Программа Здоровье
рабочая программа по физкультуре на тему

Музипова Светлана Ривкатовна

Целевая  программа  «Здоровье»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ»

 

Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него 
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов, академик


       Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны. 
       О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто как на уровне государства, так и отдельно взятого учреждения.   Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года);   и многие другие нормативно-правовые документы определяют задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Особенно остро проблема сохранения, укреп­ления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с дошкольными учреждениями. Контингент воспитанников современных дошкольных учреждений. В настоящее время в детский сад приходят дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья как физического так и психического. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc424 КБ

Предварительный просмотр:

Целевая  программа  «Здоровье»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ»

Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него 
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов, академик


       Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны. 
      О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто как на уровне государства, так и отдельно взятого учреждения.   Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года);   и многие другие нормативно-правовые документы определяют задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с дошкольными учреждениями. Контингент воспитанников современных дошкольных учреждений. В настоящее время в детский сад приходят дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья как физического так и психического. 
       Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей. Основными причинами «проблемного» поведения детей могут считаться следующие: несформированность основных культурно-гигиенических навыков, умения общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.  Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольного учреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексной медико-психолого-педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанников имеющихся медицинских, психологических и педагогических проблем. 

В связи с этим, одной из самых важных задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Эти организационные проблемы могут быть эффективно решены через реализацию программы «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сада комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан – это нормативный акт, программа, разработанная в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Законом Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;
  • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
  • Законом Республики Татарстан от 03.03.2012 №16 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;
  • Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 29.06.2001 «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков».

Программа «Здоровье» призвана объединить педагогический персонал, специалистов детского сада и медицинский персонал, закреплённый за ДОУ в деле здоровьесбережения воспитанников и педагогов детского сада.


Цели программы

1.Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду

2.Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского сада.

3.Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.

Задачи:
*
 Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья воспитанников детского сада.

* Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей.
* Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий. 
* Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду.

*  Популяризация преимуществ здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам.
* Соблюдение валеологических требований на  занятиях  НОД, в режиме дня.

* Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы.

* Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья.
*  Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений.

Основными направлениями в реализации программы являются:

  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Организация работы с детьми;
  • Медицинское сопровождение;
  • Психологическое сопровождение;
  • Оздоровительная работа с педагогами;
  • Укрепление материально-технической базы;
  • Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

1. Стабилизация показателей здоровья:

2. Уровень заболеваемости детей.

3. Повышение качества освоения основной образовательной программы по образовательным областям «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность». 
4. Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием в условиях детского сада.
5. Применение здоровьесберегающих технологий.


Материально-техническая база, необходимая для реализации программы:
* Музыкальный и   физкультурный залы;
* Спортивные площадки;
* Игровые площадки и спортивный инвентарь для занятий физкультурой на открытом воздухе и в зале;
* Наличие в каждой семье спортивного инвентаря для занятий физкультурой;
* Медицинский кабинет;
* Кабинет педагога-психолога;

* Кабинет учителя – логопеда.

Основные   задачи    лечебно – оздоровительной     работы

медицинского персонала:

  • Организация всех санитарно-гигиенических мероприятий, необходимых  для правильной постановки оздоровительной, воспитательной и учебной работы в детском учреждении.
  • Использование нетрадиционных способов оздоровления и профилактической работы с детьми, с учётом состояния здоровья, интересов и запросов родителей.
  • Медицинский контроль за развитием и состоянием здоровья детей, организация и проведение всех необходимых заболеваний и распространения их среди детей.
  • Предупреждение заноса инфекционных заболеваний и распространения их среди детей.
  • Профилактика простудных заболеваний и детского травматизма.
  • Организовать профилактическую работу среди родителей и детей по предупреждению  травматизма.
  • Наблюдение за правильным питанием, физическим воспитанием и закаливаем детей.
  • Осуществлять контроль за развитием и состоянием детей, организацией и проведением всех  профилактических,  общеоздоровительных и лечебных  мероприятий.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основания для разработки программы:

  • важнейшие положения Конвенции   ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон  Российской Федерации «Об образовании»;

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • подзаконные акты федерального и регионального уровней;

                       Устав МБДОУ.

Нормативные документы МБДОУ

Устав МБДОУ;

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности  № 3389 от 11.03.2012 г.

Свидетельство о внесении в единый государственный реестр № 0173 от 9.03.2010 г.

Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе ИНН/КПП - 1649005980/_______________

Заказчик

Учредитель, коллектив ДОУ, родители воспитанников.

Цель программы и задачи

Создание единого образовательного пространства, обеспечивающее воспитание здоровой и всесторонне развитой личности ребенка.

Источники финансирования

Финансирование Программы осуществляется из бюджетных средств ДОУ, внебюджетных средств ДОУ, за счет дополнительных образовательных услуг и благотворительных пожертвований.

Ожидаемые результаты

 Ребенок

  • снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости организма ребенка;
  • приобщение ребенка к здоровому образу жизни, овладение ребенком разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
  • систематизация опыта формирования у детей психоэмоциональной устойчивости;
  • повышение уровня валеологических знаний.

Педагог

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационного ДОУ;
  • обновление содержания и технологий физкультурно-оздоровительного, корреционно-развивающего направления;
  • реализация социального заказа родителей.

Родители

  • определение родителями позиции равноправных участников  воспитательно-образовательного пространства.

Социум

  • организация психолого–педагогической и социальной помощи семьям, в том числе семьям группы «риска»;
  • организация сотрудничества с учреждениями культуры, образования и здравоохранения микрорайона.

Материально-техническая база

  • Создание и оснащение физио кабинета медицинским оборудованием;
  • Обновление игрового и спортивного оборудования, детской мебели, техническое оснащение, приобретение стационарного оборудования.

Приоритетные направления деятельности:

- квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениями в развитии речи;

- физическое развитие детей.

В образовательном учреждении они реализуется через базовые образовательные области «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка» в процессе организации следующих видов деятельности:

  • фронтальные и индивидуальные логопедические занятия,  физкультурные занятия в зале и на улице, плавание, ритмопластика;
  •  утренняя зарядка на свежем воздухе при оптимальных климатических условиях;
  • лечебная физкультура (ЛФК), игровые упражнения на развитие крупно – и мелкомоторных  навыков, все возможные виды гимнастик (артикуляционных, пальчиковых, дыхательных, коррегирующих, гимнастика для глаз);
  • физкультминутки, подвижные игры между занятиями, требующими статического положения;
  • оздоровительный игровой «час» для детей младшего возраста, «час» двигательного творчества и динамический «час» для детей от 3 до 7 лет;
  •  прогулка: хороводные, подвижные игры, походы, экскурсии, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа;
  • кружковая, секционная работа («Спортивная гимнастика» совместно ДЮСШ-1, «Спортивные игры», «Народные игры», занятия с логопедом);
  • праздники, досуги, развлечения;
  • спартакиады, турниры, соревнования.

