Семинар на тему: "Особенности вариативных программ и образовательного процесса в различных ДОУ. Программа здоровье."
материал на тему

Малькова Светлана Хайдаровна

Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное   здоровье;   нравственное   здоровье,   приобщение   ребенка   к общечеловеческим ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: Воспитатель

                          средней группы

                          МБДОУ №36 «Сосенка»

                          Малькова С.Х.

пгт. Васильево

Программа «Здоровье»

Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное   здоровье;   нравственное   здоровье,   приобщение   ребенка   к

общечеловеческим ценностям.

Каждое    направление    реализуется    одной    или    несколькими

программами.

Целевые программы «Комфорт», «Группы здоровья», «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя», «Этикет», «Личность» учитывают возраст детей, уровень квалификации специалистов и воспитателей, имеющиеся условия и включают в себя конкретную программу действий. Целевые программы рассчитаны на все возрастные группы детей и практически охватывают все виды деятельности.

Все аспекты воспитания - умственного, нравственного, трудового, эстетического - направлены на развитие позитивной личности, у которой формируется отношение к себе и другим людям, природе и вещам, искусству, а также традициям и обычаям своего народа.

Программа «здоровье» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания, использования различных отечественных и зарубежных методик, систем обучения, позволяет использовать и другие программы, например программу «Радуга», а также типовую программу воспитания и обучения в детском саду по некоторым её разделам. Условие здесь одно - все должно отвечать основным направлениям и идеям программы. Вместе с тем программа требует от воспитателя высокого профессионализма, серьезной теоретической и методической подготовки, гуманного отношения к детям, установления партнерского стиля общения.

К основным критериям определения профессионализма воспитателя мы относим:

умение организовать группу детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно;

умение собрать ребенка на прогулку, накормить его, быстро уложить спать без принуждения и насилия;

умение решать задачи обучения не только на занятиях, но и в игровой и самостоятельной деятельности;

умение неформально общаться с детьми, стараться жить с ними одной жизнью, не подавляя их активности; больше слушать детей, меньше говорить самой;

умение быть терпеливой и выдержанной, знание приемов релаксации и умение помочь детям овладеть ими;

знание отечественной и зарубежной детской литературы и русского народного творчества;

умение владеть партнерским стилем общения с ребенком; умение предоставить ребенку возможность самому увидеть проблему и способы её решения;

умения предусматривать проявление возможных отрицательных эмоций и вовремя ставить «противовес»;

способность видеть каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;

умение видеть степень своего влияния на детей.

Закаливание

Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими работниками дошкольного учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Она последовательна: от щадящих процедур переходят к более интенсивным. Основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию. Физкультурные занятия, гимнастика после сна проводятся только в трусиках, спят дети без маечек, чтобы встав с постели, получить контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом - приблизительно +38С, температура воздуха в спальной старшей группы - от +16С, а в младшей - от + 18С. Такая же температура поддерживается и в физкультурном зале. В групповых помещениях, коридорах температура несколько выше - + 20-22С.

Водные процедуры вводятся постепенно. В первой младшей группе детей учат полоскать рот, мыть прохладной водой руки по локоть, шеею, верхнюю часть груди, ходить по мокрым дорожкам.

В основном используется следующая схема закаливания.

1-я младшая группа

1        квартал. Постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного

умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.

  1. квартал. Ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20 секунд.
  2. квартал. Ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты.
  3. квартал. Солнечные и воздушные ванны, купание в бассейне по схеме,

предложенной врачом дошкольного учреждения.

2-я младшая группа

1-е полугодие. Влажное обтирание после утренней гимнастики ходьба по мокрым дорожкам до 1,5 минут во время гимнастики после сна, обучение элементам обширного умывания

2-е полугодие. Игры на мокрых дорожках до 2-2,5 минут, обширное умывание после дневной гимнастики.

Средняя группа

Сухое растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; игры на мокрых дорожках во время гимнастики после сна до 4 минут, обширное умывание.

Старшая группа

1-е полугодие. Обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; обливание прохладной (+18С) воде.

