Консультация для инструкторов по плаванию "Взаимодействие детского сада и семьи по обучению плаванию детей на глубокой воде"
консультация по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Овчинникова Анастасия Владимировна

В консультации подробно описано содержание работы с семьей по созданию условий, при которых дошкольники наиболее успешно будут овладевать навыками плавания, совершенствовать свои умения. Разобраны проблемы взаимодействия с семьей при обучении плаванию, родительской помощи, на которую может рассчитывать инструктор. Материал будет интересен инструкторам по плаванию, начинающим обучение плаванию детей на глубокой воде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи

по обучению плаванию на глубокой воде

        Желаемых результатов в воспитании и обучении дошкольников можно достичь только при условии совместных действий родителей и педагогов. Тесное взаимодействие поможет установить согласованность и преемственность в деятельности семьи и детского сада, направленную как, на физическое воспитание вообще, так и на обучение плаванию в частности.

        Каков он, современный родитель? С одной стороны, современные родители все чаще выбирают активную жизненную позицию, проявляют искреннюю заинтересованность в работе учреждений образования, охотно принимают участие в работе управляющих советов учреждений и общественных родительских организаций.

        С другой стороны, необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Все чаще родители пытаются "откупиться" от личного общения подарками, игрушками, лишая ребенка своего живого участия, поддержки, эмоциональной связи. Именно поэтому сейчас актуально не только и не столько решение традиционных задач психолого-педагогического просвещения родителей, а непосредственно вовлечение семьи в решение образовательных задач.

        Для успешного усвоения детьми любых знаний процесс обучения должен затрагивать и содействовать развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка. Успешное формирование любых умений ребенка, развитие любых качеств зависит от взаимодействия коллектива детского сада с семьей воспитанника. Работа с семьей также должна выполнять триединую функцию: нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).

  1. Информативность. В процессе обучения плаванию идет постоянный обмен информацией между родителями воспитанников и инструктором по плаванию. Инструктор по плаванию знакомит родителей с программой обучения плаванию в каждой возрастной группе, информирует об успехах и затруднениях ребенка; получает в ответ сведения об особенностях характера ребенка, его поведении на воде вне бассейна детского сада (например, на отдыхе). Подобный обмен информацией поможет тренеру подобрать индивидуальный подход к ребенку (подбодрить боязливого ребенка, усложнить задание более подготовленному или дать новые упражнения при потере интереса к плаванию).
  2. Эмоциогенность. Сами по себе занятия в воде очень любимы детьми, всегда желанны, вызывают целую бурю положительных эмоций. С другой стороны они своей необычностью привлекают внимание родителей. Их интерес проявляется в вопросах к детям. Это заставляет детей быть более наблюдательными, более внимательными к своим движениям, стараться точнее и правильнее их выполнять, изучать и совершенствовать свои умения. Если же ребенок овладевает каким-либо умением, его радости нет конца. Он осознает насколько это значимо и радует окружающих.
  3. Побудительность. Организация обучения плаванию на глубокой воде дошкольников предполагает дополнительную серьезную нагрузку на инструктора по плаванию, и без помощи родителей здесь не обойтись. Инструктор по плаванию выступает здесь как координатор всей работы, связующее звено между детьми, родителями, сотрудниками детского сада и сотрудниками глубокого бассейна, в котором будут проходить занятия. Следует отметить также, что до недавнего времени инструктор по плаванию мог рассчитывать на помощь медсестры по бассейну, которая знала и выполняла свои обязанности. К сожалению, такой должности в детском саду больше нет. К родителям же мы обращаемся с просьбой и должны очень тщательно их проинструктировать.

        В работе с родителями мы используем самые разнообразные формы работы: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, оформление стендов и папок-передвижек, открытые показы занятий и досугов, демонстрация презентаций, анкетирование. Из опыта работы по организации выездов на глубокую воду и подготовке к водно-спортивному празднику "Дельфиненок" наиболее эффективными формами я считаю групповые или индивидуальные консультации с дублированием информации в памятки. В своей работе я использую "ПАМЯТКУ выезжающих в глубокий бассейн" и "ПАМЯТКУ помощника на дорожке". На консультациях мы подробно проговариваем все узловые моменты, а памятку родители забирают с собой, чтобы в спокойной обстановке просмотреть еще раз эти моменты, освежить их в памяти непосредственно перед выездом.

Какую же помощь мы ждем от родителей при выездах на глубокую воду?

