Кружковая работа "Школа мяча"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Методичексий материал по организации кружковой работы "Школа мяча" с детьми старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx76.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 7 «Остров сокровищ»

Городского округа «город  Якутск»

003

Кружковая работа

«Школа мяча»

(для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста)

        

Разработала и составила:

Сивцева Виктория Вячеславовна,

2015-2016 г.

Главная цель Программы – совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях.

      Основные задачи:

  1. На основе определения физической подготовленности и состояния здоровья применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребёнка.
  2. Выявить физиологическую и психологическую предрасположенность каждого дошкольника к тому или иному виду спорта.
  3. Сформировать у ребёнка устойчивые навыки самоанализа результатов постановки последующей цели и достижения её путём физической и духовной работы.
  4. Через игровые формы обучения и создание развивающей среды осуществлять выполнение программы минимума и максимума.
  5. Выработать устойчивые навыки владения своим телом с целью сохранения жизни и здоровья в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти в их жизни.
  6. Сформировать у ребёнка представления о здоровом образе жизни и выработать устойчивые навыки самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой его любимый вид спорта станет неотъемлемой частью поведения.

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.

Методы обучения

Образовательный процесс включают в себя:

Словесные методы:

1.Обзорные беседы;

2.Обсуждение игровых моментов.

Наглядные методы:

1.Самостоятельный разбор тактических действий игроков;

2. Просмотр видеокассет  игр по волейболу

Необходимые умения и навыки для  реализации программы

1. Развивать устойчивый интерес к занятиям по пионерболу;

5. Прививать умение и навыки, ведение здорового образа жизни.

6. Прививать умение выполнять правила личной гигиены.

7. Умение выбирать способ деятельности.

9. Умение сравнивать, обобщать, анализировать свои действия.

Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности

Эмоциональные методы:

  • Поощрение;
  • Порицание;
  • Создание ситуации успеха:
  • Стимулирующее оценивание.

Познавательные методы:

  • Познавательный интерес;
  • Выполнение творческих заданий;
  • Развивающая кооперация.

Волевые методы:

  • Предъявление учебных требований;
  • Информация об обязательных результатах обучения;
  • Познавательные затруднения;
  • Прогнозирование деятельности.

Ожидаемый результат

1. Дети смогут владеть мячом, выполняя упражнения с мячом

2. Дошкольники познакомятся с историей игры пионербол,  волейбол, баскетбол

3. У детей выявятся улучшения показателей координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры

4.  Дошкольники овладеют технико-тактическими действиями с мячом: передача мяча, бросок мяча через сетку, подача мяча, забрасывание мяча в баскетбольное кольцо, разучат индивидуальную тактику.

5. Научаться понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила

Игры и игровые упражнения с мячами

(рекомендуемые программой «Старт»)

    В методической литературе описано много игр с мячами. Можно одну и туже игру развивать на основе использования спортивных пособий. Например. Была проведена  игра со скакалкой «Граница». Продолжать и творчески развивать её можно с мячами разных размеров. Такой подход к играм направляет внимание ребёнка на поиск нового, интересного, формирует умение видеть в каждом предмете разные функции.

    Главное, не надо выговаривать ребёнку за то, что он никак не может научиться тому, что получается у всех. У большинства детей это вызывает негативное отношение к игре или вообще к участию в групповых играх.

    Поэтому в любой игре должны участвовать дети, разные по физической подготовленности. В процессе систематических повторений они сами научатся друг у друга.

Виды упражнения с мячом диаметром 20 см

  1. Солнышко. Подбрасывать и ловить мяч двумя руками (для детей 3-7 лет).
  2. Хлопушки. Подбрасывать мяч вверх и ловить после одного или двух хлопков (для детей 4-7 лет).
  3. Отбивалки. Отбивать мяч об пол двумя руками или одной рукой (для детей 3-7 лет).
  4. Правый – левый. Отбивать мяч правой-левой рукой поочерёдно (для детей 4-7 лет).
  5. Кулачок. Отбивать мяч об пол кулаком (для детей 5-7 лет).
  6. Ребро. Отбивать мяч об пол ребром ладони (для детей 5-7 лет).
  7. Подскок. Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол (для детей 3-7 лет).
  8. Хлоп – гоп. Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладони (для детей 4-7 лет).
  9. Вертушка. Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока и кружения (для детей 5-7 лет).
  10. Корзинка. Подбрасывать мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропускать в него падающий мяч. После отскока поймать его (для детей 5-7 лет).

