Семинар для педагогов «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»
методическая разработка по теме

Куриленко Ирина Васильевна

Семинар для педагогов с использованием мульмимедийной презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_modul.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад комбинированного вида №2360


Семинар

«Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»

Подготовила и провела:

Ст. воспитатель ГБОУ д/с №2360

Куриленко И.В.

Москва, 2012г.

Слайд 1:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к познанию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Педагоги детских садов находятся в постоянном поиске новых наиболее эффективных методов и технологий при развитии, воспитании и подготовке детей к школе.

Модульный принцип организации педагогического процесса, даёт возможность реализовать современные требования ФГТ к организации работы в дошкольном учреждении, о необходимости строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

Слайд 2:

Преимущества обучения детей на модульной основе:

1.Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.

2. Педагогический процесс становиться более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

3. Наличие сюжета способствует развитию принципа обучения в игре: играя дети не замечают, что обучаются.

4. Знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети чётко видят цель обучения, и это облегчает формирования у них целеполагания

5. Понимание значимости своей работы и удовлетворения от качества её конечного результата создаёт у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.

6. Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений между детьми и педагогом. Это облегчает переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.

7. Отсутствует психологическое давления на ребёнка, его положительные эмоции повышение эффективности образовательного процесса способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровьесберегающих технологий.

8. Основной акцент смещается с сообщений знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.

9. Модуль позволяет объединить так называемую предварительную работу педагога

Слайд 3:

В модульной системе обучения просматривается интеграция образовательных областей на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре.

«Центральным звеном», вокруг которого группируются знания, является тематика модуля.

Слайды 4,5:

Отличие модуля от цикла:

Цикл, как правило, организуется в пределах одной образовательной области, в модуль включается деятельность по всем образовательным областям;

В модуле вся организованная образовательная деятельность является комплексной;

Модуль, в отличии от цикла, имеет сюжет, который развёртывается на протяжении долгого времени (месяца и более)

В модуле педагогический процесс перестаёт быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а всё происходит в реальности (что нельзя выполнить, в модуль не включается)

Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому, что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.

Слайд 6, 7:

Рекомендации по составлению модуля:

Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.

Затем решается вопрос о сюжете модуля. Ведь он служит объединяющим стержнем для организованной деятельности. Это может быть долгосрочная игра, переписка со сказочным персонажем, поиски клада, расколдовывание какого-то существа и др. Большой притягательной силой обладают для детей живые объекты, поэтому они тоже могут служить в качестве основы, связующей организованной деятельности. Интересным поводом для организации модуля являются праздники, в том числе групповые: конкурсы, выставка, КВН и др.

Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждая ООД, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность.

Наметив тему и разработав сюжет, необходимо особое внимание уделить «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создаётся впечатление, что их деятельность является игрой или любимым делом. Удачно выбранная  завязка придаёт модулю целостность, а деятельности детей – необходимую целесообразность. Первая ООД, на которой реализуется завязка, является вводной.

Слайды 8,9, 10:

Взаимосвязязь в процессе разных видов детской деятельности:

Игровой

Познавательно-исследовательской

Продуктивной

Коммуникативной

Трудовой

Музыкально-художественной

Чтения

Разрабатывая содержание модуля, воспитатель стремится чтобы каждая ООД несла определённую функциональную нагрузку, существовала логическая связь между ООД, одни и те же формы работы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело не выполнялось разными методами.

Например, в модуле «Весна нам поручила вырастить редис» для общения с Весной первый раз выбирается рисование, второй – гербаризация растений, третий – письмо, четвёртый – посылка выращенного редиса.

Последняя ООД модуля становится заключительной и должна быть наиболее интересной. На ней подводятся итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса и др., т.е. того дела,  ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.

Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это – долгосрочная игра. ООД носит комплексно-интегрированный характер.

Полноценный модуль разработать непросто. Все его части должны быть скомпонованы на логической основе. Он призван передать детям определённую сумму знаний, но в тоже время должен быть эмоционально насыщен и ориентирован не на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную жизнь маленького человека.

Педагогические условия работы на модульной основе:

Продолжительность модуля, количество включённых в него ООД, интервал между ними формальной регламентации не подлежат. Эти параметры определяются логикой построения педагогического процесса в данной группе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, возникающими жизненными ситуациями, не имеющими отношения к модулю.

Внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает наш детский сад. Напротив, роль этого основополагающего документа ещё более возрастает. Каждый педагог обязан выполнить стандарт, предусмотренный программой, с той разницей, что работа на модульной основе позволяет делать это не в виде «прямого обучения», а легко, интересно, в виде игры.

ООД, включённая в модуль, вписывается в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Исключение составляют короткие беседы, которые проводятся в свободное время.

Новый подход к планированию работы облегчает учёт индивидуальных особенностей детей, позволяет развивать у них разнообразные способности и задатки. Это достигается за счёт создания специализированных модулей, направленных на развитие тех или иных способностей – изобразительных, музыкальных, спортивных, трудовых и т.д.

Работа с родителями

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей, поэтому они являются самыми активными участниками всего педагогического процесса. Через разнообразные формы сотрудничества необходимо создать творческий союз:

Таким образом, правильно-разработанный модуль, выбранная система работы и формы её реализации, будут способствовать повышению познавательной активности, самостоятельности детей, формированию творческого самовыражения детей, что является важным для развития детей. У детей систематизируются, имеющиеся  знание, они овладеют элементарными представлениями об окружающем мире, проявится самостоятельность в поиске ответов на вопросы, сформируются навыки самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Модульный принцип организации педагогического процесса"

«Модульный принцип организации педагогического процесса, как способ развития познавательной активности детей»Из опыта работы«Знание — это абсолютная ценность...

Презентация к семинару «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»

Презентация разработана для семинара "Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ" для педагогов. Сам семинар см. в моих публикациях....

Консультация для педагогов "О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании"

Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа. Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая фор...

П Р О Е К Т Построение педагогического процесса в ДОУ с учетом принципа интеграции на тему:«Мы посуду уважаем, стол красиво накрываем, в гости всех Вас приглашаем».

Комплексно – тематический план на неделю. Тема: «Мы посуду уважаем, стол красиво накрываем, в                 гости всех...

презентация "Построение педагогического процесса в ДОУ с учетом принципа интеграции"

Данная презентация предназначена педагогам ДОУ. В ней раскрыватся основные принципы построения педагогического процесса в детском саду. Раскрыты понятия интеграция, проект и даны советы о том, как инт...

Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ.

Модуль - это логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Отличительная особенность модуля - это наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Сюжет веде...

Консультация для педагогов ”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”.

Консультация для педагогов”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”.      Основной линией в сегодняшней реформе образования является использов...