Исполнители программы

Коллектив ДОУ

Программа утверждена на педагогическом совете –

Протокол педсовета № ____ от  _____ г.




ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

Показатели

Реальное

Идеальное

Достижимое

Предметно-развивающая среда

Недостаток современного стандартного оборудования

Разнообразие предметной среды в ДОУ, стимулирующей развитие ребенка

Обновление и наполнение среды с учетом возможностей ДОУ, требований ребенка и родителей

Комплексное медико-социо-психолого-педагогическое обеспечение

Интеграция специалистов

Большой процент детей соматически больных и ослабленных  (до 35%)

Нет системы в работе всех специалистов в рамках сопровождения индивидуального развития ребенка

Обеспечение деятельности всех направлений сопровождения развития ребенка на уровне отдельных служб

Укрепление физического и психосоматического здоровья детей через реализацию программы «Здоровье»

Организация медико-психолого-педагогической службы  (ПМПК, консультативный центр)

Образовательное пространство

Несогласованность программного материала, приводит к повышению умственной нагрузки

Базовая программа, реализующая содержание дошкольного образования

Оптимизация реализуемого содержания на основе составления плана совместной работы специалистов. Создание планов взаимодействия всех специалистов.

Дополнительное образовательное пространство

Работа кружков и студий по интересам детей.

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

Расширение номенклатуры услуг, повышение качества дополнительного образования на основе перестройки деятельности всех специалистов

Повышение качества дополнительного образования.

Включенность семьи

Преемственность

Слабая включенность семьи в работу ДОУ низкий образовательный уровень, отсутствие преемственности в воспитании и образовании детей.

Родители – партнеры в образовательном процессе. Построение единой системы преемственного воспитания

Открытая система отношений педагогов и семьи, основанная на психологии доверия;

Мастерство и профессионализм педагогов

Низкий уровень овладения современными технологиями, инновациями.

Педагог-универсал, творчески развивающаяся личность.

Повышения квалификации педагогов, повышение мотивации к овладению инновационными технологиями,

обучение современным образовательным технологиям.

Кадровый состав

Организован медицинский патронаж детей медперсоналом городской детской поликлиники

В штатном расписании ДОУ нет врача-психоневролога, врача – физиотерапевта, инструктора ЛФК.

Профессиональное кадровое обеспечение ДОУ, качественное медицинское сопровождение ребенка.

Введение в штатное расписание:

врача- психоневролога;

инструктора ЛФК;

врача - физиотерапевта.

Материально-техническая база, ресурсы

Средний уровень материального обеспечения ДОУ.

Современный уровень материального обеспечения ДОУ. Оснащение

площадок для спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол)

Расширение и укрепление материально-технической базы ДОУ.

Таким образом, проблемно - ориентированный анализ выявил потенциал развития и показал, что ДОУ необходимо комплексное создание системы физкультурно - оздоровительной и коррекционно-развивающей работы.




КОНЦЕПЦИЯ ДОУ

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ

        Создание единого образовательного пространства, обеспечивающее воспитание здоровой и всесторонне развитой личности ребенка.

ПОДЦЕЛИ

  • Воспитание здоровой и всесторонне развитой личности ребенка;
  • Оптимизация педагогического процесса в ДОУ;
  • Формирование потребности педагога в саморазвитии и рефлексии.

ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО

ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА ДОУ

  • Сохранение, укрепление соматического здоровья ребенка.
  • Физическое развитие – овладение различными видами движений, развитие двигательных качеств (быстрота, ловкость, выносливость и т.д.).
  • Развитие сенсомоторной координации.
  • Произвольность всех психических процессов.
  • Сформированность волевых качеств и привычек.
  • Положительный образ «Я ».
  • Эмоционально-положительная, адекватная самооценка.
  • Благополучие внутреннего мира (нормальный уровень тревожности).

ОБРАЗ ПЕДАГОГА ДОУ

  • Теоретическая компетентность -
  • общенаучная,
  • психолого-педагогическая,
  • методическая
  • Технологическая компетентность -

Умение:

  • Планировать педагогический процесс;
  • Определять задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Эффективно организовывать деятельность детей в разных ее видах;
  • Осуществлять координацию своей деятельности с другими участниками воспитательно-образовательного процесса;
  • Привлекать родителей к участию в деятельности ДОУ;
  • Безусловно принимать ребенка;
  • Находить и раскрывать ресурсы ребенка во всех видах его активности;
  • Участие в консультировании родителей;
  • Разработка собственных проектов развивающей деятельности;
  • Самостоятельный анализ ситуации в группе, прогноз ее дальнейшего развития;
  • Выбор стратегии, содержания, дидактического материала и создание развивающей среды в группе;
  • Накапливание, обобщение и распространение опыта работы;
  • Психолого-педагогическая рефлексия деятельности;
  • Стремление к самообразованию, самоусовершенствованию, повышение педагогического мастерства.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

Организация режима  пребывания детей в МБДОУ

          Режим  работы дошкольного учреждения   и  длительность  пребывания  в  нем  детей  определяются  уставом,  договором,  заключаемым  между  дошкольным  образовательным  учреждением  и  учредителем,  и  является  следующим: группы функционируют в режиме полного дня (12 - часового пребывания) при пятидневной рабочей неделе: с

Для качественного обеспечения организации жизнедеятельности детей для каждого возрастного периода в детском саду составлен режим дня с учетом требований СанПиН.

Режим дня

(холодный период)

Мероприятия

1младшая

2 младшая

средняя

старшая

подготови-тельная

Приём детей (беседы, игры, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, дежурство)

6.15 - 8.00

6.15 - 8.00

6.15 - 8.00

6.15 - 8.00

6.15 - 8.00

Утренняя зарядка

8.00-8.05

8.00-8.05

8.05-8.12

8.15-8.25

8.25-8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.05-8.20

8.05-8.20

8.15 – 8.45

8.25-8.55

8.35 –8.50

Игры, самостоятельная деятельность

8.20-9.00

8.20-9.00

8.45 – 9.00

8.55 – 9.00

8.50 –9.00

Организованная образовательная деятельность

8.30 - 8.45 -9.00 (по подгруппам)

8.40-8.55 (по сетке НОД)

9.00 – 10.00

9.00 – 10.10

9.00 – 10.35

9.00-10.50

Игры, подготовка к прогулке, прогулка  (игры, наблюдения, труд)

9.00-11.20

10.00-11.45

10.10-12.00

10.35– 12.15

10.50–12.25

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность, игры

11.20-11.45

11.45-12.00

12.00-12.20

12.15 -12.30

12.25-12.35

Подготовка к обеду, обед

11.45-12.20

12.00-12.30

12.20-12.50

12.30-13.00

12.35-13. 05

Спокойные игры, подготовка ко сну

12.20-12.30

12.30- 13.00

12.50-13.00

13.00-13.10

13.05-13.15

Дневной сон

12.30.-15.00

13.00-15.00

13.00-15.00

13.10-15.00

13.15-15.00

Постепенный подъем детей, гимнастика (ЛФК), закаливающие процедуры

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.25

15.15-15.25

15.15-15.25

15.15-15.25

15.15-15.25

Чтение художественной литературы

15.25-15.35

15.25-15.40

15.25-15.40

15.25-15.45.