Виды упражнения с мячом в движении

  1. Бим-Бом. Отбивать от груди мяч двумя руками о стенку. Расстояние от 50 см до 1 м и более (для детей 3-7 лет).
  2. Волна. Снизу двумя руками отбивать мяч о стенку и ловить его после отскока об пол (для детей 4-7 лет).
  3. Тик-так. Так же отбивать мяч и ловить его после отскока и хлопка (для детей 5-7 лет).
  4. Юла. Так же отбивать мяч и ловить после кружения (для детей 5-7 лет).
  5. Самолёт. Двумя руками из-за головы отбивать мяч об пол, стараясь бросить ближе к стенке, и ловить после отскока о стенку (для детей 5-7 лет).
  6. Луноход. То же упражнение, но ловить мяч после кружения (для детей 5-7 лет).
  7. Вертолёт. То же упражнение, но с добавлением хлопков (для детей 5-7 лет).
  8. Стрела. (мяч диаметром 12 см). Мяч в правой руке. От плеча отбить мяч об пол и поймать двумя руками после отскока о стену (для детей 5-7 лет).
  9. Стрела вторая. То же упражнение, но мяч в левой руке (для детей 5-7 лет).
  10. Кораблик. Стоя у стены, малый мяч в правой руке. Отвести руку с мячом назад –вверх и одновременно поднять одноимённую ногу. Отбить мяч об пол из-под ноги и поймать после отскока о стену (для детей 5-7 лет).

Виды упражнения с мяч в движении

  1. Отбивать мяч одной рукой с продвижением вперёд (мяч отбивать сбоку, чтобы не мешал движению) (для детей 3-7 лет).
  2. Отбивать мяч с продвижением в разных направлениях и с увёртыванием от ловишки (для детей 4-7 лет).
  3. Отбивать мяч с продвижением боковым галопом вправо, влево, по кругу (мяч на одном месте) (для детей 5-7 лет).

Виды упражнений с мячом в паре

  1. Все упражнения с 1оп 10 выполнять в паре (для детей 5-7 лет).
  2. Все упражнения с 1 по 10 выполнять в паре с продвижением вперёд (для детей 5-7 лет).

Структура занятия «Школы мяча»

  1. Вводная часть: ходьба, бег
  2. Основная часть:
  1. обучение движениям с мячом
  2. дыхательное упражнение
  3. подвижная игра
  1. Заключительная часть:
  1. релаксация

Критерии педагогической оценки овладения дошкольниками

игровыми упражнениями с мячом

Критерии

Возраст детей

1.

Подбрасывать и ловить мяч двумя руками

5-7 лет

2.

Подбрасывать мяч вверх и ловить после одного или двух хлопков

5-7лет

3.

Отбивать мяч об пол двумя или одной рукой

5-7 лет

4.

Отбивать мяч правой-левой рукой поочерёдно

5-7лет

5.

Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол

5-7 лет

6.

Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока и кружения

5-7 лет

7.

Подбрасывать мяч вверх, соединять руки перед грудью кольцом и пропускать в него падающий мяч. После отскока поймать его.

5-7 лет

8.

Отбивать мяч одной рукой с продвижением вперёд (мяч сбоку)

5-7 лет

9.

Отбивать мяч об пол кулаком

5-7 лет

10.

Выполнять упражнения с мячом  в паре

5-7 лет

8

Тематический план

Месяц

Мероприятия

Цель

Сентябрь

Обследование детей

Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале

Знакомство с мячом

Подготовить детей к обучающему процессу

Октябрь

Совершенствование броска мяча вверх и ловля его двумя руками на месте

Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных положений между предметами

Научиться управлять мячом, чувствовать его

Ноябрь

Выполнять броски и ловлю мяча на месте

Отбивание мяча об пол одной рукой на месте

Контролировать мяч

Декабрь

Отбивание мяча одной рукой на месте.

