Фестиваль-конкурс "Юный шахматист"
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

Сулейманова Гульнар Жеделеевна

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_po_shahmatam.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль-конкурс "Юный шахматист"

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
  • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
  • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

Предварительная работа:

Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.

Составить жюри, назначить ответственного за награждение.

Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

Подготовить зал для проведения мероприятия.

Правила шахматного  турнира

Начинают играть сразу все участники. Арбитры следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитры определяют победителей, из числа победителей составляются пары для следующего этапа турнира.

 Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на 1, 2, 3-е места. Продолжительность турнира 60 минут.

ХОД ТУРНИРА

Торжественный вход участников турнира, под музыкальное сопровождение.

Инструктор по физкультуре: Сегодня знаменательный день в нашем детском саду – сегодня наши дети участвуют в турнире по шхматам. Для приветствия участников и открытия соревнования к нам прибудет какой-то гость. Давайте посмотрим.

Под музыкальное сопровождение входит Шахматная королева.

Шахматная королева:  Здравствуйте, ребята! Угадайте кто я, а для этого вам нужно разгадать мою загадку?

В игре той есть ладья и ферзь

Слон, конь и пешек ряд.

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Но правит, все же королева.

Дети: Шахматы

Шахматная королева:  Правильно, молодцы. А я Шахматная королева! Я пришла к вам, чтобы открыть  соревнования

 Слово «шахматы» произошло от персидского «шах мат», что значит – «властитель умер». Родиной шахмат считается Индия.

Инструктор по физкультуре: Об этой игре есть замечательные стихотворения:

Дети читают стихотворения.

    Шахматы — это интересно,

И для головы полезно,

Шахматы — это обучение,

Шахматы — это развлечение,

Это множество друзей,

Вместе с другом веселей.

     

Вся в квадратах — белых, черных —                                                           Деревянная доска,                                                                                                    А ряды фигур точеных —                                                                            Деревянные войска.

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Что? Змея. Драконы

Вас не ждут здесь? Не беда.

Тут зато лихие Кони

И пехота хоть куда!

Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,

Мчатся поперек и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный

Восседает тут Король.

Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить полям,

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.

Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл отряд,

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в бою.

Шахматная королева: Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю шахматный турнир открытым.

Инструктор по физкультуре:  Сейчас мы с помощью жребия определим пары.

У каждого участника турнира есть свой номер. Инструктор вытягивает по 2 номера из шляпы и определяет пары детей. Дети занимают столы.

Инструктор по физкультуре:  Замечательно пары мы выбрали, теперь нужно определить -  кто какими по цвету шахмат  будет играть.

Один ребенок из пары берет 2 шахмат: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает. Все дети расставляют шахматы на поле.

Шахматная королева: Игра в шахматы  требует спокойной обстановки и внимания. Все зрители пойдут со мной в спортивный зал, где мы будем проводить соревнования на логическое мышление, умение считать и  сообразительность. Наши участники  сразятся в честном бою на шахматных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед.

Зрители вместе с шахматной королевой под музыку уходят из зала. Инструктор по физкультуре  еще раз напоминает правила турнира. Соревнования начинаются. Во время соревнования арбитры наблюдают за ходом игры, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления победителей. (Приложение 1)

По окончании соревнования определяются победители.

Задания для зрителей

На каких полях ничего не растет (шахматных)

Из каких досок не строят теремок?

В каких клетках не держат зверей?

Какой формы шахматная доска?

Закончи строку:

Скоро бой. И ждем Войска

Деревянная …

У этого цветка 4 лепестка

А сколько лепестков у двух таких цветков?

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперед

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле.

Перечислите: какой транспорт упоминается в стихотворение.

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибков?

 Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел -

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей -

Посчитай-ка всех зверей.

 Вдоль овражка

Шла фуражка,

Две косынки,

Три корзинки,

А за ними шла упрямо

Белоснежная панама.

Сколько всего шло детей?

Отвечай поскорей?

Я валяюсь на траве ,

Сто фантазий в голове.

Помечтай со мною вместе -

Будет их не сто, а ....(двести)!

  Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

 Оле, Свете и Оксане,

 Самое большое - маме.

 Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

 Плакали, плакали, слезы роняли

 Таня в лукошко их собрала.

 В подарок друзьям своим принесла

 Два Сережке, три Антошке,

 Катерине и Марине,

 Оле, Свете и Оксане,

 Самое большое - маме.

 Говори давай скорей,

 Сколько Таниных друзей?

 С неба звездочка упала,

 В гости к детям забежала.

 Две кричат во след за ней:

 «Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

 С неба звездного упало?

 Скоро праздник. Новый Год,

 Встанем в дружный хоровод.

 Звонко песенку споем,

 Всех поздравим с этим днем.

 Приготовим всем подарки,

 Этот праздник очень яркий.

 Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

 А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

 Саша будет рад Петрушке

 И большой цветной хлопушке.

 Ну а Танечке - Танюше –

 Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

 Имена их называйте.

 Решила старушка ватрушки испечь.