  • Прежде всего, это доставка детей родителями к месту проведения занятий или соревнований и обратно. Дошкольные учреждения не могут самостоятельно организовывать доставку детей в связи с дорожно-транспортной обстановкой в городе и террористической небезопасностью. Готовя необходимую документацию для выездов на глубокую воду, инструктор по плаванию проводит с родителями консультацию и получает письменное согласие на обучение детей плаванию в глубоком бассейне и сопровождение их к месту проведения занятий. Также он сообщает родителям следующие сведения: адрес бассейна, схему проезда, график проведения занятий (время и дату). Свой приезд в бассейн накануне родители согласовывают с инструктором, чтобы не превысить допустимое количество детей на дорожку. Предупреждает, что верхнюю одежду и обувь детей в гардероб принимают не ранее, чем за 15 минут до начала сеанса. Родители на занятие не допускаются, остаются ждать детей в фойе или подходят к фойе к окончанию сеанса. Необходимо напомнить также список вещей, необходимых для бассейна: плавки/купальник, плавательная шапочка, мыло, мочалка, полотенце, 2 пары сменной обуви (сланцы для душа и сменная обувь для помещений бассейна), пакеты для обуви и мокрых вещей. Подобные "мелочи" необходимо также проговаривать, чтобы избежать неприятных моментов при организации занятий. Родителей необходимо познакомить с правилами поведения в бассейне, чтобы они знали их, выполняли сами и требовали их выполнение от детей наравне с инструктором по плаванию. Также объясняем, что условия проведения занятия в глубоком бассейне несколько отличаются от занятий в детском саду.

- Габариты бассейна значительно больше размеров чаши бассейна в детском саду. Глубина бассейна 120-130 см. Это значит, что практически все дети в бассейне не могут стоять на дне. Поэтому и дети, и родители-помощники должны знать свои действия в сложной ситуации (ребенок хлебнул воды, испугался и т. д.): ребенок подает сигнал о помощи, двигается по направлению к бортику или водоразделу. Родитель-помощник с бортика подает ему шест, успокаивает, при необходимости помогает выйти из воды.

- Температура воды и воздуха несколько холоднее, чем в бассейне детского сада.  Вода - 29-30 градусов.

- Количество детей на дорожку ограничено: 8 человек.

- Вода в глубоком бассейне хлорируется, может вызывать резь в глазах, неприятные ощущения, поэтому приветствуется применение очков для плавания.

  • При подготовке к занятию по плаванию инструктору нужны помощники в раздевалках: помощник-мужчина, который сопровождает мальчиков в мужскую раздевалку, и помощница-женщина при большом количестве девочек. Помощники должны иметь с собой сменную обувь. Консультируя помощников, следует сделать  акцент на следующих моментах:

                - перед занятием всем детям необходимо посетить туалет,

- до занятия дети принимают душ с мочалкой и мылом без купальных костюмов,

- во избежание потери следует забрать у детей ключи от шкафчиков в раздевалке,

- мокрые вещи нужно складывать отдельно или убирать в пакеты, чтобы не намочить сухую одежду.

  • На дорожку в качестве помощника разрешается брать одного родителя. На бортике он – правая рука инструктора по плаванию. Помощник знаком с программой по обучению плаванию в детском саду, инструктор практически знакомит его с планом занятия, со всеми заданиями, которые будут выполнять дети. Он выполняет поручения инструктора по плаванию, может встречать/отправлять детей на противоположной стороне дорожки, напоминает задание (способ плавания), сопровождает несмелых детей вдоль бортика, помогает раздать/собрать спортивный инвентарь, по необходимости отводит детей в туалет.
  • Наибольшая помощь родителей предусмотрена непосредственно на водно-спортивном празднике "Дельфиненок". В бассейне шумно, очень много народу, дети волнуются, теряются различные предметы и одежда. Нагрузка на инструктора по плаванию и родителя-помощника ложится огромная. Но от того насколько скоординирована будет их работа,  зависит организация и хорошее настроение детей и остальных участников праздника. Инструктор заранее проговаривает с родителем-помощником, какого рода помощь нужна будет ему на водно-спортивном празднике:

- До праздника с приходом детей: родитель помогает детям переодеться в купальные костюмы и парадную форму. Сортирует по разным сумкам-баулам: 1) верхнюю одежду и обувь, 2) полотенца+трусы, 3) спорт. форма. Помогает детям построиться, сопровождает их на параде.

- При подготовке к заплывам. На встречных эстафетах помощник находится на "финишной" стороне (на старте - инструктор), напоминает детям на бортике их задания, подбадривает. Перед заплывом окунает детей в воду. Ориентирует детей: после приплывания первого ребенка и касания рукой бортика, отправляет следующего пловца, а приплывшего достает из воды и одевает в халат и сланцы. Подплывающих к финишу детей подбадривает-поторапливает, помогает не столкнуться (при плавании с предметами). В некоторых эстафетах раздает/собирает предметы, одевает/снимает ласты. Следит, чтобы не потерялся инвентарь детского сада. Вместе с инструктором заранее приносит халаты и сланцы ребенка на сторону, противоположную той, с которой он стартует. Находится с детьми между заплывами, не подпускает их к бортику.