Передача мяча друг другу различным способом

Научить точности передачи мяча партнеру

Январь

Передача мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя

Перебрасывание друг другу и ловля мяча сидя и стоя спиной друг к другу

Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах

Февраль

Перебрасывание мяча через сетку

Подготовить детей к игре в пионербол

Март

Бросок мяча об пол и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд в движении

Развивать ловкость,

Умение работать с мячом

Апрель

Обучение техники приема и передачи мяча

Обучение технике забрасывания мяча в баскетбольное кольцо

Совершенствовать технику игры

Май

Расстановка игроков на поле

Разработать тактику игры

Методика обучения детей упражнениям с мячом

(Д.В.Хухлаева)

    Катание, прокатывание, скатывание выполняется из разных исходных положений: сидя на полу, сидя на стуле, стоя. Сначала воспитатель сам направляет мяч ребёнку и учит ловить его. Затем дети катают мяч друг другу.

   В исходном положении сидя на полу спина должна быть прямая, мяч находиться между расставленными ногами в слегка согнутых руках. Ребёнок сначала смотрит на того, кому будет катить мяч («прицеливается», измеряет расстояние глазами), затем переводит взгляд на мяч и, наклоняясь вперёд, энергично толкает его кистями; после этого выпрямляется и смотрит, как мяч докатывается до партнёра.

   При катании сидя на стуле ребёнок наклоняется вперёд, кистями рук  толкает мяч, находящийся между ступнями. И после этого выпрямляется.

    При катании из положения стоя присаживается на корточки или наклоняется вперёд, толкает мяч и тут же встаёт.

Нужно научить детей энергично отталкивать мяч от себя в определённом направлении, тогда он будет катиться ровно и быстро, не подскакивая, и его легко поймать. При ловле же нужно внимательно наблюдать за мячом и стараться вовремя схватить его, чтобы он не укатился в сторону.

    Сначала дети катают мяч двумя руками, потом одной –как правой, так и левой. Расстояние постепенно увеличивается от 1 м до 1,5 – 2 м. В дальнейшем задания усложняются: нужно не только докатить мяч до другого ребёнка, но и прокатить его между линиями или ножками стула, в ворота, дугу, между предметами, расставленными на расстоянии 60-40см. Прокатывание можно сочетать с заданиями: попасть в большой мяч или кегли, катать по доске или скамейке, скатывать с наклонной доски. Скатывать мяч с доски можно одной или двумя рукой: ребёнок берёт его снизу обеими руками (ладони вперёд), подходит к доске и, став прямо перед ней, толкает мяч так, чтобы он катился до конца доски; при катании одной рукой нужно подойти к доске сбоку (справа, если катят левой рукой; слева, если правой), взять мяч снизу (ладонью вперёд) и толкнуть его.

      Бросание мяча вверх и ловля двумя руками доступны детям с трёхлетнего возраста. Бросок выполняется двумя руками снизу вверх перед собой. Чтобы сохранить вертикальное направление движения мяча, нужно следить глазами за его полётом. Ловят мяч двумя руками, не прижимая их к туловищу, руки несколько расставлены. Ребёнок старается схватить мяч, зажимая его с двух сторон ладонями рук (слева и справа) или одной рукой сверху, другой –снизу. Можно ловить мяч, подставляя кисти рук, сложенные чашечкой (пальцы расставлены).

     Исходное положение при бросании мяча вверх одной рукой и ловле двумя руками: стойка носки врозь, мяч в одной руке. Бросок делается одной рукой снизу вверх перед собой, при этом ребёнок следит глазами за мячом (способы ловли описаны выше).

     Когда дети освоят простые способы бросания и ловли, им предлагают более сложные задания: подбросить мяч, хлопнуть в ладоши (впереди себя, за спиной, сбоку) и поймать; подбросить, повернуться кругом и поймать мяч; поймать мяч после отскока от пола и т.д.

     Бросание мяча вниз о пол и ловля его. Сначала даётся самое простое упражнение. Исходное положение: стойка ноги врозь, мяч держат в двух слегка согнутых руках, ладони немного расставлены и обращены друг к другу. При броске руки поднимают вверх, затем с силой ударяют мяч о пол. Чем сильнее удар, тем выше отскок мяча. При ловле руки расставлены довольно широко. Когда мяч после отскока начинает падать вниз, его ловят двумя руками (либо прижимая с обеих сторон, либо одной рукой сверху, другой снизу).

     Ударять о пол можно и одной рукой. Исходное положение для этого упражнения: стойка ноги врозь, рука с мячом внизу. Ребёнок сначала поднимает руку на уровень груди ладонью вниз, потом ударяет о пол и затем ловит его двумя руками.

