позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.

    В проекте используется большое количество  считалок, загадок,  так как художественное слово позволит развивать связную речь детей,  память, пополнять словарный запас детей.

    Анкетирование родителей позволит выявить отношение родителей к занятиям физического развития в семье на начало и на конец проекта.

    3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОТЧЕТНОСТЬ

    Исходя из цели и задач проектной деятельности, предложены следующие    критерии оценивания:

    - уровень сформированности базы знаний и практических навыков в физических упражнениях, подвижных играх  (выявляется в процессе проведения мероприятий на заключительном этапе деятельности);

    - самостоятельность и инициативность детей в действиях практического и игрового характера (выявляется в процессе наблюдения в группах);

    - информационное обеспечение родителей по проблеме использования упражнений и игр, как средства укрепления организма ребенка (выявляется по результатам входящего и итогового анкетирования);

    - систематизация материала в области применения знаний, умений и навыков при организации подвижных и малоподвижных игр и игровых упражнений, физкультурных занятий в группе и во время прогулки (проявляется при организации деятельности на каждом этапе реализации проекта и анкетирования педагогов).

    С целью определения результативности и эффективности работы по проекту был осуществлен мониторинг физического развития детей  старшего дошкольного возраста.  В мониторинге использовался метод наблюдения за детьми, игровые тестовые задания. По результатам мониторинга можно сказать, что дети физически развиты, дети овладели основными движениями, общеразвивающими   упражнениями, у них значительно вырос двигательный опыт.   На протяжении проекта у детей  увеличился  интерес к подвижным играм и эстафетам, которые помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества.   Наблюдая за детьми, можно отметить повышение потребности в двигательной активности детей. По результатам бесед с родителями можно сделать вывод: родители стали больше интересоваться проблемами физического развития детей,  стали активнее участвовать в совместных мероприятиях.

    Ведь совместная работа ДОУ и семьи имеет большое значение – только в такой семье вырастет здоровый, любящий занятия физкультурой  ЧЕЛОВЕК!


    Список литературы:

    1.        Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду. Книга для воспитателя детского сада» – М.: Просвещение, 1990.

    2.        Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» – М.: ИД Воспитание дошкольника, 2004.

    3.        Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

    4.        Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе» – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

    5.        Хухлаева Д.В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для учащихся педагогических училищ» - М.: Просвещение, 1984

    6.        Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: кн.   для   воспитателей   детского   сада   и   родителей   -   2-е   изд.   М.: Просвещение, 2000

    7.         http://www.maam.ru

    8.         http://nsportal.ru

    9.         http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/konspektyi-fizkulturnyih-zanyatiy/news6429.html

    10.       http://dohcolonoc.ru/stikhi/9419-skazochnye-fizminutki.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Давайте жить дружно" (для детей старшего дошкольного возраста)

    Очень чувствительны к дружественным отношениям дети. Друзья являются важным достоянием детского возраста с точки зрения социально-психического развития человека. В процессе взаимоотношений у ребенка ф...

    Спортивно-развлекательная игра, посвященная Дню защитника Отечества, для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. (Методический материал)

    Спортивно-развлекательная игра,  посвященная Дню защитника Отечества,  для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.  (Методический материал)Цель: Создание доброжелательной, п...

    Сказки и рассказы о пользе физкультуры и спорта (для детей старшего дошкольного возраста)

    Волшебный нос И чего только не бывает на свете волшебного! Молодой маг и чародей Антон Сидоров имел волшебный нос. Пользовался Антон им так: загадывал нужное желание, после чего морщил нос и... чихал....

    проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Дружные ребята"

    проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (презентация)...

    Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                    Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...

    Проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных досугах "По следам детских идей..."

    laquo;По  следам  детских  идей…» - это  проект  по  развитию  инициативы  и  самостоятельности  детей  старшего  дошкольного...

    Проект "Давайте жить дружно" для детей старшего дошкольного возраста

    Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возра...