Теоретический семинар на тему "Особенности построения педагогического процесса по восприятию дошкольниками сказочно-былинной живописи"
методическая разработка по теме

Васенкова Светлана Борисовна

Материалы семинара будут интересны воспитателям, которые планомерно знакомят воспитанников с изобразительным искусством.  В материалах семинара дается определение сказочно-былинной живописи, представлены этапы работы, методы и приемы, используемые при ознакомлении с этим жанром, даны определения основным средствам выразительности живописи и их особенности. Воспитатели получат представление о том, как можно составить искусствоведческий рассказ по любому живописному произведению. Данный материал может быть использован заместителями заведующих по ВМР при работе с педагогическим коллективом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_skazochno-bylinnaya_zhivopis.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с № 50

Теоретический семинар на тему

«Особенности построения педагогического процесса по восприятию дошкольниками сказочно-былинной живописи»

                                                         г.Ковров                        Зам.зав.по ВМР: Васенкова С.Б.

                                                                                                 

                                                             2010г.

План семинара

I часть.     Русские народные сказки и былины как

                   источник народной культуры для детей.

IIчасть.     Приобщение дошкольников к народной

                   культуре через восприятие сказочно-

                   былинной живописи.

  1. Этапы ознакомления дошкольников с живописью.

  1. Основные средства выразительности жанровой живописи.

  1. Составление искусствоведческого рассказа

I часть

Русские народные сказки и былины как источник народной культуры для детей.

В произведениях русского народного фольклора - сказках и былинах - отражены история народа, его прошлое, опыт предыдущих поколений, его национальные обычаи, традиции, верования, истоки культуры.

Сказка - это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил. Это источник радости, мудрости, а также увлекательный, чудесный, своеобразный ориентир, помогающий ребенку разобраться в многогранном мире человеческих взаимоотношений. Сказка есть у всех цивилизованных народов, и в каждом национальном фольклоре они приобрели свой неповторимый облик.

Сказка для ребенка - это не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Сказка для детей это первые ориентиры отношений к человеческим ценностям, добродетелям или порокам: добру и злу, простодушию и хитрости, честности и обману, правде и лжи.  Понимание конкретных нравственных черт очень важно для маленького ребенка, так как ему предстоит в дальнейшем ориентироваться в более сложных человеческих отношениях и поступках.  В сказках всегда присутствует мораль, доступная детям,- следует быть смелым, добрым, решительным и т.д. В ней всегда добро побеждает зло.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

  1. Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
  2. Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
  3. Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Самый распространенный вид сказок, который рано становиться известным ребенку, - сказки о животных. Звери и птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Ребенка занимает сама история: что произойдет, кто кого обхитрит и пр. В сказках о животных много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в  благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора.  Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. В сказках о животных много песенок. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры.

Детям старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. В равной степени привлекательны для них и  развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.  Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно - люди, земля, реки, горы, даже вещи- предметы быта  в сказках приобретают  чудесные свойства (топор сам рубит лес, ковер-самолет).

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало. Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок  очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Былина- это жанр русской  эпической песни, сказание о богатырях- героях, совершающих воинские подвиги. Слово «былина» происходит от слова «быль», то есть то, что было в действительности, запомнилось и осталось в памяти народной. Некоторые персонажи былин носят имена исторических лиц - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Настасья Микулишна, Садко. В былинах много предметов исторически достоверных, например, старинное вооружение богатырей: меч, лук и стрелы, щит, палица и пр. Однако былины - это не летопись, в которые заносились с хронологической точностью даты выдающихся событий и мена их участников. Былины - это произведения художественные, поэтому для них характерен вымысел.

Скорее всего, былинам предшествовали песни славы в честь героев, или предания, в которых с большей или меньшей точностью воспроизводили события, герои. Но, пройдя определенный путь обработки, развития, насыщения художественным вымыслом, эмоциональной образностью, фантазией, они превращались в былины- песни «о доблести и о подвигах, о славе…» как писал А. Блок, необыкновенных людей, героев, богатырей.

Воспевая богатырей, защитников родины, былины звали на подвиг  во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелую годину испытаний, воспевали в юношах любовь к родной земле и ненависть к поработителям.

Былины - это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения и в основном под игру на гуслях. Наряду с героическими былинами создавались былины повествовательные, рассказывающие о судьбах отдельных людей и их участии в общественной жизни родной страны. Они называются новеллистическими. Например, былины о Василии Буслаеве и Садко.

Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой и былиной (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, былин, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

В этом педагогам может помочь сказочно-былинная живописи.

II часть.