- После выполнения детьми заданий помогает им подготовиться к параду: вытирает детей, помогает надеть спортивную форму. Собирает в одну сумку-баул полотенца, халаты, мокрую одежду, ласты. Сопровождает детей на заключительном параде.

- После праздника. Родитель помогает детям переодеться, собирает спортивную форму и передает ее инструктору. Сушит детям волосы, раздает верхнюю одежду и обувь, передает ребенка из рук в руки его родителю.

        Как мы видим, чтобы подготовить команду детского сада на празднике, инструктор со своими помощниками должен очень много потрудиться. Его обязанности предполагают четкое знание, какой ребенок, какое задание выполняет. Удобно эти сведения представлять на карточке-таблице, которую можно взять с собой на бортик, как подсказку.

        Не все так гладко в работе с родителями. Существует достаточно проблем, с которыми сталкивается инструктор по плаванию.

Проблема 1. Родитель непременно хочет присутствовать на занятии, пробирается в помещения бассейна, подсматривает. Это вызывает справедливые замечания от администрации глубокого бассейна. Инструктор по плаванию многократно разъясняет родителям, что занятия плаванием требуют от ребенка большой концентрации внимания. Присутствие родителей отвлекает его, мешает сосредоточиться на выполнении заданий. А замечания сотрудников бассейна  отвлекают инструктора по плаванию от детей, которые должны быть постоянно в поле его зрения. Своими действиями родитель может спровоцировать опасную ситуацию на воде.

Проблема 2. Родитель не может отвозить ребенка в бассейн в силу занятости. Инструктор по плаванию помочь здесь не может. Советуем «подключать» к мероприятию бабушек-дедушек, подумать о взаимопомощи друг другу родителей одной группы.

Проблема 3. Родитель не хочет возить ребенка, не видит необходимости в таких занятиях («ребенок же умеет плавать»). Сами дети и их родители обычно полагают, что, если ребенок может проплыть 5-7 метров, а вернее, столько продержаться на поверхности воды на мелководье, да еще на задержке дыхания, значит, он умеет плавать. Объясняем родителям, что, согласно общепризнанному мнению специалистов, ребенок считается освоившим плавание, если он может уверенно проплыть 25 метров в бассейне, не вставая на дно. Габариты чаши бассейна в детском саду таковы, что у ребенка очень большой соблазн ненароком толкнуться ногой от дна или от бортика на повороте. Плывя по кругу, и делая бесконечные повороты, ребенку трудно отработать технику спортивного плавания. Выводя ребенка на глубокую воду, мы готовим его к уверенному плаванию в любом водоеме, любых глубины и размеров. Помимо этого идет подготовка к водно-спортивному празднику.

Проблема 4. Родитель с ребенком с удовольствием ездят на занятия в глубокий бассейн, но перестают посещать занятия плаванием в детском саду. Объясняем, что основное обучение идет именно в детском саду, здесь мы проговариваем все задания, отрабатываем движения, и лишь потом идет усложнение, повторение в иных условиях, на глубине. Давать новые упражнения в глубоком бассейне нецелесообразно, поскольку огромное помещение, безопорное положение ног у детей, более холодная вода не дадут полноценно усвоить объяснение.

        Принимая помощь родителей, инструктор по плаванию собственным примером задает тон в работе, акцентирует, что только совместными усилиями детский сад и семья могут создать такие условия, при которых дети наиболее успешно будут овладевать навыками плавания, совершенствовать свои умения.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Совместная работа детского сада и семьи по детей экологическому воспитанию».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое  и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...

Современный взгляд на решение проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии творчества детей (консультация для воспитателей

Существует много форм организации взаимодействия, тесного сотрудничества детского сада и семьи. В статье приводятся примеры наиболее эффективных....

Консультация для родителей "Взаимосвязь детского сада и семьи в нравственном воспитании детей"

Консультация для роддителей "Взаимосвязь детского сада и семьи в нравственном воспитании детей"....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»

Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропоря...

консультация на тему: "Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию у детей любви к книге"

Детский сад и школа являются звеньями единой системы народного образования. Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить детей к успешному обучению в школе. Активно учасвтовать в этом должны ...

Проект «Взаимодействие детского сада и семьи в обучении русскоязычных детей татарскому языку»

Приложение·         В группе заведен журнал регистрации аудио и видео материалов родителям, для домашнего просмотра совместно с детьми, что позволяет бли...

Консультация для родителей: «Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»

Консультация для родителей:«Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»...