"Юные шахматисты"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского
муниципального района
Республики Татарстан
Программа дополнительного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвиваюего вида №32» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
по обучению детей игре в шахматы «Юные шахматисты».
Г. Нижнекамск РТ
2014 год
№ п/п | Содержание | 2 |
1 | Пояснительная записка | 3-7 |
1.1. | Актуальность | 3 |
1.2. | Участники программы | 3 |
1.3 | Обучение осуществляется на основе общих методических принципов | 3-4 |
1.4 | Основные методы, формы и средства обучения | 4 |
1.5 | Особенности содержания программы | 4-5 |
1.6 | Цель программы | 5 |
1.7 | Задачи | 5-6 |
1.8 | Результаты образовательной деятельности | 6-7 |
2 | Основная часть | 7-20 |
2.1 | Перспективное планирование по обучению игре в шахматы для детей младшей подгруппы | 7-11 |
2.2 | Календарно-тематическое планирование по обучению игре в шахматы для старшей подгруппы | 11-20 |
3 | Ожидаемые результаты | 21 |
4 | Условия реализации | 21-22 |
5 | Методическое обеспечение | 22 |
Кружок по обучению детей игре в шахматы
«Юные шахматисты».
Содержание.
Программа направлена на развитие массового спорта среди населения, среди подрастающего поколения, разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом, нормативными документами:
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;
- Концепцией дошкольного воспитания;
- СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.
Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дошкольного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию дошкольника.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком городских соревнований, что позволяет воспитанникам в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Актуальность программы.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Участники программы: Участниками программы являются дети в возрасте от 5 до 7 лет. Реализуется в течение 2 лет
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
1. Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
2. Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
3. Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами,появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы, формы и средства обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
1.Практическая игра.
2.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Игры с использованием ИКТ.
6.Участие в турнирах и соревнованиях.
Особенности содержания программы:
Начальный курс по обучению игре в шахматы прост и доступен. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для педагога.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дети знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с историей шахмат,
2. Дать воспитанникам теоретические знания по шахматной игре и
рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитывающие:
1. Привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом.
2. Научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
3.Научить уважать соперника;
4. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
5. Воспитывать честность и благородство, смелость в принятии решений;
6. Воспитывать умение достойно принимать поражение.
Развивающие:
1. Посредством методик Шакирова Р.М., Гришина В.Г, развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
2. Ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Результаты образовательной деятельности:
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь.
- правила хода и взятия перечисленных фигур;
- ориентироваться на шахматной доске.
Уметь:
- играть шахматной фигурой (ладья, слон, ферзь, конь) в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Диагностические параметры промежуточных результатов освоения программы
«Юные шахматисты» для детей дошкольного возраста.
Способы проверки обученности воспитанников
№ | Ф.И. ребенка | Знает шахматные термины | Знает названия и правила хода и взятия шахматных фигур | Лич-ный уро-вень | Примечание | ||||||
Белое и черное поле | Горизон-таль, вер тикаль, диаго наль, центр | Началь-ное положение, партне-ры | Ход, взятие | Ладья | Слон | Ферзь | Конь |
Оценка уровня развития:
0 баллов (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер.
1 балл (иногда) – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка
Цель мониторинга: отслеживание достижений в овладении ребёнком средствами и способами познания. Данное обследование поможет в дальнейшем определять свою работу.
В мониторинге используются метод наблюдения, индивидуальная беседа, игровые тестовые задания.
Мониторинг проводится:
-на начало учебного года мониторинг проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;
- в конце – с целью отслеживания формирования интегративных качеств личности ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов.