Приобщение дошкольников к народной культуре через восприятие сказочно-былинной живописи.

Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжеты легенд, былин, сказок, относятся к сказочно-былинной живописи.
Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин, - это сюжетно-тематические картины, в которых представлена взаимосвязь событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда выделен ярко, детально, подчеркнут либо величиной, цветом, либо построением изображения. Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.

Сказочно-былинная живопись служит источником приобщения детей к истокам русской народной культуры, национальным обычаям. Произведения сказочно-былинной живописи дают детям возможность воочию познакомиться с одеждой, предметами быта и возможностями их использования, традициями и обычаями русского народа. В полотнах, написанных по мотивам сказок и былин основные черты героев  - положительные или отрицательные – передаются через внешний вид: выражение лица, позы, одежду, предметы и животных, которые сопровождают героев; среду, в которой они живут.

  1. Этапы ознакомления дошкольников с живописью.

Научить ребенка понимать замысел художника, основную идею произведения, т.е. стать грамотным зрителем непросто. Нужно помочь ему изучить язык живописи и постоянно развивать его восприятие, художественный вкус, эмоциональность.

Процесс обучения детей восприятию живописи происходит постепенно, в несколько этапов. И на каждом этапе решаются свои задачи, используются определенные методы и приемы.

На первоначальном этапе ознакомления детей с изобразительным искусством стоит задача создания интереса к живописи, к картине художника, формирования умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание. Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приемов: искусствоведческий рассказ педагога, постановка конкретных и подробных вопросов, приемы «вхождения» в картину, воссоздания событий, последующих и предшествующих произведению, а также разнообразных эмоциональных форм подведения итогов занятий по ознакомлению с живописью.

На втором этапе решаются следующие задачи:

  1. развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины;
  2. выделять выразительные средства;
  3. формировать умения «читать» картины;
  4. мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.

Соответственно используются  и другие методы и приемы: прием точных установок, приемов композиционных и колористических вариантов, прием расчлененные вопросы.

Целью третьего этапа является формирование у детей творческого восприятия произведений живописи. Для решения поставленной цели вводятся новые методические приемы такие как, сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.

На данном семинаре не ставится задача раскрыть сущность каждого приема. Мы подробно поговорим только об одном – искусствоведческий рассказ. Но вашему вниманию будет предложена таблица, в которой дается представление о каждом приеме (см. Приложение).

Любое занятие по ознакомлению детей с живописным произведением на каждом этапе можно условно разделить на три части: начало занятия, основная часть занятия, заключительная часть. В начале занятия дети самостоятельно рассматривают картину, в основной части идет обсуждение увиденного, в заключительной части дети высказывают эмоционально-личностного отношения к картине.

Более подробно остановимся на построении занятия первого этапа.

1 часть.

Начало занятия

Самостоятельное рассматривание детьми живописного произведения.

2 часть.

Основная часть.

Искусствоведческий рассказ.

Цель искусствоведческого рассказа:

  1. Формировать у детей навык «чтения» картины.
  2. Помочь дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено)
  3. Научить понимать эстетическую ценность картины.
  4. Способствует формированию образной связной речи дошкольников.

Беседа по содержанию картины.

Ее цель – закрепить понимание содержания картины, формировать умение вычленять средства выразительности, используемые художником, а также активизировать творческое воображение и эмоции, возникшие у детей при восприятии изображенного на полотне.

На первых порах ознакомления дошкольников с живописью правомерно предлагать детям конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести ребят к пониманию содержания произведения. Например:  «Что изображено на картине? Где расположены изображенные на картине предметы, люди? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза? Что этим хотел сказать художник? Какое настроение передал художник? Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? Как это художнику удалось сделать? О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?».

3 часть.

Заключительная

Использование приемов, формирующих у детей эмоционально-личностное отношение к картине.

Восприятие живописи, ее познание не возможны без эмоций. Картины художников должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту и добро. Эмоциональное отношение ребенка к картине – показатель возникшего интереса к произведению.  Для формирования у детей эмоционально-личностного отношения к картине можно использовать следующие приемы:

  1. Прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий.

    «Перенесение» в процессе восприятия искусства в эстетике рассматривается как средство воспитания чувств и эстетических качеств людей. Применение приема «вхождения» в картину при ознакомлении с живописью тесно связано с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. Этот прием строится примерно так: «Ребята, вы все внимательно рассмотрели, что изображено на картине, о чем она. А теперь давайте мысленно перенесемся на это место (показать на картину). Что вам представилось? Что вам слышится?» Дети отвечают. Ответы детей создают общее эмоциональное настроение и оживление. После этого воспитатель говорит: «А теперь все замрите, закройте глаза и представьте, что же было до изображенного на картине момента?» Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры.