15.25-15.45.

Самостоятельная деятельность, игры

15.35-16.00

15.40-16.00

15.40-16.00

15.45-16.10

15.45-16.10

Организованная образовательная деятельность (занятия по допобразованию)

15.35-15.50-16.00 по подгруппам

15.40-16.00

15.40-16.00

15.45-16.10

15.45-16.15

Подготовка к ужину, ужин

16.10-16.40

16.10-16.40

16.15-16.45

16.15-16.45

16.20-16.50

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

16.40-17.30

16.40-17.30

16.45-17.30

16.45-17.30

16.50-17.35

Возвращение с прогулки, игры

17.30-17.45

17.30-17.45

17.30-17.45

17.30-17.45

17.35-17.45

Игры, уход детей домой

17.45-18.15

17.45-18.15

17.45-18.15

17.45-18.15

17.45-18.15

Режим дня (теплый период)

Мероприятия

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подгото-

вительная

Приём детей

6.15 - 8.00

6.15 - 8.00

6.15 - 8.00

6.15 - 8.00

6.15 - 8.00

Утренняя зарядка

8.00-8.05

8.00-8.05

8.05-8.12

8.15-8.25

8.25-8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.05-8.20

8.05-8.20

8.15 – 8.45

8.25-8.55

8.35 –8.50

Игры, самостоятельная деятельность

8.20-9.00

8.20-9.00

8.45 – 9.00

8.55 – 9.00

8.50 –9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00 -9.10

9.00 – 9.15

9.00 – 9.20

9.00 – 9.25

9.00-9.30

Игры, подготовка к прогулке, прогулка  (игры, наблюдения, труд); чтение художественной литературы

9.10-11.20

9.15-11.45

9.20-12.00

9.25– 12.15

9.30–12.25

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность, игры

11.20-11.45

11.45-12.00

12.00-12.20

12.15 -12.30

12.25-12.35

Подготовка к обеду, обед

11.45-12.20

12.00-12.30

12.20-12.50

12.30-13.00

12.35-13. 05

Спокойные игры, подготовка ко сну

12.20-12.30

12.30- 13.00

12.50-13.00

13.00-13.10

13.05-13.15

Дневной сон

12.30.-15.00

13.00-15.00

13.00-15.00

13.10-15.00

13.15-15.00

Постепенный подъем детей, гимнастика  после дневного сна, воздушные и водные процедуры

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.25

15.15-15.25

15.15-15.25

15.15-15.25

15.15-15.25

Игры, самостоятельная деятельность

15.35-16.00

15.40-16.00

15.40-16.00

15.45-16.10

15.45-16.10

Подготовка к ужину, ужин

16.10-16.40

16.10-16.40

16.15-16.45

16.15-16.45

16.20-16.50

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

16.40-17.30

16.40-17.30

16.45-17.30

16.45-17.30

16.50-17.35

Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой

17.30-18.15

17.30-18.15

17.30-18.15

17.30-18.15

17.35-18.15

Двигательный режим

Формы работы

Периодичность

Возрастные группы

  младшая

  средняя

   старшая

Подготовите

льная

Утренняя гимнастика

Утром перед завтраком, ежедневно

6 мин

8 мин

10 мин

12 мин

Непосредственная образовательная деятельность (занятия):

- «Физическая культура»;

- «Музыка» (музыкально-ритмические движения)

3 раза в неделю

2 раза в неделю

15 мин

6 мин

20 мин

8 мин

25 мин

10 мин

30 мин

10 мин

Бассейн

2 раза в неделю

-

20 мин

25 мин

30 мин

Физкультминутка

Ежедневно во время обучающих проектов (НОД)

2 мин

2 мин

2 мин

4 мин

Свободная двигательная деятельность между проектами (НОД)

Ежедневно

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

Двигательная активность во время прогулки: подвижные и спортивные игры, самостоятельная подвижная деятельность, индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно утром и вечером

20 мин

20 мин

25 мин

25 мин

Оздоровительный бег или ходьба в конце прогулки в теплое время года

Перед уходом в группу утром

-

4 мин

5 мин

6 мин

Подвижные игры:

- сюжетные;

- игры-забавы;

- эстафеты

Ежедневно утром и вечером до двух игр

5 мин

8 мин

10 мин

10 мин

Спортивные игры

Элементы игр на прогулке (первая половина дня)

-

10 мин

12 мин

15 мин

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно

4 мин

4 мин

6 мин

6 мин

ЛФК

По плану оздоровительной группы

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

День здоровья, походы, сезонные оздоровительные марафоны

1 раз квартал

 50 мин

1ч 30 мин

2ч 30 мин

2ч 30 мин

Спортивные праздники

2 раза в год (первая половина дня)

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

Физкультурные досуги

1 раз в месяц (вторая половина дня)

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

Динамические минутки, паузы; игровой оздоровительный «час»; «час» двигательного творчества

1 раз в течение дня

5мин

5 мин

10 мин

10 мин

Самостоятельная двигательная деятельность детей

В течение дня

Характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса.

                                          Младший дошкольный возраст

№ п/п

Направления развития ребенка

     1-я половина дня

2-я половина дня

1

Физическое развитие

- прием детей на воздухе в теплое время года;

 - гигиенические процедуры;

- утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты);

-закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, умывание, воздушные ванны);

- физкультминутки во время непосредственной образовательной деятельности;

-  НОД по физической культуре;

- прогулка в двигательной  активности (подвижные игры, игры малой подвижности, хороводные игры); - пальчиковая гимнастика;

- игровой оздоровительный «час»

- гимнастика после дневного сна;

- закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком);

- физкультурные досуги, игры и развлечения;

- самостоятельная двигательная деятельность;

- прогулка (в весенне-летне-осенний периоды на свежем воздухе);

-индивидуальная работа по развитию движений на прогулке;

- совместная деятельность воспитателя с детьми

2

Познавательное

развитие

- непосредственно образовательная деятельность, конструирование;

- дидактические игры;

- игры-экспериментирования;

- наблюдения;

- беседы;

- экскурсии, целевые прогулки на участке

- НОД, проекты;

- игры;