     По мере овладения простыми упражнениями вводятся  усложнённые задания: ударить о пол и поймать мяч после хлопка в ладоши (впереди себя, за спиной, сбоку, с поворотом и др.). Кроме того, детям предлагают упражнения в отбивании мяча на месте двумя руками, одной рукой (правой или левой, кулачком, ребром), с продвижением вперёд по прямой, по кругу (около обруча), змейкой (около или между предметами).

    Бросание мяча в стенку используется в старшей и подготовительной группах. При выполнении этого упражнения дети отставляют правую ногу назад и бросают мяч снизу. Бросать и ловить можно как двумя, так и одной рукой, причём с различными дополнительными заданиями: с хлопком, с поворотом кругом, с отскоком мяча от пола.

    Метание на дальность и в цель выполняется различными способами: «из-за спины через плечо», «прямой рукой сверху», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сбоку».

    Техника метания состоит из следующих элементов: исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия после броска.

    Метание «прямой рукой снизу» применяется для попадания в горизонтальную цель, при бросании мяча друг другу или стенку, при перебрасывании мяча через сетку.

    Исходное положение: ноги чуть шире плеч, правая отставлена назад; правая рука, полусогнутая в локте, перед грудью или вдоль туловища, которое следует повернуть вполоборота вправо; тяжесть тела распределена равномерно на обе ноги, взгляд обращён вперёд. При прицеливании туловище наклоняется вперёд; тяжесть тела переносится на левую ногу; правая, выпрямляясь, ставится на носок; правая рука с предметом сгибается в локте, поднимается вперёд –вверх до уровня глаз ребёнка, левая слегка отводится вниз –назад. При замахе правая рука с предметом идёт назад до отказа, одновременно правая нога отставляется назад и сгибается в колене, причём на неё переносится тяжесть тела; туловище слегка наклоняется вперёд, левая нога выпрямляется; левая рука выносится вперёд. При броске выпрямляются ноги и туловище.

     При обучении метанию в цель используются нарисованные круги, обруч, лежащий или подвешенный. Детей старшего возраста полезно учить попаданию в движущуюся цель – игры «Зайцы и охотники», «Ловишка с мячом».

     Детей дошкольного возраста учат метать мяч двумя руками «снизу», «от груди», «от плеча», «сбоку», «из-за головы».

     Способ двумя руками снизу применяется при бросании мяча через сетку, друг другу. Исходное положение: ноги чуть шире плеч или правая отставлена назад. При прицеливании обе руки с мячом поднимаются вперёд –вверх, тяжесть тела переносится на левую ногу. При замахе руки с мячом опускаются вниз и подводятся к правой ноге. Тяжесть тела переносится на правую полусогнутую ногу, туловище наклоняется вперёд, левая нога выпрямляется. При броске туловище и ноги выпрямляются, руки выносятся вперёд, правая нога приставляется к левой.

    К способу двумя руками от груди прибегают, когда нужно бросить мяч друг другу, в стенку. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью. При прицеливании туловище наклоняется слегка вперёд –вниз, руки с мячом выносятся немного вперёд, тяжесть тела переносится на вперёд стоящую ногу. При замахе туловище и ноги с мячом отклоняются назад, тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу. При броске туловище и нога выпрямляются, руки тоже выпрямляясь, бросают мяч; тяжесть тела переносится на левую ногу; правая нога приставляется к левой.

    Метание способом из-за головы применяется при бросании мяча в обруч и кольцо, через верёвку или сетку. Исходное положение: ноги на ширине плеч; руки подняты вверх и согнуты так, чтобы находился за головой. При замахе туловище и руки отклоняются назад, ноги сгибаются в коленях; тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу. При броске ребёнок выпрямляет туловище и ноги, поднимается на носки, руки вытягивает вперёд –вверх и делает бросок.

    Способами двумя руками сбоку бросают мяч друг другу. Исходное положение: правая нога отставлена назад, руки с мячом отведены назад –вправо. При замахе руки с мячом отводятся назад до отказа, тяжесть тела переносится на правую ногу. При броске тяжесть тела переносится на левую ногу, мяч выбрасывается движением туловища и рук вперёд.

Методы обучения детей упражнениям и играм с мячом

* показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей (младший дошкольный возраст)

* пояснение и показ упражнений

* повторение упражнения

* использование схематичных изображений –алгоритмов выполнения упражнений

* творческие задания

* игровые и соревновательные задания

    С мячом, кроме упражнений в катании, бросании и ловле, можно выполнять упражнения общеразвивающего характера, например наклоны. Повороты, приседания и другие движения.

