Программа кружковой работы "Школа мяча"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Смирнова Наталья Николаевна

Данный материал предназначен для детей старшей или подготовительной групп, где даются обучающие задания для работы с мячом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  кружковой работы

«Школа мяча»

Руководитель:

инструктор по ФК

Смирнова Наталья  Николаевна

Срок  реализации 1 год

Пояснительная  записка

Дошкольный возраст наиболее ответственный период в развитии организма и один из важнейших в становлении физических качеств. Организм ребенка в данный период быстро растет и развивается, в то же время сопротивляемость неблагоприятным влияниям условиям среды еще низка.

Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях рук, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, формируя костно-мышечный корсет, что способствует выработке хорошей осанки.

Актуальность и целесообразность создания данной программы.

Важность данного направления в работе с дошкольниками обуславливается тем, что в “Программе воспитания и обучения детей в детском саду” (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) недостаточно уделено внимание развитию игровых видов спорта. В требованиях программы «Физическая культура» (начальная школа, под редакцией А. П. Матвеева, предусматривает обучение детей с 1 класса спортивным играм: футболу, волейболу, баскетболу и др.

Поэтому внедрение в работу кружка «Школа мяча» будет способствовать реализации принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Цель: обучить детей элементам спортивных игр (баскетбол, пионербол, волейбол, футбол).

Задачи:

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма дошкольников;

- развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

- формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

- воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Количество занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня.

Длительность кружкового занятия для детей подготовительной группы -

30 минут.

Место проведения кружка – спортивный зал ДОУ

Количество детей в кружке: 10 человек

Форма обучения – специально организованные занятия, подгрупповые и индивидуальные упражнения.

Методы обучения

* показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей

* пояснение и показ упражнений

* повторение упражнения

* использование схематичных изображений

* игровые и соревновательные задания

Содержание образовательной деятельности:

  • Перспективное планирование занятий спортивного кружка (тематический план)
  • План – график распределения программного материала

Ожидаемые результаты и способы их определения

Прогнозируемые результаты:

В конце обучения старшие дошкольники научатся:

техникам удержания, передачи, ловли и ведению мяча, бросания мяча в корзину;

использовать навыки передачи, ловли, ведения и бросания мяча в корзину в игре

ориентироваться на площадке: находить свободное, более удобное для успешного ведения игры место;

играть коллективно, подчинять собственные желания интересам команды, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях;

слушать сигнал инструктора.

Механизм оценки получаемых результатов

Для оценки эффективности проводимой работы использую следующие показатели:

1. владение техникой удержания мяча;

2. владение техниками ловли мяча (одной и двумя руками);

3. владение техниками передачи мяча (двумя руками от груди, стоя на месте и при движении, одной рукой от груди в движении после ловли мяча);

4. владение техникой ведения мяча (на месте, вокруг себя, продвигаясь шагом, с изменением направления движения, правой и левой рукой);

5. владение техникой бросания мяча в корзину (двумя руками от груди с места, после ведения с фиксацией остановки, одной рукой от плеча после ловли мяча);

6. сочетание полученных навыков между собой и другими действиями с мячом и без мяча;

7. владение навыками коллективной игры.

Мониторинг детей по овладению элементами спортивных игр проводится в начале и конце учебного года.

Тематический план на 2016-17 учебный год

Месяц –Тема- Задачи- Содержание- Материал

Октябрь «Элементы футбольной техники »

Развивать ориентировку в пространстве.

Упражнять в обманных движениях мяча.

Познакомить с тактикой игры футбол.

1 неделя

Ознакомление  детей  со  спортивными  играми (хоккей, футбол, баскетбол, бадминтон, настольный  теннис, городки).

2 неделя

Беседа  о  спортивной  игре- баскетбол. Показ  иллюстраций. Показ  нескольких  действий  с  мячом.

3 неделя

Ознакомление  с  правилами  игры  в  баскетбол. Обучение  детей  принимать  правильную  стойку  баскетболиста.

4 неделя

Обучение  технике  перемещения.

Ноябрь «Подводящие упражнения для разучивания элементов техники игры в волейбол (пионербол)». 

Работа в парах Совершенствовать координацию движений, ориентировку в пространстве, закреплять технику перебрасывания мяча. 

1 неделя

Свободные  действия  с  мячом. Научить  детей  правильно  держать  мяч.

2 неделя

Бросок  мяча  вниз и ловля  его  после  отскока. Бросок  мяча  вверх и ловля  его  двумя  руками.

3 неделя

Бросок  мяча  как  можно  выше и ловля  его  после  отскока  от  пола или  на  лету. Перебрасывание  мяча  правой, левой рукой, ловля  его  двумя  руками.

Декабрь «Элементы баскетбольной техники Упражнять в передаче – ловле мяча одной рукой, ведении мяча одной рукой.»