  1. Рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине.

Этот рассказ имеет определенную структуру, содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями.

Примерная структура оценочного рассказа педагога:

  1. кто написал картину и как она называется;
  2. рассказать, о чем произведение;
  3. какими красками написано;
  4. какое в нем передано настроение;
  5. что особенно понравилось;
  6. какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогащается.

В процессе приобщения детей к живописи важно синтезировать на занятиях разные виды искусства, особенно на первоначальном этапе. Умелое использование музыки, выразительного чтения усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.

  1. Основные средства выразительности жанровой живописи.

К сожалению, часто у воспитателей вызывает затруднение составление искусствоведческого рассказа по живописному произведению. Чтобы его составить, воспитателю необходимо самому научиться «читать» картину, т.е. разбираться в средствах выразительности разных жанров живописи.

Основными средствами выразительности в живописи являются: колорит,  рисунок, композиция. Эти средства выразительности в любой художественной картине органично связаны, нерасторжимы, но в различных жанрах живописи они могут использоваться художником по-разному.

Сказочно-былинная живопись – это жанровая живопись. Она может сочетать в себе портрет и пейзаж («Богатыри»), портрет и натюрморт («Кощей Бессмертный»). Поэтому, рассказывая о средствах выразительности, я буду отмечать особенности присущие как портрету, так и пейзажу и натюрморту.

Рисунок – изображение форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностей. Рисунок отражает жизнь, полную движения, изменчивости, передает характерное – в зависимости от пластики форм, объемности, освещенности, тяжести и устойчивости, движения, пространства. Как бы ни были сходны между собой, однотипны по форме предметы, растения, животные, все же есть то, что при сопоставлении отличает их друг от друга, выражает их индивидуальность.

Изображая героев сказок и былин, художники обязательно четко прорисовывают их портреты. Поэтому рисунку в портрете принадлежит особая роль, ибо его главная задача – разработка характера. Точно воспроизводя облик человека, художник выявляет и его эмоциональную структуру.

Главное в портрете – лицо, его выражение. Лицо – это место симпатического выражения чувств, внутреннего состояния человека. В межличностных отношениях оно выполняет определенные коммуникативные и социальные функции. Различают семь основных эмоций, которые отражаются на лице: радость / счастье, удивление/изумление, страх, отвращение/презрение, печаль, гнев/ярость, интерес/любопытство. Эти эмоции универсальны. Остальные считаются дополнительными, вторичными, модифицированными, комбинированными.

Особое внимание в портрете художники уделяют глазам, ибо в них открывается ключ к разгадке психического состояние человека, его настроений, чувств, характера, даже поступков и нравственных установок, истинных мыслей человека. В народе говорят: «Глаза – зеркало души». Недаром существуют выражения: «косо смотрит», «глаза отводит»,  «смотрит сверху вниз», «в рот смотрит», «глаза прячет», «глаза на лоб лезут», «глаза разбегаются», «глазки забегали», «испепелила взглядом», «дурной взгляд». За такими выражениями стоят характер, поведение. Сколько тончайших оттенков душевного состояния можно прочитать по глазам: недовольство, высокомерие, ложь, благоговение, равнодушие, угодливость, покорность, прямоту, честность, доброту, стыд, боль, смущение, мягкость, деликатность, удивление и других. Вот почему художник взволнованно и страстно пытается передать богатейшие оттенки чувств, игру мыслей через изображение глаз, их выражений («Аленушка», «Богатыри»). Одновременно с глазами представление о душевном состоянии человека могут дать брови и лоб. Если брови нахмурены, насуплены, сдвинуты, то это указывает на отрицательное эмоциональное состояние человека: суровость, угрюмость, мрачность, неудовлетворенность, гнев, озабоченность, а также на возможность мыслительного акта – сосредоточенность, размышление. Поднятые вверх брови характерны для удивленных или изумленных глаз. Таким образом, анализируя выражение лица изображенного героя, мы можем определить его характер и эмоциональное состояние.