     С мячами может быть проведено огромное количество упражнений, которые можно включить в занятие секции «Школа мяча» в качестве разминки или его части.

Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом

(Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева)

  1. И.п: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить, мяч держать в правой руке. Выполнение: поднять руки через стороны вверх, переложить мяч из правой руки в левую. Опустить руки через стороны вниз.
  2. И.п: то же.

     Выполнение: быстро перекладывать мяч из одной руки в другую (впереди и сзади

     себя).

  1. И.п: тоже.

     Выполнение: поднять правую (левую) ногу, согнув её в колене. Переложить мяч из

     одной руки в другую под коленом, вернуться в и.п.

  1. И.п: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опустить, мяч держать в одной руке. Выполнение: наклониться, положить мяч на пол и, придерживая его руками, прокатить вокруг одной и другой ноги. Взять мяч двумя руками, выпрямиться.
  2. И.п: сесть на пол, скрестив ноги, в руки взять мяч.

     Выполнение: повернуться вправо (влево), положить предмет сбоку. Сесть прямо,

     руки положить на колени. Повернуться, взять предмет. Вернуться в и.п.

  1. И.п: сесть, ноги вместе, вытянуты. В одной руке держать мяч.

     Выполнение: приподнять ноги от пола, переложить под ногами мяч из одной руки в

     другую, вернуться в и.п.

  1. И.п: то же.

     Выполнение: положить мяч на пол сбоку и, придерживая его руками, прокатить

     вокруг себя.

  1. И.п: то же, ноги врозь.

     Выполнение: положить мяч между ступнями, взять его ступнями, приподнять,

     подтянуть к себе, согнув ноги. Вытянуть ноги, снова положить мяч на пол.

     Вариант упражнения: выполнять упражнение так же, перекладывая мяч справа

     налево и слева направо.

  1. И.п: сесть, ноги вытянуть, мяч держать двумя руками перед собой.

     Выполнение: лечь на спину, поднять руки вверх и коснуться за головой мячом пола.

     Опустить руки.

  1. И.п: сесть на стул, взять в руки мяч. Выполнение: наклониться вперёд, не вставая со стула, положить мяч на пол перед собой, выпрямиться, снова наклониться, взять предмет и выпрямиться.

Игровые упражнения и задания с мячом для индивидуального выполнения

(Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева)

«Дотронься до мяча»

Взрослый держит в руке небольшой мяч в сеточке. Ребёнку предлагают подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Подражая мячу, дети подпрыгивают на двух ногах, а взрослый произносит слова из стихотворения С.Маршака «Мяч»:

             Мой весёлый, звонкий мяч,

             Ты куда помчался вскачь?

             Красный, жёлтый, голубой,

             Не угнаться за тобой!

«Прокати мяч»

Малышу предлагают прокатить большой мяч взрослому, находящемуся от него на расстоянии 1,5-2 м. Взрослый возвращает мяч ребёнку. Сначала ребёнок играет сидя на полу, затем стоя, наклоняясь для того, чтобы оттолкнуть мяч. Расстояние от взрослого до ребёнка постепенно увеличивают до 3-4 м.

«Прокати мяч в ворота»

Прокатить мяч в одном направлении на расстояние 1-1.5 м в ворота шириной 50 см. Прокатив ребёнок сам догоняет мяч.

«Брось дальше»

Ребёнок бросает мяч, стоя на линии, начерченной на земле. На месте падения взрослый делает метку и предлагает бросить ещё дальше.

«Поймай мяч»

Взрослый, стоя напротив ребёнка (1,5 -2 м), бросает ему мяч. Ребёнок возвращает мяч. взрослый сопровождает действия словами: «Лови, бросай, упасть не давай». Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произносить медленно.

«Подбрось – поймай»

Ребёнок бросает мяч вверх и ловит его. Взрослый считает, сколько раз малыш поймает мяч.

«Подбрось выше»

Ребёнок подбрасывает мяч как можно выше.

«Перебрось через верёвку»

Ребёнок становится напротив верёвки, натянутой на высоте поднятой руки малыша. Расстояние от ребёнка до верёвки – не более 1,5 м. Ребёнок бросает мяч из-за головы двумя руками, стараясь перебросить его через верёвку, затем бежит за ним и снова бросает.