 Поставила тесто, да печь затопила.

 Решила старушка ватрушки испечь,

 А сколько их надо — совсем позабыла.

 Две штучки — для внучки,

 Две штучки — для деда,

 Две штучки — для Тани,

 Дочурки соседа...

 Считала, считала, да сбилась,

 А печь-то совсем протопилась!

 Помоги старушке сосчитать ватрушки.

 В рыбьем царстве к осетру

 Приплывают по утру

 Три молоденькие щучки,

 Чтоб ему почистить щечки,

 А четыре чебака

 Моют брюхо и бока.

 Посчитай-ка, детвора,

 Сколько слуг у осетра?

 Жили-были

 у жилета

Три петли

и два манжета.

 Если вместе их считать

Три да два, конечно, пять!

Только знаешь,

 в чём секрет?

 У жилета  нет манжет!

 Г.Новицкая

 Шесть орешков мама-свинка

 Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

 Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять?

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели

Пять румяных, наливных,

Два с кислинкой.

Сколько их?

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой –

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой –

Зайка косой.

Следом за ними –

Ёж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

"Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!"

Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек,

"Приходите все на чай!"

Сколько чаек, отвечай!

 Белка на елке грибочки сушила,

 Песенку пела и говорила:

 «Мне зимой не знать хлопот,

 Потому что есть грибок:

 Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит <

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!»

Мы с мамой в зоопарке были,

 Зверей с руки весь день кормили.

 Верблюда, зебру, кенгуру

 И длиннохвостую лису.

 Большого серого слона

 Увидеть я едва смогла.

 Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видала я?

 А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!

 Дождик, лей веселей!

 Теплых капель не жалей!

 Пять Сережке, три Антошке,

 Две Валюше и Катюше.

 А для мамы и для папы

 Сорок будет маловато.

 Ну а вы друзья считайте,

 Сколько капель отвечайте!

             По тропинке вдоль кустов

              Шло одиннадцать хвостов.

 Сосчитать я также смог,

 Что шагало тридцать ног.

 Это вместе шли куда-то

 Петухи и поросята.

 А теперь вопрос таков:

 Сколько было петухов?

 И узнать я был бы рад

 Сколько было поросят?

 Ты сумел найти ответ?

 До свиданья, всем привет!

 Н.Разговоров

Вдоль овражка

 Шла фуражка,

 Две косынки,

 Три корзинки,

 А за ними шла упрямо

 Белоснежная панама.

 Сколько всего шло детей?

 Отвечай поскорей!

 Как-то вечером к медведю

 На пирог пришли соседи:

 Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою лисой.

 А медведь никак не мог

 Разделить на всех пирог.

 От труда медведь вспотел -

 Он считать ведь не умел!

 Помоги ему скорей -

 Посчитай-ка всех зверей.

 Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

На базаре добрый ёжик

Накупил семье сапожек.

Сапожки по ножке - себе,

Поменьше немного - жене.

С пряжками - сыну,

С застёжками - дочке.

И всё уложил в мешочке.

Сколько в семье у ёжика ножек?

И сколько купили  сапожек?

Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

>Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

 Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

Внуку Шуре добрый дед

 Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?

Мама вышила ковёр.

Посмотри, какой узор.

Две большие клеточки

В каждой по три веточки

Села Маша на кровать,

Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может

Кто же ей поможет?

 Раз к зайчонку на обед

 Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

Как под ёлкой встали в круг

Зайка, белка и барсук,

Встали ёжик и енот,

Лось, кабан, лиса и кот.

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь!

Как только участники турнира перестают играть, зрители возвращаются в зал где происходит награждение победителей и зрителей.

Шахматная королева: Зрители показали свою сообразительность, работу мыслей и умение считать. И за это им вручаются похвальные грамоты. Вот и подошел к концу наш шахматный праздник. Вы храбро сражались за победу в турнире, не всем сегодня повезло выиграть, но всех  участников этого турнира я приглашаю в гости к Шахматному королю  в нашу волшебную страну. Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю победителей шахматного турнира.

Награждение: лидеров шахматного турнира, участников шахматного турнира, всем детям сладкое угощение.

Шахматная королева: Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю шахматный турнир закрытым. Пора прощаться. Я снова появлюсь у вас, как только в вашем прекрасном детском саду состоится турнир по шахматам. До свидания ребята!

Дети под музыку уходят из зала.

                                               Приложение №1

Протокол шашечных соревнований.

                           Приложение 1 к Порядку

  Протокол *проведения фестиваля-конкурса

"Юный шахматист"
в ОУ __________________________________

Ф.И. воспитанника

Дата рождения
воспитанника

1 партия

2 партия

3 партия

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – выигранная партия

0 – проигрыш

½ - ничья

* протокол составляется по каждой возрастной категории (4 -5, 5 - 6, 6 - 7 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Юный шахматист"

Цель.Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интелле...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...

"Юные шахматисты"

Программа...

Конспект занятия кружка "Юный шахматист"

Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения....

Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"

Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"...

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"...