- досуги;

- чтение художественной литературы;

- индивидуальная работа

Речевое развитие

3

Социально-коммуникативное

развитие

- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы; беседы о здоровье и безопасности;

- формирование навыков культуры еды; навыков культуры общения;

- этика быта;

-театрализованные игры;

- сюжетно-отобразительные игры;

-трудовые поручения

-индивидуальная работа;

- самообслуживание;

- игры с ряженьем;

- деятельность в книжном уголке;

- работа в уголке природы;

- формирование навыков культуры еды; навыков культуры общения;

-театрализованные игры;

- сюжетно-отобразительные игры;

- совместные игры, обучение игровым действиям

4

Художественно-эстетическое

- НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности;

- эстетика быта;

-экскурсии в природу (на участке)

- НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности;

- музыкально-художественные досуги;

- индивидуальная работа

Средний дошкольный возраст

№ п/п

Направления развития ребенка

     1-я половина дня

2-я половина дня

1

Физическое развитие

- прием детей (в весеннее-летне-осенний периоды на воздухе);

- утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты, корригирующие упражнения);

 - гигиенические процедуры;

-закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, умывание, воздушные ванны);

- физкультминутки во время непосредственной образовательной деятельности и на проектах;

-  НОД по физической культуре;

- плавание;

- двигательная  активность на прогулке (подвижные игры, игры малой подвижности, хороводные игры);

- пальчиковая гимнастика;

- игровой оздоровительный «час», «час» двигательного творчества (на прогулке)

- гимнастика после дневного сна;

- закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком, солевое закаливание, закаливание методом перешагивания и др.);

- ЛФК;

- физкультурные досуги, игры и развлечения;

- самостоятельная двигательная деятельность;

- прогулка (в весенне-летне-осенний периоды на свежем воздухе);

- индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

- игровой оздоровительный «час», «час» двигательного творчества (в спортивном зале)

2

Познавательно-речевое развитие

- непосредственно образовательная деятельность, конструирование;

- дидактические игры;

- игры-экспериментирования, опыты;

- наблюдения;

- беседы;

- экскурсии, целевые прогулки

- занятия по дополнительному образованию;

- проектная деятельность;

- развивающие игры;

- досуги;

- чтение художественной литературы;

- индивидуальная работа

3

Социально-личностные развитие

- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы; ситуативные разговоры;

- минутки безопасности;

- оценка эмоционального состояния детей;

- формирование навыков культуры еды; навыков культуры общения;

- этика быта, трудовые поручения, труд в природе;

- театрализованные игры;

- сюжетно-ролевые игры

- индивидуальная работа;

- самообслуживание;

- игры с ряженьем;

- деятельность в книжном уголке;

- работа в уголке природы;

-театрализованные игры, игры-драматизации;

- сюжетно-ролевые, режиссерские игры

4

Художественно-эстетическое

- НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности;

- эстетика быта;

- музыкально-дидактические игры;

-экскурсии и целевые прогулки в природу (на участке)

- кружки по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности (ритмопластика, танцы, пластилиновая живопись, рисование нетрадиционными способами);

- музыкально-художественные досуги;

- индивидуальная работа

Старший дошкольный возраст

№ п/п

Направления развития ребенка

     1-я половина дня

2-я половина дня

1

Физическое развитие

- прием детей на воздухе в теплое время года;

- утренняя гимнастика: подвижные игры, игровые сюжеты, корригирующие упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия (в теплое время года на участке);

 - гигиенические процедуры (полоскание рта);

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, умывание, воздушные ванны);

- физкультминутки во время непосредственной образовательной деятельности и на проектах;

-  НОД по физической культуре;

- плавание;

- двигательная  активность на прогулке (подвижные игры, игры с элементами спорта, игры малой подвижности, хороводные игры; игровой оздоровительный «час», «час» двигательного творчества, динамический час);

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика

- гимнастика после дневного сна;

- закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком, солевое закаливание, закаливание методом перешагивания и др.);

- ЛФК;

- физкультурные  праздники, досуги, игры и развлечения;

- эстафеты, соревнования, турниры;

- упражнения на фитболлах;

- самостоятельная двигательная деятельность;

- прогулка (в весенне-летне-осенний периоды на свежем воздухе);

- индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

- «час» двигательного творчества, динамический час (в спортивном зале);

- работа по физкультурно-оздоровительным проектам («Росток», «От болезней всех полезней» и др.)

2

Познавательно-речевое развитие

- непосредственно образовательная деятельность;

- конструктивная деятельность;

- дидактические игры;

- игры-экспериментирования, опыты, поисково-исследовательская деятельность;

- наблюдения;

- беседы; экскурсии

- занятия по дополнительному образованию;

- работа по целевым проектам;

- развивающие игры;

- интеллектуальные досуги, марафоны;

- чтение художественной литературы;

- индивидуальная работа

3

Социально-личностные развитие

- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы, ситуативные разговоры;

- минутки безопасности;

- оценка эмоционального состояния детей;

- формирование навыков культуры еды; навыков культуры общения;

- этика быта;

- трудовые поручения, дежурство, труд в природе;

- театрализованные игры;

- сюжетно-ролевые игры

- эстетика быта;

- тематические досуги;

- индивидуальная работа;

- самообслуживание;

- игры с ряженьем;

- деятельность в книжном уголке;

- работа в уголке природы;

-театрализованные игры, игры-драматизации;

- сюжетно-ролевые, режиссерские  игры

4

Художественно-эстетическое

- НОД  и проекты по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности;

- эстетика быта;

- музыкально-дидактические игры;

-экскурсии в природу;

- посещение музеев, театров

- кружки по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности (ритмопластика, танцы, пластилиновая живопись, рисование нетрадиционными способами, детский дизайн, работа с тестом);

- индивидуальная работа

Система закаливающих мероприятий

Организация закаливания в режиме дня на холодный  период

п/п

Содержание

Время

Возрастные группы

I мл

II мл

сред

стар

подг

1

Утренняя гимнастика

8.00-8.30

по графику

+

+

+

+

+

2

Умывание в течение дня прохладной водой

По режиму

+

+

+

+

+

3

Полоскание полости рта

После еды

+

+

+

+

+

4

Сон с доступом свежего воздуха

13.00-15.00

+

+

+

+

+

5

Босохождение, в т.ч.

по корригирующий дорожке

До и после сна

В течение 5-7 мин по мере пробуждения

+

+

+

+

+

6.