Перспективное планирование по обучению игре в шахматы для детей младшей подгруппы:
Дни недели | Тема, форма работы | Литература |
Сентябрь | ||
Поне-дельник 1 неделя | 1. «В стране шахматных чудес» (сказка). 2. «Мудрец» (легенда) | В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 13 В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 17 |
Четверг 2 неделя | 1. «Волшебная доска» Шахматная доска. 2. «Проспекты, улицы, и переулки волшебной доски». Знакомство с цветосочетанием. | В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 23. В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 27 |
3 неделя | 1. «Ни шагу назад!» (продолжение сказки) 2. Прямолинейная бесхитростная фигура» | В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 35 В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 45 |
4 неделя | 1. «Вежливые слоны» 2. «Могучая фигура» (продолжение сказки) | В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 53 В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 61 |
Октябрь: | ||
1 неделя | 1. «Знакомство с деятельностью шахмат». 2. «Игра в шахматы». | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 3; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
2 неделя | Шахматная доска | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 6; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 7; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
3 неделя | 1. Что такое ход. 2. «Как ходят фигуры? «Король» | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 6; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 7; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
4 неделя | 1. «Как ходят фигуры? «Ладья» 2. «Как ходят фигуры? «Слон» | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 8; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 9; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
Ноябрь | ||
1 неделя | 1. «Как ходят фигуры? «Ферзь» 2.«Как ходят фигуры? «Конь» | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 10; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 11; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
2 неделя | 1.«Как ходят фигуры? «Пешка» 2. «Два основных хода «Рокировка» | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 12; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 14; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
3 неделя | 1. «Шах» 2. «Мат» | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 18; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 19; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
4 неделя | 1. «Совершение хода» (правила) 2. «Прикосновение к фигуре» | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 23; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 24; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
Декабрь | ||
1 неделя | 1. «Прикосновение к фигуре» 2. «Взятие на проходе» | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
2 неделя | 1. Повторить названия фигур» 2. Вспомнить шахматную доску «Начало игры». | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
3 неделя | 1. Как ходят фигуры «Король», «Ладья», показ. 2. Как ходят фигуры «Слон», «Ферзь», показ | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
4 неделя | 1. Как ходят фигуры «Конь», «Пешка», показ 2. «Рокировка». | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
Январь | ||
1 неделя | 1. Игра в шахматы. 2. Игра в шахматы. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
2 неделя | 1. Игра в шахматы между группами. 2. Игра в шахматы между группами. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
3 неделя | 1. Игры детей по желанию. 2. Игры детей по желанию. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
4 неделя | 1. Игры – соревнования. 2. «Кто сильней» | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
Февраль | ||
1 неделя | 1. Игра «Быстрый игрок». 2. Игра «Кто сообразительней» | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
2 неделя | 1. Игры – соревнования. 2. Игры детей по желанию. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
3 неделя | 1. Игра в шахматы между группами. 2. Игра в шахматы между группами. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
4 неделя | 1. Игры соревнования на внимание. 2. Игры соревнования на внимание. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
Март | ||
1 неделя | 1. Игры в шахматы для родителей. 2. Игры в шахматы для родителей. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
2 неделя | 1. Игры между группами. 2. Игра «Кто победит». | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
3 неделя | 1. Закрепление знаний фигур. 2. Произвольная игра в шахматы. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
4 неделя | 1. Соревнования между детьми по желанию. 2. Соревнования между детьми по желанию. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
Апрель | ||
1 неделя | 1. Игры детей по желанию. 2. Игры детей по желанию | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
2 неделя | 1. Развлечения соревновательного характера. 2. Развлечения соревновательного характера | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
3 неделя | 1. Игры между группами. 2. Соревнования. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
4 неделя | 1. Игра в шахматы на время. 2. Игра в шахматы на время. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
Май | ||
1 неделя | 1. Показ для родителей. 2. Игра «Самый внимательный ребёнок». | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
2 неделя | 1. Игра «Как я умею играть». 2. Игры – соревнования. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
3 неделя | 1. Игры детей по желанию. 2. Соревнуются две группы | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
4 неделя | Шахматный турнир. | Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»; В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» |
Календарно-тематическое планирование по обучению игре в шахматы для старшей подгруппы:
№ | Цель занятия | Содержание занятия | Средства обучения/ материал |
Сентябрь | |||
1,2 | Шахматная доска. Задачи: Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы - занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки | Шахматная доска с фигурами |
3,4 | Шахматная доска Задачи: Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. | Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски»с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки» Д/и «Да и нет». | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10 |
5,6 | Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль», | Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. | Шахматная доска и шахматные поля, учебник Учебник Ч.1 с.11-14. 2 Комплекта кубиков черного и белого цвета |
7,8 | Шахматная доска. Задачи: Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. | Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание «Диагональ». | Шахматная доска и шахматные поля. Учебник Ч.1 с.15 -17. |
Октябрь | |||
1,2 | Шахматная доска. Задачи: Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки | Шахматная доска с фигурами |
3,4 | Шахматная доска Задачи: Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахмат-ной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. | Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски»с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки» Д/и «Да и нет». | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10 |
5,6 | Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль». | Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. | Шахматная доска и шахматные поля, учебник Учебник Ч.1 с.11-14. 2 Комплекта кубиков черного и белого цвета |
7,8 | Шахматная доска. Задачи: Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. | Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание «Диагональ». | Шахматная доска и шахматные поля. Учебник Ч.1 с.15 -17. |
Ноябрь | |||
