Формирующий эксперимент. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 5-6 лет.
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему

Формирующий этап осуществлялся с 11.10.2014г. по 24.12.2014г.  включительно в экспериментальной группе (список детей ЭГ – см. Приложение 1) на базе МБДОУ «Детский сад № 89» г. Рязани.  В контрольной группе работа по формированию представлений о здоровом образе жизни  осуществлялась по Программе обучения и воспитания «От рождения до школы» под руководством Н.Е. Вераксы и др.

Содержание направлений работы с детьми экспериментальной группы было на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, программы социального развития ребенка «Я – человек» С.А. Козловой и других авторских разработок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon savushkina_kontrolnaya_formiruyuschiy_experiment.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 5-6 лет

Формирующий этап осуществлялся с 11.10.2014г. по 24.12.2014г.  включительно в экспериментальной группе (список детей ЭГ – см. Приложение 1) на базе МБДОУ «Детский сад № 89» г. Рязани.  В контрольной группе работа по формированию представлений о здоровом образе жизни  осуществлялась по Программе обучения и воспитания «От рождения до школы» под руководством Н.Е. Вераксы и др.

Содержание направлений работы с детьми экспериментальной группы было на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, программы социального развития ребенка «Я – человек» С.А. Козловой и других авторских разработок.

Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:

  • доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;
  • соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
  • реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
  • организация здоровьесберегающей среды в группе детского сада;
  •  привлечения родителей к работе по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей 5-6 лет.

Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило нас  к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ. Работа проходила в старшей группе детского сада и состояла из трех этапов:

  • Подготовительный (ориентировочный) этап (I) – изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; определение содержания, доступного старшим дошкольникам; планирование видов работы и организационных форм (составление перспективного плана работы), проведение пробных занятий, организация здоровьесберегающей среды.
  • Основной этап  (II)– сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются специальные познавательные занятия (частота проведения 2 раза в месяц).
  • Закрепляющий этап (III) – закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ.

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ использовались наглядные, словесные и практические методы.

Основные формы работы:

  • Занятия(1 раз в неделю)
  • Беседы(2 раза в месяц)
  • Прогулки(ежедневно)
  • игры (дидактические и сюжетно-ролевые)(2 раза в неделю)
  • досуги(2 раза в месяц)
  • рассматривание иллюстраций(2 раза в месяц)
  • оздоравливающие мероприятия (2 раза в неделю)

Методы работы:

  • Словесный (занятия, беседы)
  • Наглядный(рассматривание иллюстраций)
  • Игровой (дидактические и сюжетно-ролевые игры)
  • Практический (опытно-экспериментальная работа)

Перспективный план работы по формированию у детей экспериментальной представлений о здоровом образе жизни представлен в Приложении 2.

Конспекты разработанных занятий, бесед представлены в Приложении 3.

На 1 этапе работы было организовано здоровьесберегающее пространство.

Важным условием для реализации разработанной педагогической работы с дошкольниками является формирование в детском саду здоровьесберегающего пространства.

Большое значение для детского здоровья имеет улучшение качества воздушной среды на территории и в помещениях детского сада. В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского сада проводились регулярные односторонние и сквозные проветривания. Снижению риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем, способствовала обработка помещений аппаратом «Кварц».

Укреплению здоровья детей способствовали закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой, хвойные и солевые ванны для ног, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, а также теплой водой и кубиками льда.

В экспериментальной группе с детьми проводили полоскание полости рта (после каждого приема пищи), хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим полотенцам.

Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствовало создание здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в группе. Уголок здорового образа жизни оборудовали детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.

Составной частью здоровьесберегающего пространства также стали выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.

Выполнение заданий диагностического комплекса позволило выявить детей с недостаточными представлениями о здоровье и ЗОЖ, что важно для отбора содержания и определения уровня сложности сообщаемой детям информации о ЗОЖ с позиций индивидуально-дифференцированного подхода.

На 2 этапе работы осуществлялось собственно формирование представлений о здоровом образе жизни у детей экспериментальной группы. Реализацию работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей экспериментальной группы  осуществляли в трех направлениях.

Первое направление «Я – человек. Что я знаю о себе?»

Цель. Формировать представления детей о человеке как живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; об особых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.

Второе направление «Образ жизни человека и здоровье»

Цель. Формировать представления детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.

Третье направление «Здоровый образ жизни в условиях большого города».

Цель. Формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека; о составляющих здорового образа жизни, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.

Система работы с детьми предполагала различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы стали занятия, досуги, режимные моменты, спортивные мероприятия.

На занятиях детям сообщали новые сведения и закрепляли полученные представления. Как показал опыт работы, закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия строились как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности были полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствовало формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формировались представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы развивают физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривало  формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.

На музыкальных занятиях у детей формировались представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

Досуги способствовали созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на ЗОЖ, способствовала театрализованная деятельность с участием педагогов, детей и их родителей. Содержание досугов было направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволило активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ, своевременно реагировать на проявления негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты способствовали воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек, навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогали им быть активными, самостоятельными. Поэтому мы четко соблюдали режимные моменты, следили за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировали  нагрузку, избегали однообразия и монотонности детской деятельности.