Проветривание

По графику

+

+

+

+

+

Организация закаливания в режиме дня на тёплый период

п/п

Содержание

Время

Возрастные группы

I мл

II мл

сред

стар

подг

1

Приём на воздухе

7.30-8.00

-

+

+

+

+

2

Утренняя гимнастика

 на улице

8.00-8.30

по графику

+   в группе

+

+

+

+

3

Оздоровительный бег

-

-

+

+

+

4

Солнечные ванны

10.00-12.00

16.30-18.00

+

+

+

+

+

5

Солевое закаливание после дневного сна

15.00 -15.15

6.

Умывание в течение дня прохладной водой

По режиму

+

+

+

+

+

7

Полоскание полости рта

После еды

+

+

+

+

+

8

Сон с доступом свежего воздуха

13.00-15.00

+

+

+

+

+

9

Сон без маечек

13.00-15.00

+

+

+

+

10

Босохождение

Топтание по корригирующий дорожке

До и после сна

В течение 5-7 мин по мере пробуждения

+

+

+

+

+

11

Обширное умывание

В течение 5-7 мин после сон часа

-

-

+

+

+

12

Точечный массаж

По графику

-

-

+

+

+

13

Проветривание

+

+

+

+

+

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

Формы работы с детьми

Особенности организации

I.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

1.1

Утренняя гимнастика

Ежедневно

1.2

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно утром и вечером

1.3

Физкультурная минутка

Ежедневно, по мере необходимости  в  зависимости от вида и содержания НОД

1.4

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

Ежедневно

1.5

Самостоятельная двигательная деятельность детей на  прогулках

Ежедневно

1.6

Оздоровительный бег

Ежедневно, на прогулке

1.7

Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений)

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей

1.8

Дифференцированные игры-упражнения

Ежедневно, во время прогулки

1.9

Спортивные игры

Элементы игр на прогулке

1.10

Ритмопластика

2 раза в неделю

1.11

Кружки: «Спортивные игры», «Народные игры»; гимнастика

2 раза в неделю с детьми старшего  и среднего дошкольного

1.12

-ЛФК по коррекции нарушения осанки и плоскостопия

2 раза в неделю

1.13

Игровой оздоровительный «час», «час» двигательного творчества, динамический час

Ежедневно, на прогулке и спортивном зале во вторую половину дня

1.13

НОД по физической культуре

3 раза в неделю  (одно на воздухе для детей 5-7 лет)

1.14

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

II.

Самостоятельная двигательная деятельность в режиме дня

Ежедневно

III.

Физкультурно-массовые мероприятия

3.1

Неделя здоровья

1 раз в год

3.2

Физкультурно – спортивные праздники

в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы

3.3

Физкультурный досуг

1 раз в месяц в каждой группе

3.4

День здоровья

1 раз в квартал

Летняя оздоровительная работа осуществляется в рамках проекта по содействию здоровью «Росток». Цель: сохранение и укрепление здоровья детей посредством личностно ориентированной системы физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основная идея проекта - создание условий для системного внедрения и активного использования здоровьесберегающих технологий, программ, инновационных форм и методов оздоровительной работы в деятельности образовательного учреждения. Первостепенным в ее решении является воспитание у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.  Важное место в проекте отводится овладению навыками основ здорового образа жизни. Выполняя игровые правила, ребенок постепенно осваивает поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками.

Валеологическое образование детей.

В соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детского сада №5 города Лениногорск РТ в образовательной области «Здоровье»

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Образовательная область представлена работой всего педагогического коллектива по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Центральное место  занимает  соблюдение  режима дня, проведение комплекса закаливающих процедур и ежедневных физкультурных занятий, проводимых инструктором по физической культуре. Используются различные виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, организация профилактических мероприятий в детском саду; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ); физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств, двигательной активности; становление физической культуры дошкольников; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье); технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка); здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (развитие потребности к здоровому образу жизни); валеологического просвещения родителей (информационная наглядность, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, семинары – практикумы и др. формы работы); здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду (режим смены динамических поз).

Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет).

Вторая младшая группа (3-4 лет).

Образовательные задачи:

  • содействовать охране и укреплению здоровья детей;
  • осуществлять необходимые мероприятия, содействующие укреплению иммунной системы организма ребёнка и предупреждению острых респираторно-вирусных инфекций;
  • создавать условия, способствующие устойчивой работоспособности и сопротивляемости организма утомлению;
  • формировать предпосылки здорового образа жизни.

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила к организации и содержанию работы с детьми;
  • Предупреждать заболевания; охранять нервную систему, зрение, слух, органы дыхания, пищеварение, укреплять позвоночник, стопу, содействовать формированию гармоничного телосложения; укреплять разные группы мышц, способствую формированию правильной осанки, систематически проводить закаливающие процедуры;
  • Удовлетворять потребность детей в двигательной активности и эмоциональном благополучии.

По воспитанию культурно-гигиенических навыков:

  •  Совершенствовать приобретенные ранее навыки;
  • Продолжать обучать детей гигиеническим и бытовым действиям: мыть руки перед едой, после посещения туалета, по мере загрязнения; пользоваться расческой;
  • Совершенствовать навыки самообслуживания: одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафчике, побуждать детей соблюдать аккуратность в одежде и во время приема пищи;
  • Формировать умение убирать за собой игрушки.

По формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • Расширять знания и представления детей о здоровом образе жизни: почему необходимо соблюдать гигиенические процедуры, делать зарядку и т.д.;
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • Учить детей беречь свое здоровье ( не ходить в мокрой обуви, влажной одежде и пр.), следить за своим самочувствием (устал после длительного бега – отдохни, и пр.);
  • Объяснять детям, как оберегать глаза от травм; яркого солнца; попадания песка, пыли; не смотреть телепередачи длительно и на близком расстоянии от экрана; следить за осанкой;
  • Формировать интерес к физической культуре и закаливанию организма.

Средняя группа (4-5 лет).

Образовательные задачи:

  • продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки;
  • содействовать усвоению элементарных гигиенических знаний и основ здорового образа жизни;
  • обеспечить возможность удовлетворения биологической потребности ребёнка в двигательной активности.

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила к организации и содержанию работы с детьми (предусматривать оптимальное сочетание различных форм детской деятельности);
  • Предупреждать возникновение заболеваний, проводить комплекс оздоровительных мероприятий; расширять средства и методы закаливания; развивать и совершенствовать физиологические системы организма; формировать гармоничное телосложение и правильную осанку;
  • Создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему ребенка от стрессов и перегрузок;

По воспитанию культурно-гигиенических навыков:

  • Совершенствовать приобретенные ранее навыки, способствовать осознанному выполнению основных правил личной гигиены;
  • Продолжать учить одеваться и раздеваться без помощи взрослого, поддерживать порядок в шкафчике, на рабочем месте и месте для игр;
  • Учить пользоваться столовыми приборами; закреплять умения соблюдать аккуратность в одежде и во время приема пищи.

По формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • Расширять знания и представления детей о здоровом образе жизни: почему необходимо одеваться по погоде, регулярно гулять, выполнять зарядку, не нарушать режим дня и т.д.;
  • Разъяснять детям значение сна, правильного питания, гигиенических процедур, прогулки для их организма;
  • Закреплять действия. Направленные на охрану здоровья окружающих( закрыться платком во время кашля и т.п.);
  • Побуждать детей к самостоятельному использованию приобретенных знаний о здоровье в разных жизненных ситуациях;
  • Обращать внимание детей на начальные признаки заболевания; знакомить с основными правилами поведения при болезни;
  • Напоминать детям о необходимости оберегать глаза от попадания инородных частиц, от перенапряжения; оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений, учить предвидеть возможную опасность для здоровья в различных ситуациях;
  • Знакомить детей с правилами здорового питания;
  • Формировать желание заниматься закаливанием организма и физическими упражнениями.

               Организация деятельности в  образовательной области «Здоровье»

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

- Интегративная образовательная деятельность

- Беседа

- Игры ( подвижные, развивающие, дидактические, на снижение отрицательного эмоционального состояния)

- Проблемная ситуация

- Рассказ

- Чтение с обсуждением

- Ситуативный разговор

- Утренняя, корригирующая, пальчиковая гимнастика

- Самообслуживание во время приема пищи, умывания, одевания

- Работа по привитию культурно-гигиенических навыков

- Беседы о здоровой пище и на формирование привычки к ЗОЖ

- Закаливание

- Игры (подвижные, развивающие, дидактические, на снижение отрицательного эмоционального состояния)

- Игровая беседа

 Во всех видах самостоятельной деятельности детей

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

Старшая группа (5-6 лет)

Образовательные задачи:

  • развивать умение регулировать своё поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами;
  • формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.д.)
  • содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила к организации и содержанию работы с детьми, уделяя особое внимание гигиене организации и проведения занятий с детьми;
  • Совершенствовать функциональные возможности детского организма;
  • Систематически проводить работу по профилактике и коррекции нарушений систем организма; укреплять психическое здоровье, не допускать перенапряжения нервной системы и переутомления;
  • Формировать у детей понимание важности соблюдения необходимых норм при действиях с травмоопасными предметами;
  • Обучать детей основам правильного поведения при встрече с бездомными и незнакомыми животными.

По воспитанию культурно-гигиенических навыков:

  • Совершенствовать приобретенные ранее навыки, способствовать осознанному выполнению основных правил личной гигиены; поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности;
  • Закреплять и совершенствовать навыки самообслуживания.

По формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • Совершенствовать действия, направленные на охрану своего здоровья и здоровья окружающих;
  • Формировать и закреплять полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию;
  • Побуждать детей к осознанному использованию приобретенных знаний о здоровом образе жизни;
  • Расширять знания детей о здоровой пище, формировать у них установку на что, что принимать пищу можно только в специально предназначенных для этого местах;
  • Формировать у детей представление об опасности сбора неизвестных растений (ягод, грибов);
  • Формировать осознанное отношение к закаливающим мероприятиям;
  • Поддерживать желание заниматься физической культурой.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Образовательные задачи:

  • учить проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в общении со взрослыми и сверстниками;
  • формировать адаптивное поведение в коллективе;
  • совершенствовать гигиенические навыки и знания;
  • содействовать расширению знаний и представлений о здоровом образе жизни.

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила к организации и содержанию работы с детьми, уделяя особое внимание гигиене организации и проведения занятий с детьми;
  • Совершенствовать функциональные возможности детского организма;
  • Систематически проводить работу по профилактике и коррекции нарушений систем организма; укреплять психическое здоровье, не допускать перенапряжения нервной системы и переутомления;
  • Давать детям сведения о способах сохранения здоровья и применении их в повседневной жизни (быстро менять промокшую обувь, одежду и др.); учить их умению своевременно и правильно отдыхать, не переутомляться.

По воспитанию культурно-гигиенических навыков:

  • Создавать условия для успешного применения детьми полученных гигиенических знаний и опыта в повседневной жизни;
  • Развивать у детей способность к самоконтролю и соблюдению гигиенических норм и правил;
  • Совершенствовать навыки самообслуживания.

По формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • Совершенствовать действия, направленные на охрану своего здоровья и здоровья окружающих;
  • Формировать и закреплять полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию;
  • Закреплять знания о пользе здоровой пищи, о вреде чрезмерного потребления сладостей;
  • Побуждать детей к осознанному использованию приобретенных знаний о здоровом образе жизни;
  • Формировать осознанное отношение к закаливающим мероприятиям;
  • Поддерживать желание заниматься физической культурой.

Организация деятельности в  образовательной области «Здоровье»

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Интегративная образовательная деятельность

Проекты

Игра

Беседа

Рассказ

Чтение

Игровая задача

Проектная деятельность

Тематический досуг

Проблемная ситуация

Утренняя, корригирующая, пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Самообслуживания во время приема пищи, умывания, одевания;

Совершенствование культурно-гигиенических навыков

Беседы о здоровой пище, вредных и полезных привычках

Закаливание

Игры (подвижные, с элементами спорта, из серии «Игры, которые лечат», развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, коррекционные  на снижение отрицательного эмоционального состояния)

Во всех видах самостоятельной деятельности детей:

  игровой, двигательной, музыкально-художественной,  познавательно-исследовательской, проектной

Медицинское сопровождение образовательного процесса и профилактика заболеваний детей

№ п/п

Работа с детьми.

Сроки

Ответственный

1.

Определение групп здоровья.

Сентябрь, ежегодно.

Ст. медсестра

2.

Контроль за проведением закаливающих мероприятий, режима дня, режима питания, двигательного режима в группах, НОД (занятий по физической культуре)

Постоянно

Ст. медсестра,

зам по ВМР

3.

Витаминизация третьих блюд.

Ст. медсестра

4.

Профилактика ОРЗ и гриппа. Прививки, использование рецептов народной медицины (чесночные бусы, лук).

Планово

В весенний и осенний периоды, ноябрь, март.

Ст. медсестра

5.

Углубленный плановый осмотр детей по декретированным возрастом.

Ежегодно февраль-март

Ст. медсестра

        

Комплексная диагностика.

Исследование состояния здоровья детей специалистами городской детской поликлиники и детского сада:

  • осмотр детей специалистами детской поликлиники (патронаж, диспансеризация);
  • регулярный осмотр детей медицинским персоналом детского сада;
  • определение группы здоровья;
  • диагностика речевого развития детей учителем-логопедом детского сада;
  • выявление нарушений двигательной активности, координации движений.

Отслеживание успешности обучения воспитанников в период их пребывания в детском саду с целью динамического наблюдения за их развитием:

  • диагностика общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам;
  • антропометрия.