1 неделя

Передача  мяча  по  кругу вправо (влево)  произвольным  способом. Передача  мяча  двумя  руками  от  груди  в  стенку и ловля.

2 неделя

Передача  мяча  двумя  руками  от  груди, стоя на месте парами. Передача  мяча  двумя  руками  от  груди при  движении  парами.

3 неделя

Ловля  мяча и передача  его  одной  рукой  от  груди (в движении). Передача  мяча  в  шеренге, по  кругу (вправо, влево).

4 неделя

Передача  мяча  в  колоннах с переходом  в  конце  своей, а затем  противоположной  колонны.

Январь Элементы баскетбольной техники Совершенствовать действия с мячом.

1 неделя

Удары  мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот.

2 неделя

Ведение мяча  на месте правой( левой рукой . Ведение  мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча  двумя  руками  (произвольным  способом),

3 неделя

Ведение  мяча  на  месте  поочередно  то  правой, то левой  рукой. Ведение  мяча  вокруг  себя.

4 неделя

Ведение  мяча, продвигаясь  вперед. Ведение  мяча  с  изменением  направления  передвижения, скорости  передвижения, высоты  отскока  мяча.

Февраль Элементы баскетбольной техники  Совершенствовать действия с мячом. 

1 неделя

Ведение  мяча правой – левой  рукой и остановка. Ведение  мяча, остановка и передача  мяча.

2 неделя

Перебрасывание  мяча  через  сетку  или  веревку, натянутую  выше  головы  ребенка (произвольным  способом). Метание  мяча  в  баскетбольный  щит, установленный  на разной  высоте.

3 неделя

Бросок мяча в корзину после ведения ( с фиксацией остановки). Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.

Март  Элементы техники игры в баскетбол. ) Упражнять в перебрасывании мяча через сетку.

1 неделя

Подвижные  игры: «За  мячом», «Поймай  мяч»

2 неделя

Подвижные  игры: «У кого  меньше  мячей», «Мяч  ведущему»

3 неделя

Подвижная  игра «Перестрелка»

4 неделя

Повторение  правил  игры  в  баскетбол.

 Апрель

Апрель Элементы техники  подвижной игры «У кого  меньше  мячей»

1 неделя

Изучение  правил  проведения  игры. Подвижная  игра «У кого меньше  мячей»

2 неделя

Провести  первую  игру.

3, 4 неделя

Закрепить правила проведения  игры.

Май Подвижные игры.

Веселые эстафеты Развивать ловкость. Соблюдать проведение игры. П/и «За мячом»

«Поймай мяч»

«Кого назвали, тот и ловит»

«Мяч ведущему»

«Передал – садись» - мячи

- музыкальное сопровождение

Список используемой литературы:

1. Д. В. Хухлаева. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.

2. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. Физические упражнения для дошкольников.

3. Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет.

4. В. Г. Фролов. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке.

Игровые упражнения и задания с мячом для индивидуального выполнения

(Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева)«Дотронься до мяча»

Взрослый держит в руке небольшой мяч в сеточке. Ребёнку предлагают подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками.

«Прокати мяч в ворота»

Прокатить мяч в одном направлении на расстояние 1-1.5 м в ворота шириной 50 см. Прокатив, ребёнок сам догоняет мяч.

«Брось дальше»

Ребёнок бросает мяч, стоя на линии, начерченной на земле. На месте падения взрослый делает метку и предлагает бросить ещё дальше.

«Поймай мяч»

Взрослый, стоя напротив ребёнка (1,5 -2 м, бросает ему мяч. Ребёнок возвращает мяч. взрослый сопровождает действия словами: «Лови, бросай, упасть не давай». Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произносить медленно.

«Подбрось – поймай»

Ребёнок бросает мяч вверх и ловит его и считает, сколько раз поймает мяч.

«Подбрось выше»

Ребёнок подбрасывает мяч как можно выше.

«Перебрось через верёвку»

Ребёнок становится напротив верёвки, натянутой на высоте поднятой руки малыша. Расстояние от ребёнка до верёвки – не более 1,5 м. Ребёнок бросает мяч из-за головы двумя руками, стараясь перебросить его через верёвку, затем бежит за ним и снова бросает.

Коллективные подвижные игры и эстафеты с мячом

«Ловишка с мячом»

На земле чертят круг (диаметр 2м). Ловишка - в центре круга с мячом. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети бегут, а ловишка «осаливает» мячом убегающих детей.

«Мяч через сетку» (элементы волейбола).

«Мяч в кольцо» (элементы баскетбола).

«Поймай мяч»

В игре 3-е играющих. Двое становятся на расстоянии не менее 3м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним.

«Мяч водящему»

Нужно провести две линии. Расстояние между ними 2-3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребёнку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время вся колонна играющих подвигается вперёд и к исходной линии подходит следующий играющий.