При восприятии портрета какого-либо сказочного или былинного героя значительное представление о нем могут дать руки, пластика их движений (жесты). По ним можно судить о роде занятия изображенного, о чертах характера, здоровье и возрасте человека («Богатыри»). Язык жестов очень интересен, зачастую выражает суть личности, ее характер. Жесты могут быть симптоматические (выражение эмоциональных состояний) и коммуникативные. Симптоматические жесты, выражающие эмоциональные состояния, - это, например, прикрыть рот рукой (от изумления), кусать губы, чесать в затылке, барабанить пальцами по столу и т.д. («Иван царевич на Сером волке»). Коммуникативные жесты, несущие информацию, - склонить голову, прижать палец к губам, покачать головой, погрозить пальцем, захлопать в ладоши. Необходимо проанализировать жесты героя картины, чтобы понять  выраженное ими эмоциональное состояние.

Весьма существенную роль играет понимание позы человека. Поза может быть грустная, меланхолическая, застенчивая, небрежная, неудобная, скованная, раскованная, расслабленная, развязная, чересчур вольная, сгорбленная  - все это знак определенного состояния человека. Поза может быть начальственная, холуйская, этикетная и т.д. («Иван царевич на Сером волке»).

Помимо позы, жеста, мимики лица в изображении человека определенное место принадлежит одежде, которая может свидетельствовать о его социальной принадлежности, чертах характера, увлечениях («Богатыри»). 

Композиция в живописи означает построение произведения, распределение его частей на плоскости листа в определенной связи друг с другом, соответственно содержанию. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.

Не все закономерности, правила и свойства композиции доступны пониманию детей, но, как показывают исследования, некоторые из них, благодаря целенаправленной педагогической работе, дети осознают и используют в своей деятельности.

В композиции весьма существенным элементом является определение границ изобразительной плоскости и формат холста. Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого художник выбирает замкнутую, закрытую, статичную композицию. Основные направления зрительных линий стягиваются к центру (Найдите картину с данной композицией). Если художнику необходимо нарисовать панораму, показать большой простор, то не будет его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделает уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления зрительных линий из центра (Найдите картину с данной композицией).

Формат холста, который выбирает художник, - не случайность, а результат композиционных поисков. Прямоугольный горизонтальный формат создает ощущение протяженности, пространственности, иногда  покоя и тишины (Найдите картину с данной композицией). Вертикальная выстроенность прямоугольного холста создает ощущение движения вверх или торжественности, величия, возвышенности, приподнятости, стройности (Найдите картину с данной композицией). Квадратный формат полотна создает ощущение стабильности, спокойствия, умиротворения.

Так же композиция помогает художнику передать движение, динамику. Конечно, это трудная задача, так как специфика изобразительного искусства в том, что можно передать только один момент движения, как бы остановить его на мгновение, чтобы запечатлеть в картине. В нашем представлении движение связано с расположением предмета по наклонной линии. Художник использует это и располагает предметы по диагонали (Найдите картину с данной композицией).

Композиционное построение поможет нам так же определить композиционный центр картины (что в картине самое главное, на что прежде всего необходимо обратить внимание). Единство изображенных на полотне героев может быть выражено через действие, в которое вовлечены все участники картины, или через пристальное внимание к одному из них или к какому-либо предмету («Царевна-лягушка»).

В жанровой картине особое значение имеет композиционное построение используемого пейзажа. Необходимо обращать внимание на  изображение перспективы, которая подразделяется на воздушную и линейную.

Линейную перспективу характеризуют  три основные составляющие: горизонт, точка наблюдения и точка схода линий к горизонту.

Линия горизонта – это линия, «отделяющая небо от земли», находящаяся на уровне глаз наблюдателя и видимая как прямая горизонтальная лини. Линия горизонта, расположенная низко, сильно сокращает изображенную земную поверхность. Она помогает художнику выстроить планы – передний, средний, дальний – на двухмерном холсте создать иллюзию пространства. Элементы первого плана при низкой линии горизонта выглядят особенно монументально и величаво. Все предметы, находящиеся ниже линии горизонта, мы видим как бы сверху («Богатыри», «Богатырский скок»). При высокой линии горизонта земная поверхность широко развертывается перед зрителем. Он видит, как элементы пейзажа, постепенно уменьшаясь, последовательно уходят вдаль. Все предметы выше линии горизонта зритель видит как бы снизу. В пейзажах передний план часто дается направленным вглубь в виде открытой местности, как «ввод в композицию».  Это помогает направить внимание зрителя на главный объект – композиционный центр пейзажа. Обычно его «сдвигают» несколько в сторону.

Построение пространства и объемов в пейзаже связано и с воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Воздух  - прозрачная среда. Однако, обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Вместе с тем художник учитывает особенности зрительного восприятия. Все детали ближнего плана воспринимаются четко со многими подробностями и фактурой, а удаленные – обобщенно. Поэтому художник контуры ближних предметов выписывает резче, а удаленных – мягче. Первый план, как правило, более энергичен по цвету, контрастам, деталям, объемности предметов. В последующих планах эти характеристики предметов становятся менее выраженными. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными. Учитывая все выше сказанное, мы можем определить композиционный центр картины.