2-е полугодие. Погружение ног в воду и ходьба по прохладной (+18С) воде. Подготовительная к школе группа

Обширное умывание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; погружение ног в воду по окончании дневной гимнастики. Начиная со второй младшей группы дети после завтрака чистят зубы, а после обеда и полдника полощут рот.

В летний период врачом дошкольного учреждения определяется количество солнечных и воздушных ванн для каждой возрастной, а также место и время их проведения. В жаркие дни дети купаются в летнем бассейне или обливаются водой не менее 2 раз в день. Для ослабленных и пришедших после болезни детей схема закаливания может быть изменена по рекомендации врача.

Некоторые приемы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребенок должен

открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой;

намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз»;

намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз»

намочить обе ладошки и умыть лицо;

ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.

Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два» и т. д. В старшей группе они просто старательно обмываются водой из-под крана.

2.        Ходьба по мокрым дорожкам.

Дорожки шьются из старых махровых полотенец, байковых одеял, нетканого полотна. Их должно быть 4 штуки длиной 4-5метров. Одновременно используются только 2 дорожки, остальные находятся в стирке. Для проведения процедуры одна дорожка намачивается (соляной раствор не используется), вторая остается сухой. Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке, затем прыгают на сухую и тщательно вытирают стопы. По мере привыкания процедура повторяется несколько раз. Можно использовать игры-речевки: «Баба сеяла горох...», «Шел мужик по городу...» и др. Подготавливает и расстилает дорожки младший воспитатель. Он же сдает их в прачечную или простирывает и сушит.

3.        Обливание ног.

В мойку для ног ставят трапик, стул, два ведра с водой и ковш. Пол застилается ковриком, старым одеялом или простыней. Ребенок садится на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает одну стопу, затем другую, насухо вытирает ноги полотенцем, по мере привыкания к процедуре он обливает уже голень и стопу. На каждую ногу расходуются 2 ковша воды. И наконец, ребенок просто обмывает голень и стопу водой из-под крана.

Примечание. Обливание стоп не проводится, пока каждый ребенок не научится правильно вытирать, а затем энергично растирать ноги.

4.        Погружение ног в воду.

В мойку для ног наливается вода. Ребенок входит в воду с одной стороны, выходит - с другой и насухо вытирает ноги. По мере привыкания он может немного постоять в воде (для отсчета времени говорит «раз, два» или «один, два, три, четыре» и т.д.)

5.        Влажное обтирание.

Необходимо 4 комплекта варежек. Они шьются из старых махровых полотенец. Воспитатель надевает на одну руку влажную варежку, на другую - сухую и растирает ребенка, затем обе варежки сбрасывают в специальную емкость и сдаются в стирку.

6.        Ходьба босиком.

Вначале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу, затем - просто по полу. Лучше это делать во время ежедневного физкультурного занятия. Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2 до 3 месяцев в зависимости от подбора детей.

7.        Сон без маечек.

Проводится круглый год, на случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже + 14С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по программе "От рождения до школы"

Вниманию педагогов ДОУ предлагаются таблицы  для отслеживания результатов усвоения детьми образовательных областей Программы от 1 года до 4 лет....

Теоретический семинар на тему "Особенности построения педагогического процесса по восприятию дошкольниками сказочно-былинной живописи"

Материалы семинара будут интересны воспитателям, которые планомерно знакомят воспитанников с изобразительным искусством.  В материалах семинара дается определение сказочно-былинной живописи, пред...

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   ...

Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса во 2 мл.группе по ФГОС

В данной работе отражена вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми 3 -4 лет согласно ФГОС. Программа разелена на три раздела: целевой, содержательный и организационный. Содержание работы...

Участие в семинаре по теме "Особенности и специфика деятельности дошкольных отделений в условиях образовательных комплексов"

Участие в семинаре по теме "Особенности и специфика деятельности дошкольных отделений в условиях образовательных комплексов"...

Профессиональный проект по здоровьесбережению «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ»

ldquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший трудвоспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочн...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...