1,2 | Шахматные фигуры Задачи: Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. | Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?» | Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.18 -19. |
3,4 | Начальное положение. Задачи: Познакомить детей с Расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: «Ферзь любит свой цвет». | Знакомство с расстановкой фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.20 – 21.. |
5,6 | Слон Задачи: Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры | Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.30 -33. |
7,8 | Слон Задачи: Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков. | Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.33 36. |
Декабрь | |||
1,2 | Ладья Цель: Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. | Чтение дидактической сказки «Я – Ладья» Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт» «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.1 с.22 -25. |
3,4 | Ладья Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.26 -29. |
5,6 | Ладья против слона Задачи: отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику. | Дидактические задания «Перехитри часовых» , «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры, «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, | Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур Учебник Ч.1 с.37 -45. |
7,8 | Ферзь Задачи: Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Чтение дидактической сказки «Кони черные и белые» «Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.1 с.46 -52. |
Январь | |||
1,2 | Ферзь против ладьи и слона Задачи: Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем. | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.53 /61. |
3,4 | Конь Задачи: Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание., умение отстаивать свою позицию | Место коня в начальном положении. Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.1 с.62 - 64. |
5,6 | Конь Задачи: Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». Д/и «Секретная фигура» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.65 - 68. |
Февраль | |||
1,2 | Конь против ферзя, ладьи, слона Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Д/и «Волшебный мешочек» Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля» «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.69 - 77. |
3,4 | Пешка «Ни шагу назад!» Задачи: познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Чтение дидактической сказки «Детский сад Чудесная Пешка» Рассказ о пешке. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».Д/и «Волшебный мешочек» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.3-5. |
5,6 | Пешка Задачи: Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.6 - 8. |
7,8 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Задачи: Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.9 -16. |
Март | |||
1,2 | Король Задачи: Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.2 с.17 – 22. Костюмы для инсценировки. |
3,4 | Король «Волшебный квадрат». Задачи: Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.23 – 28. |
5,6 | Шах. Задачи: Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.29 - 35. |
7,8 | Шах Задачи: Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.36 - 43. |
Апрель | |||
1,2 | Мат и шах Задачи: формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар). | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей | |
3,4 | Мат Задачи: Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. | Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна» Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.44 - 52. |
5,6 | Мат в один ход. Задачи: Закрепить представления детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.53 60. |
7,8 | Ничья Задачи: Формировать представлений о положении «пат» , выделение отличий пата от мата. | Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат».Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.2 с.61/ 62. |
Май | |||
1,2 | Рокировка Задачи: познакомить с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.2 с.63 - 68. |
3,4 | Шахматная партия Задачи: Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.69 /74. |
5,6 | Шахматная партия. Задачи :Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии 1 - 2 | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.75. |
7,8 | Шахматная партия Задачи. Выявить умение играть всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии № 14 - 15 | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.2 с.86/87. |
Ожидаемые результаты:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
А также:
1. Знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов
мира.
2. Имеет представление об организации шахматных соревнований.
3. Уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать.
4. Умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы.
5. Знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания.
6. С удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях,
различных мероприятиях, стремится узнавать новое.
7. Знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы.
8. Осознает свои ошибки, видит ошибки соперника.
9. Может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у
каждой из сторон, возможные варианты развития событий.
10. Для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве.
11. Участвует в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявляет инициативу, помогает начинающим, занимается самостоятельно.
Воспитанники, закончившие обучение по программе «Юные шахматисты», совершенствуют свои знания, умения и навыки, занимаясь в шахматном клубе, организованном на базе школы №15, реализующей данную программу.
Условия реализации:
Реализация программы «Юные шахматисты» осуществляется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №32» в методическом кабинете за столами. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая, 2 раза в неделю, во второй половине дня в течение 25-30 минут. Распределение материала на 68 часов в год. Срок реализации 2 года
1. Ежеквартально проводятся «Дни открытых дверей» для родителей.
2. В дни, когда проводятся игры соревновательного характера, шахматные турниры, детям дарятся призы.
3. Для улучшения качества работы по обучению детей игре в шахматы и приобщения родителей к этому виду спорта, проводятся консультации практического характера, мониторинги, даются домашние задания.
Данную программу осуществляет педагог Горбунова Мария Ивановна. Образование: высшее, Набережночелнинский государственный педагогический институт, дошкольное отделение 2005 год, квалификация: педагог первой квалификационной категории.
Методическое обеспечение:
1. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.
2. Гришин В.Г, Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1990.
3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
4. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
5. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
6. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/08/picture-511588-1657252143.jpg)
Презентация "Юный шахматист"
Цель.Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интелле...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-513455-1415292745.jpg)
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578879-1422898398.jpg)
Конспект занятия кружка "Юный шахматист"
Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/10/picture-800712-1478800457.jpg)
Фестиваль-конкурс "Юный шахматист"
Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886704-1485875313.jpg)
Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"
Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/25/picture-348150-1469464756.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/29/picture-519315-1588128364.jpg)
Приказ от 5.10.2016 №172 О проведении фестиваля-конкурса "Юный шахматист" в ДОУ
в составе организационного комитета...