Колоритом называется общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими.

Художник использует колорит для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. В картинах, где показано человеческое страдание, горе, чаще всего используются цвета неяркие, приглушенные, более темные.

В картинах с радостным, оптимистическим настроением цвета подбираются яркие, сочные.

Колорит используется художником и с целью вычленения главного.

Цвет является средством реального отображения действительности, но действует не изолированно, а в общей совокупности с композицией, рисунком, раскрывая и усиливая при этом содержание картины.

Самым главным элементом колорита является краска. В каждой краске мы различаем три качественных признака. Прежде всего, ее цвет - синий, зеленый и т. п. Далее - светлость краски. Каждую краску можно сделать более светлой и более темной, не меняя ее специфического характера. В-третьих, наконец, интенсивность краски. Можно отнимать у краски ее красочное содержание, силу ее цвета, пока она, оставаясь такой же светлой, не сделается совершенно серой; или, наоборот, не меняя ее светлости, все более примешивать к ней красочный пигмент. Далее очень важное различие между красками определяется понятием теплого и холодного тонов. Теплыми называют такие тона, которые приближаются к желтому, красному, пламенному. Холодные же - те тона, которые родственны синему и зеленому. Теплые цвета передают радостное, солнечное, доброе настроение, воплощают благородство души, душевной щедрости, возвышенных чувств, счастья, любви, светлой мечты. Холодные цвета вызывают эмоциональное ощущение холода, пустоты, бесконечности, неприкаянности, тревожности, неизвестности, печали, трагичности. Натура эмоционально открытая, страстная, увлекающаяся, отличающаяся душевной щедростью при изображении будет иметь преобладание горячих оттенков в одежде (Иван-царевич), и наоборот, человек более строгий, возможно более молчаливый, замкнутый по характеру будет иметь одежды, которые пропитаны холодными цветами (Елена Прекрасная). (Определите по колориту одежды характеры богатырей).

Противопоставление теплых и холодных оттенков служит одним из условий создания гармонического колорита.

Натюрморт, включенный в произведение жанровой живописи, обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств.

  1. Составление искусствоведческого рассказа.

Учитывая выше сказанное, можно составить искусствоведческий рассказ примерно по такой схеме:

  1. сообщение названия картины и фамилии художника;
  2. о чем написана картина;
  3. что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение);
  4. что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения);
  5. что красивого показал своим произведение художник;
  6. о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

Литература

  1. Р.М.Чумичева «Дошкольникам о живописи», М. «Просвещение», 1992.

  1. Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом», СПб «АКЦИДЕНТ», 1997.

  1. Н.А.Курочкина «О портретной живописи – детям»,  СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

  1. Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года», СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

  1. В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», М. «Просвещение», 1981.

  1. Н.А.Курочкина «Знакомим со сказочно-былинной живописью» Методические рекомендации к учебно-наглядному пособию, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВАРИАТИВНОГО ПОДХОДА В ПОСТРОЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

ОСОБЕННОСТИ ВАРИАТИВНОГО ПОДХОДА В ПОСТРОЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.      Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. 23 ноября 2009...

Семинар для педагогов «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»

Семинар для педагогов с использованием мульмимедийной презентации...

Презентация к семинару «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»

Презентация разработана для семинара "Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ" для педагогов. Сам семинар см. в моих публикациях....

П Р О Е К Т Построение педагогического процесса в ДОУ с учетом принципа интеграции на тему:«Мы посуду уважаем, стол красиво накрываем, в гости всех Вас приглашаем».

Комплексно – тематический план на неделю. Тема: «Мы посуду уважаем, стол красиво накрываем, в                 гости всех...

Статья "Современные требования к построению педагогического процесса в ДОУ"

Последние два года изучаю тему комплексно - тематического планирования в ДОУ в свете современных требований к педагогическому процессу. Комплексно - тематический принцип построения образовательного пр...

Семинар по теме «Построение образовательного процесса на прогулке на основе детского туризма»

Семинар для воспитателей ДОУ по организации прогулок-походов, организации "Тропинок здоровья" на территории детского сада, содержит рекомендации и практические задания....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Доминирующие системы восприятия дошкольника и их учет при организации комфортной педагогической среды»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Доминирующие системы восприятия дошкольника и их учет   при организации комфортной педагогической среды»Цель: повышение профессиональной комп...