Коллективные подвижные игры  и эстафеты с мячом

 «Ловишка с мячом»

На земле чертят круг (диаметр 2м). Ловишка - в центре круга с мячом. После слов: «Раз, два, три –лови!» -дети бегут, а ловишка «осаливает» мячом убегающих детей.

«Мяч через сетку» (элементы волейбола).

«Мяч в сетку» (элементы баскетбола).

«Поймай мяч»

В игре –трое играющих. Двое становятся на расстоянии не менее 3м друг от друга и пере-брасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним.

«Мяч водящему»

Нужно провести две линии. Расстояние между ними 2-3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребёнку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время вся колонна играющих подвигается вперёд и к исходной ли-нии подходит следующий играющий.

«Сбей кеглю»

Играющий становится за линию, в 2-3 м от которой находится кегля. Надо сбить её мячом. Мяч можно прокатывать, бросать или ударять ногой.

«Передай мяч»

Играющие распределяются на команды и выстраиваются в колонны. У игроков, стоящих первыми, в руках по одному большому мячу (диаметр 20-25 см). По сигналу воспитателя начинается передача мяча назад двумя руками над головой (за головой) стоящим сзади. Как только игрок, стоящий последним в колонне, получит мяч, он быстро бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Побеждает та команда, дети которой быстро выполнили упражнения и ни разу не уронили мяч.

«Мы, весёлые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится вторая черта. В центре находится ловишка. Играющие хором произносят:

                «Мы, весёлые ребята,

                Любим бегать и скакать,

                Ну, попробуй нас догнать.

                Раз, два, три – лови!»

После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту. Считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается второй ловишка.

«Школа мяча»

Играющие строятся в колонны, в руках у первых игроков по одному большому мячу. Перед каждой колонной положен обруч (диаметром 50 см). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и передаёт следующему, а сам бежит в конец своей колонны. Когда первый в колонне окажется снова на своём месте, то, получив мяч, он поднимает его над головой.

«Мяч в стену»

Команды строятся в колонны на расстоянии 3 м от стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену, ловят его после отскока от земли и передают следующим, а сами бегут каждый в конец своей колонны.

«Охотники и утки»

Играющие делятся на две команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается и дети меняются ролями.

«Не давай мяч водящему»

В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому-либо это удаётся, то он выходит из круга. А водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.

«Проведи мяч»

Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг другу, ставятся кубики (5-6 шт.) на расстоянии 1.5 м. По сигналу воспитателя первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут 2-3 предмета, в игру включаются следующие ребята. Каждый выполнивший задание встаёт в конец своей колонны.

Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом

(Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет»)

  1. И.п.: основная стойка, мяч в обеих руках внизу, 1-2 поднять мяч вверх, поднимаясь на носки; 3-4 –вернуться в исходное положение (6-7 раз).
  2. И.п.: стоя на коленях, мяч в обеих руках перед собой. 1-4 –прокатить мяч вокруг себя вправо; 5-8 –влево (6 раз).
  3. И.п.: сидя ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. 1-2 наклониться, прокатить мяч от одной ноги к другой; 3-4 –вернуться в исходное положение (5-6раз).
  4. И.п.: лёжа на спине, ноги прямые, мяч в обеих руках за головой. 1-2 –поднять правую согнутую в колене ногу, коснуться мячом; 3-4 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6 раз).
  5. И.п.: основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой. Подбрасывать мяч произвольно вверх и ловить двумя руками (5 раз), затем пауза и снова повторить.
  6. И.п.: основная стойка, мяч в согнутых руках. 1-присесть, вынести мяч вперёд, руки прямые; 2 –вернуться в исходное положение (6 раз).
  7. И.п.: основная стойка, мяч на полу, руки на поясе. 1-8 –прыжки вокруг мяча на двух ногах (3-4 раза).

Комплекс упражнений с мячами

(по программе «Старт» Р.А.Юдиной, Л.В.Яковлевой)

  1. «Солнышко». Подбрасывать и ловить мяч двумя руками.

Солнце светит высоко, солнце светит низко.

Мяч бросаю далеко, мяч бросаю близко.

  1. «Хлопушки». Подбрасывать мяч вверх и ловить после одного или двух хлопков.

Вот подброшу к верху мяч, не умчится мячик вскачь!

Хлопну громко в две ладоши –я ловец мячей хороший.

  1. «Отбивалки». Отбивать мяч об пол двумя руками или одной рукой.