Режимные моменты использовались для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания. Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создавались игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращали внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряли потребность в них. Во время мытья рук после прогулки реализовалось контрастное закаливание рук кубиками льда и теплой водой.

С детьми экспериментальной  группы ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствовала  хорошему настроению детей.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.

При опоре на технологию конструирования игровых программ развития школьно-значимых функций и коррекции их недостатков у детей дошкольного и младшего школьного возраста О.А. Степановой было разработано содержание и дидактическое оснащение развивающих игр по теме «Здоровый образ жизни».

В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» у дошкольников формировалось поведение, способствующее ЗОЖ, на основе формирования представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

Детская художественная литература способствовала развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Была организована выставка детской литературы «Здоровье и здоровый образ жизни». В процессе подготовки к выставке детей знакомили с художественными произведениями по теме ЗОЖ, обсуждали их содержание, разучивали стихотворения, загадки. На открытие выставки пригласили родителей. Внимание детей обращали на разнообразие книг, их красочное оформление; представляли детям новые книги. Затем детям экспериментальной группы было предложено рассказать, с какими из представленных книг они уже знакомы, о чем эти книги. Такие рассказы педагоги и родители готовили с детьми заранее, что способствовало преодолению трудностей некоторых дошкольников при составлении самостоятельных рассказов, а также позволило родителям ощутить необходимость и результативность совместной деятельности с детьми. Книжная выставка длилась несколько дней. В это время продолжали знакомить детей с представленными книгами, в дальнейшем это знакомство продолжалось во время сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Совместная деятельность детей и взрослых по изготовлению страниц детского альбома «Здоровый образ жизни» направлена на закрепление и систематизацию представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ. Выполнялся альбом на листах чертежной бумаги формата А3. Каждая страница выполнялась  по следам конкретного мероприятия. Иллюстрациями служилидетские рисунки, аппликации, поделки из бумаги (в том числе и коллективные), фотографии, марки, открытки и т. д.

Дети с педагогами в детском саду и с родителями дома читали детскую художественную литературу по тематике ЗОЖ, по рекомендации педагогов выполняли наблюдения и опыты, подбирали соответствующие картинки, делали рисунки, рассматривали иллюстрации, фотографии.

Подготовленный материал дети вместе с педагогом размещали на страницах альбома. Некоторые иллюстрации подписывали. Дети, хорошо умеющие читать и писать печатными буквами, под наблюдением педагога аккуратно выводили слова и фразы. Те, кто еще затрудняется читать и печатать слова, обводили надписи, предварительно сделанные педагогом простым карандашом.

Например, страница «Занимаемся физкультурой» была оформлена в результате выполнения детьми коллективной работы. Дошкольникам предлагалось сначала сконструировать с помощью геометрических фигур на плоскости страницы силуэты детей, выполняющих различные физкультурные упражнения, затем обвести их карандашом, «одеть» и раскрасить.

В альбоме разместили страницы с загадками (отгадками часто являются детские работы), рассказами, которые составили дети, а с их слов записал педагог.

Когда все страницы альбома готовы, проводили его презентацию. На нее приглашали гостей – родителей и педагогов детского сада. Дети рассказывали о каждой странице альбома, отвечали на вопросы, читали стихи, пели песни, загадывали загадки.

В дальнейшем альбом использовался как демонстрационный материал на занятиях, при подготовке тематических выставок, выставлялся в книжном уголке.

Наглядные методы включали наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.

Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствовало формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.

Демонстрация предполагала показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ. Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствовала формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ.

Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.

Рассказы и беседы были направлены  на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений.

При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы носили не только репродуктивный характер, значительная их часть направлялась на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем.

Объяснения проводилият с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем, так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствовало предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствовало самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо было проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений.

Практические методы включали опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствовали формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установили, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.

Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствовали различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т. д.).

Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ использовались  приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».

В нашей работе был важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет их возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории,  имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей.

С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей была необходима организация специальной работы с ними. Подобная работа проводилась в форме организации семейного клуба «Будь здоров», в заседании которого включались элементы тренинга. Вместе с инструктором по физическому воспитанию проводились праздники «Здоровья», «Веселые старты» в которых участвовали дети и их родители.

Организовывали тематические родительские собрания, досуги, праздники. Устраивали конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи». Предлагали родителям ответить на вопросы анкеты «Здоровье всему голова». В родительском уголке размещали консультации, рекомендации.

В конце нашей работы стало заметно, что дети из экспериментальной группы стали результативно и точно выполняли физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляли быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Умели обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т. п.).  Соблюдали правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале. Имели представление о том, что такое безопасное поведение, понимали, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице. Имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

Перспективный план по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет

Перспективный план по формированию рпредставлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет. Приложение: упражнения для дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксационные упражнения....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"...