«Сбей кеглю»

Играющий становится за линию, в 2-3 м от которой находится кегля. Надо сбить её мячом. Мяч можно прокатывать, бросать или ударять ногой.

«Передай мяч»

Дети распределяются на команды и выстраиваются в колонны. У игроков, стоящих первыми, в руках по одному большому мячу (диаметр 20-25 см). По сигналу воспитателя начинается передача мяча назад двумя руками над головой (за головой) стоящим сзади. Как только игрок, стоящий последним в колонне, получит мяч, он быстро бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Побеждает та команда, дети которой быстро выполнили упражнения и ни разу не уронили мяч.

«Школа мяча»

Игроки строятся в колонны, в руках у первых по одному большому мячу. Перед каждой колонной положен обруч (диаметром 50 см). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и передаёт следующему, а сам бежит в конец своей колонны. Когда первый в колонне окажется снова на своём месте, то, получив мяч, он поднимает его над головой.

«Мяч в стену»

Команды строятся в колонны на расстоянии 3 м от стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену, ловят его после отскока от земли и передают следующим, а сами бегут каждый в конец своей колонны.

«Охотники и утки»

Играющие делятся на две команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается и дети меняются ролями.

«Не давай мяч водящему»

В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому-либо это удаётся, то он выходит из круга. А водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.

«Проведи мяч»

Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг другу, ставятся кубики (5-6 шт.) на расстоянии 1.5 м. По сигналу инструктора первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут 2-3 предмета, в игру включаются следующие ребята. Каждый выполнивший задание встаёт в конец своей колонны.

Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом

(Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет»)

1. И. п.: основная стойка, мяч в обеих руках внизу, 1-2 поднять мяч вверх, поднимаясь на носки; 3-4 –вернуться в исходное положение (6-7 раз).

2. И. п.: стоя на коленях, мяч в обеих руках перед собой. 1-4 –прокатить мяч вокруг себя вправо; 5-8 –влево (6 раз).

3. И. п.: сидя ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. 1-2 наклониться, прокатить мяч от одной ноги к другой; 3-4 –вернуться в исходное положение (5-6раз).

4. И. п.: лёжа на спине, ноги прямые, мяч в обеих руках за головой. 1-2 –поднять правую согнутую в колене ногу, коснуться мячом; 3-4 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6 раз).

5. И. п.: основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой. Подбрасывать мяч произвольно вверх и ловить двумя руками (5 раз, затем пауза и снова повторить.

6. И. п.: основная стойка, мяч в согнутых руках. 1-присесть, вынести мяч вперёд, руки прямые; 2 –вернуться в исходное положение (6 раз).

7. И. п.: основная стойка, мяч на полу, руки на поясе. 1-8 –прыжки вокруг мяча на двух ногах (3-4 раза).

Комплекс упражнений с мячами

(по программе «Старт» Р. А. Юдиной, Л. В. Яковлевой)

1. «Солнышко». Подбрасывать и ловить мяч двумя руками.

Солнце светит высоко, солнце светит низко.

Мяч бросаю далеко, мяч бросаю близко.

2. «Хлопушки». Подбрасывать мяч вверх и ловить после одного или двух хлопков.

Вот подброшу к верху мяч, не умчится мячик вскачь!

Хлопну громко в две ладоши – я ловец мячей хороший.

3. «Отбивалки». Отбивать мяч об пол двумя руками или одной рукой.

Прыг-скок, прыг-скок! Встал наш мячик на носок,

А потом на пятку – заплясал вприсядку!

Прямо, боком, кулачком управляю я мячом!

4. «Подскок». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол.

К солнцу мяч взлетает, знает, что поймают.

Я немного подожду – прыгнет вниз, тогда словлю.

5. «Хлоп – гоп». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладони.

Вверх бросок, об пол – отскок.

Хлопну громко: «Хлоп и гоп!»

6. «Вертушка». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока и кружения.

Быстро кружится волчок, хочет лечь он на бочок.

Я упасть мячу не дам и его поймаю сам!

7. «Корзинка». Подбрасывать мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропускать в него падающий мяч. После отскока поймать его.

Ловим мяч в корзину ловко. Бросим вверх – там остановка.

А потом он вниз летит. Мяч от нас не убежит!

8. «Качели». Упражнение в паре. Бросить мяч сверстнику, стоящему на расстоянии 1,5-2м, с отскоком об пол.

Вот и полетели быстрые качели.

Ты – мне, я –тебе. Веселее нам вдвойне!

9. «Ведение по кругу». Стоя на коленях прокатить мяч по кругу вокруг себя одной рукой. Руку за спиной поменять.

Дружные ребята, девочки и мальчики.

Весело играют в озорные мячики.

1, 2, 3, 4, 5 –начинаем мы катать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой деятельности "Школа мяча" для детей старшего дошкольного возраста

    Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольного возраста показывают, что функциональные возможности детей старше...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...