         Определение соответствия образовательной среды:

  • Создание условий (оборудование физкультурного зала, наличие спортивных уголков в группах);
  • Изучение литературы, составление перспективных планов с использованием оздоравливающих технологий, анкетирование сотрудников детского сада;
  • Составление карт индивидуального развития на каждого ребенка на основе диагностирования здоровья и общей физподготовленности.

Физкультурно-оздоровительная работа

         Занятия по физкультуре всех видов:

традиционные

занятия-тренировки

занятия-соревнования

занятия-зачеты

интегрированные занятия

занятия в бассейне

праздники и развлечения

         Организация кружковой работы:

«ЛФК»;

        Комплекс психогигиенических мероприятий:

Психодиагностика;

Элементы аутотренинга и релаксации;

Психогимнастика;

Элементы музыкотерапии;

Элементы сказкотерапии, смехотерапии;

Индивидуальные и подгрупповые занятия в кабинете у психолога, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

Обеспечение благоприятного психологического климата в детском саду

       Система  закаливающих процедур:

Воздушное закаливание

Водное закаливание

Хождение по «дорожкам здоровья»

Хождение босиком

Полоскание горла и рта;

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе

      Активизация двигательного режима воспитанников:

Обеспечение двигательного режима детей атрибутами и пособиями;

Создание необходимой развивающей среды;

Проведение подвижных и спортивных игр, пеших переходов во время прогулок;

Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня

Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, гимнастики после сна;

Хождение босиком на занятиях физкультурой, в летний период - на прогулке.

      Использование оздоровливающих технологий:

Точечный массаж

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Психогимнастика по методике Чистяковой

Специальные и коррекционные зрительные гимнастики

Хождение по «дорожке здоровья», использование массажеров

      Профилактическая работа:

Постоянный контроль осанки;

Контроль дыхания на занятиях с повышенной двигательной нагрузкой;

Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

Фито- и аромотерапия;

Витаминотерапия;

Кварцевание;

Сбалансированное питание;

Вакцинация против гриппа;

Употребление соков, фруктов;

Употребление свежего чеснока и лука.

Коррекционная работа

Физиопроцедуры для часто болеющих детей (ЧБД);

Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;

Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой.

Индивидуальная  работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

Коррекция психических процессов, задержки психического развития;

Коррекция психоэмоциональной сферы;

Коррекция зрительного восприятия.

Мероприятия:

Ингаляции, УВЧ;

Зрительная гимнастика;

Фитотерапия;

Аромотерапия;

Дыхательные упражнения в группе и на занятиях физкультурой, ЛФК;

Самоомассаж;

Специальные коррекционные занятия;

Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера;

Индивидуальная работа с детьми.

Консультативно-информационная работа

С педагогами и персоналом:

  • Семинары, консультации;
  • Открытые просмотры и показы оздоравливающих технологий;
  • Выставки дидактического материала и литературы;

С родителями:

  • Привлечение родителей к проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий по годовому плану;
  • Анкетирование родителей;
  • Консультирование родителей по вопросам оздоровления и развития детей с привлечением специалистов детского сада, детской поликлиники, общественных организаций;
  • Организация совместных спортивных праздников, развлечений, экскурсий, походов.
  • Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

С детьми:

  • Проведение  занятий валеологического цикла, занятий с элементами релаксации, аутотренинга, оздоравливающих технологий;

Материальное обеспечение программы

  • Спортивная площадка с беговой дорожкой, полосой препятствий;
  • Бассейн;
  • Участки для прогулок;
  • Спортзал с необходимым оборудованием (приложение № 1);
  • Музыкальный зал;
  • Физиокабинет;
  • Кабинет логопеда с необходимыми пособиями и атрибутами;
  • Сенсорная комната со специальным оборудованием;
  • Физкультурные уголки в группах (приложение № 3);
  • Оборудование и материалы для фито - и ароматерапии.

МОДЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ СПОРТЗАЛА

№ п/п

Наименование оборудования

Количество

1

Атрибуты к подвижным играм (маски, шапочки, эмблемы)

2

Бассейн надувной

1

3

Диск здоровья

10

4

Дорожки корригирующие

4

5

Доска ребристая

1

6

Дуги для подлезания

4

7

Канат для перетягивания

1

8

Кегли

25

9

Комплект для гимнастики:

  • канат
  • лестница веревочная
  • кольца гимнастические
  • перекладина для подтягивания
  • лестница
  • доска приставная

2

1

1

1

2

3

10

Комплект для игры "Городки"

1

11

Кубы разной высоты

5

12

Кубики маленькие

70

13

Ленты цветные для гимнастики

12

14

Магнитофон с аудиокассетами

1

15

Массажеры

4

16

Маты гимнастические

4

17

Мешочки:

  • вес  400 г
  • вес 200 г

10

20

18

Мячи:

  • баскетбольный
  • футбольный
  • надувной
  • резиновый средний
  • пластмассовый маленький
  • прыгун
  • набивной

30

1

4

15

20

4

1

19

Обручи:

  • большие
  • маленькие

15

6

20

Палки гимнастические

40

21

Платочки цветные

30

22

Погремушки

30

23

Скакалки

10

24

Скамейка гимнастическая

3

25

Султанчики

12

26

Туннель для пролезания

2

27

Фишки для ориентирования

10

28

Флажки цветные

20

29

Шнуры

30

30

Тренажеры

10


ПРИЛОЖЕНИЯ

МЕРОПРИЯТИЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ.

МЕРОПРИЯТИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ

1

Режим (щадящий)

Укороченное пребывание в детском саду, постепенное увеличение времени пребывания в группе

2

Питание

Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить насильно.

3

Гимнастика

В соответствии с возрастом при положительной реакции ребенка.

4

Закаливание

В соответствии с индивидуальными особенностями, постепенное включение, при положительном эмоциональном настрое.

5

Занятийная деятельность

По возрасту при отсутствии негативной реакции.

6

Профилактические прививки

На период адаптации исключить.

7

Профилактика фоновых состояний

По рекомендации врача.

8

Симптоматическая терапия

По назначению врача – фитоаппараты, витамины

9

Физиолечение

По рекомендации врача


ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

Возраст _________________________________________________________________

№ п/п

Параметры

Начало года

Конец года

Изменения

1. Семейный портрет

1.1.

Вредные привычки родителей

1.2.

Психологический климат семьи

2. Общее состояние здоровья

2.1.

Заболевания в днях

2.2.

Группа здоровья

3. Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков

3.1.

4. Вредные привычки ребенка

4.1.

5. Интересы и склонности

5.1.

6. Уровень развития психофизических качеств

6.1.

  1. Быстрота

Бег на 30 м со старта (сек)

6.2.