Прыг-скок, прыг-скок! Встал наш мячик на носок,

А потом на пятку –заплясал вприсядку!

Прямо, боком, кулачком управляю я мячом!

  1. «Подскок». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол.

К солнцу мяч взлетает, знает, что поймают.

Я немного подожду –прыгнет вниз, тогда словлю.

  1. «Хлоп – гоп». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладони.

Вверх бросок, об пол –отскок.

Хлопну громко: «Хлоп и гоп!»

  1. «Вертушка». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока и кружения.

Быстро кружится волчок, хочет лечь он на бочок.

Я упасть мячу не дам и его поймаю сам!

  1. «Корзинка». Подбрасывать мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропускать в него падающий мяч. После отскока поймать его.

Ловим мяч в корзину ловко. Бросим вверх – там остановка.

А потом он вниз летит. Мяч от нас не убежит!

  1. «Качели». Упражнение в паре. Бросить мяч сверстнику, стоящему на расстоянии 1,5-2м, с отскоком об пол.

Вот и полетели быстрые качели.

Ты –мне, я –тебе. Веселее нам вдвойне!

  1. «Ведение по кругу». Стоя на коленях прокатить мяч по кругу вокруг себя одной рукой. Руку за спиной поменять.

Дружные ребята, девочки и мальчики.

Весело играют в озорные мячики.

1, 2, 3, 4, 5 –начинаем мы катать!

Уровень образования воспитанников по данной программе

Параметры

Формы и методы диагностики

Уровень знаний

Дети должны знать:

-разновидность спортивных игр;

-Название разных мячей к каждой игре;

-название спортсмена определенного вида спорта с мячом

Д/и «Назови спортивную игру»

Д/и «Что за мяч»

Д/и «Какой спортсмен играет в эту игру?»

Схемы движений с мячом для самостоятельных игр

Уровень умений

Дети должны уметь:

-выполнять бросание мяча разными способами;

-Отбивание мяча в разных положениях;

-Забрасывание мяча в корзину с места и с трех шагов.

-ведение мяча между предметами и с дополнительными заданиями;

-отбивание мяча через сетку несколькими игроками;

-Перебрасывание мяча друг другу в разных положениях

Игровые тестовые упражнения для детей

Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом

Ф.И. ребенка

Умение выполнять бросание мяча разными способами

Умение отбивания мяча в разных положениях

Умение забрасывать мяч в корзину с места и с трех шагов

Умение ведения мяча между предметами и с дополнительными заданиями

Умение отбивать мяч через сетку несколькими игроками

Умение перебрасывать мяч друг другу в разных положениях

        

Диагностические критерии:

Низкий уровень: неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм с мячом.

Средний уровень: технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно, оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

Высокий уровень: уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Ребенок способен придумать новые варианты действий с мячом

Используемая литература:

  1. Д.В.Хухлаева. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.
  2. Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева. Физические упражнения для дошкольников.
  3. Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет.
  4. В.Г.Фролов. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке.
  5. Гришин В. «Игры с мячом и ракеткой». Сборник игр и занятий.- М.: Скрипторий, 2003 г.
  6. Желобкович Е. Ф. Футбол в детском саду. Практическое пособие.- М.: Скрипторий , 2003 г.
  7. Николаева Н.И. Школа мяча. Учебно — методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство – пресс, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа со старшими дошкольниками "Школа мяча"

Программа содержит планирование занятий с детьми по обучению элементам баскетбола, футбола и волейбола...

Кружковая работа дополнительного образования «Школа мяча»

Кпужковая работа дополнительного образования "Школа мяча" как средство развития двигательных способностей детей старшего  дошкольного возраста...

Кружковая работа "Школа мяча"

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы физкультурно-спортивной направленности для детей от 5 до 6 лет....

Программа кружковой работы "Школа мяча"

Данный материал предназначен для детей старшей или подготовительной групп, где даются обучающие задания для работы с мячом....

кружковая деятельность "Школа мяча"

quot;Школа мяча" кружковая деятельность в саду...

Программа кружковой деятельности "Школа мяча" для детей старшего дошкольного возраста

    Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольного возраста показывают, что функциональные возможности детей старше...

Воспитание здорового ребёнка посредством кружковой деятельности «Школа мяча»

Цель кружковой деятельности: обучение детей спортивным играм (баскетбол, футбол, волейбол, пионербол) для совершенствования деятельности основных физиологических систем организма и улучшения физическо...