  1. Скоростно-силовые качества

Прыжок в длины с места (см)

Прыжок в высоту с места (см)

Метание мешочка правой рукой (м)

Метание мешочка левой рукой (м)

Метание набивного мяча (1кг) из-за головы (см)

6.3.

  1. Выносливость

Скорость бега на 150 м (сек)

6.4.

Гибкость

Наклон туловища вперед,  стоя на гимнастической скамейке (см)

6.5.

  1. Ловкость

Скорость бега на 10 м, обегая кегли (сек)

6.6.

  1. Статистическое равновесие

Удержание равновесия, стоя на одной ноге (сек)

6.7.

  1. Координационные способности

Количество подбрасываний и ловли мяча

СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 7 ЛЕТ

ПОКАЗАТЕЛИ

ПОЛ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

3 ГОДА

4 ГОДА

5 ЛЕТ

6 ЛЕТ

7 ЛЕТ

Быстрота (сек)

Бег на 30 м

М

11.0 - 9.0

10.5 - 8.8

9.2 - 7.9

8.4 - 7.6

8.0 - 7.4

Д

12.0 – 9.5

10.7 – 8.7

9.8. – 8.3

8.9 – 7.7

8.7 – 7.3

Динамометрия (кг)

Сила кисти правой руки

М

3.4 – 6.2

3.9 – 7.5

6.5 – 10.3

9.6 – 14.4

11.6 – 15.0

Д

2.6 – 5.0

3.1 – 6.0

4.9 –8.7

7.9 – 11.9

9.4 – 14.4

Сила кисти левой руки

М

3.1 – 5.5

3.5 – 7.1

6.1 – 9.5

9.2 – 13.4

10.5 14.1

Д

2.5 – 4.9

3.2 – 5.6

5.1 – 8.7

6.8 – 11.6

8.6 13.2

Скоростно-силовые качества (см)

Прыжок в длину с места

М

47.0 – 67.5

53.5 – 76.6

81.2 – 102.4

86.3 – 108.7

94.0 – 122.4

Д

45.0 – 49.0

51.1 – 73.9

66.0 – 94.0

77.7 – 99.6

80.0 – 123.0

Прыжок в высоту с места

М

-

-

20.2 – 25.8

21.1 – 26.9

23.8 – 30.2

Д

-

-

20.4 – 25.6

20.9 – 27.1

22.9 –29.1

Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы из ИП стоя

М

119-157

117-185

187-270

221-303

242-360

Д

97-133

97-178

138-221

156-256

193-311

Метание мешочка с песком вдаль правой рукой

М

1.8 –3.6

2.5 – 4.1

3.9 – 5.7

4.4 – 7.9

6.0 – 10.0

Д

1.5 – 2.3

2.4 – 3.4

3.0 – 4.4

3.3 – 4.7

4.0 – 6.8

Метание мешочка с песком вдаль левой рукой

М

2.0 – 3.0

2.0 –3.4

2 4 – 4.2

3.3 – 5.3

4.2 – 6.8

Д

1.3 – 1.9

1.8 –2.8

2.5 – 3.5

3.0 – 4.7

3.0 – 5.6

Гибкость (см)

Наклон туловища вперед на гимнастической скамейке

М

-

1 - 4

2 - 7

3 – 6

-

Д

-

3 - 7

4 - 8

4 - 8

-

  1. Выносливость

Бег на 90 м

М,Д

-

-

30.6 –25.0

-

-

Бег на 120 м

М,Д

-

-

-

35.7 – 29.2

-

Бег на 150 м

М,Д

-

-

-

-

41.2 – 33.6

Ловкость (сек)

Бег на 10 м между предметами

М

-

8.5 – 8.0

7.2 – 5.0

5.0 – 1.5

-

Д

-

9.5 – 9.0

8.0 – 7.0

6.0 – 5.0

-

Статистическое равновесие (сек)

Удержание равновесия на одной ноге

М

-

3.3 – 5.1

7.0 – 18.0

40 - 60

-

Д

-

5.2 – 8.1

9.4 – 14.2

50 - 60

-



Программно-методическое обеспечение:

1.  Л. П. Банникова. Программа оздоровления детей в ДОУ: Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2007.

2.  М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Разговор о правильном. – М.:  Олма-Пресс, 2000.

3.  А.С. Галанов. Игры, которые лечат: для детей от 1 до 3лет. – М.: Творческий центр,  2001.

4.  А.С. Галанов. Игры, которые лечат: для детей от 5 до 7лет. – М., 2005.

5.  З. М. Зарипова, И. М. Хамитов. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: программа и конспекты занятий. – Н. Челны, 2003.

6. Егоров Б. Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы: материалы 7 всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009г. – М.:2009.

7. Л. В. Игнатова, О. И. Волик, В. Д. Кулаков, Г. А. Холюкова. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

8. Т. Г. Карепова. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, истема работы.  – Волгоград: «Учитель», 2011.

9. М. Ю. Картюшина. Праздники здоровья для детей 6 – лет: сценарии для ДОУ. – М., 2010.

10.  Е. А. Ковалева. Игры на свежем воздухе для детей и взрослых. – М., 2007.

11. О. В. Козырева. Лечебная физкультура для дошкольников.– М.: Просвещение, 2003.

12. В. Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-пресс, 2000.

13. Каменская В. Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Под ред. Н.А Ноткиной. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008.

14. Лукина Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями// сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». – СПб: ФГУ СПБНИИФК, 2010.

15. М. Д. Маханева. Воспитание здорового ребенка. – М.: Аркти,  2000.

16. И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. Гимнастика для детей. - М., 2004.

17. Е. А. Подольская. Спортивные занятия на воздухе для детей 3-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2012.

17. Е. А. Подольская. Комплексы лечебной гимнастики для  детей 5 – 7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2011.

18. Г. А. Прохорова. Утренняя гимнастика для детей 2 – 7 лет. – М., 2007.

19. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. 256с.

20. Сочеванова Е.А. Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников: Автореф.дис…канд.пед.наук. – СПб.

21. Филиппова С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном учреждении// Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-методических трудов. – СПб.: Белл, 2009. С. 86-90.

22. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. СПб., 2002. С 11.

23. Т.Е. Харченко. Бодрящая гимнастика для дошкольников.  – СПб: «Детство – Пресс», 2011.

24. Т.А. Шорыгина. Беседы о здоровье: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")

Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном...

Семинар на тему: "Особенности вариативных программ и образовательного процесса в различных ДОУ. Программа здоровье."

Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. ...

Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....

Программа здоровья "Здоровый малыш"

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни   были и  сейчас рассматриваются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим,  в дошколь...

Программа «Здоровей-ка» по здоровьесберегающим технологиям, по освоению детьми младшей группы образовательной области «здоровье» в рамках направления «физическое развитие»

Пояснительная запискаЗдоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, к...